Автор: Амелькина Яна Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Подпорожский детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей" Населённый пункт: Ленинградская область., г. Подпорожье Наименование материала: Познавательно - исследовательский проект Тема: "Зимушка - зима" Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Подпорожский детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей»
Познавательно - исследовательский проект
для детей второй группы раннего возраста
.
«Зимушка - зима»
Выполнила: Амелькина Я.С., воспитатель
Подпорожье - 2015г.
Паспорт проекта:
Полное название проекта: «Зимушка - зима».
Автор проекта: воспитатель Амелькина Яна Сергеевна.
Тип, вид проекта: исследовательский, познавательный, творческий, групповой, краткосрочный.
Возрастная группа: дети второй группы раннего возраста.
Участники проекта: дети 2- 3 лет, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Срок реализации: декабрь.
Актуальность проекта
Экологические представления рассматриваются с учетом возрастных особенностей ребенка. Причем в
процессе приобщения ребенка к природе большое внимание уделяется взаимодействию воспитателей
ДОУ с родителями. Согласованность действий в этом вопросе приобретает едва ли не первостепенное
значение. Уже с раннего возраста необходимо:
1. Учить детей подмечать особенности зимних явлений под контролем взрослого, а затем самостоятельно.
2. Учить с помощью взрослого проводить простые эксперименты со снегом.
3. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе и безопасному поведению во время
прогулок.
4. Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать
одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке
аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
5. Обогащать и активизировать словарный запас.
При отсутствии нужной предметно-развивающей среды у ребенка исчезает стремление узнавать новое,
возникает апатия ко всему окружающему, пропадает интерес к игровой деятельности. А ведущая
деятельность в дошкольном возрасте – это игра. Именно в процессе игры ребенок не только овладевает
знаниями, учится строить отношения с другими людьми, смеется и грустит, думает, переживает; но у него
и формируются элементарные представления об окружающей природе. Как показывают исследователи,
основа формирования представлений о зимних явлениях природы – развитие речи, обогащение
чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, развития движений, действий и всей
деятельности ребенка. Приобретение такого опыта начинается с первых дней его жизни, его обогащение в
правильном сочетании со словом взрослого выступает одним из важнейших факторов развития
экологических представлений детей.
Сочетание слов с непосредственным сенсорным восприятием остается на всем протяжении первых трех
лет ведущим для развития речи ребенка. Употребляемые взрослыми слова должны в основном опираться
на имеющийся чувственный опыт ребенка. Поэтому большое значение имеет совместное со взрослым
рассматривание иллюстраций о зиме, наблюдения за явлениями природы, действиями окружающих.
В соответствии с комплексной образовательной программой по ФГОС под редакцией Веракса, М. А.
Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду от рождения до школы» я поставила
следующие:
Цели:
1. Расширять представления о зиме, помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа;
2. Воспитывать бережное отношение к природе;
3. Создавать у детей радостное настроение посредством привлечения к праздничным мероприятиям;
4. Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-
исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы «Зима» и
Новогоднего праздника;
5. Познакомить с зимними видами спорта (зимними забавами).
Задачи:
1. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег, люди
надевают зимнюю одежду).
2. Организовать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их. Учить наблюдать
за птицами, не беспокоя их и не причиняя им вреда.
3. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные
льдинки и т. д., предлагать детям передавать это в рисунках.
4. Побуждать детей участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных
построек.
6. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других детей (рассказать, как опасно
есть снег и сосать сосульки).
7. Организовывать подвижные игры с правилами на зимнюю тему.
8. Развивать желание детей петь Новогодние песенки, читать стихи, выполнять танцевальные движения.
9. Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.
10. Формировать потребности в чтении, как источник новых знаний об окружающем.
11. Развивать умение общаться со взрослым, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог.
12. Закрепить знания детей о зимней одежде, обуви.
13. Укреплять здоровье детей, осуществлять закаливающие процедуры, приобщать детей к здоровому
образу жизни.
14. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
15. Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке,
аппликации; развивать творческие способности.
16. Формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки; ее способности
передавать различные эмоции, настроения.
Стратегия реализации проекта
Проект предполагает этапы работы:
I этап – подготовительный:
Подобрать методическую литературу по теме.
Подобрать художественную литературу для чтения детям.
Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины,
настольные игры).
Составить перспективный план.
Разработка конспектов мероприятий.
Разработка памяток, рекомендаций для родителей.
Проведение бесед, опытов (исследовательская деятельность с детьми на тему «Свойства воды,
снега, льда»).
Создание условий в группе и на игровом участке.
II этап - основной
Объем и содержание работы:
Направления
деятельности
Содержание деятельности
Интеграция
образовательных
областей
Наблюдения с
детьми
Птицы зимой (наблюдение за зимующими
птицами, прилетающими к кормушке).
Насекомые зимой (беседа).
Лесные жители (беседа).
Деревья и кустарники (наблюдение в зимний
Познание
период года).
Участок нашей группы. (наблюдение за
явлениями природы, типичными для зимы (иней,
снег, гололед, метель).
«Зачем нам зима?» (наблюдение за состоянием
погоды).
Наблюдение за сосульками (длинные, острые,
тяжелые, состоят изо льда), нельзя подходить к
домам, на крышах которых висят большие
сосульки; нельзя брать снег и сосульки в рот, т.к.
может заболеть горло).
Опыты,
эксперименты,
поиск
«Какой бывает снег?»
«Снег – вода – лед»
Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий,
липкий).
Опыты со снегом, водой и льдом.
Познание
Чтение
произведений
А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Хорол
«Зайчик», О. Высотская «Елочка», А. Барто
«Снег сегодня белый-белый…», «Веселый
снеговик» сборник стихов, «Новогодний
подарок» М.Каминская, «Лесной экспресс»
И.Ищук, «Снежинки для мамы» Э.Н.Заболотная ;
Сказки: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и
волк».
Серии: «Времена года для малышей», «Зимние
забавы», «Зимние праздники», «Звери зимой»,
«Художники о зиме».
Чтение
художественной
литературы
Рассматривание
иллюстраций,
картин
Рассматривание сюжетных картин («Зима»,
«Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний
пейзаж», «Саша и снеговик», «Новогодняя
елочка» и др.).
Составление описательных рассказов по
Коммуникация,
Познание,
Развитие речи.
картинам.
Заучивание стихотворений о зиме.
Использование загадок, пословиц, поговорок о
зиме, объяснение их смысла.
Игровая
деятельность
Дидактические игры:
«Времена года», «Когда это бывает?», «Назови дерево»,
«Кто, где живет?», «Зима - лето», «Назови птиц», «К
дереву беги», «Какой лед».
Настольно-печатные игры:
«Подбери картинку», «Чей домик?», «Чей малыш?»,
«Дикие и домашние животные», «Найди пару»,
«Разрезные картинки».
Познание,
коммуникация,
Развитие речи.
Образовательная
деятельность
«Зимний лес», «Птицы зимой», «Звери – зимой»,
«Скоро Новогодний праздник», «Зима в лесу»,
«Зимние забавы родителей и малышей», «Найди
предмет по картинке», «Елочные гирлянды»,
«Новый год».
Интегрированное занятие: «Эх, Зимушка, Зима!».
Занятие – развлечение: «Зимние забавы».
Развитие речи,
Познание.
Беседы
«Зима и дети. Зимние забавы»
«Если б не было зимы…»
«Зачем людям зима?»
«Зима в лесу»
«Если хочешь быть здоров…»
«Безопасность на улице»
Коммуникация,
Познание.
Музыкальные
произведения
(слушание,
танцы)
«Зимняя сказка»
«Кабы не было зимы.»
«Весёлая зима»
«Новогодний ветер»
Музыка
«Дед Мороз»
«Елочка».
Художественно-
эстетическая
деятельность
Русская народная игра «Зимний хоровод».
Драматизация сказки «Заячья избушка».
Разучивание песен: «Дед Мороз», «Весят на елке
бусы».
