Напоминание

"Принцип наглядности обучения"


Автор: Суворова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №9 "Малютка"
Населённый пункт: х. Маркин
Наименование материала: Статья
Тема: "Принцип наглядности обучения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Принцип наглядности обучения

Содержание:

1. Введение.

2. Понятие о закономерностях, принципах, правилах обучения.

3. Принцип наглядности обучения.

4. Заключение.

5. Список используемой литературы.

1. Введение.

Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную,

планомерную и систематичную передачу подрастающему поколению

системы научных знаний, умений и навыков, специальный отбор

содержания, средств и методов формирования всесторонне развитого

человека. Оно включает образование, обучение.

Образование-основное педагогическое понятие. Это процесс и результат

усвоения человеком общественно необходимой системы знаний, а также

умений и навыков, обобщенных в науках о природе, обществе и

человеческом мышлении.

Образование в основном является результатом обучения.

Обучение- процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений,

воздействие на сознание и поведение, развитие познавательной активности

и мировоззрения учащихся. Это основное средство воспитания, подготовки

1

человека к жизни и труду. В процессе обучения реализуются цели

образования и воспитания.

Анализ процесса обучения показывает, что ему присущи некоторые общие

закономерности, выявление которых поможет разработать пути

сознательного управления обучением.

Долгое время дидактика не ставила перед собой задачи вскрытия

закономерностей обучения и удовлетворялась разработкой принципов и

правил. В последние годы исследованию закономерностей обучения

уделяется большое внимание.

2. Понятие о закономерностях, принципах, правилах обучения.

Закономерности являются теоритической основой для понимания

обучения. Они не содержат непосредственных указаний для практических

действий, но благодаря вскрытию и обоснованию закономерностей могут

быть разработаны наиболее точные, научно проверенные указания об

организации обучения.

Развивающий характер обучения. Взаимосвязь обучения и

психического развития была подмечена педагогикой давно. Передовая

психология и педагогика нашли некоторые приемы и пути развития детей в

обучении. Но полное и глубокое обоснование развития учащихся в

процессе обучения стало возможным лишь в результате объединения

усилий советской психологии и педагогики на основе марксистско-

ленинской теории.

Психолог Л. С. Выготский в своих работах высказал мысль, что правильно

поставленное обучение должно быть ориентированно не на вчерашний

день детскогоразвития, что оно должно идти впереди развития и служить

источником нового в развитии ученика. Далее Л. С. Выготский высказал

2

предположение о двух уровнях умственного развития: первый уровень тот,

которым обладает ученик на данном этапе (уровень актуального развития),

и второй, более высокий был назван Л. С. Выготским зоной ближайшего

развития.

Каждым действием ребенок впервые овладевает под руководством

взрослых. Но овладев им, он в последствии выполняет его самостоятельно.

Таким образом, то, что сегодня входило в зону ближайшего развития,

завтра под воздействием обучения переходит на уровень актуального

развития.

Зона ближайшего развития создается обучением, опережающим развитие,

и каждая новая ступень обучения должна опираться на достигнутый

уровень развития ребенка.

Эти идеи интенсивно развивались в психологии и дидактике.

Многочисленные эксперименты и передовая школьная практика показали,

что развитие осуществляется при условии изменения содержания и

организации обученияв их единстве. По мере усложнения содержания

должны постоянно совершенствоваться способы познавательной

деятельности школьников.

С этих позиций советская дидактика подходит к оценке развивающего

характера различных типов учебного процесса, которые складывались в

ходе исторического развития обучения.

В полном соответствии с целью коммунистического воспитания советская

психология и дидактика ведут разработку условий развития активной

творческой личности в творческом процессе. Такая постановка вопроса

является новаторской, революционной.

Воспитывающий характер обучения. Идея воспитывающего

обучения активно разрабатывается в советской дидактике. Это позволяет

3

по-новому подойти не только к определению содержания, но и ко всей

организации учебного процесса. Хотя многие дидакты отмечают, что

воспитывающий характер обучения имеет общее значение не только для

всего воспитательного процесса, во многих руководствах по дидактике

воспитывающее обучение рассматривается в качестве дидактического

принципа.

Закономерность воспитывающего обучения следует рассматривать как

проявление всеобщего закона классового характера воспитания. В

условиях советского образования она проявляется в таком построении

содержания организации обучения, в такой деятельности советского

учителя, которые призваны обеспечить в учебном процессе необходимые

условия для вооружения школьников научными знаниями, формирования

их мировоззрения, развития разносторонних способностей и подготовки к

жизни и труду в развитом социалистическом обществе.

Закономерности и принципы обучения- взаимообуславливающие

категории дидактики. Знание закономерностей и принципов обучения

является необходимым условием правильной организации и научного

управления процессом обучения. Законы и закономерности дают общее

понимание картины дидактического процесса.

Закономерности осуществляются через принципы обучения. Обоснованию

принципов обучения дидактика уделяет большое внимание с момента

своего возникновения. Первые попытки обоснования дидактических

принципов были сделаны в трудах Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И.

