Напоминание

Экологическое воспитание детей в повседневной жизни


Авторы: Реветнева Татьяна Михайловна, Косова Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №5 "Незабудка"
Населённый пункт: Белгородская область, г.Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание детей в повседневной жизни
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологическое воспитание детей в повседневной жизни.

В экологическом воспитании повседневная жизнь имеет решающее значение как в

образовательном, так и воспитательном процессе. Во время наблюдений за объектами

природы, которые находятся рядом с детьми, создания для растений и животных

необходимых условий, разговоров с воспитателем, дошкольники получают и накапливают

сумму конкретных знаний. Это очень важный образовательный момент – именно

постепенно накопленные, разнообразные и четкие, представления о природе ближайшего

окружения являются той содержательной основой, на которую опирается воспитатель при

проведении с детьми экологических занятий разного типа. Правильно организованная

повседневная жизнь обогащает ребенка – расширяет его кругозор, развивает

познавательный интерес к природе, формирует самостоятельный поиск нового в

окружающей жизни, является условием включения в практическую деятельность

усвоенного материала.

Ещё большее значение имеет повседневная жизнь в воспитательном процессе – дети

приобретают первоначальные навыки ухода (создания необходимых условий) за

растениями и животными, понимания их состояния, сочувствие и сопереживания им.

Особая роль в этом процессе принадлежит воспитателю – он олицетворяет в своём

поведении (внимание к объектам природы, словах, интонациях) образец гуманного

отношения к природе и детям, вступающим с ней в контакт. В повседневной жизни все

играет роль: регулярность спланированных мероприятий, оценочные слова воспитателя –

осуждение отрицательных явлений, попадающие в поле зрения детей, поддержка любых

положительных усилий дошкольников. Повседневная жизнь – это чаще всего та или иная

совместная деятельность воспитателя с детьми, неформальное экологическое воспитание ,

которое создает атмосферу доброго в своей основе и формирует правильное по своей

сущности отношение к природе у детей.

В повседневной жизни осуществляется ряд важных и обязательных мероприятий.

Рассмотрим их.

Уход за растениями в уголке природы. Это мероприятие осуществляется, как правило, в

форме поручений (в младших и средних группах) или дежурств (со старшими

дошкольниками), проводящихся ежедневно в утренние часы. Воспитатель должен четко

соблюдать предложенную организацию проведения мероприятий по уходу за растениями

уголка природы – только в этом случае работа с детьми в уголке природе становится

методом их воспитания и даёт ощутимые положительные результаты.

Сложность этих мероприятий для воспитателя заключается в том, что он должен

распределить свое внимание между детьми, которые в нем участвуют, и остальными

детьми. Работа с родителями детей. Которых он намечает включить в дежурства, может

существенно облегчить задачу – воспитатель просит родителей привести их пораньше,

предлагает и самим родителям посмотреть, как дети трудятся в уголке природы. Другой

приём – это включение всех желающих в данный процесс в качестве наблюдателей.

Наблюдение одних дошкольников за деятельностью других – это замечательный приём.

Который помогает развиваться всем одновременно, но при условии, что воспитатель

хвалит и тех, и других за все правильные указания и действия.

Циклы наблюдений за растениями и животными на участке. Это еще одно

систематическое мероприятие повседневной жизни, которое осуществляется на

протяжении всего учебного года. Во всех возрастных группах воспитатель проводит

циклы наблюдений за птицами на улице во время их зимней подкормки, за осенними

цветущими растениями на участке и весенними первоцветами (мать – и – мачеха и

одуванчиком), насекомыми в летние время года. Циклы наблюдений – это чувственное

познание объектов природы, которые находятся в пространстве жизнедеятельности детей,

это начало правильного взаимодействия с ними, важный образовательный компонент в

экологическом воспитании.

Наблюдение позволяют развивать сенсорные ощущения дошкольников, потому что

дети внимательно рассматривают объекты природы (их строение, форму, окраску, размер),

трогают, нюхают их, слушаю издаваемые ими звуки. Наблюдая за животными, дети

познают конкретные формы их поведения – что и как едят, передвигаются, из чего и как

строят гнезда, и др.

Циклы наблюдений – это способ постепенного накопления конкретных сведений об

объектах природы ближайшего окружения, они способствуют развитию у детей

устойчивого интереса к природе. Конкретные представления об одних и тех же объектах,

накопленные детьми за 2 – 3 года, позволяют воспитателю в старшей и подготовительной

группах проводить интересные занятия – систематизировать и обобщать сведения,

устанавливать причинно – следственные связи между конкретными явлениями природы.

Наблюдения за сезонными явлениями природы. Это мероприятие проводится

систематически на прогулке (или из окна помещения, если дети не гуляют) во вторую или

третью недели каждого месяца. Ежедневные наблюдения за погодой со всей группой

одновременно со всей группой одновременно в течение пяти дней рассматривание

растительности участка, покрова земли, поиск насекомых и птиц позволяют детям

заметить изменения в состоянии природы.

