•
развитие правовых знаний у обучающихся, формирование активной гражданской
позиции, обобщение имеющихся знаний у обучающихся в области прав человека.
Задачи:
•
развивать интерес к нравственно-правовым вопросам;
•
воспитывать
уважение
к
правам
и
свободам
личности,
чувства
собственного
достоинства, справедливости;
•
развивать творческую активность детей, навыки коллективной деятельности.
•
проанализировать
типичные
правонарушения
среди
несовершеннолетних;
выяснить
причину
этих
правонарушений
и
указать
способы
поведения
в
критических ситуациях;
•
воспитывать уважение к другим людям, чувство ответственности.
•
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный
материал, карточки с заданиями для команд, таблички «ДА» и «НЕТ».
Содержание
•
Организационный момент.
•
Информационный материал.
•
Работа в командах.
•
Заключительное слово, обратная связь.
Ход занятия
- Здравствуйте, ребята! Сегодня команды 8-х классов принимают участие в игре
«Правовой лабиринт.
-Почему «правовой»? Потому что мы будем говорить о правах и обязанностях
подростков.
-Почему «лабиринт»? Потому что каждый правильный ответ будет приближать
команды к выходу из этого лабиринта, т.е. к финалу нашей игры.
Эта
игра
поможет
вам
осознать
свои
права,
свободы
и
обязанности;
разовьет умение анализировать свои и чужие поступки, а также умение уважать
мнение окружающих; научит вас коллективизму и ответственности.
Вести эту игру буду я. Помогать мне будет за компьютером ученица 9а
класса, а Т.В. будет вести протокол нашей игры.
Представляю вам участников:
команда 8А класса
команда 8Б класса
команда 8В класса
команда 8Г класса
В нашем лабиринте 6 поворотов:
-поворот первый «Разминочный» ;
-поворот второй «14-16» ;
-поворот третий «Сказочно-правовой» ;
-поворот четвертый «Детский» ;
-поворот пятый «Школьный»;
-поворот шестой «Причинно-следственный» .
Удачи всем! Мы начинаем игру!
1.
Поворот первый «Разминочный».
Правильно ответьте на вопросы:
1)
Назовите
основной
закон
страны,
который
каждый
гражданин
страны
обязан
соблюдать; (Конституция)
2) Основное право и обязанность каждого школьника (Учиться)
3) Основной документ образовательного учреждения, в котором прописаны основные
права и обязанности школьников (Устав)
4) Обязанность гражданина своевременно оплатить, установленные законом, (Налоги)…..
5) Обязанность каждого гражданина защищать свою родину, называется – (Служба)
6) Документ, удостоверяющий личность (Паспорт)
7) С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)
8)
Что
написано
на
первой
странице
паспорта?
(Паспорт
гражданина
Российской
Федерации.)
9)
Какая
информация
о
владельце
паспорта
находится
на
странице
рядом
с
фото?
(Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)
10) Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в
органы внутренних дел.)
11) Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет.)
12) Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)
13) Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет.)
14) В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене
фамилии.)
15) В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета
на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и так
далее.)
Активные участники получают по 1 баллу.
2.
Поворот
второй
«14-16. Определите,
за
какие
преступления
уголовная
ответственность наступает с 16 лет, а за какие - с 14 лет? (Каждая команда получает
листочки с заданиями. После выполнения задания руководитель подходит к командам и
проверяет задания. Затем правильный ответ проецируется на экран).
С 14 лет: Кража (ст. 158 УК РФ)
Хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ст. 213 УК РФ)
Угон автотранспорта (ст. 166 УК РФ)
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ)
Вандализм (ст. 214 УК РФ)
Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ст.
111, 112 УК РФ)
Вымогательство (ст. 163 УК РФ)
С 16 лет: Клевета (ст. 129 УК РФ)
Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных
программ (ст. 273 УК РФ)
Нарушение изобретательских и патентных прав (ст. 147 УК РФ)
Неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ)
Нарушение требований пожарной безопасности (ст. 219 УК РФ)
Жестокое обращение с животными (ст. 245 УК РФ)
3. Поворот третий «Сказочно-правовой». О каком сказочном герое идет речь?