Заучивание новогодних стихов.
Коммуникация
Музыка
Физкультурно -
оздоровительная
деятельность
Подвижные игры «Снежинки и ветер», «Птички в
гнездышках»; «Выпал беленький снежок»,
«Снежинки – пушинки».
Игровые упражнения «Снежинки кружатся»,
«Поймай снежинку», «По снежному лабиринту».
Скольжение по ледяным дорожкам.
Ходьба по снежным тропинкам .
Игра в снежки.
Катание с горки на санках - «ледянках».
Физкультурное развлечение: «Мы морозов не
боимся!».
Постройки из снега «Горка», «Домик для зверей».
Физическая
культура,
Коммуникация.
Развивающая
среда
Сюжетные картины на зимнюю тематику.
Альбомы для рассматривания «Времена года»,
«Зимующие птицы», «Дикие животные».
Книжки – раскраски (для малышей): «Дикие
животные», «Зимние забавы», «Времена года».
Фотоальбомы на тему «Новогодние открытки».
Художественная литература.
Оформление группы.
Познание,
Коммуникация.
Художественное
творчество
Работы по аппликации на темы: «Падает снег»,
«Кружатся снежинки», «Снеговик»
Работы по рисованию на темы «Деревья в снегу»,
«Снежный лес», «Елочка – зеленая иголочка»,
Лепка
Рисование
Аппликация
«Новогодние шары».
Лепка из пластилина на темы «Снеговик», «Зерна
для птиц», «Нарядим нашу елку», «Елочка».
Рисование: « Снежок порхает, кружится…», «
Птица – птица», « Елочка – зеленая иголочка»,
«Новогодняя елка».
Работа с
родителями
(Информационн
ый материал для
родителей)
Буклет «Опыты и эксперименты с детьми дома»;
Папка передвижка для родителей «Зимние
забавы»;
Рекомендации «Опыты и эксперименты с детьми
зимой»;
Памятки: «10 мифов о морозной погоде»;
«Профилактика гриппа и других простудных
заболеваний»;
Выставка детских поделок на тему «Зимушка -
зима»;
Выставка семейных поделок на тему «Зимушка –
зима»;
Привлечение помощи родителей к постройке
снежного лабиринта, горки для катания на
санках.
III этап - заключительный
Новогодний, музыкальный праздник «В гостях у Мышки»
.
Результат работы
Данный
проект
реализован
в
рамках
образовательной
программы
детского
сада
и
федеральных
государственных образовательных стандартов, с учётом учебного плана для детей младшего дошкольного
возраста.
После проведённой работы произошло:
Расширение кругозора детей.
Повышение процента детей с высоким и средним уровнем знаний об окружающем по теме «Зима».
Привлечение большего количества родителей, воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
Работа на данную тему будет продолжена в течение года (январь, февраль). Познакомим детей с
сезонными изменениями года, зимней одеждой и обувью и т.д.. Продолжим проводить опыты и
эксперименты, наблюдать на прогулке за поведением птиц, животных.
Работа на будущее
Вести активную работу по экологическому воспитанию;
Использовать различные формы работы, интеграцию образовательных областей;
Использовать современные педагогические технологии;
Распространять и обобщать опыт.
Сценарий к новогоднему празднику «В гостях у Мышки»
Цели:
Развивать
интерес
к
музыке
,
желание
слушать
музыкальные
композиции
,
подпевать
,
выполнять
простейшие
танцевальные
движения
.
Развивать
эмоциональность
и
образность
восприятия
музыки
через
движения
.
Формировать
умение
начинать
движение
с
началом
музыки
и
заканчивать
с
ее
окончанием
;
передавать
образы
(
птички
летят
,
зайки
прыгают
и
т
.
д
.).
Совершенствовать
умение
выполнять
плясовые
движения
в
кругу
,
врассыпную
.
Вызвать
эмоциональный
интерес
к
празднику
«
Новый
Год
!».
Дети со Снегурочкой входят в музыкальный зал.
Снегурочка: С Новым Годом, С Новым Годом!
Поздравляю всех детей.
Как красива наша елка,
Сколько бус, шаров на ней.
Давайте пойдем вокруг елочки, посмотрим на игрушки. (Ребята вместе со Снегурочкой идут вокруг елки).
Какая у Вас красивая елочка, а почему на ней огоньки не горят? Давайте хлопнем в ладоши и скажем:
«Елочка, гори!» (На елочки зажигается елочная гирлянда).
Наша елочка стоит,
Огоньками вся горит.
А притопнут каблучки
И погаснут огоньки. (Топают – гаснет)
Хлопай, хлопай, гори! (хлопают)
Ай да елка! Просто диво.
Как нарядна, как красива.
Елочка – красавица
Вам ребятки, нравится (Отвечают: «Да»)
Ну, тогда все в круг вставайте,
Дружно песню начинайте. (Новогодний хоровод «Блестят на елке бусы…»)
Снегурочка: Ребята, а давайте покатаемся на саночках. Вставайте друг за другом. Поехали! (Едут вокруг
елки).
Посмотрите дети - норка.
Кто – то в норочке живет.
Слышу чей-то голосочек,
В норке песенку поет.
Мышка: Я – Серая Мышка, такая трусишка, от стужи спасаюсь в норе.
Живу одиноко под сеном глубоким
И вас приглашаю к себе.
Снегурочка: Здравствуй, Мышка, как дела?
Мышка: Все я в доме прибрала.
Стол готов - да нет гостей,
Приходите поскорей.
В руки фантики берите
И немного прошуршите. (Танец с фантиками)
Мышка: Ребятки, в лесу сейчас снега много, холодно зверятам. Давайте немножко погреемся. (Танец «Мы
погреемся немножко»).
Мышка: Вот волшебный колокольчик.
В норке я его храню,
Позвоню я в колокольчик,
Вас в зайчишек превращу. (звенит в колокольчик, дети закрывают глаза, кружатся, глаза открывают).
(«Танец зайчиков»).
Мышка: А теперь я всех зайчиков, снова превращу в детишек. (Мышка звонит в колокольчик, дети
закрывают глаза, кружатся, глаза открывают).
Мышка: Вот мы снова дети.
Снегурочка: Гости к нам пришли ребята,
Елка здесь. Но вот вопрос: «Где же бродит наш любимый Дед Мороз?».
Давайте позовем его. (дети зовут Дед мороза).
Снегурочка: Нет, кричим мы слабовато.
Ну-ка снова все , ребята,
Позовем его всерьёз,
Крикнем: «Дедушка Мороз!» (зовут).
Дед Мороз: Здравствуйте, мои дорогие,
Маленькие и большие.
С Новым Годом вас, друзья,
С праздником богатым,
Счастья, радости желает Д.М. ребятам.
Снегурочка: Д.М. вас всех зовет в Новогодний хоровод.
Дружно все кружок вставайте,
Хоровод свой затевайте. (Хоровод «Дед Мороз»).
Мышка: Дед Мороз попляши,
Свою удаль покажи,
Топай ножками сильнее,
Бей в ладоши веселее.
Дед Мороз: Эх, ребятки, что скрывать.
Очень я люблю плясать.
Только вы мне помогите,
Да со мною попляшите. (Пляска с Дедушкой Морозом).
Дед Мороз: Вы ребята, чудо право,
Поплясали мы на славу.
Только что-то я устал.
Да присяду отдохну. (Дед мороз засыпает).
Снегурочка: Крепко дедушка спит.
Придется его разбудить.
Все в ладошки быстро хлопаем,
Громко ножками потопаем.
Дед Мороз: Что такое? Не пойму, всех сейчас догоню. (Дед Мороз просыпается и догоняет детей. Они
бегут на свои стульчики). (Игра «Догони»).
Рассказывание новогодних стихов.
Снегурочка: В волшебный колокольчик,
Сейчас я позвоню.
И прилетят снежинки
И принесут пургу.
Снежинки, скорее летите сюда. (Танец «Снежинки»).
