Автор: Суворова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №9 "Малютка"
Населённый пункт: х. Маркин
Наименование материала: Статья
Тема: "Принцип наглядности обучения"
Раздел: дошкольное образование
Принцип наглядности обучения
Содержание:
1. Введение.
2. Понятие о закономерностях, принципах, правилах обучения.
3. Принцип наглядности обучения.
4. Заключение.
5. Список используемой литературы.
1. Введение.
Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную,
планомерную и систематичную передачу подрастающему поколению
системы научных знаний, умений и навыков, специальный отбор
содержания, средств и методов формирования всесторонне развитого
человека. Оно включает образование, обучение.
Образование-основное педагогическое понятие. Это процесс и результат
усвоения человеком общественно необходимой системы знаний, а также
умений и навыков, обобщенных в науках о природе, обществе и
человеческом мышлении.
Образование в основном является результатом обучения.
Обучение- процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений,
воздействие на сознание и поведение, развитие познавательной активности
и мировоззрения учащихся. Это основное средство воспитания, подготовки
1
человека к жизни и труду. В процессе обучения реализуются цели
образования и воспитания.
Анализ процесса обучения показывает, что ему присущи некоторые общие
закономерности, выявление которых поможет разработать пути
сознательного управления обучением.
Долгое время дидактика не ставила перед собой задачи вскрытия
закономерностей обучения и удовлетворялась разработкой принципов и
правил. В последние годы исследованию закономерностей обучения
уделяется большое внимание.
2. Понятие о закономерностях, принципах, правилах обучения.
Закономерности являются теоритической основой для понимания
обучения. Они не содержат непосредственных указаний для практических
действий, но благодаря вскрытию и обоснованию закономерностей могут
быть разработаны наиболее точные, научно проверенные указания об
организации обучения.
Развивающий характер обучения. Взаимосвязь обучения и
психического развития была подмечена педагогикой давно. Передовая
психология и педагогика нашли некоторые приемы и пути развития детей в
обучении. Но полное и глубокое обоснование развития учащихся в
процессе обучения стало возможным лишь в результате объединения
усилий советской психологии и педагогики на основе марксистско-
ленинской теории.
Психолог Л. С. Выготский в своих работах высказал мысль, что правильно
поставленное обучение должно быть ориентированно не на вчерашний
день детскогоразвития, что оно должно идти впереди развития и служить
источником нового в развитии ученика. Далее Л. С. Выготский высказал
2
предположение о двух уровнях умственного развития: первый уровень тот,
которым обладает ученик на данном этапе (уровень актуального развития),
и второй, более высокий был назван Л. С. Выготским зоной ближайшего
развития.
Каждым действием ребенок впервые овладевает под руководством
взрослых. Но овладев им, он в последствии выполняет его самостоятельно.
Таким образом, то, что сегодня входило в зону ближайшего развития,
завтра под воздействием обучения переходит на уровень актуального
развития.
Зона ближайшего развития создается обучением, опережающим развитие,
и каждая новая ступень обучения должна опираться на достигнутый
уровень развития ребенка.
Эти идеи интенсивно развивались в психологии и дидактике.
Многочисленные эксперименты и передовая школьная практика показали,
что развитие осуществляется при условии изменения содержания и
организации обученияв их единстве. По мере усложнения содержания
должны постоянно совершенствоваться способы познавательной
деятельности школьников.
С этих позиций советская дидактика подходит к оценке развивающего
характера различных типов учебного процесса, которые складывались в
ходе исторического развития обучения.
В полном соответствии с целью коммунистического воспитания советская
психология и дидактика ведут разработку условий развития активной
творческой личности в творческом процессе. Такая постановка вопроса
является новаторской, революционной.
Воспитывающий характер обучения. Идея воспитывающего
обучения активно разрабатывается в советской дидактике. Это позволяет
3
по-новому подойти не только к определению содержания, но и ко всей
организации учебного процесса. Хотя многие дидакты отмечают, что
воспитывающий характер обучения имеет общее значение не только для
всего воспитательного процесса, во многих руководствах по дидактике
воспитывающее обучение рассматривается в качестве дидактического
принципа.
Закономерность воспитывающего обучения следует рассматривать как
проявление всеобщего закона классового характера воспитания. В
условиях советского образования она проявляется в таком построении
содержания организации обучения, в такой деятельности советского
учителя, которые призваны обеспечить в учебном процессе необходимые
условия для вооружения школьников научными знаниями, формирования
их мировоззрения, развития разносторонних способностей и подготовки к
жизни и труду в развитом социалистическом обществе.
Закономерности и принципы обучения- взаимообуславливающие
категории дидактики. Знание закономерностей и принципов обучения
является необходимым условием правильной организации и научного
управления процессом обучения. Законы и закономерности дают общее
понимание картины дидактического процесса.
Закономерности осуществляются через принципы обучения. Обоснованию
принципов обучения дидактика уделяет большое внимание с момента
своего возникновения. Первые попытки обоснования дидактических
принципов были сделаны в трудах Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И.