(Командам
по
очереди
зачитываются
задания,
на
которые
они
сразу
дают
ответ.
Правильный ответ проецируется на экран).
-Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась
ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.
-Этот
герой
многих
русских
сказок
постоянно
нарушал
права
других
персонажей:
покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал
на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев.
-Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали
ее
права,
заставляли
ее
прислуживать
им
(т.е.
рабство
подневольный
труд).
Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива.
-Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы,
претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из
дома.
Ответ: 1 – козленочек; 2 – Кощей Бессмертный; 3 – Золушка; 4 – заяц.
4.
Поворот
четвертый
«Детский». Из
предложенных
высказываний,
выбрать
правильные
ответы
и
неправильные.
(Задания
одновременно
зачитываются
и
проецируются на экран. Участники показывают таблички «ДА» или «НЕТ»)
1.
Каждый
ребенок
имеет
право
на
все,
что
изложено
в
Ко н в е н ц и и
п р а в
р е б е н к а ,
независимо
от
богатства
его
р о д и т е л е й ,
ц в е т а
к о ж и ,
религиозных,
политических
и
иных убеждений.
2.
Каждый
ребенок
имеет
право
на
достойное
образование,
на
достойное
медицинское
обслуживание,
на
до стойно е
жилье, питание и развлечения
3.
На
все,
что
изложено
в
К о н в е н ц и и
О О Н
м о г у т
4.
На достойное медицинское
обслуживание имеют право только
рассчитывать только:
отличники
д е т и
с
т е м н ы м
цветом кожи
дети врачей; на достойное жилище
–
дети
строителей;
на
хорошее
питание
–
дети
поваров,
на
полноценное
образование
–
дети
учителей.
5.
Каждый
ребенок
и
его
родители имеют право на особую
заботу государства по охране их
здоровья
6.
Го с у д а р с т в о
д о л ж н о
заботиться о здоровых людях. Все
остальные
должны
лечить
себя
сами.
7.
К а ж д ы й
р е б е н о к
с
физическими или психическими
недостатками
имеет
право
на
заботу,
а
также
специальное
образование и медицинский уход.
8.
Каждый
ребенок
имеет
право
на
любовь
и
внимание
окружающих его людей
9.
Ребенок
с
физическими
или психическими недостатками
должен заботиться о себе сам.
10.
Каждого
ребенка
нужно
любить
и
выполнять
все
его
желания. А сам ребенок не обязан
ни о ком заботиться.
11.
Каждый
ребенок
со
дня
своего
рождения
имеет
право
быть гражданином своей страны
и право на собственное имя.
12.
В с е
д е т и
р о ж д а ю т с я
одинаковыми,
поэтому
давать
имена им не надо. Дети должны
о б р а щ ат ь с я
д ру г
д ру г у
п о
прозвищам.
Гражданство,
как
не
имеющее
никакого
зн ач е н и я
отменяется.
13.
Н и
один
м а л о л е т н и й
ребенок не может быть разлучен
со
своими
родителями,
кроме
исключительных случаев.
14.
Каждый
ребенок
имеет
п р а в о
н а
б е с п л а т н о е
и
обязательное
образование
в
средней школе.
15.
Ребенка нужно разлучать с
родителями, если они:
з а п р е щ а ю т
е м у
круглосуточно
смотреть
телевизор
регулярно
п р о в е р я ют
дневник
16.
Каждый
ребенок
имеет
п р а в о
н а
б е с п л а т н о е
и
обязательное
образование
только
по
телевизору.
Обязательными
учебными
предметами
являются
только музыка и физкультура.
17.
В
тех
случаях,
ко гд а
ребенок
по
каким-то
причинам
лишается семьи, он имеет право
на
особую
заботу
со
стороны
государства.
18.
Всех
детей,
лишившихся
с е м ь и ,
д о л ж е н
у с ы н о в и т ь
Президент страны.
19.
Образование,
игры
и
развлечения
должны
помочь
ребенку
ст ать
кул ьту р н ы м
человеком.
Об
этом
должны
заботиться
государство
и
в
п е р ву ю
оч е р ед ь
р о д и т е л и
ребенка.