В разные режимные моменты – прогулках, во время гигиенических процедур, в вечернее

время – с детьми можно проводить опыты с природными материалами (водой, песком,

камнями, воздухом), наблюдения за проявлением их свойств. Например, дети перед едой

моют руки, а воспитатель обращает их внимание то на одно, то другое свойство воды:

прозрачная – сквозь неё видны руки, мыло; холодная или теплая; льётся вниз, а не вверх;

размыливает мыло в пену; смывает грязь; легко впитывается в ткань (полотенце). Опыты

с песком, камнями целесообразно проводить во время прогулок в теплое время года,

используя игру детей в песочнице. Зимой же можно проводить опыты и наблюдения за

снегом, льдом, инеем.

Для детей опыт – интересные действия с предметами и материалами. Для

воспитателя – это специальная организация познавательной деятельности детей, поэтому

педагог заранее придумывает, что и как показать, как построить цепочку вопросов, как

сформулировать проблемный вопрос в конце наблюдения, чтобы пробудить в детях

активность, самостоятельный поиск решения.

Прогулки на воздухе. Это обязательное оздоровительное мероприятие в детском саду,

оно проводится дважды в день (при хорошей погоде). В летнее время все педагогические

мероприятия проводятся на воздухе, поэтому прогулка должна быть содержательной и

способствовать экологическому воспитанию детей.

Прежде всего, воспитатель придумывает условия, организацию свободной

самостоятельной деятельности детей – выносной материал для игр с песком, водой,

снегом, атрибуты для сюжетных или подвижных игр, бросовый материал (дощечки,

пластиковые бутылки и пр.), который может хорошо дополнять игрушки. Воспитатель

наблюдает за детьми и помогает им реализовать их собственные замыслы. С

экологической точки зрения ценно, если дети играют в ролевую игру с природоведческим

сюжетом (зоопарк, сельскохозяйственная ферма, и др.). Воспитатель, помогает детям

продолжить и развить сюжет, подсказывает им, как и какую можно использовать

атрибутику, поддерживает воображаемую ситуацию. Такую же помощь педагог оказывает

тем, кто занимается строительством из песка и снега, - показывает, как можно укрепить

постройки, как включить в них дополнительный материал (дощечки, палочки, картон),

подает идеи, как лучше использовать постройки в игре.

Очень ценным является самостоятельные наблюдения детей – кто – то заметил

дождевого червя или муравья, кто – то увидел следы на снегу и т.д. Таких детей

воспитателю легко обойти вниманием, потому, что они тихо себя ведут (наблюдают).

Между тем в самостоятельном наблюдении ребенка – его познавательная активность,

интерес к природе. Заметив таких детей, воспитатель может поинтересоваться, что они

рассматривают, высказать свои соображения, предложить показать находку или явление

другим детям и обязательно похвалить их за внимательность.

Воспитатель поддерживает самостоятельные подвижные игры детей или

организует их специально. Среди них немало игр с природоведческим сюжетом

(например, «Воробышки и автомобиль», «У медведя во бору» и др.). Дети охотно играют в

подвижно – дидактические игры с правилами – на внимание, на сообразительность («Кто

летает», «Кто ползает» и др.), которые позволяют детям применять на практике

имеющиеся у них знания.

Важной экологической деятельностью на прогулке является труд детей на своем

участке: полив травянистых растений, расчистка дорожек от снег, листьев, сбор песка в

песочницу. Для этой деятельности необходим соответствующий инвентарь. Чтобы труд

детей был экологически значим, воспитатель делает пояснения: снег надо набросать к

деревьям и кустарникам – тогда их корням будет теплее; полив цветов даёт

дополнительную влагу, когда дождя долго нет, растения будут лучше и дольше цвести,

всех радовать и т.д. Если в детском саду имеется огород, воспитатель и дети ухаживают за

своими грядками – вместе поливают, рыхлят овощные культуры, наблюдают за их ростом

и развитием. Воспитатель поясняет: «Овощи – это культурные растения, они привыкли к

хорошему уходу, определенным условиям жизни, поэтому мы должны часто приходить на

огород. Когда мы рыхлим – воздух проникает в землю, корням легче дышать; удаляем

сорняки – овощам становится просторно, им достается много света, влаги, питательных

веществ. Растения становятся красивыми, быстро растут и радуют нас своими плодами».

Таким образом, можно сказать, что повседневная жизнь со всеми её режимными

моментами – это уникальная возможность для экологического воспитания дошкольников,

возможность осуществление разнообразного воспитательно – образовательного процесса,

в котором действительно закладываются начала экологической культуры.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники