Напоминание

"Проектная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста"


Автор: Барчугова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 18 "Сказка"
Населённый пункт: г. Коряжма, Архангельская область
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Проектная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Оглавление

Раздел 1. Информация об опыте

1.1.Введение………………………………………………………………………….2

1.2.Актуальность……………………………………………………………………..4

1.3.Новизна и диапазон опыта………………………………………………………6

1.4.Длительность работы над опытом……………………………………………...6

1.5.Теоретическая база опыта……………………………………………………….7

1.6.Цели, задачи опыта……………………………………………………………...9

1.7.Предполагаемые результаты………………………………………………… 10

Раздел 2. Технология опыта

2.1.Принципы проектной деятельности…………………………………………..10

2.2.Классификация и виды проектов…………………………………………….12

2.3. Оформление проекта…………………………………………………………13

2 . 4 .

Э т а п ы

п р о е к т н о й

деятельности……………………………………………….14

2.5.Этапы развития проектной деятельности…………………………………….16

2.6. Формы, методы и средства проектной деятельности……………………….18

2.7.Работа с родителями……………………………………………………………20

2.8.Результативность опыта………………………………………………………..22

2.9.Заключение……………………………………………………………………...24

2.10.Литература……………………………………………………………………..27

1

Раздел 1. Информация об опыте

Проектная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста.

1.1.Введение

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

18

«Сказка»

расположено

в

городе

Коряжме

Архангельской

области.

В

детском саду функционирует пятнадцать групп.

Современные

педагогические

исследования

показывают,

что

главная

проблема

дошкольного

образования

потеря

живости,

притягательности

процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в

школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей

падает. Как же поправить ситуацию?

Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, я пришла к выводу,

что

развитие

познавательной

активности

в

дошкольном

детстве

это

самостоятельная,

инициативная

деятельность

ребёнка,

направленная

на

познание

окружающей

действительности

и

определяющая

необходимость

решать

задания,

которые

ставятся

перед

ним

в

конкретных

жизненных

ситуациях.

На

современном

этапе

в

связи

с

введением

в

действие

ФГОС

ДО,

возникла

необходимость

обновления

и

повышения

качества

дошкольного

образования,

необходимость

в

дошкольном

образовании

нового

поколения,

направленного

на

выявление

и

развитие

творческих

способностей

и

познавательной активности дошкольников.

Очевидным

явился

поиск

эффективных

методических

приёмов

и

необходимость создания оптимальных условий для развития познавательных

процессов у детей дошкольного возраста.

Опираясь

на

важность

и

необходимость

работы

по

развитию

познавательной активности дошкольников, проблему способа решения данного

вопроса,

я

обратилась

к

методу

проектной

деятельности

как

средству

познавательной активности детей дошкольного возраста.

Началом

работы

по

теме

опыта

стали

итоги

наблюдений,

результаты

педагогического

мониторинга

образовательной

деятельности

в

2014

году

воспитанников среднего дошкольного возраста. В результате выяснилось, что

лишь небольшое количество детей умеют анализировать явления и объекты

окружающего

мира,

выделяют

существенные

признаки

и

стороны,

умеют

рассуждать

и

аргументировать

собственные

выводы,

проявляют

познавательную

активность,

любознательность

в

форме

вопросов,

умении

находить необычное в обычном. Анкетирование родителей показало, что не

всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию у детей

познавательных способностей. Родители не могут уделять должного внимания

детям в силу каких-то обстоятельств, либо в силу своей непросвещённости.

Самостоятельно постичь суть окружающего мира – задача непосильная

для ребёнка. Перед педагогами ДОУ встала необходимость работы над данной

2

проблемой.

Поэтому одним

из

перспективных

методов,

способствующих

решению

этой

проблемы,

является

метод

проектной

деятельности,

позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, придать ему

новые

формы,

дать

возможность

развития

творческого,

познавательного

мышления ребенка.

3

1.2.Актуальность.

Избранная тема является актуальной, поскольку невозможно переоценить

значения познавательной деятельности для общего развития дошкольника и

формирования

его

личности.

Функциональное

назначение

познавательной

деятельности

состоит

в

том,

чтобы

вооружить

дошкольников

знаниями

умениями

и

навыками,

содействовать

воспитанию

мировоззрения,

нравственных, эстетических качеств малышей, развивать их познавательные

силы,

личностные

образования

(активность,

с ам о стоятел ь н о сть ,

познавательный интерес), выявлять и реализовать потенциальные возможности

детей, приобщать их к поисковой и творческой деятельности.

В

последнее

время

образовательная

работа

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста

в

детских

садах

становится,

все

больше

похожа

на

обучение

в

школе.

Традиционно

отведенные

обществом

для

дошкольников

культурные

практикумы

(игровая,

продуктивная,

познавательно-

исследовательская

деятельность),

признанные

формировать

ребенка,

как

инициативного

и

самостоятельного

субъекта

активности,

вытесняются

занятиями, уроками, которые даются по школьной технологии. К сожалению,

кроме ухудшения здоровья и потери учебной мотивации, это ни к чему, как

правило, не приводит.

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с

взрослыми

и

сверстниками,

как

помочь

детям

устранять

появляющиеся

трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как

научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать,

экспериментировать,

делать

умозаключения

и

выводы.

Эти

вопросы

очень

актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.

Изменения

системы

дошкольного

образования

предполагает

изменение

подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: не через

систему НОД, а через другие, адекватные формы образовательной работы с

детьми дошкольного возраста.

Таким образом, возникают противоречия:

между необходимостью повышать уровень способности к познавательной

и

исследовательской

деятельности

дошкольника

и

недостаточной

технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного

обучения в детском саду;

между

сформированностью

у

дошкольников

определённой

системы

фактических

знаний

и

недостаточным

развитием

способности

к

познавательной деятельности.

Поэтому актуальность опыта заключается в реализации в условиях ДОУ

системы образования, воспитания и развития детей, проектной деятельности

дошкольников. Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений,

проведения

сравнения,

обобщения

и

умения

делать

выводы,

творческого

4

мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно –

поисковой

и

исследовательской

деятельности,

коммуникативных

и

рефлексивных

навыков

и

многое

другое,

что

является

составляющими

успешной личности.

Ведущая идея опыта состоит в активизации интереса, формировании

навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного

подхода в системе работы детского сада.

Проектная деятельность сможет объединить детей, родителей и педагогов ДОУ

в

совместную

творческую,

продуктивную

деятельность

и

сформировать

настоящее сообщество детей и взрослых.

Метод

проектов

рассматривается

как

один

из

вариантов

интеграции.

Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять,

исследовать,

делать

выводы.

При

поддержке

взрослых

ребята

могут

стать

авторами

своих

собственных

творческих,

а

также

исследовательских,

приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в

педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь

в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

5

1.3.Новизна и диапазон опыта.

Новизна опыта состоит в разработке различных проектов и апробации их

на практике, что приведёт к активации механизма детского саморазвития, в

результате которого познавательная инициативность, социальная и творческая

активность

дошкольников

на

качественно

новый

уровень.

Образовательные

технологии проектной деятельности включают разные виды проектов по срокам

реализации, содержанию, тематике, количеству и категории участников. Метод

проектной деятельности целесообразнее использовать в работе со старшими

дошкольниками.

Этот

возрастной

этап

характеризуется

более

устойчивым

вниманием,

наблюдательностью,

способностью

к

началам

анализа,

синтеза,

самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

Диапазон

опыта

предполагает

использование

проектов

не

только

в

методике

развития

познавательной

активности,

но

и

в

других

методиках

дошкольного

образования.

В

проекте

можно

объединить

содержание

образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие

возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности

дошкольников, педагогов, родителей.

Длительность работы над опытом.

Данный опыт работы разрабатывался и внедрялся в практику работы с

воспитанниками

группы

«Аленький

цветочек»

МДОУ

«Детский

сад

18

«Сказка» в 2014-2017 г.г.

Работу по разрешению противоречий между необходимостью повышения

эффективности

работы

по

развитию

познавательной

активности

детей

дошкольного

возраста

и

отсутствием

действенного

механизма

для

её

реализации для её я разделила на несколько этапов.

Н а I этапе (сентябрь-декабрь 2014г.) – проводился анализ сложившейся

ситуации в группе, обнаружение проблемы, изучение литературы по данной

проблеме; определение цели и задачи опыта.

Н а II этапе (2014-2016гг.) мною проводилась работа по разработке и

внедрению

метода

проектов.

Разработаны

проекты

на

различные

темы.

Проведены промежуточные срезы педагогического мониторинга.

Н а III этапе (апрель-май 2017гг.) будет проведён итоговый мониторинг,

подтвердивший успешность выбранной технологии.

6

1.5.Теоретическая база опыта.

