Автор: Губанова Ирина Николаевна Должность: руководитель ДО-1 Учебное заведение: ГБПОУ ОК "Юго-Запад" Населённый пункт: Москва Наименование материала: Методическая разработка Тема: Портрет современного родителя дошкольника Раздел: дошкольное образование
Портрет современного
родителя дошкольника
Главную роль во всех воспитательных аспектах всегда играл и продолжает
играть рост ребенка в семейном кругу, ведь семья - первая общественная
ступень в жизни человека.
Современной семье присущи некоторые неблагоприятные характеристики:
кризис семейных традиций, распад браков, рост числа неполных семей,
семей с приемными родителями. Невыполнение семьей одной из функций
влечет за собой проблемы с выполнением всех, девальвацию смысла
семейной жизни и т.д. Наряду с очерченными негативными тенденциями,
семья - это первичная среда, в которой происходит развитие ребенка.
Родители являются для ребенка самыми любимыми, важными и нужными
людьми, особенно на протяжении дошкольного детства.
То, насколько успешно будет происходить усвоение дошкольником
социально - культурного опыта, в основном зависит от отношения
родителей к ребенку, друг к другу и семейных ролей. Дети подражают
родительской форме поведения в семье, разнообразным положительным
или отрицательным привычкам, значимым особенностям супружеских
отношений. Поэтому изучение особенностей детско-родительских
отношений и определение на их основе факторов развития образа
современных родителей детей дошкольного возраста является
чрезвычайно важным.
Актуальность
Целью работы является изучение особенностей
родительского отношения к детям в современных
семьях дошкольников.
Цель обуславливает задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую
литературу по теме особенностей современной семьи
дошкольника.
2. Выявить особенности родительского отношения к
дошкольникам.
3. Разработать рекомендации по совершенствованию
участия родителей в процессе воспитания
дошкольников.
Цель и задачи исследования
Объект исследования – родительское отношение.
Предмет – особенности отношения к дошкольникам у
современных родителей.
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа.
2. Эксперимент.
3. Количественная и качественная обработка данных.
Методики исследования:
1. Опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В.
Столин).
2. Опросник «Измерение родительских установок и реакций»
(PARI) (Э.Шефер, Р.Белл, в адаптации Т.В. Нещерет).
В исследовании принимали участие 73 родителя дошкольников
(40 матерей и 33 отца), имеющих детей дошкольного возраста.
Объект и методы исследования
Результаты изучения родительского отношения отцов и
матерей дошкольников (методика ОРО), процентили
Проценитиль
0
10
20
30
40
50
60
70
80
53,79
12,29
57,96
53,87
70,25
Принятие-отвержение
Кооперация
Симбиоз
Авторитарная ги-
персоциализация
Маленький неудачник
Сравнение результатов диагностики типов родительского
отношения к детям дошкольного возраста отцов и мам
(методика ОРО), процентили
Принятие-отвержение
Кооперация
Симбиоз
Авторитарная гиперсоциализация
Маленький неудачник
0
10
20
30
40
50
60
70
80
77,21
9,77
57,96
69,3
70,25
31
19,22
74,97
32,13
70,25
Отцы
Матери
Результаты
измерения
родительских
установок
и реакций
стеновые
оценки
Проведенное нами исследование позволило выявить специфические
особенности отношения современных родителей к детям дошкольного
возраста.
Также получены данные об особенностях семейных ролей современных
родителей. Современные родители инфантилизируют своих детей, не
стремятся ускорить детское развитие, стимулируют зависимость детей от
взрослых. Мамы и папы в общей массе не умеют сотрудничать с детьми и
не стремятся к совместной деятельности с ними. Оба родителя чувствуют
эмоциональную усталость, жертвуя чем-то ради семьи и воспитания
ребенка.
Современные матери несколько больше, чем отцы, эмоционально
принимают дошкольника, дают ребенку возможность высказаться,
стремятся к товарищеским отношениям с детьми. Отцы оказывают более
жесткое давление на ребенка в процессе воспитания, холодны в
эмоциональных отношениях с дошкольником.
Таким образом, гипотеза о том, что современные родители склонны
инфантилизировать дошкольников, стимулируют зависимость детей от
родителей, не стремятся к совместной деятельности с детьми, матери
более демократичны, а отцы более строги и эмоционально отстранены в
общении с дошкольниками, подтвердилась. Цель работы достигнута,
задачи решены.
Выводы
Спасибо за внимание!