20.
Каждый
ребенок
имеет
право при любых обстоятельствах
получить
защиту
и
помощь
от
государства.
(из предложенных высказываний выбрать правильные и неправильные.
Правильно-1, 2, 5, 7, 8, 11, 13, 14, 17, 19, 20
Неправильно-3,4, 6, 9, 10, 12, 15,16, 18).
5.
Поворот
пятый
«Школьный». Распределите
права
и
обязанности
школьников. (Каждая команда получает листочки с заданиями. После выполнения
задания руководитель подходит к командам и проверяет задания. Затем правильный
ответ проецируется на экран).
_П__ 1.Бесплатное образование
_П__ 2.Активность в приобретении знаний
_О__ 3.Уважать мнение всех учащихся и учителей
_П__ 4.Удобное рабочее место
_О__ 5.Посещать школу в предназначенное для этого время
_П__ 6.Защита личной собственности
_П__ 7. Посещение школьных мероприятий
_О__ 8.Не пропускать учебные занятия без уважительной причины
_О__ 9.Вести себя корректно на переменах и на уроках
_П__ 10.Деловое сотрудничество с учителем
_О__ 11.Соблюдать ПДД, ППБ, а также технику безопасности
_О__ 12.Беречь школьное имущество
(Права: 1; 2; 4; 6; 7; 10 Обязанности: 3; 5; 8; 9; 11; 12)
4. Поворот
шестой
«Причинно-следственный».
Проанализируйте
ситуации,
найдите
верное
решение.
(С
помощью
жребия
команды
получают
карточки
с
ситуациями,
которые
необходимо
проанализировать,
оценить
и
найти
верное
решение). Задание оценивается по пятибалльной системе.
Карточка 1.
В школу по телефону позвонил Сережа 14 лет и сказал, что в школе заложена бомба,
которая может взорваться. Все выбежали из школы! Приехали пожарная машина,
МЧС. Ученики и учителя целый час простояли на улице.
( Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Так как этот проступок
считается
–
уголовно-
наказуемым
деянием,
то
данному
мальчику
может
быть
применены
такие
виды
наказаний:
исправительные
и
обязательные
работы,
постановка на учет в ОДН, КДН, штраф и т.д. Если подросток не достиг 14 летнего
возраста, то в отношении него в судебном порядке рассматривается
вопрос о
помещении
в
Цент р
временного
содержания
н е с о в е р ш е н н ол е т н и х
правонарушителей
сроком
до
30
суток.
Родители
могут
быть
привлечены
к
административной ответственности по ст. 5.35 Кодекса РФ об административных
правонарушениях
–
за
неисполнение
обязанностей
по
во с п и т а н и ю
несовершеннолетних,
а
также
выплачивать
материальный
ущерб,
причиненный
государству.)
Карточка 2.
Девятиклассник Антон шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят,
которых он знал. Они стали оскорблять его, а затем избили. Антон побежал звать на
помощь своих друзей. Через полчаса втроем они нашли двоих ребят и нанесли им
телесные повреждения.
(В данном случае Антон является одновременно и пострадавшим и правонарушителем.
Антон
должен
был
обратиться
к
правоохранительным
органам
(например,
к
участковому),
а не затевать драку, всех участников этой драки должны привлечь к
ответственности, провести с ними разъяснительную беседу, и скорее всего их поставят на
учет, в школе и в ОДН, КДН, если в драке не были причинен серьезный вред здоровью,
иначе будет возбуждаться уголовное дело)
Карточка 3.
На крыльце дома стояла группа ребят 14-15 лет. Максим стал рисовать на стене школы
свастику, а потом и стал портить обшивку стены. Ребята, смеясь, помогали ему в этом.
(Данное
правонарушение
считается
преступлением
по
статье
вандализм,
с
соответствующими наказаниями: штраф, исправительные работы, обязательные работы,
Могут также поставить на учет.)
Карточка 4.
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нецензурно выражаются,
нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия
и можно ли этих подростков наказать?
(Административное правонарушение. Это расценивается как мелкое хулиганство .
Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к
прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан, - это мелкое
хулиганство, предусмотрен штраф от пятисот до одной тысячи рублей или
административный арест на срок до пятнадцати суток, постановка на учет в ОДН).