Метод

проектов

не

является

принципиально

новым

в

мировой

педагогической практике. Он возник еще в начале XX столетия в Америке. Его

называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического

направления

в

философии

и

образовании,

разработанными

американским

философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.

Учеными было дано определение метода проектов как процесса планирования

целесообразной (устремленной) деятельности в связи с разрешением какого-

либо задания в реальной жизненной обстановке.

Метод проектов - одно из инновационных направлений в современной

дидактике, которому в последнее время уделяется все большее внимание.

Проектная деятельность – форма продуктивной деятельности.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая

завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта

лежит

проблема,

для

ее

решения

необходим

исследовательский

поиск

в

различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в

одно

целое. Педагог

организует

проблемную

ситуацию

для

детей,

но

не

предлагает свои варианты решения, т.е. уходит от традиционного и привычного

действия по

заранее

заданному

образцу.

Ведь

проектная

деятельность

способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда

педагог стремится удерживать проблемную ситуацию. Именно этим проектная

деятельность

отличается

от

продуктивных

видов

деятельности,

в

которых

проблемная ситуация снимается максимально быстро.

По мнению американского педагога У.Х. Кильпатрика (основоположника

метода

проектов)

проект

предполагает

«энергичную,

от

всего

сердца

деятельность». У.Х. Кильпатрик полагал, что весь воспитательный процесс в

детском саду должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом,

чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и

обогащению

ряда

последующих

опытов.

Обучение

поэтому

должно

осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:

постановку проблемы;

составление плана её реализации;

оценку её выполнения.

Использование этих условий, по мнению У.Х. Кильпатрика, не только

подготавливает ребёнка к школьной жизни, но и помогает ему организовать жизнь

по окончании школы в настоящем.

В работе над опытом идет опора на педагогические взгляды современных

педагогов–новаторов: Л.А.Венгера,

Б.П.Никитина,

А.В.Запорожца,

Т.И.Ерофеевой, Н.Е. Веракса, Джон Дьюи и др.

Современному

ребенку

необходимо

не

столько

много

знать,

сколько

последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

7

Именно

поэтому

как

составную

часть

готовности

к

школе

исследователи–

педагоги выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно

высокий уровень развития познавательной, исследовательской деятельности и

мыслительных операций.

Проблема

познавательной

активности

издавна

привлекала

внимание

философов, психологов, педагогов от Сократа до ученых наших дней (Л. С.

Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Поддьяков и др.).

В

основу

практико-методологической

стороны

данного

опыта

положены

методические

пособия: Л.С. Киселёвой «Проектный метод в деятельности

дошкольного

учреждения»;

Н.Е.

Веракса,

А.Н.

Веракса

«Проектная

деятельность дошкольников».

8

1.6.Цели и задачи опыта.

В этимологическом словаре слово “проект” заимствовано из латыни и

означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

П о д проектом

также

понимается

самостоятельная

и

коллективная

творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

В

основе

проекта

лежит проблема,

для

её

решения

необходим

исследовательский

поиск

в

различных

направлениях,

результаты

которого

обобщаются и объединяются в одно целое.

Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная

деятельность

детей

исследовательская,

познавательная,

продуктивная,

в

процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания

в реальные продукты.

Целью

моей

работы

является

создание

системы

по

развитию

познавательной

деятельности

и

творческой

активности

дошкольников

на

основе проектного метода.

Гипотеза. Система формирования основ проектной деятельности будет

эффективной если:

она

включает

изучение

и

анализ

степени

обучения

проектной

деятельности;

направлена

на

формирование

мотивации

к

занятиям

проектной

деятельностью;

характеризуется наличием системности в образовательном процессе.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

Для детей:

Образовательные:

формировать познавательный интерес дошкольников;

формировать творческое мышление и воображение дошкольников.

Развивающие:

развивать коммуникативные навыки детей;

способствовать

развитию

творческой

инициативы

и

поисковой

деятельности дошкольников.

Воспитательные:

воспитывать культуру отношения к другому и самому себе.

воспитывать уважительное отношение к старшим.

Для педагогов:

повысить уровень творческой инициативы педагогов;

9

развивать готовность к применению современных методик и технологий

для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

создать

условия

для

конструктивного

взаимодействия

с

семьями

воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.

Для родителей:

углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей;

повысить

уровень

вовлечённости

родителей

воспитанников

в

деятельность ДОУ как активных субъектов.

1.7.Предполагаемые результаты.

Для детей:

расширение кругозора детей;

привитие исследовательских навыков;

сплочение детского коллектива;

развитие

интереса

к

коллективной,

командной

работе

со

всеми

участниками образовательного процесса.

