Напоминание

"Зимушка - зима"


Автор: Амелькина Яна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Подпорожский детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей"
Населённый пункт: Ленинградская область., г. Подпорожье
Наименование материала: Познавательно - исследовательский проект
Тема: "Зимушка - зима"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Подпорожский детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» Познавательно - исследовательский проект для детей второй группы раннего возраста .
«Зимушка - зима»
Выполнила: Амелькина Я.С., воспитатель Подпорожье - 2015г.

Паспорт проекта:

Полное название проекта:
«Зимушка - зима».
Автор проекта:
воспитатель Амелькина Яна Сергеевна.
Тип, вид проекта:
исследовательский, познавательный, творческий, групповой, краткосрочный.
Возрастная группа:
дети второй группы раннего возраста.
Участники проекта:
дети 2- 3 лет, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Срок реализации:
декабрь.
Актуальность проекта
Экологические представления рассматриваются с учетом возрастных особенностей ребенка. Причем в процессе приобщения ребенка к природе большое внимание уделяется взаимодействию воспитателей ДОУ с родителями. Согласованность действий в этом вопросе приобретает едва ли не первостепенное значение. Уже с раннего возраста необходимо: 1. Учить детей подмечать особенности зимних явлений под контролем взрослого, а затем самостоятельно. 2. Учить с помощью взрослого проводить простые эксперименты со снегом. 3. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе и безопасному поведению во время прогулок. 4. Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь. 5. Обогащать и активизировать словарный запас. При отсутствии нужной предметно-развивающей среды у ребенка исчезает стремление узнавать новое, возникает апатия ко всему окружающему, пропадает интерес к игровой деятельности. А ведущая деятельность в дошкольном возрасте – это игра. Именно в процессе игры ребенок не только овладевает знаниями, учится строить отношения с другими людьми, смеется и грустит, думает, переживает; но у него и формируются элементарные представления об окружающей природе. Как показывают исследователи, основа формирования представлений о зимних явлениях природы – развитие речи, обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, развития движений, действий и всей деятельности ребенка. Приобретение такого опыта начинается с первых дней его жизни, его обогащение в правильном сочетании со словом взрослого выступает одним из важнейших факторов развития экологических представлений детей. Сочетание слов с непосредственным сенсорным восприятием остается на всем протяжении первых трех лет ведущим для развития речи ребенка. Употребляемые взрослыми слова должны в основном опираться на имеющийся чувственный опыт ребенка. Поэтому большое значение имеет совместное со взрослым рассматривание иллюстраций о зиме, наблюдения за явлениями природы, действиями окружающих. В соответствии с комплексной образовательной программой по ФГОС под редакцией Веракса, М. А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду от рождения до школы» я поставила следующие:
Цели:
1. Расширять представления о зиме, помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа; 2. Воспитывать бережное отношение к природе;
3. Создавать у детей радостное настроение посредством привлечения к праздничным мероприятиям; 4. Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы «Зима» и Новогоднего праздника; 5. Познакомить с зимними видами спорта (зимними забавами).
Задачи:
1. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег, люди надевают зимнюю одежду). 2. Организовать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их. Учить наблюдать за птицами, не беспокоя их и не причиняя им вреда. 3. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т. д., предлагать детям передавать это в рисунках. 4. Побуждать детей участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек. 6. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других детей (рассказать, как опасно есть снег и сосать сосульки). 7. Организовывать подвижные игры с правилами на зимнюю тему. 8. Развивать желание детей петь Новогодние песенки, читать стихи, выполнять танцевальные движения. 9. Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности. 10. Формировать потребности в чтении, как источник новых знаний об окружающем. 11. Развивать умение общаться со взрослым, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог. 12. Закрепить знания детей о зимней одежде, обуви. 13. Укреплять здоровье детей, осуществлять закаливающие процедуры, приобщать детей к здоровому образу жизни. 14. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки. 15. Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности. 16. Формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки; ее способности передавать различные эмоции, настроения.
Стратегия реализации проекта

