"Нетрадиционные занятия по формированию математических представлений в детском саду
Автор: Пикова Наталья Леонидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ детский сад №220 г. Кирова Населённый пункт: г. Киров Нововятский район Наименование материала: статья Тема: "Нетрадиционные занятия по формированию математических представлений в детском саду Раздел: дошкольное образование
в детском саду»
Пикова Н.Л.,
воспитатель МКДОУ детский сад №220
г. Киров
Цель
педагогического
опыта:
на
практике
показать
эффективность
использования
игровых
форм
обучения
при
формировании
элементарных
математических представлений у дошкольников.
Краткое описание опыта:
Метод
–
игровые
формы
обучения
элементарным
математическим
представлениям в образовательном процессе.
В
опыте
отражена
система
специальных
игровых
заданий
и
упражнений,
направленных
на
развитие
познавательных
возможностей
и
способностей,
которые
расширяют
математический
кругозор
дошкольников,
способствуют
математиче скому
развитию,
повышают
каче ство
мате мати че с ко й
подготовленности.
-
Результативность
опыта работы
подтверждена
в
ходе
проведенного
мониторинга с детьми.
Преимущество
этого
опыта заключается
в
практическом
аспекте.
Практический материал представляет собой прямое руководство к эффективному
использованию
в
работе
с
детьми
по
формированию
элементарных
математических представлений.
Эффективность
опыта в
п о в ы ш е н и и
кач е с т ва
м а т е м а т и ч е с ко й
подготовленности
детей
к
школе,
что
позволит
им
более
уверенно
ориентироваться
в
простейших
закономерностях
окружающей
их
действительности
и
активнее
использовать
математические
знания
в
повседневной жизни.
Использование
системы
специальных
игровых
заданий
и
упражнений
позволит ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного.
Незаметно
для
себя,
в
процессе
игры,
дошкольники
считают,
складывают,
вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие
определенные логические операции.
2. Целостное описание опыта работы
Условие возникновения, становления опыта и его актуальность.
Анализируя
программу
воспитания
и
обучения
в
детском
саду
под
редакцией М.А.Васильевой, В.В Гербовой, Т.С.Комаровой, которая реализуется в
нашем дошкольном учреждении, мною было отмечено, что в ней не достаточно
представлен раздел по развитию занятий в игровой форме.
Потребности
нынешнего
времени
требуют
от
воспитателя
знаний
не
только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.
Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми. Методика
формирования элементарных математических представлений у детей постоянно
развивается,
совершенствуется
и
обогащается
результатами
научных
исследований
и
передового
педагогического
опыта.
Для
того
чтобы
более
качественно
подойти
к
данному
вопросу
мною
были
изучены
работы
выдающихся педагогов: Л.А.Венгер, Е.С. Евдокимовой, З.А. Михайловой, Б.И.
Никитина,
А.А.
Столяра,
Л.Ф.
Тихомировой.
Федеральные
государственные
требования
к
структуре
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ
№655 от 23.11.2009 г.
Концепция
по
дошкольному
образованию,
ориентиры
и
Федеральные
государственные
требования
к
обновлению
содержания
дошкольного
образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному
развитию
дошкольников,
частью
которого
является
математическое
развитие
детей предшкольного возраста. В связи с этим меня заинтересовала проблема:
использование
игровых
форм
обучения
при
формировании
элементарных
математических представлений у дошкольников, с целью изучения актуальности
и
эффективности,
использования
системы
специальных
игровых
заданий
и
упражнений,
направленных
на
повышение
качества
математической
подготовленности к школе.
Использование
в
практике
работы
занятий
в
игровой
форме,
дидактических
игр,
занятий-развлечений
способствует
прочному
овладению
знаний, так как в них дети не только упражняют память, но и активизируют
мыслительные процессы. Логико-математические игры способствуют развитию
таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их
свойствам,
абстрагирование
свойств
от
предмета.
