Автор: Лисицкая Ольга Анатольевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МКОУ "Эссойльская СОШ" Населённый пункт: п.Эссойла Наименование материала: методическая разработка урока Тема: Дыхание животных Раздел: среднее образование
Предмет : Биология.
Класс : 6
Учитель: Лисицкая Ольга Анатольевна
Тип урока : урок формирования первоначальных предметных навыков, овладение предметными умениями.
Технологии : проблемного обучения, информационные.
Цель урока : формирование представлений о способах дыхания животных через анализ сред обитания животных и их органов дыхания.
Задачи:
- образовательные (формирование предметных УУД):
Учащиеся научатся характеризовать способы и органы дыхания животных, приводить примеры обитателей разных сред с точки
зрения способа дыхания; получат возможность научиться различать на рисунках и таблицах организмы с разными способами дыхания.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в парную работу и строить
продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных
условий; рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности, развивать внимание.
УМК:
Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2015.
Сонин Н.И. Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина Биология. Живой организм. 6 класс.-М.:Дрофа,2014.
ЭОР: электронное приложение к учебнику Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс (Издательство «Дрофа»)
Оборудование : ПК, проектор, презентация, раздаточный материал для учащихся, листы самооценки.
Основные понятия : дыхание у животных, органы дыхания.
Предметные результаты: давать определение понятию дыхание, описывать сущность биологического процесса дыхания.
Планируемые результаты :
Личностные : формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению.
Познавательные: умение работы со зрительной информацией, систематизация и обобщение информации, умение делать выводы на основании
сравнений.
Регулятивные : умение ставить учебную задачу, работать в соответствии с поставленной задачей, умение самоанализа и самоконтроля.
Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, участвовать в совместной деятельности.
Методы:
по источникам знаний: словесные, наглядные;
по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа, фронтальный опрос;
относительно характера познавательной деятельности: проблемного изложения.
Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
Этап урока
Время
Действия учителя
Действия учащихся
Формирование УУД
1.Организационны
й момент
1 мин
Сделаем глубокий вдох, медленный выход.
Рада приветствовать вас на уроке.
Слайд 1
Выполняют упражнения на дыхание.
личностные
-умение вести
диалог на основе
равноправных
отношений и
взаимного уважения
и принятия.
2.Опрос
10 мин
Понятийный диктант:
В словариках запишите число и тему
прошлого урока, напоминаю, что ответы
записываем в столбик.
Слайд 2
19,01,16 Дыхание растений
Вставьте пропущенные слова
1.
Растения при дыхании
поглощают……….
2.
Растения при дыхании
выделяют……….
3.
Органические вещества при
дыхании…………
4.
Растения дышат в …… время суток
5.
Дышат …… органы растения.
6.
При фотосинтезе кислорода………
больше, чем …… при дыхании.
Взаимоконтроль. Самооценка.
Проверка домашнего задания
Слайд 3.
Из приведенных ниже признаков выберите
признаки характеризующие фотосинтез и
дыхание.
А) Происходит во всех клетках.
Б) Протекает только на свету.
В) Поглощается углекислый газ и
выделяется кислород.
Г) Происходит в клетках с
Самостоятельная работа с
понятиями.
Предполагаемые ответы:
1.
Кислород
2.
Углекислый газ
3.
Окисляются/расщепляются
4.
Любое
5.
Все
6.
Выделяется больше, чем
поглощается.
Взаимоконтроль. Самооценка.
Анализируют вопросы, сравнивают
со своими записями в тетради,
находят правильный ответ.
регулятивные :
целеполагание как
постановка учебной
задачи,
планирование,
прогнозирование
познавательные:
извлечение
необходимой
информации из
прослушанного
текста;
определение
основной и
второстепенной
информации;
коммуникативные:
формируют
собственное
мнение,
устанавливают и
сравнивают разные
точки зрения,
принимают
решение;
хлоропластами.
Д) Протекает на свету и в темноту.
Е) Органические вещества
образуются.
Ж) Органические вещества
окисляются (распадаются) до СО
2
и
Н
2
О.
З) Поглощается кислород и
выделяется углекислый газ.
Самоконтроль. Самооценка.
Самоконтроль. Самооценка.
3. Актуализация
нового материала
5 мин
Биологические задачи
Слайд 4.
1.
Существует ли различие в
размещении устьиц у наземных и
водных растений?
2.
Почему при длительном хранении
овощей и фруктов в них
уменьшается содержание
питательных веществ?
3.
Какие организмы используют
окисление органических веществ
для получения воды?
Видеосюжет «Дыхание майского жука» -
просмотр без звукового сопровождения,
высказывание предположений, просмотр со
звуковым сопровождением, формулировка
темы. Слайд 5
Самооценка.
Решают задачи, высказывают
предположения.
Смотрят видеосюжет, высказывают
предположения, формулируют тему
урока, ставят цель.
Самооценка.
регулятивные :
планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной
задачей и условиями
ее реализации, в том
числе во
внутреннем плане;
коммуникативные:
умение выражать
свои мысли,
осуществляют
контроль,
коррекцию и оценку
своих действий;
личностные -
умение вести диалог
на основе
равноправных
отношений и
взаимного уважения
и принятия.
4.Изучение нового
материала
8 мин
Если вы сможете дышать медленно, ваш ум
успокоится и вновь обретет жизненные
силы.
Электронное приложение к учебнику
Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6
класс (Издательство «Дрофа» )
План ответа – Слайд 6
Видеосюжеты:
1.
Клеточное дыхание одноклеточных.
2.
Клеточное дыхание
многоклеточных.
3.
Органы дыхания.
4.
Безлегочные позвоночные.
5.
Кожное дыхание у земноводных.
Самооценка.
Смотрят видеосюжеты, высказывают
предположения, делают выводы по
плану.
Самооценка.
познавательные:
осуществлять
анализ объектов с
выделением
существенных и
несущественных
признаков;
извлечение
необходимой
информации из
прослушанного
текста; умение
структурировать
знания;
коммуникативные
— устанавливать
рабочие отношения,
эффективно
сотрудничать и
способствовать
продуктивной
кооперации;
интегрироваться в
группу сверстников
и строить
продуктивное
взаимодействие со
сверстниками и
взрослыми;
личностные -
открытие и
усвоение
учащимися новых
знаний и способов
действий
5.Валеологическая
разминка
3 мин
« Говорят, если замедлить дыхание, то
время замедлится. Индусы в это верят »
Господин Никто (Mr. Nobody)
Давайте продлим наш урок и сделаем
дыхательную гимнастику.
Выполняют упражнения.
регулятивные :
планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной
задачей и условиями
ее реализации, в том
числе во
внутреннем плане;
6.Самостоятельная
работа
8 мин
Слайд 7
самостоятельная работа в рабочей тетради
с.47-49 - №84,85,87,88
дополнительно №82,83,86
Выполняют задания в рабочей
тетради
регулятивные:
уметь
самостоятельно
контролировать своё
время и управлять
им;
познавательные:
строить логическое
рассуждение,
воспроизведение
знаний, умений,
жизненного опыта,
необходимого для
открытия и
усвоения новых
знаний и способов
действий,
7.Выводы по уроку
5 мин
Закончите предложения: Слайд 8
1.
Мелкие организмы дышат…….
2.
Дополнительный способ получения
кислорода у водных животных…
3.
Органами воздушного дыхания
являются…
4.
Органы газообмена у водных
обитателей…
5.
В природе существует….типов
дыхания.
Предполагаемые ответы:
1.
Всей поверхностью тела.
2.
Кожное дыхание.
3.
Легкие, трахеи.
4.
Жабры, трахейные жабры.
5.
5, клеточное, легочное,
жаберное, трахейное,кожное.
познавательные:
умение
структурировать
знания; оценка
процесса и
результатов
деятельности.
регулятивные -
умение адекватно
самостоятельно
Назовите их.
Взаимоконтроль. Самооценка.
Работа с рисунками.
Взаимоконтроль. Самооценка.
Работают с рисунками,
моделируя ответы.
оценивать
результативность
своей учебной
деятельности на
уроке; умение
соотносить свои
действия с
планируемыми
результатами.
коммуникативные
умение выражать
свои мысли.
8.Домашнее
задание
2 мин
Слайд 9
1.
Читать с.75-76
2.
№2 с.77
3.
Дополнительное задание:
Объясните высказывание:
« дыхание находится выше
сознания »
(Илья Масодов. Небесная соль)
Запись д/з в дневник, вопросы,
комментарии
личностные –
умениенаходить
ценностно значимые
для себя виды и
способы
деятельности
9.Рефлексия
3 мин
Слайд 10
На уроке мне удалось узнать,
обсудить…
Как я могу использовать
полученные знания на уроке?
Какими впечатлениями я поделюсь с
близкими?
Заполняют листы самооценки.
коммуникативные:
умение выражать
свои мысли,
регулятивные:
осуществляют
контроль,
коррекцию и оценку
своих действий;
Используемые ресурсы:
рыба
Интересные цитаты о дыхании.
Дыхание: цитаты, афоризмы, высказывания.
электронное приложение к учебнику Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс (Издательство «Дрофа»)
методические журналы «1 сентября»
упражнение Краб
Полет птицы Pyx
Черепаха втягивает голову
Плывущая лягушка
Лист самооценки ученика ________класса_____________________________________от 19,01,2016г.
Этапы урока
Вид работы
Самооценка
(Очень хорошо/хорошо/надо подумать)
Проверка домашнего задания
Словарная работа
Сравнительная таблица
Актуализация нового материала
Биологические задачи
Изучение нового материала
Анализ видеосюжетов
Самостоятельная работа
Письменные задания
Выводы по уроку
Тест открытого типа
Рефлексия
Оценка за урок
Рефлексия
На уроке мне удалось узнать, обсудить…
Как я могу использовать полученные знания на уроке?
Какими впечатлениями я поделюсь с близкими?
Лист самооценки ученика ________класса_____________________________________от 19,01,2016г.
Этапы урока
Вид работы
Самооценка
(Очень хорошо/хорошо/надо подумать)
Проверка домашнего задания
Словарная работа
Сравнительная таблица
Актуализация нового материала
Биологические задачи
Изучение нового материала
Анализ видеосюжетов
Самостоятельная работа
Письменные задания
Выводы по уроку
Тест открытого типа
Рефлексия
Оценка за урок
Рефлексия
На уроке мне удалось узнать, обсудить…
Как я могу использовать полученные знания на уроке?
Какими впечатлениями я поделюсь с близкими?
Валеологическая разминка.
1.
Упражнение «Краб» - инсценировать руками стих
Краб ползет по дну, выставив свою клешню.
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаться на пальчиках в одну сторону, затем в
другую.
2.
Упражнение Полет птицы.
В этом упражнении все движения напоминают полет птицы, руки описывают в воздухе фигуру, напоминающую цифру 8, лежащую на боку.
Исходное положение:
встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Стойте спокойно, расправьте грудь, втяните живот. Колени чуть согнуты.
Начало: поднимите обе руки до уровня груди, как будто держите перед собой мяч.
Теперь разверните ладони: левую вверх, а правую - вниз (представьте, что поворачиваете этот мяч). Руки находятся на расстоянии
приблизительно 30 см от груди. Повернитесь всем телом влево, а после - обратно, описывая при этом руками 'лежащую восьмерку'. Когда
описываете эту фигуру с левой стороны груди, левая рука должна находиться сверху, а правая как бы следует за ней.
Когда обе руки окажутся прямо перед грудью, поменяйте их местами. Теперь левая рука внизу, а правая - сверху. Опишите 'восьмерку' с
правой стороны. Проделайте это упражнение с каждой стороны груди,
общей сложностью 16 раз, попеременно меняя положение рук.
3.
Упражнение Черепаха.
Базовое движение в этом упражнении напоминает поведение черепахи, которая прячет голову под панцирь (втягивание и вытягивание шеи,
сгибание и распрямление плеч).