Рефлексия.
-Что нового вы сегодня узнали?
-Что вам понравилось в нашей игре?
Итак, мы вышли из лабиринта. С какими же результатами команды добрались до
выхода? С протоколом игры ознакомит Т.В.
(Награждение команд грамотами).
Приложение 1.
Кража
Хулиганство при отягчающих обстоятельствах
Угон автотранспорта
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
Вандализм
Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести
вреда здоровью
Вымогательство
Клевета
Создание, использование и распространение вредоносных
компьютерных программ
Нарушение изобретательских и патентных прав
Неоказание помощи больному
Нарушение требований пожарной безопасности
Жестокое обращение с животными
Приложение 2.
___ 1.Бесплатное образование
___ 2.Активность в приобретении знаний
___ 3.Уважать мнение всех учащихся и учителей
___ 4.Удобное рабочее место
___ 5.Посещать школу в предназначенное для этого время
___ 6.Защита личной собственности
___ 7. Посещение школьных мероприятий
___ 8.Не пропускать учебные занятия без уважительной причины
___ 9.Вести себя корректно на переменах и на уроках
___ 10.Деловое сотрудничество с учителем
___ 11.Соблюдать ПДД, ППБ, а также технику безопасности
___ 12.Беречь школьное имущество
_П__ 1.Бесплатное образование
_П__ 2.Активность в приобретении знаний
_О__ 3.Уважать мнение всех учащихся и учителей
_П__ 4.Удобное рабочее место
_О__ 5.Посещать школу в предназначенное для этого время
_П__ 6.Защита личной собственности
_П__ 7. Посещение школьных мероприятий
_О__ 8.Не пропускать учебные занятия без уважительной причины
_О__ 9.Вести себя корректно на переменах и на уроках
_П__ 10.Деловое сотрудничество с учителем
_О__ 11.Соблюдать ПДД, ППБ, а также технику безопасности
_О__ 12.Беречь школьное имущество
Карточка 1.
В школу
по телефону позвонил Сережа
14 лет и сказал, что в школе
заложена бомба, которая может взорваться. Все выбежали из школы!
Приехали
пожарная
машина,
МЧС.
Ученики
и
учителя
целый
час
простояли на улице.
Карточка 2.
Девятиклассник Антон шел домой. На пустынной улице к нему подошли
двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а затем избили.
Антон побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса втроем они
нашли двоих ребят и нанесли им телесные повреждения.
Карточка 3.
На крыльце дома стояла группа ребят 14-15 лет. Максим стал рисовать на
стене школы свастику, а потом и стал портить обшивку стены. Ребята,
смеясь, помогали ему в этом.
Карточка 4.
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нецензурно
выражаются, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы
оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Протокол игры
Названия конкурсов/
Классы
8А
8Б
8В
8Г
поворот первый
«Разминочный»
(1 балл)
поворот второй
«14-16»
(13 баллов)
поворот третий
«Сказочно-
следственный»
(5 баллов)
поворот шестой
«Школьный»
(12 баллов)
Всего (52 балла)
Награждается
команда 8 «А» класса
(классный руководитель
Егорова Е.А.),
занявшая ________ место
в игре «Правовой лабиринт»
Директор Тарасова
Н.А.
28.10.2015 г.
Награждается
команда 8 «Б» класса
(классный руководитель
Мокеева И.О.),
занявшая ________ место
в игре «Правовой лабиринт»
Директор Тарасова
Н.А.
28.10.2015 г.
Награждается
команда 8 «В» класса
(классный руководитель
Большова С.В.),
занявшая ________ место
в игре «Правовой лабиринт»
Директор Тарасова
Н.А.
28.10.2015 г.
Награждается
команда 8 «Г» класса
(классный руководитель
Михайлова Г.К.),
занявшая ________ место
в игре «Правовой лабиринт»
Директор Тарасова
Н.А.
28.10.2015 г.
-Что нового вы сегодня узнали?
-Что вам понравилось в нашей игре?
-Что нового вы сегодня узнали?
-Что вам понравилось в нашей игре?