Г. Песталоцци. Они выдвигали один из принципов в качестве ведущего и
на основе его строили всю систему дидактических принципов. Большое
значение разработке принципов обучения придавали немецкий педагог-
демократ Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и К. Д.
4
Ушинский. Их труды сыграли большую роль в разработке системы
принципов современнойсоветской дидактики.
История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием
изменения требований жизни меняются принципы обучения, то есть
принципы обучения носят исторический характер. Одни принципы,
выдвинутые в дидактических системах прошлого, утратили свое значение-
например, принцип природосообразности в обучении ( выдвинутый Я. А.
Коменским, уже в 19 веке потерял свое значение). Другие служат
руководством в обучении и в наше время. Это говорит о том, что дидактика
должна чутко улавливать изменения требования общества к образованию и
своевременно реагировать на них, то есть строить такую систему
принципов обучения, которая верно указывала бы путь к достижению цели
обучения. Система дидактических принципов выражает закономерности
процесса обучения и определяется целями воспитания.
Принципами обучения в советской дидактике принято называть исходные
руководящие положения, определяющие ход преподавания и учения в
соответствии с целями коммунистического воспитания и
закономерностями процесса обучения. Принципы обучения являются
исходными на всех ступенях обучения по всем учебным предметам.
Пока еще в дидактике отсутствует единое мнение ученых
относительно количества и самого названия принципов. Хотя они
выражают понимание одних и тех же закономерностей. Это результат того,
что еще до конца не открыты объективные законы педагогического
процесса. Анализируя различные пособия по педагогике, можно
свидетельствовать о различном подходе к определению, формулировке
принципов. Некоторые из них совпадают по названию, а другие нет.
Большинство же принципов носят эмпирическое обоснование:
5
Принцип научности и доступности;
Принцип воспитания и всестороннего развития личности;
Принцип систематического и последовательного обучения;
Принцип наглядности;
Принцип сознательности и активности;
Принцип прочности и развития познавательных сил;
Принцип индивидуализации в обучении;
Принцип связи обучения с жизнью и практикой.
В дидактике формулируются еще и правила обучения, т.е.
руководящие положения, отдельных сторон или частных вопросов
обучения. Они помогают учителю правильно осуществлять принципы
обучения. Я. А. Коменский сформулировал ряд правил в обучении (от
близкого к далекому, от конкретного к абстрактному и другие). Дистервег
дал в своем руководстве по педагогике 33 правила, многие из которых
получили широкую известность (например, «обучай энергично»,
«задерживайся главным образом на изучении основ» и другие). В
советской дидактике правила рассматриваются вместе с принципами
обучения.
Принципы можно отличать по их отношению к усвоению содержания
обучения и к организации процесса обучения. В первом случае это
принципы воспитания и всестороннего развития, научности,
сознательности, связи обучения с практикой, индивидуализация в
обучении. А во втором случае выделим принципы наглядности,
систематичности и последовательности обучения, прочности, доступности.
3. Принцип наглядности обучения. Принцип наглядности обучения-
принцип единства конкретногои абстрактного в обучении. Этот принцип
требует такой постановки учебного процесса, при котором учащиеся в
усвоении знаний идут от живого восприятия изучаемых предметов и
явлений или их изображений к обобщениям, выводам или, наоборот, от
6
общего к единичному, конкретному. Важным путем построения обучения
на основе единства конкретного и абстрактного является наглядность.
Творцом наглядного обучения заслуженно считается Я. А.Коменский. Его
«золотое правило дидактики»: «Все, что только можно, представлять для
восприятия чувствами, а именно: видимое-для восприятия зрением,
слышимое-слухом, запахи-обонянием, подлежащее вкусу-вкусом,
доступное осязанию-путем осязания. Если какие-либо предметы сразу
можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу
схватываются несколькими чувствами.» сыграло определенную роль в
перестройке учебного процесса на новых началах. К. Д. Ушинский,
разрабатывая научные основы первоначального обучения, придавал
наглядности большое значение и стремился дать ей научное обоснование.
Наглядным он называл такое учение, которое строится не на отвлеченных
представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно
воспринятых ребенком.
К. Д. Ушинский хорошо понимал значение наглядного обучения для
развития у учащихся наблюдательности, познавательной активности. На
основе анализа природы наглядного обучения младших школьников он
советовал учителям показывать такие пособия, которые вызывали бы у
учащихся живые, яркие образы, приоткрывали им новые стороны
знакомых предметов, способствовали более прочному овладению
учащимися учебным материалом. Поэтому учебные программы исходят из
необходимости сохранения наглядного характера школьного обучения в
сочетании с повышением теоритического уровня знаний. В связи с этим
меняются функции наглядности, ее характер и использование в учебном
процессе. Наглядные пособия используются не только для лучшего
восприятия конкретных предметов, но и как исходный материал для
формирования понятий. Так, учителя первых классов при изучении
7
сравнения равных и неравных совокупностей предметов с успехом
использовали наборное полотно и карточки с изображением различных
грибов. При помощи вопросов (Каких грибов больше? Каких меньше? Как
сделать, чтобы их было поровну?)и путем перестановки грибов на полотне
удавалось быстрее добиться усвоения нового понятия. Наглядное обучение
в современной школе направленно на то, что бы, с одной стороны, вызвать
у ученика потребность к знанию, стимулировать работу мысли и, с другой-
обеспечить более тесное единство восприятия с абстрактным мышлением.