Г. Песталоцци. Они выдвигали один из принципов в качестве ведущего и

на основе его строили всю систему дидактических принципов. Большое

значение разработке принципов обучения придавали немецкий педагог-

демократ Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и К. Д.

4

Ушинский. Их труды сыграли большую роль в разработке системы

принципов современнойсоветской дидактики.

История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием

изменения требований жизни меняются принципы обучения, то есть

принципы обучения носят исторический характер. Одни принципы,

выдвинутые в дидактических системах прошлого, утратили свое значение-

например, принцип природосообразности в обучении ( выдвинутый Я. А.

Коменским, уже в 19 веке потерял свое значение). Другие служат

руководством в обучении и в наше время. Это говорит о том, что дидактика

должна чутко улавливать изменения требования общества к образованию и

своевременно реагировать на них, то есть строить такую систему

принципов обучения, которая верно указывала бы путь к достижению цели

обучения. Система дидактических принципов выражает закономерности

процесса обучения и определяется целями воспитания.

Принципами обучения в советской дидактике принято называть исходные

руководящие положения, определяющие ход преподавания и учения в

соответствии с целями коммунистического воспитания и

закономерностями процесса обучения. Принципы обучения являются

исходными на всех ступенях обучения по всем учебным предметам.

Пока еще в дидактике отсутствует единое мнение ученых

относительно количества и самого названия принципов. Хотя они

выражают понимание одних и тех же закономерностей. Это результат того,

что еще до конца не открыты объективные законы педагогического

процесса. Анализируя различные пособия по педагогике, можно

свидетельствовать о различном подходе к определению, формулировке

принципов. Некоторые из них совпадают по названию, а другие нет.

Большинство же принципов носят эмпирическое обоснование:

5

Принцип научности и доступности;

Принцип воспитания и всестороннего развития личности;

Принцип систематического и последовательного обучения;

Принцип наглядности;

Принцип сознательности и активности;

Принцип прочности и развития познавательных сил;

Принцип индивидуализации в обучении;

Принцип связи обучения с жизнью и практикой.

В дидактике формулируются еще и правила обучения, т.е.

руководящие положения, отдельных сторон или частных вопросов

обучения. Они помогают учителю правильно осуществлять принципы

обучения. Я. А. Коменский сформулировал ряд правил в обучении (от

близкого к далекому, от конкретного к абстрактному и другие). Дистервег

дал в своем руководстве по педагогике 33 правила, многие из которых

получили широкую известность (например, «обучай энергично»,

«задерживайся главным образом на изучении основ» и другие). В

советской дидактике правила рассматриваются вместе с принципами

обучения.

Принципы можно отличать по их отношению к усвоению содержания

обучения и к организации процесса обучения. В первом случае это

принципы воспитания и всестороннего развития, научности,

сознательности, связи обучения с практикой, индивидуализация в

обучении. А во втором случае выделим принципы наглядности,

систематичности и последовательности обучения, прочности, доступности.

3. Принцип наглядности обучения. Принцип наглядности обучения-

принцип единства конкретногои абстрактного в обучении. Этот принцип

требует такой постановки учебного процесса, при котором учащиеся в

усвоении знаний идут от живого восприятия изучаемых предметов и

явлений или их изображений к обобщениям, выводам или, наоборот, от

6

общего к единичному, конкретному. Важным путем построения обучения

на основе единства конкретного и абстрактного является наглядность.

Творцом наглядного обучения заслуженно считается Я. А.Коменский. Его

«золотое правило дидактики»: «Все, что только можно, представлять для

восприятия чувствами, а именно: видимое-для восприятия зрением,

слышимое-слухом, запахи-обонянием, подлежащее вкусу-вкусом,

доступное осязанию-путем осязания. Если какие-либо предметы сразу

можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу

схватываются несколькими чувствами.» сыграло определенную роль в

перестройке учебного процесса на новых началах. К. Д. Ушинский,

разрабатывая научные основы первоначального обучения, придавал

наглядности большое значение и стремился дать ей научное обоснование.

Наглядным он называл такое учение, которое строится не на отвлеченных

представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно

воспринятых ребенком.

К. Д. Ушинский хорошо понимал значение наглядного обучения для

развития у учащихся наблюдательности, познавательной активности. На

основе анализа природы наглядного обучения младших школьников он

советовал учителям показывать такие пособия, которые вызывали бы у

учащихся живые, яркие образы, приоткрывали им новые стороны

знакомых предметов, способствовали более прочному овладению

учащимися учебным материалом. Поэтому учебные программы исходят из

необходимости сохранения наглядного характера школьного обучения в

сочетании с повышением теоритического уровня знаний. В связи с этим

меняются функции наглядности, ее характер и использование в учебном

процессе. Наглядные пособия используются не только для лучшего

восприятия конкретных предметов, но и как исходный материал для

формирования понятий. Так, учителя первых классов при изучении

7

сравнения равных и неравных совокупностей предметов с успехом

использовали наборное полотно и карточки с изображением различных

грибов. При помощи вопросов (Каких грибов больше? Каких меньше? Как

сделать, чтобы их было поровну?)и путем перестановки грибов на полотне

удавалось быстрее добиться усвоения нового понятия. Наглядное обучение

в современной школе направленно на то, что бы, с одной стороны, вызвать

у ученика потребность к знанию, стимулировать работу мысли и, с другой-

обеспечить более тесное единство восприятия с абстрактным мышлением.