Проект предполагает этапы работы:
I этап – подготовительный:
 Подобрать методическую литературу по теме.  Подобрать художественную литературу для чтения детям.  Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).  Составить перспективный план.  Разработка конспектов мероприятий.  Разработка памяток, рекомендаций для родителей.  Проведение бесед, опытов (исследовательская деятельность с детьми на тему «Свойства воды, снега, льда»).  Создание условий в группе и на игровом участке.
II этап - основной
Объем и содержание работы: Направления деятельности Содержание деятельности Интеграция образовательных областей Наблюдения с детьми  Птицы зимой (наблюдение за зимующими птицами, прилетающими к кормушке).  Насекомые зимой (беседа).  Лесные жители (беседа).  Деревья и кустарники (наблюдение в зимний Познание
период года).  Участок нашей группы. (наблюдение за явлениями природы, типичными для зимы (иней, снег, гололед, метель).  «Зачем нам зима?» (наблюдение за состоянием погоды).  Наблюдение за сосульками (длинные, острые, тяжелые, состоят изо льда), нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие сосульки; нельзя брать снег и сосульки в рот, т.к. может заболеть горло). Опыты, эксперименты, поиск  «Какой бывает снег?»  «Снег – вода – лед»  Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий).  Опыты со снегом, водой и льдом. Познание Чтение произведений  А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Хорол «Зайчик», О. Высотская «Елочка», А. Барто «Снег сегодня белый-белый…», «Веселый снеговик» сборник стихов, «Новогодний подарок» М.Каминская, «Лесной экспресс» И.Ищук, «Снежинки для мамы» Э.Н.Заболотная ;  Сказки: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк».  Серии: «Времена года для малышей», «Зимние забавы», «Зимние праздники», «Звери зимой», «Художники о зиме». Чтение художественной литературы Рассматривание иллюстраций, картин  Рассматривание сюжетных картин («Зима», «Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик», «Новогодняя елочка» и др.).  Составление описательных рассказов по Коммуникация, Познание, Развитие речи.
картинам.  Заучивание стихотворений о зиме.  Использование загадок, пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла. Игровая деятельность  Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Назови дерево», «Кто, где живет?», «Зима - лето», «Назови птиц», «К дереву беги», «Какой лед».  Настольно-печатные игры: «Подбери картинку», «Чей домик?», «Чей малыш?», «Дикие и домашние животные», «Найди пару», «Разрезные картинки». Познание, коммуникация, Развитие речи. Образовательная деятельность  «Зимний лес», «Птицы зимой», «Звери – зимой», «Скоро Новогодний праздник», «Зима в лесу», «Зимние забавы родителей и малышей», «Найди предмет по картинке», «Елочные гирлянды», «Новый год».  Интегрированное занятие: «Эх, Зимушка, Зима!».  Занятие – развлечение: «Зимние забавы». Развитие речи, Познание. Беседы  «Зима и дети. Зимние забавы»  «Если б не было зимы…»  «Зачем людям зима?»  «Зима в лесу»  «Если хочешь быть здоров…»  «Безопасность на улице» Коммуникация, Познание. Музыкальные произведения (слушание, танцы)  «Зимняя сказка»  «Кабы не было зимы.»  «Весёлая зима»  «Новогодний ветер» Музыка
 «Дед Мороз»  «Елочка». Художественно- эстетическая деятельность  Русская народная игра «Зимний хоровод».  Драматизация сказки «Заячья избушка».  Разучивание песен: «Дед Мороз», «Весят на елке бусы».  Заучивание новогодних стихов. Коммуникация Музыка Физкультурно - оздоровительная деятельность  Подвижные игры «Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках»; «Выпал беленький снежок», «Снежинки – пушинки».  Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту».  Скольжение по ледяным дорожкам.  Ходьба по снежным тропинкам .  Игра в снежки.  Катание с горки на санках - «ледянках».  Физкультурное развлечение: «Мы морозов не боимся!».  Постройки из снега «Горка», «Домик для зверей». Физическая культура, Коммуникация. Развивающая среда  Сюжетные картины на зимнюю тематику.  Альбомы для рассматривания «Времена года», «Зимующие птицы», «Дикие животные».  Книжки – раскраски (для малышей): «Дикие животные», «Зимние забавы», «Времена года».  Фотоальбомы на тему «Новогодние открытки».  Художественная литература.  Оформление группы. Познание, Коммуникация. Художественное творчество  Работы по аппликации на темы: «Падает снег», «Кружатся снежинки», «Снеговик»  Работы по рисованию на темы «Деревья в снегу», «Снежный лес», «Елочка – зеленая иголочка», Лепка Рисование Аппликация
«Новогодние шары».  Лепка из пластилина на темы «Снеговик», «Зерна для птиц», «Нарядим нашу елку», «Елочка».  Рисование: « Снежок порхает, кружится…», « Птица – птица», « Елочка – зеленая иголочка», «Новогодняя елка». Работа с родителями (Информационн ый материал для родителей)  Буклет «Опыты и эксперименты с детьми дома»;  Папка передвижка для родителей «Зимние забавы»;  Рекомендации «Опыты и эксперименты с детьми зимой»;  Памятки: «10 мифов о морозной погоде»; «Профилактика гриппа и других простудных заболеваний»;  Выставка детских поделок на тему «Зимушка - зима»;  Выставка семейных поделок на тему «Зимушка – зима»;  Привлечение помощи родителей к постройке снежного лабиринта, горки для катания на санках.
III этап - заключительный
Новогодний, музыкальный праздник «В гостях у Мышки» .
Результат работы
Данный проект реализован в рамках образовательной программы детского сада и федеральных государственных образовательных стандартов, с учётом учебного плана для детей младшего дошкольного возраста. После проведённой работы произошло:  Расширение кругозора детей.
 Повышение процента детей с высоким и средним уровнем знаний об окружающем по теме «Зима».  Привлечение большего количества родителей, воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию. Работа на данную тему будет продолжена в течение года (январь, февраль). Познакомим детей с сезонными изменениями года, зимней одеждой и обувью и т.д.. Продолжим проводить опыты и эксперименты, наблюдать на прогулке за поведением птиц, животных.
Работа на будущее
 Вести активную работу по экологическому воспитанию;  Использовать различные формы работы, интеграцию образовательных областей;  Использовать современные педагогические технологии;  Распространять и обобщать опыт.