Дидактические
игры
способствуют
развитию
сообразительности,
наблюдательности,
умению
применять полученные знания в игровой ситуации.
Изучив,
педагогические
технологии,
я
отметила,
что
уникальным
средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации
личностно-ориентированного подхода к образованию является использование
игровых форм обучения на занятиях.
Теоретическое обоснование опыта
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе,
является их успешное обучение в начальной школе, которое зависит от уровня
развития ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески
решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только
помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его
современном
мире,
но
и
способствует
его
общему
умственному
развитию.
Поэтому основное требование к форме организации обучения и воспитания –
сделать занятия по формированию элементарно математическим представлениям
максимально
эффективными
для
того,
чтобы
на
каждом
возрастном
этапе
обеспечить усвоение ребенком максимально доступным ему объемом знаний и
стимулировать его интеллектуальное развитие.
В
играх
актуализируется
интеллектуальное
развитие:
игры-занятия
и
связанные с ними игры дидактические, подвижные, сюжетно-дидактические,
игры
с
дидактическим
материалами;
конкретизируются
представления
о
сенсорных
эталонах,
совершенствуются
умственные
действия,
направляются
положительные
эмоции,
которые
повышают
познавательный
интерес
дошкольников.
Занятия, организованные в игровой форме способствуют тому, что ребенок
из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника,
также
такие
занятия
способствуют
формированию
у
ребенка
творческих
способностей, которые необходимы для его гармоничного развития.
Игровые занятия носят практический и доступный характер, исходя из
того, что игровая ситуация организует детей эмоционально, активизирует их
мышление,
побуждает
самостоятельно
отыскивать
ответы
на
вопросы
или
самостоятельно
изыскивать
способ
выполнения
задания,
и
тем
самым
способствует развитию их инициативы, находчивости, изобретательности.
На
основании
выше
сказанного
мною
была
разработана
система
специальных
игровых
заданий
и
упражнений,
направленных
на
развитие
познавательных возможностей и способностей.
Система игровых заданий и упражнений
№ п/п
Название игр (возраст)
Цель игры
1.
«Трамвай»
Подготовительная группа
Закреплять количественный состав чисел из двух
меньших в пределах 10.
2.
«Найди пару»
Старшая группа
Закреплять
состав
чисел
из
двух
меньших
в
пределах 5.
3.
«Делаем молча»
Старшая группа
Учить
ориентироваться
по
схеме,
выкладывать
символические изображения предметов из счетных
палочек.
4.
«Поезд»
Подготовительная группа
Закреплять количественный состав чисел из двух
меньших в пределах 10.
5.
«Составь фигуру»
Старшая группа
Закреплять знания свойств геометрических фигур,
развивать умение быстро выбирать нужную фигуру,
описывая ее.
6.
«Цвет и форма»
Старшая группа
Упражнять
в
определении
цвета,
формы
и
нахождения
похожих
предметов
в
окружающем
мире.
7.
«Куб-хамелеон»
Подготовительная группа
Учить путем подбора кубиков по цвету складывать
различные фигуры, мозаики, постройки.
8.
«Составление
треугольников и
квадратов»
Старшая группа
Учить детей составлять геометрические фигуры из
определенного
количества
палочек,
пользуясь
приемом присоединения к одной фигуре, взятой за
основу другой.
9.
«Логические задачи на
поиск недостающих
фигур»
Подготовительная группа
Вызвать
у
детей
интерес
решению
задач.
Учить
путем зрительного и мыслительного анализа рядов
фигур
по
горизонтали
выбирать
недостающую
фигуру. Упражнять в доказательстве решения.
10.
«Сложи фигуру»
Подготовительная группа
Закреплять
знания
сенсорных
эталонов
формы,
цвета
и
величины.
Учить
складывать
фигуры
из
частей.
11.
«Сбежавшие числа»
Подготовительная группа
Учить
детей
сравнивать
числа,
ставить
нужные
знаки: больше, меньше или равно.
