Нравственное воспитание как пространство формирования здоровой личности студентов
Автор: Яшина Марина Викторовна Должность: преподаватель, заведующая библиотекой Учебное заведение: ГАПОУ "Тетюшский колледж гражданской защиты" Населённый пункт: г. Тетюши, Республика Татарстан Наименование материала: статья Тема: Нравственное воспитание как пространство формирования здоровой личности студентов Раздел: среднее профессиональное
Нравственное воспитание как пространство формирования
здоровой личности студентов
Яшина Марина Викторовна -
преподаватель, заведующая библиотекой
ГАПОУ «Тетюшский колледж гражданской защиты»
Задачи нравственного воспитания студента:
помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки;
реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к
другому образу жизни;
научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к
окружающей среде, друг другу;
создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения
учащимися своих духовных потребностей;
- поощрять самовыражение и уверенность в себе;
"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины
были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом
собственных стремлений и личного счастья". ( Свадковский И.Ф. 1977, - 11).
Вопросы
нравственного
развития,
воспитания,
совершенствования
человека
волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно
встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все
более актуальной. В федеральном государственном образовательном стандарте особое
место
имеет
духовно-нравственное
воспитание.
Кто
как
не
учитель,
имеющий
возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую
роль в своей деятельности. И именно поэтому целью образовательного учреждения
является
оградить
студента
от
мира
жестокости
и
грубости,
познакомить
его
с
принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.
Задача
нравственного
воспитания
в
колледже
состоит
в
том,
чтобы
социально
необходимые
требования
общества
педагоги
превратили
во
внутренние
стимулы
личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Для реализации в колледже разработана программа нравственного воспитания
студентов, она очень обширна и охватывает круг различных нравственных отношений, в
которых
отчетливо
проявляются
моральные
качества.
Структура
воспитательного
процесса
слагается
из
воспитывающей
среды,
воспитывающей
деятельности
и
осмысления
воспитанником
своей
жизни
по
отношению
к
окружающей
действительности.
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить
преемственность,
не прерывать
уже
существующий
процесс
воспитания
студента,
колледж
сотрудничает
с семьей.
Проводятся
семейные
праздники,
приглашаются
родители на открытые уроки, мероприятия. Очень интересно проводится День пожилых
людей, который год за годом становится обширнее. Стало традицией приглашать и
бабушек и мам на праздник Международного женского дня. Мы
думаем, что важно
соединить
традиции прошлого и опыт настоящего с непреходящими
духовными
идеалами. Объединение семьи и колледжа в деле воспитания создает благоприятные
возможности
для
укрепления
нравственности.
Особое
внимание
уделяется
на
родительских
всеобучах
пропаганде
семейных
ценностей,
формированию
основ
педагогической
культуры
у
молодых
родителей,
обеспечению
преемственности
поколений в семье.
Одним из основных нравственных ценностей, на которое уделяется большое внимание
- это социальная солидарность, т.е. личная и национальная свобода, доверие к людям,
справедливость и милосердие, честь и достоинство.
Воспитать такие качества личности в ребятах помогают волонтеры, «Форт-пост»
-отряд
профилактики,
«Тимуровец»-помощники
одиноким
пожилым,
«Фантазия»
-ансамбль. Пути решения проблем нравственного воспитания осуществляются как в
процессе специального обучения на классных часах, так и в свободное внеурочное время,
это этические беседы, конкурсы, тематические праздники.
Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование
гуманистических
отношений
детей,
не
зависимо
от
содержания,
методов,
форм
воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех учащихся,
построен
так,
чтобы
обеспечить
оптимальное
развитие
каждого,
исходя
из
индивидуальности студента.
Чтобы обеспечить условия нравственно здоровой и полноценной жизни, необходимо
оказание соответствующей помощи со стороны окружающих ребенка взрослых. Важно
научить противостоять стрессовым ситуациям, не поддаваться неудачам; воспитывать
желание быть бодрым и оптимистичным; развивать волевые качества, способность не
бояться трудностей; умение общаться со сверстниками и взрослыми; ценить, беречь и
укреплять
своё
здоровье.
Этому
студенты
учатся
на
различных
внеклассных
мероприятиях в колледже:
«День знаний», «Посвящение студентов», «День матери»,
встреча с интересными людьми и другие соревновательные состязания по группам,
особенно на спортивных соревнованиях.
В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства
воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа
средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на
воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции,
диспуты по этическим проблемам.
Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних
знаний
не
достаточно.
Критерием
нравственного
воспитания
могут
быть
только
реальные
поступки
студентов,
их
побудительные
мотивы.
Желание,
готовность
и
способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в
процессе длительной практики самого студента, только упражняясь в нравственных
поступках.
Говоря
о
морали,
мы
подразумеваем
поведении
людей,
совокупность
норм,
регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную
роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия,
как "добро", "честь", "совесть", "справедливость". Все эти понятия имеют оценочный
характер.
Непосредственное
влияние
на
приобретение
нравственных
ценностей
лежит
на
преподавателя. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его
студенту. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира - это характерный
признак духовно-нравственной жизни детской личности.
Слово преподавателя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности
ребенка.
Именно
через
беседы
с
педагогом,
духовное
развитие
студента,
самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку
глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один
на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы. Мы
призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой,
ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые
соответствуют
правилам
морали,
и
никогда
не
противоречат
истинным
этическим
нормам.
Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что
вложил педагог в душу студента в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в
дальнейшем,
как
будет
строить
свои
отношения
с
окружающими.
Воспитание
-
искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем,
очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них
человеческое - разум, мудрость, любовь к людям.
Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей
и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь
свои силы.
И только нравственное воспитание может формировать здоровую личность, которая
может выстоять в ХХI веке.