"Модель деятельности ДОУ через объединение воспитанников и родителей (законных представителей) в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей"
Автор: Царук Анна Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ г.Нижневартовск ДС № 4 "Сказка" Населённый пункт: Ханты-Мансийский Автономный округ Наименование материала: Из опыта работы Тема: "Модель деятельности ДОУ через объединение воспитанников и родителей (законных представителей) в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей" Раздел: дошкольное образование
Царук А. Н.
Место работы: МАДОУ Г.Нижневартовск ДС № 4 «Сказка»
Место жительство: г. Нижневартовск
Модель деятельности ДОУ
через объединение воспитанников и родителей (законных представителей) в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социально-культурных ценностей.
«…
Для
гражданина
России
особенно
важны
моральные
и
духовно-
нравственные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого
России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и о национальном
суверенитете».
Президент РФ В.В. Путин
Духовно-нравственное
воспитание
подрастающего
поколения
-одна
из
актуальнейших
задач
отечественного
образования.
Современная
социокультурная ситуация в России характеризуется как ситуация глобального
духовно-нравственного кризиса.
В
Концепции
государственной
политики
в
области
духовно-
нравственного воспитания детей и защиты их нравственности в Российской
Федерации
подчеркивается,
что
«масштабы
духовно-нравственного
кризиса
подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что по ряду
показателей,
характеризующих
его
проявления,
общество
вплотную
приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы
духовно-нравственной и физической деградации российского народа. Ситуация
в сфере духовно-нравственного здоровья и культуры общества представляет
серьёзную угрозу национальной безопасности и будущему России».
Характерной
чертой
современного
российского
общества
становится
консолидация
усилий
образовательных
учреждений,
семьи,
Церкви,
государственных и общественных организаций в деле духовно-нравственного
воспитания детей и молодежи. Мы уверены в том, что Россия стремительно
приближается к тому времени, когда приоритетным для нашего образования
будет духовно-нравственное направление.
В
рамках
нового
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
разработана
и
реализуется
Концепция
духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России.
Информация
из
окружающего
мира
для
маленького
ребенка
эмоционально окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями. Это
позволяет развивать у детей способность к глубоким душевным переживаниям,
содействует
зарождению
чувства
сопричастности
к
истории,
культуре
и
традициям нашего народа. Данные особенности восприятия мира ребенком-
дошкольником создают благоприятную почву для формирования ценностных
установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека.
Поэтому
и
духовно-нравственное
развитие
наиболее
эффективно
осуществляется в дошкольном детстве, когда ребенок ещё всецело открыт.
Мы, педагоги, МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 4 «Сказка», пройдя
курсы повышения квалификации по этой теме, изучив нормативно-правовую
основу
решили
апробировать
Программу
«Социокультурные
истоки»,
разработанную
профессором
Российской
академии
естественных
наук
И.А.Кузьминым.
Программа
«Социокультурные
истоки»,
стала
для
нас
глубоким
целостным образовательным проектом, через призму которого педагогический
коллектив выстраивает деятельность по духовно-нравственному и нравственно-
патриотическому воспитанию.
Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных
наук с 1995 г., была рассмотрена и получила поддержку в июле 1998 г. в
Комитете
по
образованию
и
науке
Государственной
Думы
(№
3,5-707
от
20.07.98 г.).
Программа «Истоки» объединяет общественные силы, заинтересованные
в стабилизации и единении нашего общества на основе устойчивых ценностей
и идеалов российской цивилизации.
Содержание программы, учебные пособия «Истоки», дидактические и
методические материалы, сопутствующие издательские программы обладают
большим воспитательным потенциалом. По насыщенности нравственными и
этическими категориями программа «Истоки» не имеет аналогов в современном
образовании.
Для дошкольников разработана программа « Моя семья»
Одной из основных отличительных особенностей программы от других
программ нравственно-патриотической направленности является обязательное
включение семьи в единый целостный образовательный процесс.
Основная
цель
программы
в
дошкольный
период
заложить
формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить
ребенка
и
его
родителей
к
базовым
духовным,
нравственным
и
социокультурным ценностям России.
Задачи программы:
объединение
обучения,
воспитания
и
развития
в
единый
образовательный процесс, создавая тем самым условия для целостного
развития как ребенка, так и его родителей на основе общности целей,
социокультурных и духовно-нравственных ценностей;
создание условий для первичной социализации ребенка в окружающем
мире;
развитие
способности
получать
значимые
социокультурные
результаты;
обеспечение
преемственности
в
работе
дошкольной
Организации
и
Школы;
укрепление
статуса
Образовательной
организации
как
социального
института, способствующего стабилизации и консолидации социума.
создание
условий
для
развития
познавательной
сферы
ребенка,
где
лейтмотивом
выступает
формирование
бережного
и
созидательного
отношения к окружающему миру;
Рассмотрим,
какие
ценности
составляют
предметное
содержание
Программы.
ценности культуры. Знакомство с изустной литературой. Дошедший до
нас фольклор нашего народа является хранителем отечественного языка.
Пословицы,
загадки,
хороводные
игры,
потешки,
былины,
сказки,
картины выдающихся художников, музыкальные произведения, родная
песня
и
народная
игрушка
помогают
дошкольникам
лучше
понять
и
принять ценности родной культуры.
ценности внутреннего мира: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. Путь
духовного становления- это сугубо личностный путь каждого человека.
Наша
задача-
пробудить
интерес
детей
к
познанию
истины.
К.Д.Ушинский
говорил:
«Небесные
семена
веры
чудесным
образом
проникают
в
дущу
детей,
вера
врожденна
человеку.
Это
важно
для
педагога. Он должен дать пищу сердцу, уму и вере, чтобы не окорнать
человека.