Для педагогов:

самореализация, повышение творческого потенциала;

повышение

компетентности

по

использованию

в

образовательном

процессе современных педагогических технологий.

Для родителей:

оптимизация детско-родительских отношений;

создание

атмосферы

доверия,

взаимопонимания

и

сотрудничества

со

всеми участниками образовательного процесса;

повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

10

Раздел 2. Технология опыта.

2.1.Принципы проектной деятельности.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками имеет свою

специфику и строится на следующих принципах:

Проектная

деятельность

начинается

тогда,

когда

прямое

действие

оказывается невозможным.

Другими словами, если ребёнок захотел нарисовать рисунок, взял для этого

карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не

будет

считаться

проектной

все

действия

ребёнок

выполнил

в

рамках

продуктивной деятельности. Проектная деятельность начинается только тогда,

когда ребёнок видит проблему и задумывается над её решением.

Проектная деятельность, в отличие от продуктивной, предполагает

движение ребёнка в пространстве возможного.

В

ходе

продуктивной

деятельности

взрослый

предлагает

образец

и

задаёт

алгоритм

действий

ребёнка.

В

процессе

проектной

деятельности

ребёнок

оказывается перед проблемой, требующей решения. Для этого он исследует

различные варианты решения и выбирает наиболее оптимальный. При этом

важно не просто выбрать один вариант, а обсудить возможные варианты, их

эффективность и только потом решить, что именно нужно сделать.

Проектная

деятельность

опирается

на

субъективность

ребёнка,

то

есть

на

выражение

его

инициативы,

проявление

самостоятельной

активности.

Субъективность

ребёнка

выражается

в

наличии

собственного

мнения

или

отношения к той или иной ситуации. Она может проявляться с различной

степенью выраженности. Так ребёнок может высказать оригинальную идею (то

есть идею ранее не высказанную другими детьми) либо поддержать и немного

видоизменить

идею

другого

ребёнка.

В

любом

случае

педагог

должен

подчеркнуть своеобразие его идеи и поощрить за высказывание своего мнения.

Проектная

деятельность

предполагает

не

просто

реализацию

идеи

ребёнка, но и реализацию его смыслов.

Если ребёнок проявляем инициативу, он показывает, что это ситуация для него

чем-то значима. Поэтому прежде чем приступать к решению проблемы, нужно

понять,

что

именно

вызвало

отклик

у

ребёнка.

Ему

важно

научиться

прислушиваться к своим переживаниям и уметь выражать их как в словах, так и

в продуктах своей деятельности.

Проектная деятельность имеет адресный характер.

Поскольку

в

проектной

деятельности

ребёнок

выражает

своё

отношение

к

решаемой проблеме и личные смыслы, он всегда ищет адресата – того, к кому

обращено его высказывание, оформленное в виде продукта.

11

В

современных

методических

рекомендациях

нет

чёткого

указания

на

то,

сколько проектов в год должно быть реализовано. Но, учитывая преемственные

связи с начальной школой, я определила для себя, что должно быть не менее 3-х

проектов в год.

2.2.Классификация и виды проектов.

Все

проекты

классифицируются

по

составу

участников,

целевой

установке, тематике и срокам реализации.

В практике современных дошкольных организаций используются следующие

виды проектов:

Исследовательско-творческий:

дети

экспериментируют,

а

з ат е м

результаты

опытов

оформляют

в

виде

газет,

драматизаций,

детского

дизайна.

Ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ

персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы.

Информационно-практико-ориентированные:

д е т и

с о б и р а ю т

информацию

и

реализуют

её,

ориентируясь

на

социальные

интересы

(оформление и дизайн группы, создание витражей и др.).

Творческие (оформление результатов в виде праздника).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то

начиная с младшего возраста

используются ролево-игровые и творческие

проекты.

Значимы и другие виды проектов:

Комплексные: «Мир театра», «Книжкина неделя»;

Межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года»;

Творческие: «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»;

Групповые: «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

Индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты

бабушкиного сундука»;

Исследовательские:

«Мир

воды»,

«Дыхание

и

здоровье»,

«Питание

и

здоровье».

По

продолжительности

проекты

бывают

краткосрочными

(одно

или

несколько занятий), средней продолжительности и долгосрочными.

12

2.3.Оформление проекта.

Название

проекта

отражает

его

содержание,

игровую

(проблемную,

творческую) задачу, лежащую в его основе.

