Напоминание

Портрет современного родителя дошкольника


Автор: Губанова Ирина Николаевна
Должность: руководитель ДО-1
Учебное заведение: ГБПОУ ОК "Юго-Запад"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Портрет современного родителя дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Портрет современного родителя дошкольника
 Главную роль во всех воспитательных аспектах всегда играл и продолжает играть рост ребенка в семейном кругу, ведь семья - первая общественная ступень в жизни человека.  Современной семье присущи некоторые неблагоприятные характеристики: кризис семейных традиций, распад браков, рост числа неполных семей, семей с приемными родителями. Невыполнение семьей одной из функций влечет за собой проблемы с выполнением всех, девальвацию смысла семейной жизни и т.д. Наряду с очерченными негативными тенденциями, семья - это первичная среда, в которой происходит развитие ребенка. Родители являются для ребенка самыми любимыми, важными и нужными людьми, особенно на протяжении дошкольного детства.  То, насколько успешно будет происходить усвоение дошкольником социально - культурного опыта, в основном зависит от отношения родителей к ребенку, друг к другу и семейных ролей. Дети подражают родительской форме поведения в семье, разнообразным положительным или отрицательным привычкам, значимым особенностям супружеских отношений. Поэтому изучение особенностей детско-родительских отношений и определение на их основе факторов развития образа современных родителей детей дошкольного возраста является чрезвычайно важным. Актуальность
 Целью работы является изучение особенностей родительского отношения к детям в современных семьях дошкольников.  Цель обуславливает задачи исследования:  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме особенностей современной семьи дошкольника.  2. Выявить особенности родительского отношения к дошкольникам.  3. Разработать рекомендации по совершенствованию участия родителей в процессе воспитания дошкольников. Цель и задачи исследования
 Объект исследования – родительское отношение.  Предмет – особенности отношения к дошкольникам у современных родителей.  Методы исследования:  1. Метод теоретического анализа.  2. Эксперимент.  3. Количественная и качественная обработка данных.  Методики исследования:  1. Опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин).  2. Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) (Э.Шефер, Р.Белл, в адаптации Т.В. Нещерет).  В исследовании принимали участие 73 родителя дошкольников (40 матерей и 33 отца), имеющих детей дошкольного возраста. Объект и методы исследования
Результаты изучения родительского отношения отцов и матерей дошкольников (методика ОРО), процентили Проценитиль 0 10 20 30 40 50 60 70 80 53,79 12,29 57,96 53,87 70,25 Принятие-отвержение Кооперация Симбиоз Авторитарная ги- персоциализация Маленький неудачник
Сравнение результатов диагностики типов родительского отношения к детям дошкольного возраста отцов и мам (методика ОРО), процентили Принятие-отвержение Кооперация Симбиоз Авторитарная гиперсоциализация Маленький неудачник 0 10 20 30 40 50 60 70 80 77,21 9,77 57,96 69,3 70,25 31 19,22 74,97 32,13 70,25 Отцы Матери
Результаты измерения родительских установок и реакций стеновые оценки
 Проведенное нами исследование позволило выявить специфические особенности отношения современных родителей к детям дошкольного возраста.  Также получены данные об особенностях семейных ролей современных родителей. Современные родители инфантилизируют своих детей, не стремятся ускорить детское развитие, стимулируют зависимость детей от взрослых. Мамы и папы в общей массе не умеют сотрудничать с детьми и не стремятся к совместной деятельности с ними. Оба родителя чувствуют эмоциональную усталость, жертвуя чем-то ради семьи и воспитания ребенка.  Современные матери несколько больше, чем отцы, эмоционально принимают дошкольника, дают ребенку возможность высказаться, стремятся к товарищеским отношениям с детьми. Отцы оказывают более жесткое давление на ребенка в процессе воспитания, холодны в эмоциональных отношениях с дошкольником.  Таким образом, гипотеза о том, что современные родители склонны инфантилизировать дошкольников, стимулируют зависимость детей от родителей, не стремятся к совместной деятельности с детьми, матери более демократичны, а отцы более строги и эмоционально отстранены в общении с дошкольниками, подтвердилась. Цель работы достигнута, задачи решены. Выводы
Спасибо за внимание!


В раздел образования