Дед Мороз: Кто висит там на макушке?
Ой, да это же погремушка.
Позвоню я: раз, два, три
Вместе, дружно попляши. (Танец с погремушками).
Дед Мороз: Ой, волшебный мой, мешок,
Отыщи-ка ты снежок. (Игра «Снежки»).
Мышка: Дед Мороз, а подарки ты принес?
Мы и пели, и играли,
И стихи тебе читали.
Дед Мороз: Вот тебе, Мышка,
Волшебный ключ, открывай кладовку.
Ключом замочек отпирай,
Да подарки доставай. (Дед Мороз вместе со Снегурочкой, Мышкой раздают детям подарки).
Прощание с Дедом Морозом.
Приложение
Хоровод «Блестят на елке бусы…»
1.
Блестят на елке бусы,
Хлопушки и звезда.
Мы любим нашу елку.
Да – да – да.
2.
Снегурка в белой шубке
Приходит к нам всегда,
Мы с ней поем и пляшем.
Да – да – да.
3.
И Дед Мороз веселый,
Седая борода
Приносит нам подарки.
Да – да – да.
Танец с фантиками
1.
Шу-шу-шу (2 раза)
Как я фантиком шуршу
Фантиком я помашу,
Потихоньку помашу.
Пахнет фантик сладко,
Пахнет шоколадкой.
2.
Шу-шу-шу (2 раза)
С фантиком я покружусь,
Потихоньку покружусь
Посмотрите - детки съели все конфетки.
Танец «Мы погреемся немножко»
1.
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки
Хлоп-хлоп-хлоп.
2.
Ножки тоже мы погреем,
Мы потопаем скорее
Топ-топ-топ.
3.
Рукавички мы оденем,
Не боимся мы метели
Да-да-да.
4.
Мы с морозом подружились,
Как снежинки закружились
Ля-ля-ля.
«Танец зайчиков»
1.
Вышли зайцы погулять,
Свои лапки поразмять.
Прыг-скок.
2.
Ой-ой-ой, какой мороз
Отморозить можно нос.
Прыг-скок.
3.
Стали зайцы танцевать,
Свои лапки согревать.
Прыг-скок.
Хоровод «Дед Мороз»
1.
Дед Мороз, Дед Мороз деткам елочку принес,
Дед Мороз, Дед Мороз деткам елочку принес.
2.
А на ней фонарики, золотые шарики.
А на ней фонарики, золотые шарики.
3.
Дед Мороз, Дед Мороз щиплет щеки нам и нос.
Дед Мороз, Дед Мороз щиплет щеки нам и нос.
4.
А мы не боимся, прыгаем, резвимся.
А мы не боимся, прыгаем, резвимся.
Стихи
1.
Елка новогодняя
Огоньками светится.
Хорошо у елочки
Нам с друзьями встретиться!
2.
Елочка, елочка,
Колкая иголочка,
Яркие фонарики,
Золотые шарики!
3.
Праздник. Праздник, Новый год,
Водят дети хоровод,
Ждут они подарков, долгожданных, ярких!
4.
Наступил Новый год!
Дед Мороз к нам придет!
Мы его встречаем,
Песни распеваем!
Литература
1.
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М.А. Васильева. Первая младшая группа. Комплексные
занятия по программе « От рождения до школы» - Волгоград: Учитель, 2012. – 292с.
2.
И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. М.: ИД
«Цветной мир», 2012. – 144с.
3.
Королева Т.В. Занятие по рисованию с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ сфера, 2009. – 80с.
4.
Филиппова Т.Г. Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на
прогулке. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2012. – 80с.
5.
Парамонава Л.А.. .Развивающие занятия с детьми 2-3 лет: Пособие для педагогов
дошкольных учреждений. – М: ОЛМА Медиана Групп, 2013. – 512с.
6.
С. Н. Теплюк. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных
учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 144с.
7.
О. А. Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических
представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М:
МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009. – 48с.
8.
Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа
"Ребенок»- педагог – родитель» . – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,
2012. - 96с