12.
«Назови число на единицу
больше (или меньше)
Старшая группа
Закреплять умение детей называть последующее или
предыдущее число.
13.
«Какое время года»
Старшая группа
Закреплять
знания
о
месяцах
года
и
основных
признаках разных времен года.
14.
«Кто в домике живет»
Подготовительная группа
Упражнять
детей
в
определении
расположения
предметов: на, под, над, вверху, внизу, слева, справа.
Разрабатывая содержание игровых занятий, и применяя их в своей работе,
я пришла к выводу, что использование игровых ситуаций в обучающем процессе
не должно быть случайным. Каждое использование игровой ситуации имеет свое
место и время: определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже
приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и
могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой
практический опыт, знания, умения.
На
занятиях
в
игровой
форме
дети
усваивали
определенные
знания,
умения,
навыки
и
одновременно
обогащались
эстетически,
эмоционально,
помогали друг другу, учились преодолевать трудности сообща, оценивали себя и
других, делали выводы и заключения. Обучение через игру – интересное и
увлекательное занятие для детей. Они способствовали постепенному переносу
интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность.
В
этих
занятиях
сочетались
игровые
ситуации,
дидактические
игры,
наглядный
материал
и
действия
с
ним.
Они
побуждали
ребенка
применить
имеющиеся у него знания в практической деятельности, использовать известные
ему
способы
и
изобретать
новые
для
решения
нестандартных
заданий,
рассматривать заданные условия с нескольких точек зрения, выдвигать разные
пути их решения, рассуждать теоретически и действовать практически.
Игровая
мотивировка
помогала
поддерживать
интерес
детей
на
протяжении всего занятия, создавала положительный эмоциональный настрой. В
ходе этих занятий у детей возникало чувство удовлетворения и от совместной
деятельности, и от правильного решения игровой ситуации.
На игровые занятия в гости к детям приходили различные персонажи,
знакомые по литературным произведениям, мультфильмам: Красная Шапочка,
Буратино,
Карлсон,
Незнайка,
зверюшки,
насекомые.
Привычные
игрушки
обращались к детям за помощью, попадая в затруднительное положение, или
просили детей научить их тому, чего не знают. Обычное занятие превращалось в
путешествие, а дети попадали то в волшебный лес, то в чудесную сказку или
мастерскую. Они становились фотографами или художниками, следопытами или
волшебниками, космонавтами или строителями. Часто по окончании подобных
занятий дети спрашивали: «А когда мы еще так поиграем?».
Получая письма от лесных зверюшек, дети отправлялись к ним в гости,
выполняли различные задания: помогали божьим коровкам найти их домики
(сравнивали дорожки по ширине, длине, определяли форму балконов в домике,
где живут зверюшки).
Чтобы
дети
лучше
и
легче
усвоили
материал,
мною
на
занятиях
использовались проблемные, игровые ситуации. Например, на каждом столе
лежала
картинка,
на
ней
изображен
домик,
к
нему
ведут
две
дорожки.
Предлагала определить, какая из дорожек длиннее, какая короче. Совместно
обсудив игровую ситуацию, ребята решали, что нужно измерить дорожки с
помощью мерки, договаривались о порядке работы, которая организовывалась в
парах. Измерив, определяли какая дорожка длиннее. Затем предлагала на одну
дорожку поставить матрешку, а на другую неваляшку, определить, кто из них
быстрее дойдет до домика.
Детям нравилось на занятиях попадать в сказочную страну или в сказку.
Например,
на
занятии
в
подготовительной
группе
они
попадали
в
сказку
«Теремок», по заданию героев сказки расселяли их в домик (ориентировка на
плоскости), выполняли задания жителей «теремка».
Детям хотелось самим исполнять роль ведущих. Так, в одном из занятий,
где
они
сами
становились
фокусниками,
одевали
цилиндр,
брали
в
руки
«волшебную» палочку, и сами выполняли «фокусы»-задания или предлагали их
другим детям.