В учебном процессе используется натуральная наглядность (минералы,

растения, чучела, модели) и изобразительная (фотографии, картины, карты,

схемы и т.д.). Работа с наглядными пособиями меняется в зависимости от

характера предмета и возраста детей, но могут быть намечены и некоторые

общие правила.

Большое значение имеет правильное сочетание слова учителя и

наглядности. Многие учителя продолжают считать, что наглядность сама

по себе вызывает активное наблюдение учащихся. Однако простое

предъявление учащимся предмета хотя и создает образ, но этот образ чаще

всего бывает тусклым, неясным. Наблюдение оказывается плодотворным,

если у школьника возник вопрос, появилось стремление увидеть, узнать,

понять. Такое стремление возникает при условии сочетания слова и

наглядности.

Специальное экспериментальное исследование (Л. В. Занков)

позволило наметить основные пути сочетания слова и средства

наглядности: посредством слова учитель руководит наблюдениями, из

которых извлекаются знания о предметах, процессах; при помощи слова,

на основе ранее осуществленных наблюдений и имеющихся знаний

учитель ведет учащихся к осмыслению связей, которые невозможно

выявить только при помощи наглядного восприятия; при помощи слова

8

учитель сообщает школьникам сведения об объекте, его свойствах и

подтверждает это демонстрацией объекта; отправляясь от наблюдений

школьников, учитель сообщает им о таких связях между явлениями,

которые не восприняты учащимися, обобщает отдельные данные, делает

вывод.

Наглядные пособия используются не только учителем, но и учащимися при

закреплении и проверке знаний. Не рекомендуется перегружать уроки

наглядными материалами. Обилие впечатлений, возникающее при

перегрузке наглядными пособиями, затрудняет мыслительную переработку

и наносит ущерб качеству знаний учащихся.

Продуктивное использование наглядности в обучении всегда предполагает

стимулирование активной мыслительной деятельности школьников.

Поэтому в любом акте наглядного обучения восприятие должно быть слито

с абстрактным мышлением.

Таким образом, принцип наглядности обучения предусматривает

следующие положения:

а) наглядность используется в качестве исходного момента обучения

прежде всего в начальных классах;

б) по мере роста и развития учащихся и усложнения задач обучения

исходными в обучении могут быть теоритические положения, а

наглядность, фактический материал, используется для их подтверждения;

в) может использоваться и исторический подход к рассмотрению научных

открытий.

Практика обучения выработала большое количество правил,

раскрывающих применение принципа наглядности. Вот некоторые из них:

9

- Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов,

предоставленных в натуре, происходит лучше, легче быстрее, чем

запоминание того же ряда, представленного в словесной форме.

- Никогда не ограничивайтесь наглядностью- наглядность не цель, а

средство обучения, развития мышления учащихся.

-Обучая и воспитывая, помните, что наглядные пособия способствуют

образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об

изучаемых предметах и явлениях.

- Следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и

поставлены в отношение причины и следствия независимо от порядка, в

котором они наблюдались.

- Применяя наглядные средства, рассматривайте их с учащимися сначала в

целом, потом главное и второстепенное, а затем- снова в целом.

- Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете; старательно

готовьте наглядность к применению.

- Используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.

- С возрастом учащихся предметная наглядность должна все более

уступать место символической; при этом предметом особой заботы

учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и его

наглядного представления.

4. Заключение:

10

Достаточно сказать, что закономерности еще не нашли, по общему

признанию ученых, удовлетворительного изложения в педагогике. Однако

там , где нет выявленных закономерностей, трудно говорить о науке.

Почему этот вопрос так важен сегодня? Во- первых, перед обучением

поставлены новые, более сложные цели развития личности. Во- вторых,

значительно увеличен объем содержания образования. Число обучаемых

стало значительно больше, одновременно встает вопрос о качестве

обучения. Немаловажно, что сегодня в дидактике сложились

разнообразные виды обучения. Это, в свою очередь, требует определить в

каждом из них те связи, отношения, зависимости и порядок, которые

приводят к успеху в обучении. Однако самое главное- это то, что цели

обучения должны быть реализованы не на массе учеников, а на каждом

обучаемом. А этого практически невозможно достичь без учета законов и

закономерностей самого процесса обучения, которые вносят устойчивый

порядок между его элементами. Поэтому каждый учитель, педагог должен

четко знать и применять теоритическую концепцию обучения, отправляясь

от которой возможно эффекивно реализовать сам процесс обучения.

5. Список литературы:

1. Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.

М.: Просвещение, 1983.

2.Педагогика. Н. В. Савин. Просвещение, Москва, 1978.

11

12



В раздел образования