Сценарий к новогоднему празднику «В гостях у Мышки»

Цели:
 Развивать интерес к музыке , желание слушать музыкальные композиции , подпевать , выполнять простейшие танцевальные движения .  Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения .  Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием ; передавать образы ( птички летят , зайки прыгают и т . д .).  Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу , врассыпную .  Вызвать эмоциональный интерес к празднику « Новый Год !». Дети со Снегурочкой входят в музыкальный зал. Снегурочка: С Новым Годом, С Новым Годом! Поздравляю всех детей. Как красива наша елка, Сколько бус, шаров на ней. Давайте пойдем вокруг елочки, посмотрим на игрушки. (Ребята вместе со Снегурочкой идут вокруг елки). Какая у Вас красивая елочка, а почему на ней огоньки не горят? Давайте хлопнем в ладоши и скажем: «Елочка, гори!» (На елочки зажигается елочная гирлянда). Наша елочка стоит, Огоньками вся горит. А притопнут каблучки И погаснут огоньки. (Топают – гаснет) Хлопай, хлопай, гори! (хлопают) Ай да елка! Просто диво. Как нарядна, как красива. Елочка – красавица Вам ребятки, нравится (Отвечают: «Да») Ну, тогда все в круг вставайте,
Дружно песню начинайте. (Новогодний хоровод «Блестят на елке бусы…») Снегурочка: Ребята, а давайте покатаемся на саночках. Вставайте друг за другом. Поехали! (Едут вокруг елки). Посмотрите дети - норка. Кто – то в норочке живет. Слышу чей-то голосочек, В норке песенку поет. Мышка: Я – Серая Мышка, такая трусишка, от стужи спасаюсь в норе. Живу одиноко под сеном глубоким И вас приглашаю к себе. Снегурочка: Здравствуй, Мышка, как дела? Мышка: Все я в доме прибрала. Стол готов - да нет гостей, Приходите поскорей. В руки фантики берите И немного прошуршите. (Танец с фантиками) Мышка: Ребятки, в лесу сейчас снега много, холодно зверятам. Давайте немножко погреемся. (Танец «Мы погреемся немножко»). Мышка: Вот волшебный колокольчик. В норке я его храню, Позвоню я в колокольчик, Вас в зайчишек превращу. (звенит в колокольчик, дети закрывают глаза, кружатся, глаза открывают). («Танец зайчиков»). Мышка: А теперь я всех зайчиков, снова превращу в детишек. (Мышка звонит в колокольчик, дети закрывают глаза, кружатся, глаза открывают). Мышка: Вот мы снова дети. Снегурочка: Гости к нам пришли ребята, Елка здесь. Но вот вопрос: «Где же бродит наш любимый Дед Мороз?». Давайте позовем его. (дети зовут Дед мороза). Снегурочка: Нет, кричим мы слабовато. Ну-ка снова все , ребята, Позовем его всерьёз, Крикнем: «Дедушка Мороз!» (зовут). Дед Мороз: Здравствуйте, мои дорогие,
Маленькие и большие. С Новым Годом вас, друзья, С праздником богатым, Счастья, радости желает Д.М. ребятам. Снегурочка: Д.М. вас всех зовет в Новогодний хоровод. Дружно все кружок вставайте, Хоровод свой затевайте. (Хоровод «Дед Мороз»). Мышка: Дед Мороз попляши, Свою удаль покажи, Топай ножками сильнее, Бей в ладоши веселее. Дед Мороз: Эх, ребятки, что скрывать. Очень я люблю плясать. Только вы мне помогите, Да со мною попляшите. (Пляска с Дедушкой Морозом). Дед Мороз: Вы ребята, чудо право, Поплясали мы на славу. Только что-то я устал. Да присяду отдохну. (Дед мороз засыпает). Снегурочка: Крепко дедушка спит. Придется его разбудить. Все в ладошки быстро хлопаем, Громко ножками потопаем. Дед Мороз: Что такое? Не пойму, всех сейчас догоню. (Дед Мороз просыпается и догоняет детей. Они бегут на свои стульчики). (Игра «Догони»). Рассказывание новогодних стихов. Снегурочка: В волшебный колокольчик, Сейчас я позвоню. И прилетят снежинки И принесут пургу. Снежинки, скорее летите сюда. (Танец «Снежинки»). Дед Мороз: Кто висит там на макушке? Ой, да это же погремушка.