В учебном процессе используется натуральная наглядность (минералы,
растения, чучела, модели) и изобразительная (фотографии, картины, карты,
схемы и т.д.). Работа с наглядными пособиями меняется в зависимости от
характера предмета и возраста детей, но могут быть намечены и некоторые
общие правила.
Большое значение имеет правильное сочетание слова учителя и
наглядности. Многие учителя продолжают считать, что наглядность сама
по себе вызывает активное наблюдение учащихся. Однако простое
предъявление учащимся предмета хотя и создает образ, но этот образ чаще
всего бывает тусклым, неясным. Наблюдение оказывается плодотворным,
если у школьника возник вопрос, появилось стремление увидеть, узнать,
понять. Такое стремление возникает при условии сочетания слова и
наглядности.
Специальное экспериментальное исследование (Л. В. Занков)
позволило наметить основные пути сочетания слова и средства
наглядности: посредством слова учитель руководит наблюдениями, из
которых извлекаются знания о предметах, процессах; при помощи слова,
на основе ранее осуществленных наблюдений и имеющихся знаний
учитель ведет учащихся к осмыслению связей, которые невозможно
выявить только при помощи наглядного восприятия; при помощи слова
8
учитель сообщает школьникам сведения об объекте, его свойствах и
подтверждает это демонстрацией объекта; отправляясь от наблюдений
школьников, учитель сообщает им о таких связях между явлениями,
которые не восприняты учащимися, обобщает отдельные данные, делает
вывод.
Наглядные пособия используются не только учителем, но и учащимися при
закреплении и проверке знаний. Не рекомендуется перегружать уроки
наглядными материалами. Обилие впечатлений, возникающее при
перегрузке наглядными пособиями, затрудняет мыслительную переработку
и наносит ущерб качеству знаний учащихся.
Продуктивное использование наглядности в обучении всегда предполагает
стимулирование активной мыслительной деятельности школьников.
Поэтому в любом акте наглядного обучения восприятие должно быть слито
с абстрактным мышлением.
Таким образом, принцип наглядности обучения предусматривает
следующие положения:
а) наглядность используется в качестве исходного момента обучения
прежде всего в начальных классах;
б) по мере роста и развития учащихся и усложнения задач обучения
исходными в обучении могут быть теоритические положения, а
наглядность, фактический материал, используется для их подтверждения;
в) может использоваться и исторический подход к рассмотрению научных
открытий.
Практика обучения выработала большое количество правил,
раскрывающих применение принципа наглядности. Вот некоторые из них:
9
- Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов,
предоставленных в натуре, происходит лучше, легче быстрее, чем
запоминание того же ряда, представленного в словесной форме.
- Никогда не ограничивайтесь наглядностью- наглядность не цель, а
средство обучения, развития мышления учащихся.
-Обучая и воспитывая, помните, что наглядные пособия способствуют
образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об
изучаемых предметах и явлениях.
- Следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и
поставлены в отношение причины и следствия независимо от порядка, в
котором они наблюдались.
- Применяя наглядные средства, рассматривайте их с учащимися сначала в
целом, потом главное и второстепенное, а затем- снова в целом.
- Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете; старательно
готовьте наглядность к применению.
- Используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.
- С возрастом учащихся предметная наглядность должна все более
уступать место символической; при этом предметом особой заботы
учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и его
наглядного представления.
4. Заключение:
10
Достаточно сказать, что закономерности еще не нашли, по общему
признанию ученых, удовлетворительного изложения в педагогике. Однако
там , где нет выявленных закономерностей, трудно говорить о науке.
Почему этот вопрос так важен сегодня? Во- первых, перед обучением
поставлены новые, более сложные цели развития личности. Во- вторых,
значительно увеличен объем содержания образования. Число обучаемых
стало значительно больше, одновременно встает вопрос о качестве
обучения. Немаловажно, что сегодня в дидактике сложились
разнообразные виды обучения. Это, в свою очередь, требует определить в
каждом из них те связи, отношения, зависимости и порядок, которые
приводят к успеху в обучении. Однако самое главное- это то, что цели
обучения должны быть реализованы не на массе учеников, а на каждом
обучаемом. А этого практически невозможно достичь без учета законов и
закономерностей самого процесса обучения, которые вносят устойчивый
порядок между его элементами. Поэтому каждый учитель, педагог должен
четко знать и применять теоритическую концепцию обучения, отправляясь
от которой возможно эффекивно реализовать сам процесс обучения.
5. Список литературы:
1. Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.
М.: Просвещение, 1983.
2.Педагогика. Н. В. Савин. Просвещение, Москва, 1978.
11
12