Напоминание

"Предложения с уточняющими обособленными членами"


Автор: Хакимова Венера Саетовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Чернышевская средняя общеобразопательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан"
Населённый пункт: Республика Татарстан, Высокогорский район, д. Чернышевка
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Предложения с уточняющими обособленными членами"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: «

Предложения с уточняющими обособленными членами»

Урок русского языка в 8 классе

Учитель; Хакимова Венера Саетовна

Тип урока: урок открытия нового знания и первичного закрепления.

Форма урока: Традиционный урок.

Цели по содержанию:

1. Воспитательная.

Формирование доброго, уважительного отношения друг к другу, любви к ближнему, ко всем людям, к

жизни.

Формировать умение работать в коллективе.

2. Образовательная.

Дать понятие об обособлении уточняющих членов предложения, показать их роль и значение в

предложении.

Научить находить уточняющие члены предложения

Научить выразительно читать предложения с уточняющими членами, правильно ставить знаки

препинания.

Отрабатывать умение употреблять уточняющие члены предложения в устной речи.

3. Развивающая.

Активизировать познавательную деятельность учащихся.

Стимулировать и развивать мыслительные процессы

Развивать память, внимание, быстроту реакции.

Развивать диалогическую и монологическую речь

Планируемые результаты

предметные: знать определение уточняющих членов предложения, их отличие от других обособленных членов

предложения, уметь использовать уточняющие члены в устной и письменной речи, выделять их интонационно

при чтении;

метапредметные: владеть всеми видами речевой деятельности, приёмами отбора и систематизации

материала, уметь самостоятельно вести поиск, извлекать информацию из различных источников,

способность к еёсохранению, преобразованию и передаче;

личностные: понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих

способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования,

осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический ; коллективная, парная и индивидуальная.

Наглядно-иллюстративный материал: презентация.

Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов: Русский язык 5-11 класс/

Русский язык: учебник для 8 класса / С.Г..Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. – М.:

Просвещение, 1993.

Рабочие тетради, словари-справочники.

Доска.

Презентация.

Ход урока.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

I. Орг. момент.

Приветствие, создание атмосферы комфорта.

Распределение детей по группам..

Приветствие учителя, проверка

готовности к уроку.

II. Мотивация учебной

деятельности.

.- Ребята, посмотрите в окно. Наконец-то весна

всецело вступила в свои права. Какое

замечательное время.года.! Пробуждается

природа и под влиянием её ослепительной

красоты в человеке чаще всего весной

зарождаются самые прекрасные чувства. Одно

из них любовь.

- Я хочу предложить слова великого

французского философа и писателя Жан-Жака

Руссо в качестве эпиграфа нашего урока.

Самое верное средство завоевать

любовь других – подарить им свою

любовь. Она должна идти из глубины,

то есть из сердца.

Ж. – Ж. Руссо

-

Что такое любовь?

Внимательно слушают.

- По отношению к кому или к чему

может проявляться это чувство».

- Как вы понимаете это высказывание?

- Диану я просила посмотреть в разных

словарях трактование слова «любовь»

- Ответьте на эти же вопросы заново.

используя словарную статью.

- Подберите эпитеты к слову любовь.

- Любовь к русскому языку.Этот пример

какому соответствует определению?

- Я желаю, чтобы любовь к русскому

языку сопровождала вас всю жизнь и

вы привили бы ее своим детям и

внукам.

Работа в группах (Таймд-пэа-шэа. )

( Таймд раунд робин)

Отвечают на вопросы.

Диана читает определения

1.

Сергей Иванович Ожегов .

1) Чувство самоотверженной

сердечной привязанности.

2) Склонность , пристрастие.

2. Дмитрий Иванович

Ушаков.

1) Чувство привязанности,

основанное на общности

интересов, на готовности отдать

свои силы общему делу. Любовь к

родине.

2) Чувство, основанное на

взаимном расположении,

симпатии, близости. Братская

любовь. Любовь к людям.

3) Чувство, основанное на

инстинкте. Материнская любовь

4) Чувство, основанное на

половом влечении, отношении

двух лиц, взаимно связанных этим

чувством. Страдать от любви.

5). Человек , внушающий

это чувство. Она была моей

первой любовью.

6) Склонность,

расположение или влечение к

чему-нибудь. Любовь к

искусству. Любовь к работе.

(Эй ар гайд) Дети отвечают.

(Раунд тэйбл(Записывают по кругу

на одном листе))

- Чарующая,

мимолетная,

незабвенная, слепая,

беззаветная, безответная,

огромная, глупая, крепкая,

сильная, лживая,

- Первому.

III. Актуализация и пробное

учебное действие.

- А сейчас прослушаем домашнее задание. Вам

необходимо было выписать из художественных

произведений предложения с обособленными

членами. по теме «Любовь» или составить их

Читают предложения и объясняют

условия обособления

самим

- Что такое обособление?

-

Какие члены предложения могут быть

обособлены?

-Чем могут быть выражены

обособленные определения?

- Чем могут быть выражены

обособленные обстоятельства?

-

-Когда обособляются приложения?

Выполните задания по группам.

Всякая любовь, имеющая причиной не

свободу духа, а что-то иное, легко

переходит в ненависть.

Бенедикт Спиноза

О женщина, дитя, привыкшее играть

И взором нежных глаз, и лаской

поцелуя,

Я должен бы тебя всем сердцем

презирать,

А я люблю, волнуясь и тоскуя.

Константин Бальмонт

Любовь есть животворный огонь в

душе человека, и всё, созданное

человеком под влиянием этого чувства,

отмечено печатью жизни и поэзии.

Тарас Шевченко

Дети начинают с любви к родителям.

Взрослея, они начинают их судить.

Иногда они их прощают.

Оскар Уайльд

Любовь – удивительный

фальшивомонетчик,

постоянно

превращающий не только медяки в

золото, но и нередко золото в медяки.

Оноре де Бальзак

1

группа.. Найдите

обособленные

обстоятельства и обозначьте их

графически.

2

группа. Найдите

обособленные

определения и обозначьте их

графически.

Обеим группам. В о втором предложении

подчеркните основы. Сколько их. (2)

Дети отвечают.

Выделение по смыслу членов

предложения: в речи -

интонационно, на письме – запятыми.

- Определения, обстоятельства,

приложения.

- Прилагательным , местоимением,

порядковым числительным

словосочетанием в роли определений,

причастием, причастным оборотом

- Одиночным деепричастием,

деепричастным оборотом,

существительным с предлогами

- Если приложение стоит после

определяемого нарицательного

существительного или местоимения

Работа у доски.

IV.Выявление места и

причины затруднения

Создание проблемной ситуации.

- Вернёмся к эпиграфу урока.

Самое верное средство завоевать

Внимательно слушают, затем,

отвечают на наводящие вопросы

учителя.

любовь других – подарить им свою

любовь. Она должна идти из глубины,

то есть из сердца.

- Есть ли в этом высказывании

обособленный член? Похож ли он на те

обособленные члены, которые мы

изучали?

- Почему возникли трудности?

- Как вы думаете, с какой целью он

используется?

- Не знаем.

-Нет.

- Недостаточно знаний.

- Для уточнения, конкретизации

V. Целеполагание и

построение проекта выхода

из затруднения..

- Образуйте от глагола уточнять

действительное причастие во множественном

числе и вставьте его вместо точек. в

словосочетание, чтобы озвучить тему нашего

урока

, , , , члены предложения.

(Уточняющие члены предложения)

- Как вы думаете : какова цель урока?

- Перед вами лежат таблицы,, в них вы должны

фиксировать выводы в ходе обсуждения , чтобы

получилось ёмкое определение уточняющих

членов предложения.

- Подберите синонимы к слову уточнить .

-А какую информацию о значении этого слова

добыла из словарей Диана?

-Попробуйте объяснить, какой член называется

уточняемым, а какой -уточняющим ( на примере

афоризма)

Р азбор предложений. Соблюдать правильную

интонацию при чтении.

1.Здесь, в нашем доме, всегда

встречали гостей радушно

(обстоятельство места) 2. Мы гуляли

довольно долго, до самого вечера

(обстоятельство вемени)

3. Он наивно, по-детски, вытер

пальцами глаза (образа действия)

Дети вслух произносят тему урока.

- Уточняющие члены предложения.

Формулируют цель урока

совместно с учителем.

- Научиться определять

уточняющие члены, знать их

признаки, знать их роль и

значение в предложении.

Уметь выделять уточняющие

члены предложения на письме

знаками препинания

и в устной

речи интонационно.

Дети отвечают.

- Пояснить, конкретизировать.

Уточнить – сделать точнее.

С. Ожегов

Уточнить –

конкретизировать,

детализировать, поставить

точку над «i».

Словарь синонимов русского

языка

Уточнение – сужение объема

понятия, его ограничение.

Д. Розенталь

Дети устно разбирают по образцу

предложения, делают выводы,

записывают их в таблицу

3. Соловьёв, мой приятель, родился в

Приазовье. (приложение без союзов)

4.Он во многих отношениях был

разносторонний человек, то есть

мастер на все руки. (приложение с

союзами: то есть, а именно,... )

5.Все слушали рассказы фронтовика

очень внимательно, особенно мальчики

(разные члены предложения со

словами: особенно, даже, главным

образом, в частности, в том числе и

пр. )

6.В дружбе нет никаких иных расчетов,

кроме нее самой. (дополнение с

предлогами:кроме, помимо, сверх, за

исключением)

7.Никто не верил в победу в

соревнованиях, за исключением самых

близких.

- Открываем учебник и читаем

теоретическую часть.

- Проговариваем определение по

частям по кругу

- Запишите выводы таблицу

Предложить прочитать § 33 на стр. 154-155,

делая попутные комментарии, обращая

внимание на то, что уточняющие члены

предложения могут быть любыми членами

предложения, и при помощи параграфа

составить таблицу «Запятые в предложениях с

уточняющими членами»

(Континиус раунд робин) Дети одно

определение рассказывают по частям

Записывают выводы

VI. Первичное закрепление

учебной информации.

1. Упр. 329 (устно) Обратить внимание на

интонационную особенность прочтения

предложений с обособленными уточняющими

членами.

2.Упр. 328 (Учитель подсказывает уточняющие

обстоятельства места и времени:

1) 12 апреля

2) в деревне близ города Холмогоры

3) у Финского залива

4) в 6 – 7 часов

1. Дети читают предложения,

интонационно выделяя уточняющие

члены предложения, определяют их

синтаксическую роль при помощи

вопросов. (Уточняющие

обстоятельства места и времени,

дополнения, подлежащие)

2.Выполняют (по цепочке)

упражнение, вставляя подходящие по

смыслу уточняющие члены

предложения, комментируя

постановку знаков препинания, делая

паузы, на месте обособленного

уточнения.

3. Дифференцированное задание.

(работа в парах)

I – вариант придумывает свои предложения,

используя таблицу, на каждый вид уточнения

(можно использовать материал учебника

упр.330, 331)

II – вариант записывают предложения первого

варианта, объясняют постановку знаков

препинания.

(Проверяется коллективно подводится итог)

4. Объяснительный диктант.

Предложить написать предложения с

уточняющими членами под диктовку.

3.Выполняют предложенное задание,

опираясь на таблицу и материал

упражнений.

4.Один у доски, другие в рабочих

тетрадях.

Записывают предложения, читают их,

учитывая знаки препинания,

объясняют постановку знаков

препинания. (опираясь на таблицу)

VII. Д/З

§ 33, упр. 332 (прочитать, списать, расставить

знаки препинания, графически объясняя их

постановку.

Выслушивают комментарий учителя,

записывают д/з.

VIII. Рефлексия. Подведение

итогов.

- Что мы сегодня повторили?

- Что нового узнали?

-Какие члены называются уточняющими?

- Для чего они служат?

- Как выделяются уточняющие члены?

- Какими членами предложения могут быть

уточняющие члены?

- Какие союзы и специальные слова могут

использоваться при уточнениях?

Отвечают, что повторили производные

предлоги и их написание, понятие

обособления, обособление

определений, приложений,

обстоятельств.

Узнали новый вид обособлений и его

особенности.

Отвечают на вопросы.

Материал к уроку

Уточняющие члены предложения

конкретизируют или поясняют значения разных членов предложения.

Дополнительные вопросы:

когда именно? где именно? куда именно? откуда именно? как именно?

кто именно? какой именно?

Часто относятся к словам:

этот, тот, такой, там, туда, оттуда, тогда и

др.

Уточняющими могут быть:

- обстоятельства места, времени, образа

действия;

- несогласованные определения,

обозначающие цвет, размер, возраст;

- дополнения с предлогами: кроме,

помимо, сверх, вместо, исключая, за

исключением, включая, наряду с, в

отличие от, по сравнению с, в том

числе, притом;

-приложения и другие члены

предложения (в зависимости от

контекста), присоединяемые при помощи

слов: то есть, или (= то есть), в том

числе, например, в частности, главным

образом, особенно, именно.

Уточняющие члены

предложения обособляются.

Чаще всего выделяются запятыми.

В конце предложения приложения могут

обособляться не запятыми, а тире (перед

приложением можно вставить слова: а

именно, то есть).

Уточнить – сделать точнее.

С. Ожегов.

Уточнить – конкретизировать,

детализировать, поставить точку над «i».

Словарь синонимов

русского языка.

Уточнение – сужение объема понятия, его

ограничение.

Д. Розенталь.

Уточняющие члены предложения

Значение

Конкретизирует ,

уточняет, поясняет,

детализирует,

ограничивает

Вопросы

ГДЕ ИМЕННО? КОГДА

ИМЕННО? ОТКУДА

ИМЕННО? КАК ИМЕННО?

Уточняемый член

Уточняющий член

Тот, который

необходимо уточнить.

Тот, который является

уточнением,

пояснением

Место в предложении

после уточняемого

слова

Уточняться могут :

чаще всего

обстоятельства

места и времени.

Реже в качестве

уточняющих

обособленных членов

употребляются другие

члены предложения:

1.

определения

2.

обстоятельства

образа действия

3.

дополнения

4.

главные члены —

подлежащее и

сказуемое

Присоединение к

уточняемому члену при

помощи

предлогов:

кроме,

помимо, вместо,

исключая, за

исключением, включая,

наряду с, сверх,

в

отличие от, по

сравнению

и др.

союзов:

то есть, или;

слов : особенно, даже,

главным образом, в

частности, именно,

например и др.



В раздел образования