Вид проекта. Указываются:разновидность проекта (творческие, игровые,

приключенческие, практико-ориентированные, исследовательские);

длительность

работы

над

ним

(долгосрочный,

среднесрочный

или

краткосрочный);

количество и состав участников (групповой или индивидуальный; детско-

родительский);

возраст детей, на который ориентированы основные этапы и содержание

проекта;

предполагаемый

результат:

может

быть

дана

общая

характеристика

(например: «проект с заранее заданным практическим результатом») и

указан

конкретный

результат

(изготовление

макета

улицы,

создание

мультфильма, книжки-малышки для младших дошкольников и т.д.).

Проблема

проекта.

Проблема

проекта

формулируется

на

основе

некоторой

ситуации,

смоделированной

педагогом

или

объективно

возникшего затруднения. Стандартная формулировка проблемы связана с

поиском ответа на вопрос, варианта разрешения затруднения, способы

выполнения задания и т.д.

Цель

проекта

состоит

в

разрешении

проблемы

или

в

решении

практической (творческой, игровой) задачи.

На

ее

основе

формулируются конкретные

задачи,

осуществляется

выбор

личностно

значимых

содержания

и

форм

работы

в

рамках

проекта,

путей

приобретения

детьми

соответствующего

опыта,

логики

организации

взаимодействия участников, способов самореализации для каждого ребенка и

взрослого, тактики оказания помощи в «открытии» себя в определенных видах

деятельности.

Цель работы детей в рамках проекта. Мотивационной основой участия

в проекте для детей старшей группы чаще всего становится потребность

решить проблему, задачу. Именно с этим связана цель деятельности детей.

Сроки реализации.

Форма

подведения

итогов

(презентация

продукта,

итоговое

мероприятие, выставка и т.д.).

13

Реализация

программных

задач.

Указываются

задачи

отдельных

образовательных областей.

2.4.Этапы проектной деятельности.

Система нашей работы с детьми по проектной деятельности выстроена в 5

этапов:

Начальный

этап,

на

котором

определяется

тема

проекта,

цель;

выявляется ее актуальность: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?»;

определяется продолжительность проекта.

Этап планирования. На данном этапе мы совместно с детьми составляем

план

действий

по

достижению

цели,

пользуясь

условными

обозначениями,

заносим

его

в

заранее

подготовленную

таблицу

«Где

найдём информацию?»:

Этап сбора информации. Целью данного этапа является: формирование

представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающем

мире методом проектной деятельности. Для достижения поставленной

цели проводится ряд мероприятий, в зависимости от темы проекта:

размещение материала на информационном поле;

создание предметно-развивающей среды;

экскурсии;

беседы;

наблюдения;

развивающие игры и упражнения;

опыты, экспериментирование и т. п.

Этап обобщения информации. Данный этап подразумевает объединение

собранной информации в единое целое, создание конечного продукта, на

котором мы используем следующие способы обобщения:

оформление альбомов;

создание книг по теме;

14

создание макетов;

организация выставки работ;

проведение развлечений;

презентация

проектов

по

проведенным

исследованиям

с

детьми

и

родителями в детском саду.

Рефлексивный этап: «Что нового мы узнали?», это заключительный этап

проекта, на котором мы оцениваем результаты нашей совместной работы,

выявляем

полноту

раскрытия

темы,

определяем

тему

следующего

проекта.

Метод проектов может использоваться в работе с детьми, начиная с

младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения,

сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков

в соответствии с основными линиями развития.

Для

реализации

проекта

педагог

определяет

этапы

его

реализации,

продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического

материала.

Реализация

любого

проекта

предполагает

работу

с

детьми,

методическую работу с кадрами и взаимодействие с родителями.

15

2.5.Этапы развития проектной деятельности.

При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить о

трех

этапах в

развитии

проектной

деятельности

у

детей

дошкольного

возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий

проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских,

поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап подражательско-исполнительский, реализация которого

возможна с детьми 3,5–5 лет.

На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют

действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что

не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует

потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и

подражать ему.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

приобщать детей к процессу познания;

формировать различные представления;

привлекать

детей

к

воспроизведению

образов,

используя

различные варианты;

побуждать

детей

к

совме стной

п о и с ко в о й

деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

16

формирование эмоциональной заинтересованности;

знакомство с предметами и действиями с ними;

развитие мышления и воображения;

речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

осознание поставленной цели;

овладение различными способами решения поставленных задач;

способность

предвосхитить

результат,

основываясь

на

своём

прошлом опыте;

поиск различных средств достижения цели.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые

уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать

действия,

оказывать

друг

другу

помощь.

Ребёнок

уже

реже

обращается

к

взрослому

с

просьбами,

активнее

организует

совместную

деятельность

со

сверстниками.

У

детей

развиваются

самоконтроль

и

самооценка,

они

способны

достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки

сверстников.

В

этом

возрасте

дети

принимают

проблему,

уточняют

цель,

способны

выбрать

необходимые

средства

для

достижения

результата

деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах,

предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому

очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность

детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и

содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом

и возможности организовать её.

17

2.6.Формы, методы и средства организации проектной деятельности.

В

соответствии

с

поставленными

целями

и

задачами

педагогической

деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы,

методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие

познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников.

Проектная

деятельность

способствует

развитию

творчества

и

исследовательских навыков, позволяет развивать познавательные способности,

личность дошкольника, а также взаимодействие со сверстниками. В детском

саду

применение

метода

проектной

деятельности

позволяет

максимально

вовлечь

родителей

в

продуктивную

деятельность

детей

и

лучше

узнать

внутренний мир своего ребенка, взрослые и дети становятся ближе друг другу.

К особенностям организации проектной деятельности относятся:

личностно-ориентированный подход к каждому ребенку;

тесная взаимосвязь и сотрудничество с семьей ребенка;

повышение педагогического мастерства.

Основанный

на

личностно-ориентированном

подходе

к

обучению

и

воспитанию метод проектов развивает познавательный интерес к различным

областям

знаний,

формирует

навыки

сотрудничества.

Как

педагогическая

технология он ориентирован на:

осознание

детьми

своих

интересов

и

формирование

умений

их

реализовывать;

приобретение,

детьми

опыта

собственной

исследовательской

деятельности, включая умение их планировать;

формирование таких качеств, как умение договариваться.

Изучив

и

проанализировав

труды

учёных,

психолого-педагогическую

литературу, я отобрала методы и приёмы, используемые при работе с детьми,

учитывая возрастные и индивидуальные особенности:

18

наглядный;

словесный;

практический;

проблемно-поисковый;

исследовательский;

сюрпризный момент;

элемент загадочности;

создание воображаемой ситуации;

использование музыки.

В учебной деятельности – это занятия-путешествия, занятия в форме

дидактических

игр,

в

повседневной

деятельности

-

наблюдения,

целевые

прогулки и экскурсии, дидактические и сюжетно-ролевые игры, практические

упражнения, опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами,

совместное творчество детей и родителей, презентация.

Для

развития

познавательной,

исследовательской

активности

у

детей,

используются также активные методы и приемы: ТРИЗ, методика предметно-

схематических моделей, технология экспериментирования, игровые технологии.

Организовывая

детское

проектирование,

соблюдались

следующие

принципы:

учёт интересов ребёнка;

деятельность без принуждения;

тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;

предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;

совместное с взрослыми поэтапное достижение цели.

19

2.7.Работа с родителями дошкольников во время проекта.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей.

Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность:

становясь активными участниками процесса обучения своих детей, мамы

и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой

вклад в обучение и приобретают всё новые умения;

родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и

гордость за них;

развивается

более

глубокое

понимание

процесса

обучения

детей

дошкольного возраста;

возможность

закрепления

знаний,

получаемых

в

детском

саду

с

помощью занятий дома.

Благодаря участию родителей в проектах у детей формируется чувство

гордости,

повышается

самооценка,

а

у

детей,

родители

которых

чаще

выполняют

роль

ассистентов,

наблюдается

значительное

продвижение

в

развитии.

У педагогов появляется возможность понять, как родители мотивируют

своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать

задачи; возможность использования знаний и интересов родителей в процессе

занятий с детьми. В процессе совместного обучения детей возникает доверие к

воспитателям и другим сотрудникам детского сада; родители обучаются видам

деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома.

Привлекая

родителей

к

работе

над

проектом,

я

создаю

в

группе

дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их

детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения

возможностей

реализации

проекта.

Участие

взрослых

в

детских

проектах

способствует социально-личностному развитию каждого ребёнка.

Привлечение родителей к осуществлению проектов просто необходимо.

Родителям предоставляется разная степень участия в проектах: руководитель,

участие на всех или отдельных этапах, консультант, материально – техническая

поддержка и др. (приложение 3) Таким образом, у родителей сформируются

20

представления

о

методе

проектов

как

эффективном

условии

развития

творчества

детей. Привлечение родителей к участию в жизни детского сада

позволило объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществить

взаимопомощь

при

решении

возникающих

проблем.

Родителям

при

этом

полнее открылась жизнь ребенка в детском саду, а мы смогли вовлечь их в

педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий,

дальнейших проектов.

Сотрудничество с родителями включает три основных направления:

психолого-педагогическое просвещение родителей;

вовлечение

родителей

в

деятельность

дошкольного

образовательного

учреждения;

участие

семей

воспитанников

в

управлении

во спитательно-

образовательным процессом ДОУ.

Для привлечения родителей к совместной с детьми деятельности

проводились

открытые

занятия,

беседы

и

консультации

(приложение

1),

родительское

собрание

(приложение

2),

оформлялись

стенды,

папки

передвижки, разработан буклет «Технологии проектной деятельности».

При

организации

проектной

деятельности

я

использовала

в

образовательной

деятельности

принцип

интеграции,

который

направлен

на

развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Были разработаны и реализованы различные проекты:

«Господин Лук»

«Всё дело в шляпе»

«Осень»

«Синичкин день»

«Моё генеалогическое древо»

«Семейные традиции»

Мой любимый город Коряжма»

В

реализации

проектов

использую

ИКТ,

широкий

спектр

цифровых

образовательных

ресурсов:

компьютер,

музыкальный

центр,

цифровой

фотоаппарат, видеокамеру. Для повышения качества педагогического процесса

использую

мультимедийные

презентации,

т.к.

материал,

представленный

различными информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче

усваивается

дошкольниками.

Мультимедийное

оборудование

активно

использую на родительских собраниях.

21

2.8.Результативность опыта.

Показателем

результативности

опыта

является

мониторинг

уровней

познавательной активности, творческого воображения и творческого мышления,

коммуникативных навыков детей и развитие способностей к исследовательской

деятельности.

Мониторинг

осуществлялся

при

помощи

игровых

тестовых

заданий:

«Найди лишнюю картинку », «Назови одним словом», «Разложи по полочкам»,

(автор М.В.Крулехт); «Нелепица» (автор С.Д. Забрамная); «Лишний предмет»,

«Раздели

на

группы»

(автор

М.И.

Ильина,

Л.Г.Парамонова).

Диагностика

развития

творческого

воображения

и

творческого

мышления

детей

осуществлялась по методикам: «Назови картинку», «Дорисовывание фигур».

Диагностика

развития

коммуникативных

навыков

осуществлялась

по

методикам: «Метод вербальных выборов», «Два домика», «Маски» (автор М.И.

Лисина).

Диагностика

развития

способностей

к

исследовательской

деятельности

осуществлялась

по

тестам,

разработанным

профессором

А.И.

Савенковым: «Угадай предмет», « Развитие навыков экспериментирования», «

Развитие умений задавать вопросы».

Критерии

диагностики,

2014 – 2015 г.г.

2015 – 2016 г.г.

2016 – 2017 г.г.

В

С.

Н.

В.

С.

Н

В.

С.

Н

Развитие

познавательных

способностей

_

63

37

27,2

59,2

13,6

50

50

_

Развитие

творческого

м ы ш л е н и я

и

воображения

_

45,5

54,5

27,2

59,2

13,6

54,5

45,5

_

Коммуникативные

навыки и умения

_

63,6

36,4

_

100

-

59,1

40,9

_

Исследовательская

деятельность

_

45,5

54,5

23

77

_

45.5

54.5

-

Полученные

результаты

подтверждают

стабильность

работы,

свидетельствуют

об

эффективности

метода

проектов,

выбранной

стратегии

работы.

В

результате

проектной

деятельности

дети

научились

самостоятельно

находить темы для исследования, ставить проблем, составлять план действий

по

проблеме,

находит

нестандартные

решения

выявленных

проблемных

ситуаций,

оформлять

результаты

исследований,

смело

высказывать

свои

суждения

о

предметах

и

явлениях.

У

детей

обогатилось

и

расширилось

22

представление

об

окружающем

мире,

повысилась

наблюдательность,

любознательность.

Дети

научились

работать

сообща,

договариваться.

Преимущества этого опыта: системный подход, творческое взаимодействие с

детьми и родителями воспитанников, активное взаимодействие с социальными

и

культурными

институтами.

Благодаря

сотрудничеству

и

сотворчеству

воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели.