Позвоню я: раз, два, три Вместе, дружно попляши. (Танец с погремушками). Дед Мороз: Ой, волшебный мой, мешок, Отыщи-ка ты снежок. (Игра «Снежки»). Мышка: Дед Мороз, а подарки ты принес? Мы и пели, и играли, И стихи тебе читали. Дед Мороз: Вот тебе, Мышка, Волшебный ключ, открывай кладовку. Ключом замочек отпирай, Да подарки доставай. (Дед Мороз вместе со Снегурочкой, Мышкой раздают детям подарки). Прощание с Дедом Морозом.
Приложение
Хоровод «Блестят на елке бусы…» 1. Блестят на елке бусы, Хлопушки и звезда. Мы любим нашу елку. Да – да – да. 2. Снегурка в белой шубке Приходит к нам всегда, Мы с ней поем и пляшем. Да – да – да. 3. И Дед Мороз веселый, Седая борода Приносит нам подарки. Да – да – да. Танец с фантиками 1. Шу-шу-шу (2 раза) Как я фантиком шуршу Фантиком я помашу,
Потихоньку помашу. Пахнет фантик сладко, Пахнет шоколадкой. 2. Шу-шу-шу (2 раза) С фантиком я покружусь, Потихоньку покружусь Посмотрите - детки съели все конфетки. Танец «Мы погреемся немножко» 1. Мы погреемся немножко, Мы похлопаем в ладошки Хлоп-хлоп-хлоп. 2. Ножки тоже мы погреем, Мы потопаем скорее Топ-топ-топ. 3. Рукавички мы оденем, Не боимся мы метели Да-да-да. 4. Мы с морозом подружились, Как снежинки закружились Ля-ля-ля. «Танец зайчиков» 1. Вышли зайцы погулять, Свои лапки поразмять. Прыг-скок. 2. Ой-ой-ой, какой мороз Отморозить можно нос. Прыг-скок. 3. Стали зайцы танцевать, Свои лапки согревать. Прыг-скок. Хоровод «Дед Мороз»
1. Дед Мороз, Дед Мороз деткам елочку принес, Дед Мороз, Дед Мороз деткам елочку принес. 2. А на ней фонарики, золотые шарики. А на ней фонарики, золотые шарики. 3. Дед Мороз, Дед Мороз щиплет щеки нам и нос. Дед Мороз, Дед Мороз щиплет щеки нам и нос. 4. А мы не боимся, прыгаем, резвимся. А мы не боимся, прыгаем, резвимся. Стихи 1. Елка новогодняя Огоньками светится. Хорошо у елочки Нам с друзьями встретиться! 2. Елочка, елочка, Колкая иголочка, Яркие фонарики, Золотые шарики! 3. Праздник. Праздник, Новый год, Водят дети хоровод, Ждут они подарков, долгожданных, ярких! 4. Наступил Новый год! Дед Мороз к нам придет! Мы его встречаем, Песни распеваем!


Литература
1. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М.А. Васильева. Первая младшая группа. Комплексные занятия по программе « От рождения до школы» - Волгоград: Учитель, 2012. – 292с. 2. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. М.: ИД «Цветной мир», 2012. – 144с.
3. Королева Т.В. Занятие по рисованию с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ сфера, 2009. – 80с. 4. Филиппова Т.Г. Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2012. – 80с. 5. Парамонава Л.А.. .Развивающие занятия с детьми 2-3 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М: ОЛМА Медиана Групп, 2013. – 512с. 6. С. Н. Теплюк. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 144с. 7. О. А. Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009. – 48с. 8. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа "Ребенок»- педагог – родитель» . – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. - 96с


В раздел образования