Автор: Грибанова Найля Гадельжановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Колокольчик" Населённый пункт: с. Арбаты, Таштыпский район, Хакасия Наименование материала: статья Тема: Нравственно – патриотическое воспитание в ДОУ. Раздел: дошкольное образование
Нравственно – патриотическое воспитание в ДОУ.
Народная
культура
–
предмет,
который
человек
должен
постигать
на
протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить
детей
в
мир
народной
культуры,
тем
лучших
результатов
добиваемся.
Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у
дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Обращение к
народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству
народа
в
воспитании
и
развитии
детей
традиционны
для
практики
дошкольного образования.
Вся работа включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие
ребенка на традициях народной культуры. Степень новизны заключается в
осуществлении
художественно-эстетического
цикла
через
интеграцию
художественно-творческой
деятельности
детей,
как
одной
из
форм
взаимопроникновения
различных
направлений
по
приобщению
детей
к
русской народной культуре.
Коллективом
детского
сада
проводится
большая
работа
по
приобщению
детей
к
истокам
русской
народной
культуры.
Был
создан
мини-музей
«Русская изба». Основной задачей педагогов было не создание музейной
атмосферы,
а
возможность
введения
детей
в
особый
мир
познания
«старины».
Сотрудники
ДОУ
постарались
воссоздать
в
небольшом
помещении
основные
детали
и
обстановку
русской
избы.
В
музее
представлены
экспонаты,
характеризующие
быт,
историю
России.
В
нем
находится русский самовар, прялка, люлька-качалка, сундук, лавки, печка,
шторы вышитые в народном стиле. Все занятия по ознакомлению с народным
творчеством проходят в «Русской избе» такие как «В гости к Хозяюшке»,
«Русский самовар», знакомство с историей русской вышивки, для этого у нас
собрано много изделий с вышивкой: скатерти, шторы, наволочки, рушники,
настенные вышивки.
«Русская изба» не музей, она служит местом для игр и занятий с детьми,
начиная с младшего возраста. Систематически сюда на занятия, на «сказку»
или просто в гости приходят дети. Вот когда можно узнать о народных
приметах, обычаях, почитать русские сказки, спеть народные песни. Тогда и
оживают
образы,
становятся
понятными,
родными,
речь
приобретает
эмоциональную окраску. Так же проводится работа по изучению русского
фольклора,
народного
искусства,
обрядовые
праздники
«Масленица»,
«Святки»,
«Рождество».
Каждое
занятие
в
«русской
избе»
носит
содержательный, обучающий характер. Дети входят в образы хозяев, гостей
избы – таким образом, происходит социализация ребенка. Дети начинают
осознавать, что значит собираться семьей за единым хлебосольным столом,
быть дружными и трудолюбивыми.
Мы стараемся соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни
детей, через колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки о
предметах
старинного
русского
быта,
частушек,
песен.
Игры
как
жанр
русского народного творчества являются национальным богатством, и мы
должны сделать их достоянием наших детей.
Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного
и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных
праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях,
проживая
их
эмоционально,
коллективно,
дошкольники
приобщаются
к
различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В
праздничных
обрядах
активно
задействованы
художественное
слово,
предмет,
ритм,
музыка;
присутствует
уважительное
отношение
к
труду,
восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это
становится
неиссякаемым
источником
нравственного
и
познавательного
развития
ребёнка.
Здесь
в
качестве
основных
средств
воспитания
используются все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка,
пословицы,
поговорки,
художественные
помыслы.
К
участию
в
традиционных народных праздниках привлекаются родители. Был составлен
план работы с родителями, включающий следующие задачи
1.
заинтересовать
и
привлечь
родителей
к
активному
участию
в
календарных праздниках и развлечениях.
2.
совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам.
3.
привлечь
родителей
к
организации
и
проведению
групповых
развлечений
в
праздниках
вместе
с
детьми:
самостоятельное
исполнение
музыкальных
номеров
на
праздниках,
и
подготовка
номеров с детьми.
Результативность работы.
За время работы по этой программе у детей появились знания о быте, о
материалах и их признаках, о том, что выбор материала для изготовления
предмета
обусловлен
его
назначением,
о
труде
взрослых,
о
процессе
изготовления
вещей
из
разных
материалов
разными
инструментами.
Развивается интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью,
дети знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства. Дети
умеют создавать нарядные орнаменты, ритмично чередуя геометрические
фигуры, соблюдая симметрию в использовании цвета и элементов узора.
Старшие дошкольники проявляют интерес к истории, народной культуре,
фольклору. В изобразительной деятельности, рассказах отражают интерес к
событиям истории, жизни народа. Знают народные сказки, игры, мелодии.
Участвует в народных играх и праздниках.
Задачи
программы
глубоки
и
серьёзны,
решать
их
в
ДОУ
без
участия
родителей
невозможно.
Родители
положительно
относятся
к
работе
по
проблеме приобщение детей к истокам народной культуры. Чтобы сделать их
своими
союзниками,
внедряем
интересные
формы
работы:
родительские
собрания
с
выступлением
детей,
совместные
праздники
и
развлечения.
Например, очень запомнилось «Масленица» - праздник с участием родителей
Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет
собой
одно
из
актуальных
направлений
всей
образовательной
системы,
особенно важное для подрастающего поколения. Старая поговорка гласит:
«Всё
новое
–
хорошо
забытое
старое».
Действительно,
исследователями
отмечено, что час-то человек и человечество возвращается к, казалось бы,
давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить