Автор: Хакимова Венера Саетовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Чернышевская средняя общеобразопательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан"
Населённый пункт: Республика Татарстан, Высокогорский район, д. Чернышевка
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Предложения с уточняющими обособленными членами"
Раздел: среднее образование
Тема урока: «
Предложения с уточняющими обособленными членами»
Урок русского языка в 8 классе
Учитель; Хакимова Венера Саетовна
Тип урока: урок открытия нового знания и первичного закрепления.
Форма урока: Традиционный урок.
Цели по содержанию:
1. Воспитательная.
Формирование доброго, уважительного отношения друг к другу, любви к ближнему, ко всем людям, к
жизни.
Формировать умение работать в коллективе.
2. Образовательная.
Дать понятие об обособлении уточняющих членов предложения, показать их роль и значение в
предложении.
Научить находить уточняющие члены предложения
Научить выразительно читать предложения с уточняющими членами, правильно ставить знаки
препинания.
Отрабатывать умение употреблять уточняющие члены предложения в устной речи.
3. Развивающая.
Активизировать познавательную деятельность учащихся.
Стимулировать и развивать мыслительные процессы
Развивать память, внимание, быстроту реакции.
Развивать диалогическую и монологическую речь
Планируемые результаты
предметные: знать определение уточняющих членов предложения, их отличие от других обособленных членов
предложения, уметь использовать уточняющие члены в устной и письменной речи, выделять их интонационно
при чтении;
метапредметные: владеть всеми видами речевой деятельности, приёмами отбора и систематизации
материала, уметь самостоятельно вести поиск, извлекать информацию из различных источников,
способность к еёсохранению, преобразованию и передаче;
личностные: понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования,
осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический ; коллективная, парная и индивидуальная.
Наглядно-иллюстративный материал: презентация.
Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов: Русский язык 5-11 класс/
Русский язык: учебник для 8 класса / С.Г..Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. – М.:
Просвещение, 1993.
Рабочие тетради, словари-справочники.
Доска.
Презентация.
Ход урока.
Этапы урока.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
I. Орг. момент.
Приветствие, создание атмосферы комфорта.
Распределение детей по группам..
Приветствие учителя, проверка
готовности к уроку.
II. Мотивация учебной
деятельности.
.- Ребята, посмотрите в окно. Наконец-то весна
всецело вступила в свои права. Какое
замечательное время.года.! Пробуждается
природа и под влиянием её ослепительной
красоты в человеке чаще всего весной
зарождаются самые прекрасные чувства. Одно
из них любовь.
- Я хочу предложить слова великого
французского философа и писателя Жан-Жака
Руссо в качестве эпиграфа нашего урока.
Самое верное средство завоевать
любовь других – подарить им свою
любовь. Она должна идти из глубины,
то есть из сердца.
Ж. – Ж. Руссо
-
Что такое любовь?
Внимательно слушают.
- По отношению к кому или к чему
может проявляться это чувство».
- Как вы понимаете это высказывание?
- Диану я просила посмотреть в разных
словарях трактование слова «любовь»
- Ответьте на эти же вопросы заново.
используя словарную статью.
- Подберите эпитеты к слову любовь.
- Любовь к русскому языку.Этот пример
какому соответствует определению?
- Я желаю, чтобы любовь к русскому
языку сопровождала вас всю жизнь и
вы привили бы ее своим детям и
внукам.
Работа в группах (Таймд-пэа-шэа. )
( Таймд раунд робин)
Отвечают на вопросы.
Диана читает определения
1.
Сергей Иванович Ожегов .
1) Чувство самоотверженной
сердечной привязанности.
2) Склонность , пристрастие.
2. Дмитрий Иванович
Ушаков.
1) Чувство привязанности,
основанное на общности
интересов, на готовности отдать
свои силы общему делу. Любовь к
родине.
2) Чувство, основанное на
взаимном расположении,
симпатии, близости. Братская
любовь. Любовь к людям.
3) Чувство, основанное на
инстинкте. Материнская любовь
4) Чувство, основанное на
половом влечении, отношении
двух лиц, взаимно связанных этим
чувством. Страдать от любви.
5). Человек , внушающий
это чувство. Она была моей
первой любовью.
6) Склонность,
расположение или влечение к
чему-нибудь. Любовь к
искусству. Любовь к работе.
(Эй ар гайд) Дети отвечают.
(Раунд тэйбл(Записывают по кругу
на одном листе))
- Чарующая,
мимолетная,
незабвенная, слепая,
беззаветная, безответная,
огромная, глупая, крепкая,
сильная, лживая,
- Первому.
III. Актуализация и пробное
учебное действие.
- А сейчас прослушаем домашнее задание. Вам
необходимо было выписать из художественных
произведений предложения с обособленными
членами. по теме «Любовь» или составить их
Читают предложения и объясняют
условия обособления
самим
- Что такое обособление?
-
Какие члены предложения могут быть
обособлены?
-Чем могут быть выражены
обособленные определения?
- Чем могут быть выражены
обособленные обстоятельства?
-
-Когда обособляются приложения?
Выполните задания по группам.
Всякая любовь, имеющая причиной не
свободу духа, а что-то иное, легко
переходит в ненависть.
Бенедикт Спиноза
О женщина, дитя, привыкшее играть
И взором нежных глаз, и лаской
поцелуя,
Я должен бы тебя всем сердцем
презирать,
А я люблю, волнуясь и тоскуя.
Константин Бальмонт
Любовь есть животворный огонь в
душе человека, и всё, созданное
человеком под влиянием этого чувства,
отмечено печатью жизни и поэзии.
Тарас Шевченко
Дети начинают с любви к родителям.
Взрослея, они начинают их судить.
Иногда они их прощают.
Оскар Уайльд
Любовь – удивительный
фальшивомонетчик,
постоянно
превращающий не только медяки в
золото, но и нередко золото в медяки.
Оноре де Бальзак
1
группа.. Найдите
обособленные
обстоятельства и обозначьте их
графически.
2
группа. Найдите
обособленные
определения и обозначьте их
графически.
Обеим группам. В о втором предложении
подчеркните основы. Сколько их. (2)
Дети отвечают.
Выделение по смыслу членов
предложения: в речи -
интонационно, на письме – запятыми.
- Определения, обстоятельства,
приложения.
- Прилагательным , местоимением,
порядковым числительным
словосочетанием в роли определений,
причастием, причастным оборотом
- Одиночным деепричастием,
деепричастным оборотом,
существительным с предлогами
- Если приложение стоит после
определяемого нарицательного
существительного или местоимения
Работа у доски.
IV.Выявление места и
причины затруднения
Создание проблемной ситуации.
- Вернёмся к эпиграфу урока.
Самое верное средство завоевать
Внимательно слушают, затем,
отвечают на наводящие вопросы
учителя.
любовь других – подарить им свою
любовь. Она должна идти из глубины,
то есть из сердца.
- Есть ли в этом высказывании
обособленный член? Похож ли он на те
обособленные члены, которые мы
изучали?
- Почему возникли трудности?
- Как вы думаете, с какой целью он
используется?
- Не знаем.
-Нет.
- Недостаточно знаний.
- Для уточнения, конкретизации
V. Целеполагание и
построение проекта выхода
из затруднения..
- Образуйте от глагола уточнять
действительное причастие во множественном
числе и вставьте его вместо точек. в
словосочетание, чтобы озвучить тему нашего
урока
, , , , члены предложения.
(Уточняющие члены предложения)
- Как вы думаете : какова цель урока?
- Перед вами лежат таблицы,, в них вы должны
фиксировать выводы в ходе обсуждения , чтобы
получилось ёмкое определение уточняющих
членов предложения.
- Подберите синонимы к слову уточнить .
-А какую информацию о значении этого слова
добыла из словарей Диана?
-Попробуйте объяснить, какой член называется
уточняемым, а какой -уточняющим ( на примере
афоризма)
Р азбор предложений. Соблюдать правильную
интонацию при чтении.
1.Здесь, в нашем доме, всегда
встречали гостей радушно
(обстоятельство места) 2. Мы гуляли
довольно долго, до самого вечера
(обстоятельство вемени)
3. Он наивно, по-детски, вытер
пальцами глаза (образа действия)
Дети вслух произносят тему урока.
- Уточняющие члены предложения.
Формулируют цель урока
совместно с учителем.
- Научиться определять
уточняющие члены, знать их
признаки, знать их роль и
значение в предложении.
Уметь выделять уточняющие
члены предложения на письме
знаками препинания
и в устной
речи интонационно.
Дети отвечают.
- Пояснить, конкретизировать.
Уточнить – сделать точнее.
С. Ожегов
Уточнить –
конкретизировать,
детализировать, поставить
точку над «i».
Словарь синонимов русского
языка
Уточнение – сужение объема
понятия, его ограничение.
Д. Розенталь
Дети устно разбирают по образцу
предложения, делают выводы,
записывают их в таблицу
3. Соловьёв, мой приятель, родился в
Приазовье. (приложение без союзов)
4.Он во многих отношениях был
разносторонний человек, то есть
мастер на все руки. (приложение с
союзами: то есть, а именно,... )
5.Все слушали рассказы фронтовика
очень внимательно, особенно мальчики
(разные члены предложения со
словами: особенно, даже, главным
образом, в частности, в том числе и
пр. )
6.В дружбе нет никаких иных расчетов,
кроме нее самой. (дополнение с
предлогами:кроме, помимо, сверх, за
исключением)
7.Никто не верил в победу в
соревнованиях, за исключением самых
близких.
- Открываем учебник и читаем
теоретическую часть.
- Проговариваем определение по
частям по кругу
- Запишите выводы таблицу
Предложить прочитать § 33 на стр. 154-155,
делая попутные комментарии, обращая
внимание на то, что уточняющие члены
предложения могут быть любыми членами
предложения, и при помощи параграфа
составить таблицу «Запятые в предложениях с
уточняющими членами»
(Континиус раунд робин) Дети одно
определение рассказывают по частям
Записывают выводы
VI. Первичное закрепление
учебной информации.
1. Упр. 329 (устно) Обратить внимание на
интонационную особенность прочтения
предложений с обособленными уточняющими
членами.
2.Упр. 328 (Учитель подсказывает уточняющие
обстоятельства места и времени:
1) 12 апреля
2) в деревне близ города Холмогоры
3) у Финского залива
4) в 6 – 7 часов
1. Дети читают предложения,
интонационно выделяя уточняющие
члены предложения, определяют их
синтаксическую роль при помощи
вопросов. (Уточняющие
обстоятельства места и времени,
дополнения, подлежащие)
2.Выполняют (по цепочке)
упражнение, вставляя подходящие по
смыслу уточняющие члены
предложения, комментируя
постановку знаков препинания, делая
паузы, на месте обособленного
уточнения.
3. Дифференцированное задание.
(работа в парах)
I – вариант придумывает свои предложения,
используя таблицу, на каждый вид уточнения
(можно использовать материал учебника
упр.330, 331)
II – вариант записывают предложения первого
варианта, объясняют постановку знаков
препинания.
(Проверяется коллективно подводится итог)
4. Объяснительный диктант.
Предложить написать предложения с
уточняющими членами под диктовку.
3.Выполняют предложенное задание,
опираясь на таблицу и материал
упражнений.
4.Один у доски, другие в рабочих
тетрадях.
Записывают предложения, читают их,
учитывая знаки препинания,
объясняют постановку знаков
препинания. (опираясь на таблицу)
VII. Д/З
§ 33, упр. 332 (прочитать, списать, расставить
знаки препинания, графически объясняя их
постановку.
Выслушивают комментарий учителя,
записывают д/з.
VIII. Рефлексия. Подведение
итогов.
- Что мы сегодня повторили?
- Что нового узнали?
-Какие члены называются уточняющими?
- Для чего они служат?
- Как выделяются уточняющие члены?
- Какими членами предложения могут быть
уточняющие члены?
- Какие союзы и специальные слова могут
использоваться при уточнениях?
Отвечают, что повторили производные
предлоги и их написание, понятие
обособления, обособление
определений, приложений,
обстоятельств.
Узнали новый вид обособлений и его
особенности.
Отвечают на вопросы.
Материал к уроку
Уточняющие члены предложения
конкретизируют или поясняют значения разных членов предложения.
Дополнительные вопросы:
когда именно? где именно? куда именно? откуда именно? как именно?
кто именно? какой именно?
Часто относятся к словам:
этот, тот, такой, там, туда, оттуда, тогда и
др.
Уточняющими могут быть:
- обстоятельства места, времени, образа
действия;
- несогласованные определения,
обозначающие цвет, размер, возраст;
- дополнения с предлогами: кроме,
помимо, сверх, вместо, исключая, за
исключением, включая, наряду с, в
отличие от, по сравнению с, в том
числе, притом;
-приложения и другие члены
предложения (в зависимости от
контекста), присоединяемые при помощи
слов: то есть, или (= то есть), в том
числе, например, в частности, главным
образом, особенно, именно.
Уточняющие члены
предложения обособляются.
Чаще всего выделяются запятыми.
В конце предложения приложения могут
обособляться не запятыми, а тире (перед
приложением можно вставить слова: а
именно, то есть).
Уточнить – сделать точнее.
С. Ожегов.
Уточнить – конкретизировать,
детализировать, поставить точку над «i».
Словарь синонимов
русского языка.
Уточнение – сужение объема понятия, его
ограничение.
Д. Розенталь.
Уточняющие члены предложения
Значение
Конкретизирует ,
уточняет, поясняет,
детализирует,
ограничивает
Вопросы
ГДЕ ИМЕННО? КОГДА
ИМЕННО? ОТКУДА
ИМЕННО? КАК ИМЕННО?
Уточняемый член
Уточняющий член
Тот, который
необходимо уточнить.
Тот, который является
уточнением,
пояснением
Место в предложении
после уточняемого
слова
Уточняться могут :
чаще всего
обстоятельства
места и времени.
Реже в качестве
уточняющих
обособленных членов
употребляются другие
члены предложения:
1.
определения
2.
обстоятельства
образа действия
3.
дополнения
4.
главные члены —
подлежащее и
сказуемое
Присоединение к
уточняемому члену при
помощи
предлогов:
кроме,
помимо, вместо,
исключая, за
исключением, включая,
наряду с, сверх,
в
отличие от, по
сравнению
и др.
союзов:
то есть, или;
слов : особенно, даже,
главным образом, в
частности, именно,
например и др.