2.9.Заключение.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он

помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской

деятельности,

развивает

познавательную

активность,

самостоятельность,

творчество,

умение

планировать,

работать

в

коллективе.

Такие

качества

способствуют

успешному

обучению

детей

в

школе.

Но

самые

главные

участники

проектной

деятельности

это

наши

воспитанники,

на

развитие

которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, -

покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные

условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.

Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном

образовательном учреждении:

23

метод

проектов

как

один

из

методов

интегрированного

обучения

дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает

самостоятельную

активность

воспитанников

детского

сада.

Только

действуя

самостоятельно,

дети

учатся

разными

способами

находить

информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать

эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание

су щ н о с т и

м е тод а

п р о е кто в

с п о с о б с т вуе т

ф о р м и р о в а н и ю

самостоятельности,

глубоко

мотивированной,

целе сообразной

познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует

повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает

себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело,

радуется

своим

успехам.

Метод

проекта

способствует

развитию

благоприятных межличностных отношений в группе детей.

происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.

родители становятся активными участниками образовательного процесса.

Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в

работе с дошкольниками.

Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ

помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам,

вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной

цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Дети, участвующие в проектной деятельности:

проявляют творческую активность в познании окружающего мира;

самостоятельны в принятии решений;

сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических

задач;

осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким

образом можно узнать);

способны обсуждать в детском коллективе совместный план действий;

воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и

осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:

24

проявляют способность к самостоятельному творческому планированию

всего воспитательно-образовательного процесса;

обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и

запросов детей;

осуществляют поисковую педагогическую деятельность;

реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной,

музыкальной деятельности).

Проектирование

изменяет

роль

воспитателей

в

управлении

педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не

исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих

группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный

аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели

свободны

в

выборе

способов

и

видов

деятельности

для

достижения

поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения. Даже неудачно

выполненный проект, способствует развитию профессионализма. Понимание

ошибок

создает

мотивацию

к

повторной

деятельности,

побуждает

к

самообразованию.

Умение

пользоваться

проектным

методом

показатель

высокой

квалификации

педагога,

овладение

им

прогрессивной

методикой

обучения и развития детей.

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного

учреждения:

налаживают

тесный

контакт

не

только

со

своим

ребёнком,

но

и

с

коллективом родителей и детей группы;

получают возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в

детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;

могут реализовать свои творческие способности.

Результаты реализации проектной деятельности радуют, но всегда есть

что совершенствовать. Думаю, что совместно с родителями мы будем изучать и

внедрять в практику индивидуальные детско-родительские и детские проекты.

Результаты

работы

показывают,

что

проектная

деятельность

создаёт

необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым,

умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной

деятельности

даёт

возможность

развивать

у

дошкольников

внутреннюю

активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания,

приходить к результату.

25

Заключая

вышесказанное,

можно

сделать

вывод

о

том,

что

на

современном этапе развития дошкольного образования проектная деятельность

даёт

возможность

видеть

пути

дальнейшего

развития

творческой

личности

дошкольника.

И закончить хочется словами детского писателя, автора серии детских

книг

«Книга

знаний»

Александра

Борисовича

Шапиро:

«…Ребёнок,

почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента,

побеждает

нерешительность

и

неуверенность

в

себе.

У

него

просыпаются

инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и

достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и

готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна

из лучших школ характера».

2.10.Литература.

26

1.

А.И.

Савенков

Материалы

курса

«Детское

исследование

как

метод

обучения

старших

дошкольников»:

Лекции

5-8.

М.:

педагогический

университет «Первое сентября» 2007. – 92с. (документ с сайта kylistova.ucor)

2.

В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников».

3.

Е.А. Румянцева «Проекты в ДОУ. Практика обучения детей 3-7 лет» -

Волгоград: Учитель, 2015

4.

Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников».

5.

И.В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного

возваста».

6.

Н. Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова Проектный

метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и

практических работников ДОУ – М.: АРКТИ, 2013

7.

Н.М. Сертакова, Н.В. Кулдашова Патриотическое воспитание детей 4-7

лет не основе проектно-исследовательской деятельности.: Волгоград: Учитель,

2015

8.

Н.В.

Нищева

Проектный

метод

в

организации

познавательно-

исследовательской

деятельно сти

в

детском

саду

СПб.:

ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013

9.

Т.А. Иваничкина Развитие личности ребёнка в проектной деятельности –

Волгоград: Учитель

27



В раздел образования