Особую роль в обучении детей отводилось таким занятиям, как занятия –
развлечения или занятия – праздники.
Я рассматривала развлечения и праздники не только как форму отдыха, но
и
как
мощное
средство
опосредованного
воспитания
и
образования.
В
них
отражаются
интерес,
потребности,
эмоции,
характер
и
в
равной
степени
культивируются
личностные
и
интеллектуальные
качества
ребенка.
Это
не
случайно.
Радостное
переживание
поднимало
жизненный
тонус
ребенка,
сплачивало детей, создавало бодрое настроение. Кроме этого, активное участие в
играх
соревнованиях
раскрепощало
ребенка,
а
призы,
аплодисменты,
очки,
сувениры, награды – его личные достижения - оставляли в памяти надолго,
иногда
на
всю
жизнь.
Такие
занятия
я
строила
на
интеллектуальном
развлекательном
содержании
и
использовала
в
вариативной
образовательной
работе с детьми. Следует назвать виды этих занятий : занятия – развлечения,
математические праздники, игры – соревнования, игры – шоу, математические
многоборья,
театрализованные
постановки,
игры
–
драматизации
(на
математическом материале), викторины.
Каждый
из
названных
видов
строились
на
совместной
неформальной
деятельности
детей
и
взрослых,
имели
свои
особенности
в
организации
и
методические
требования
к
стимулированию
интеллектуальной
активности
детей,
дифференцированному
и
гуманному
использованию
поощрений,
созданию
условий
для
самостоятельной
созидательной
и
дискуссионной
деятельности детей, «деликатному» использованию соревновательных моментов,
предварительную подготовку детей к усвоению познавательного содержания.
Организация различных видов занятий – развлечений требует от педагога
продуманной подготовки всей процедуры «мероприятий» (одномоментного или
растянутого во времени), согласованных действий нескольких ведущих, каждый
из
которых
хорошо
знает,
артистично
и раскованно выполняет свои роли и
функции. Сценарии этих занятий имели не только познавательное содержание
(на математическом материале), но и режиссерские подходы к их организации.
Такие занятия я строила на знакомом детям материале, но, не дублировала
содержание привычных форм работы с детьми. Детям нравились эти занятия,
ведь они полны неожиданности и сюрпризов, дети соревновались, выполняли
трудные задания, требующие внимания, смекалки, ловкости, сообразительности,
определенных знаний и умений.
В занятиях – развлечениях использовала головоломки, ребусы, лабиринты,
игры на пространственное преобразование фигур и др. Старалась делать эти
занятия интересными по содержанию, занимательными по форме, чтобы они
отличались
необычайностью
решений,
парадоксальностью
результатов.
Например,
головоломки
были
арифметическими
(угадывание
чисел),
геометрическими
(разрезание
бумаги),
буквенными
(ребусы,
кроссворды,
шарады) и другими, рассчитанными только на игру фантазии и воображения.
Если у детей накопился определенный объем знаний и умений, то проводила с
ними занятия – развлечения в виде «Путешествия в сказку», «Путешествия в
страну Времени» и другие.
Занятия
–
развлечения
были
интересны
для
детей,
эмоционально
захватывали их, дети уходили с этих занятий со счастливыми искорками в глазах.
Такие занятия проводила при закреплении знаний, как контрольно-игровые, в
конце каждого квартала и в дни каникул. Занятия в виде развлечения обогащали
и актуализировали знания детей, комплексное использование художественного
слова, выразительных движений, технических средств, музыки на этих занятиях
помогали в ненавязчивой форме закрепить знания и умения детей.
Исходя из сказанного, я сделала вывод, что проведение занятий в игровой
форме, с использованием дидактических игр и занятий – развлечений помогает
детям легче усваивать материал, закреплять полученные ранее знания и умения.
Значение этих занятий состоит в том, что они выполняют различные функции:
выявление, закрепление знаний и умений, способов действий, сообщение новых
знаний
и
помогают
детям
более
легко
усвоить
сложный
математический
материал.
Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения
детей,
но
в
тоже
время
в
них
проявляется
воспитательное
и
развивающее
влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических
игр
как
средства
обучения
в
дошкольный
период
и
в
младшем
школьном
возрасте определяется рядом причин:
игровая деятельность, как ведущая в дошкольном детстве, еще не потеряла
своего значения (не случайно поэтому многие дети приносят в школу игрушки).
Можно согласиться с Л.С. Выготским, который писал, что в школьном возрасте
игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое
внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде. Отсюда следует, что
опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и
наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно
(многие дети вообще не знают, что такое «учиться»);
имеются
возрастные
особенности
детей,
связанные
с
недостаточной
устойчиво стью
и
произвольно стью
внимания,
п р е и м у ще с т ве н н о
непроизвольным
развитием
памяти,
преобладанием
наглядно-образного
мышления. Игровые занятия как раз и способствуют развитию психических
процессов;
недостаточно
сформирована
познавательная
мотивация.
Основная
трудность
в
начальный
период
обучения
заключается
в
том,
что
мотив
и
содержание
учебной
деятельности,
которую
он
должен
выполнить
в
школе,
мотив
и
содержание
учебной
деятельности
не
соответствуют
друг
другу.
Побуждать же к учению надо то содержание, которому ребенка учат в школе.
Дидактическая
игра
во
многом
способствует
преодолению
указанных
трудностей.
Следует отметить, что не все занятия можно провести полностью в
игровой форме, так как в Программе воспитания и обучения в детском саду есть
такой материал, который требует более серьезного отношения при знакомстве с
ним, и который можно только закрепить в игровой форме. Например, знакомство
с составом числа из двух меньших чисел, знакомство со структурой задачи,
обучение образованию чисел второго десятка и некоторых других задач. Вот
поэтому,
для
поддержания
интереса
детей
к
таким
обучающим
занятиям,
я
включала в них дидактические игры, но игра идет как часть занятия, ее место в
структуре занятия определяются целью, назначением и содержанием занятия.
Для закрепления знаний детей о частях суток проводила игру типа «Кто
когда спит?» (карточки с изображением: кошки, собаки, совы, волка, петуха,
летучей мыши, курицы, ежа и др.). Дети, посмотрев на того, кто изображен на
картинке, говорили, когда он спит, днем или ночью. Проводились также игры с
использованием
знаков
–
символов
частей
суток.
Детям
так
же
нравилось
составленная мною игра «Собери из геометрических фигур то, что плавает по
реке и в реке», в которой закреплялись знания детей о геометрических фигурах,
умение составлять предметы по образу: лодочки, корабли, рыбы.
Использование
таких
дидактических
игр
в
одной
из
частей
занятия
помогает детям лучше усвоить новый материал или закрепить полученные ранее
знания, поддерживать интерес к трудно усваиваемому материалу.
Необходимо
отметить,
что
регулярное
использование
на
занятиях
по
математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных
на
развитие
познавательных
возможностей
и
способностей,
расширяет
математический
кругозор
дошкольников,
способствует
математическому
развитию,
повышает
качество
математической
подготовленности
к
школе,
позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях
окружающей
их
действительности
и
активнее
использовать
математические
знания в повседневной жизни.
Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие
логического
мышления,
а
именно
умение
устанавливать
простейшие
закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому
способствуют
и
игровые
упражнения
на
нахождение
пропущенной
в
ряду
фигуры.
Также необходимым условием, обеспечивающем успех в работе, является
творческое
отношение
воспитателя
к
математическим
играм:
варьирование
игровых
действий
и
вопросов,
индивидуализация
требований
к
детям,
повторение игр в том же виде или усложнением. Необходимость современных
требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической
подготовке детей в детском саду, в связи с переходом на обучение в школе с
шести лет.