Исходное положение: встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Расправьте грудь, втяните живот. Колени чуть согнуты, руки свободно свисают
вдоль туловища.
Начало: поднимите обе руки перед грудью ладонями вниз параллельно земле. Локти чудь согнуты. Проведите левой рукой полукруг вниз до
уровня живота и поверните ее ладонью вверх, как будто держите мяч. Перенесите вес тела на правую ногу, наклонитесь вперед и разверните
корпус немного влево. Теперь передвиньте левую ногу на полшага влево, согните колено. Правая нога вытянута, ступня полностью на земле.
Одновременно вытяните левую руку вперед, согните кисть (пальцы горизонтально земле). Опускайте правую руку, пока большой палец не
коснется бедра.
Поза напоминает человека, скачущего на лошади.Разверните левую руку ладонью наружу, 'втяните' левую руку (в то же самое время левое
плечо описывает круг - сначала плечевой сустав движется вверх, потом назад, затем вниз). Прижмите левую руку как можно ближе к левой
части груди, а правой рукой опишите полукруг. Затем прижмите правую руку как можно ближе к правой стороне груди, отклонитесь всей
верхней частью туловища назад, втяните живот. Согните спину и втяните шею, как черепаха, втягивающая голову под панцирь. Верните
плечи в нормальное положение (сделайте ими вращательное движение назад, потом вперед). Опишите обеими руками круг перед грудью:
сначала вниз, потом вперед и вверх. Во время этого движения плечевые суставы перемещаются сначала назад, потом вперед и таким образом
возвращаются в нормальное положение. Теперь опишите обеими руками еще один большой круг. На этот раз 'рисуйте' его сначала вверх, потом
вперед и назад.
Когда кисти рук окажутся на уровне живота, сделайте плечевыми суставами вращательное движение сначала назад, а потом вперед, возвращая
их в нормальное положение. Повторите круговые движения. После того как кисти рук окажутся на уровне живота,
а плечи вернутся в исходное положение, развернитесь всей верхней частью туловища вправо. Руки возвращаются в прежнее положение
перед грудью (как будто вы держите перед собой мяч). Перенесите вес тела на левую ногу, приподнимите правую ногу и переставьте ее на
полшага вперед, чтобы ваша поза напоминала человека, скачущего на лошади. Из этого положения можно начинать выполнять упражнение в
правую сторону. Все движения в точности совпадают с вышеописанными, но делать их нужно в обратную сторону. Выполните упражнение по 4
раза в каждую сторону, чередуя направления (всего 8 раз). Заканчивая, развернитесь влево и вернитесь в исходное положение.
4.
Упражнение Плывущая лягушка
Это упражнение имитирует движения плывущей лягушки.
Исходное положение: плотно сожмите бедра, ступни стоят вплотную, щиколотки соприкасаются. Руки свободно свисают вдоль туловища,
пальцы на обеих руках сжаты. Втяните подбородок и улыбнитесь
Начало: поднимайте согнутые руки таким образом, чтобы ладони оказались у груди. Пальцы нужно сомкнуть, согнуть колени, втянуть живот
и шею. Сейчас вы находитесь в позе полуприседа. Теперь чуть приподнимите пятки.
Вытяните руки вперед (на уровне груди) и опишите одновременно обеими руками два полных круга, после чего верните их обратно, в
положение перед грудью. Когда совершаете движения руками,
вспомните, как плавает лягушка, или представьте, что плывете брассом.
Пока руки описывают круги, не забывайте вытягивать шею и выпячивать ягодицы. Сделайте 8 круговых движений обеими руками сначала
вперед, потом загребая в стороны, затем к себе, а 8 раз наоборот: широко вперед, соединить их перед собой вытянутыми и подтянуть к себе.
Начинайте круговое движение, когда ладони находятся у груди.
Описывая круги по часовой стрелке, нужно выпрямлять ноги, выставлять вперед грудь и верхнюю часть живота, а также вытягивать шею,и
выпячивать ягодицы. Всего рекомендуется делать 16 круговых движений.