нравственные ценности, такие как способность к различению добра и зла,
послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта,
сострадание,
раскрывают
для
ребенка
особенности
национального
характера,
лицо
народа,
он
выходит
и
на
овладение
основами
гражданской культуры.
ценности
деятельности
человека.
Дети
за
7
лет
начинают
осваивать
значение
праведного
труда
на
земле,
верного
служения
людям
и
Отечеству, мастерство добрых рук и таланты человека. Мы доносим до
детей ценность труда, как первооснову жизни и благосостояния человека:
«Терпение и труд все перетрут», «Доброму делу Бог помогает»
социокультурные
ценности,
которые
всегда
помогают
в
единении
общества: семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в
ней
нуждается,
единение
и
радость
в
празднике.
В
конечном
итоге,
получить базовый опыт, на котором формируется характер.
ценности
внешнего
мира,
составляющие
природно-культурное
пространство
России:
родные
просторы,
сказочный
лес,
братья
наши
меньшие,
горы
и
реки,
моря-океаны,
деревни
и
города.
Понимание,
сочувствие и сопереживание миру природы- одна из важнейших задач
дошкольного образования.
Данная работа осуществляется по следующим направлениям:
система занятий с родителями по программе «Моя семья»;
организация взаимодействия детей и родителей на основе серии книг для
развития
детей
дошкольного
возраста.
В
книгах
содержится
система
ценностей и категорий, которую необходимо усвоить взрослым и детям, а
также
продумана
система
заданий,
способствующая
организации
и
развитию общения между родителями и их детьми.
Отличительные особенности книг для развития:
во-первых,
они
направлены
в
равной
степени
на
развитие
духовно-
нравственных ценностей как ребёнка, так и его родителей;
во-вторых , для каждой темы подобрано главное произведение, позволяющее
выйти на размышление по осваиваемым категориям (главное произведение
выделено особой рамочкой-заставкой и буквицей);
в-третьих ,
книги
для
развития
подготовлены
для
взаимодействия
детей
и
родителей в процессе духовно-нравственного воспитания;
в-четвертых , для каждой книги в целом и каждого произведения продуманы и
подготовлены
образы-иллюстрации,
позволяющие
получить
образно-
эмоциональное восприятие духовно-нравственного контекста произведения и
осваиваемых категорий;
в-пятых, в русских народных сказках восстановлен первоначальный духовно –
нравственный контекст категорий и ценностей;
в-шестых, для каждой осваиваемой темы подготовлены страницы Альбома
«Мои Истоки», над которой может потрудиться ребенок вместе с родителями и
закрепить в образе осваиваемые духовно-нравственные категории;
в-седьмых, для каждой темы подготовлены активные занятия, направленные на
развитие системы духовно-нравственных ценностей.
проведение совместных
занятий
с родителями и детьми по курсу
пропедевтики
«Истоки»
в
дошкольном
образовании
и
по
программе
«Воспитание на социокультурном опыте».
Программа «Моя семья»
Разделы программы:
Пояснительная записка.
План занятий с родителями.
Методические рекомендации к системе занятий с родителями .
Методическое пособие «Активные занятия для работы с родителями».
Слово к родителям в книгах для развития детей 3-7лет.
Советы родителям по организации душеполезного семейного чтения.
Основная цель книг – создать условия для приобщения детей и их
родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации, а
также единый контекст воспитания и общения в детском саду и семье.
Основные
задачи ,
которые
реализуются
в
процессе
освоения
книг
для
развития:
Формировать
и
закреплять
знания
детей
об
основных
нравственных
понятиях
программы
(Доброе
слово,
Добрые
дела,
Добрые
друзья,
Напутственное слово, Радость послушания, Семейные традиции и т.д.).
Формировать
эмоционально-образное
восприятие
ближней
и
дальней
среды
(Почему
мир
называется
добрым?
Какими
словами
можно
раскрыть образ мамы? Солнца? Сказочного леса?).
Формировать
личностное
отношение
к
окружающему
миру
и
способствовать духовно-нравственному развитию ребенка (Кого можно
называть
верным
другом?
За
что
мы
благодарны
защитникам
Земли
Русской? Какие добрые слова помогают в жизни?).
Предварительный этап работы творческой группы «Тропинками добра» с
родительской
общественностью
по
заданному
направлению
МАДОУ
г.
Нижневартовск ДС №4 «Сказка» 2014-2015г.г
Участие в Викторине в детской библиотеке .№ 3
Экскурсия в Зоологический сад
Участие в мастер-классе «Игры, традиции, хороводы русского народа».
Участие в Городских соревнованиях по бегу среди дошкольников.
Участие
в
акции
в
защиту
животных
вместе
с
родителями
в
Парке
Победы.
Участие в празднике Дружбы народов.
Проведение праздника «День Матери»
В
результате
такой
целенаправленной
работы
педагога
с
родителями,
родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности
становятся осмысленными, прочувственными. Курс благотворно воздействует
на развитие сферы чувств, восприятия и нравственных установок ребенка.
Мы, педагоги ДОУ, проведя подготовительный этап работы по духовно-
нравственному направлению в этом убеждены и готовы продолжать работу с
воспитанниками и родителями.
Вряд
ли
в
какой-либо
из
действующих
ныне
программ
есть
такая
концентрация
и
такая
логика
духовно-нравственных
категорий.
Отметим
в
связи с этим, что введение этой системы категорий волей-неволей призывает
педагога задуматься над традиционным, православным толкованием духовно-
нравственных ценностей.
Список литературы.
1.Кузьмин И.А./Истоковедение. Том 11. Социокультурный системный
подход к истокам в образовании./И.А.Кузьмин, Л.И.Сильверстова.-Москва,:
Издательский дом «Истоки», 2015-320с.