Напоминание

Нравственные проблемы романа А.С.Пушкина " Дубровский"


Автор: Зубенко Ольга Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУСОШ№ 89
Населённый пункт: г.Сочи
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Нравственные проблемы романа А.С.Пушкина " Дубровский"
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока в 6 классе по теме «

Нравственные проблемы романа А.С.Пушкина «

Дубровский»».

Предмет

:

литература . УМК под редакцией Г.С.Меркина

Класс 6

Тема урока.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

ОБЩАЯ

ЧАСТЬ

Предмет ЛИТЕРАТУРА

Класс 6

УМК Под ред.Г.С.Меркина

Тема урока: Нравственные проблемы романа А.С.Пушкина « Дубровский»

1.Создать условия для развития положительной мотивации к учению.

2.Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний по роману А. С. Пушкина «Дубровский».

3.Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе решения образовательных задач,

совершенствовать навыки работы учащихся с текстом

4. Формировать средствами урока нравственно – эстетические представления учащихся, адекватное отношение к

моральным ценностям

5. Формировать УУД:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение

речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного

произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих

действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того,

что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил

речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

Понимание ключевых проблем

отраженных в романе.

2.

Понимание связи романа с эпохой

его написания, выявление

заложенных в нем нравственных

ценностей и их современного

звучания.

3.

Формирование навыка осмысленного

чтения и адекватного восприятия.

4.

Умение анализировать литературное

произведение

Познавательные УУД:

поиск и выделение

необходимой информации,

осознанное и произвольное

построение речевого

высказывания в устной

форме, свободная

ориентация и восприятие

текста

Регулятивные УУД:

целеполагание,

планирование,

саморегуляция, выделение и

осознание обучающимися

того, что уже усвоено и что

еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

Формирование средствами урока

нравственно – эстетических

представления учащихся,

адекватное отношение к

моральным ценностям (дружба,

благородство). Личностные УУД:

самоопределение, нравственно-

этическая ориентация, способность

к самооценке своих действий,

поступков.

сверстниками, соблюдение правил

речевого поведения, умение

высказывать и обосновывать свою

точку зрения.

Познавательные: формировать

понятие «нравственные

проблемы»; проверить знание

художественного произведения,

обобщить изученный материал.

Развивающие: развивать

мыслительно-речевую

деятельность учащихся, умения

обобщать, логически верно

излагать свои мысли.

Воспитательные: развивать

систему ценностных отношений в

обществе.

Тип урока: урок обобщения знаний

Оборудование: проектор, интерактивная доска.

Наглядно-демонстрационные материалы: карточки с заданиями

Используемые технологии: технология коллективного способа обучения, здоровьесберегающие технологии,

технология критического мышления.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Методы обучения: словесный, частично – поисковый.

Новые понятия и термины: нравственность

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и

создание условий для осознанного

восприятия

нового

материала

ХОД УРОКА

Формирование

конкретного

образовательного

результата/группы

результатов

Умение вести

диалог. Начинать и

заканчивать

разговор в

соответствии с

нормами, форматом

диалога

1.

Приветствие.

Формирование групп по пословицам.

Учащимся розданы разрезанные пословицы по темам: дружба, любовь,

честь, справедливость

Каждая группа называет тему своих пословиц.

Задание: нарисуйте эмблему вашей группы в соответствии с вашей темой

Защита детьми своих эмблем.

Слово учителя. Какое отношение к роману имеют все эти слова?(ответы

учащихся)

(

Рассмотрения

кластера.

Центральная

часть

кластера

пустая.

Она

заполняется в конце урока)

Основной вид учебной деятельности

учащихся, направленный на формирование

данного образовательного результата

Форма организации

деятельности учащихся

Индивидуальная

,

Групповая

Функции/роль,

основные виды

деятельности учителя на

данном этапе

подготовка

класса к работе

Методы обучения,

приемы, техники

беседа,

психологический

любовь

Что такоее

настоящая

дружба

Честь,отв

ега

Нравственны

е проблемы

Справедливость и

несправедливость

Преданность

чувчтву долгу.

настрой ,игровой

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация

учащихся в ходе дальнейшего

усвоения

материала. Организация обратной связи

Каждая группа работает со своей проблемой, отвечая на вопрос:

Как эта проблема решается Пушкиным в романе.(Группам розданы

подвопросы, которые направляют их рассуждения.)

1 группа Что же такое настоящая дружба?

1. Кто виноват в ссоре –Дубровский или Троекуров?

2.Переживает ли ссору Троекуров? Откуда это видно?

3. Почему дерзит Дубровский? Он что раньше не знал, как живут

крестьяне у Троекурова, не знал размаха богатства своего друга?

4. А Дубровский переживает ссору? Какие чувства им владеют?

5. Как ссора перерастает во вражду?

5. Опишите переживания Троекурова, когда он едет мириться к

Дубровскому.

Можно ли дружбу между Дубровским и Троекуровым назвать

настоящей?

Формирование

конкретного

образовательного

результата/группы

результатов

Умение обсуждать и анализировать

текст с точки зрения содержания.

Умение работать в группе, слушать

друг друга

2 группа

Справедливость и несправедливость -отчего она зависит?

Какие эпизоды романа заставили вас задуматься над этими

вопросами.

1.Опишите поведение судей во время суда ( словесное рисование.)

2.Опишите

поведение

Шабашкина

при

первой

встрече

с

Троекуровым? (словесное рисование)

3.Почему Дубровкский не выиграл суда?

4. Троекуров рад был исходу дела? Докажите текстом. Для чего он

тогда его затеял?

Вывод: Почему проснувшаяся в Троекурове человечность не

одержала победы

над реальными законами жизни?

(общий

уклад жизни губит людей, лишённых положения и прав).

3 группа. Анализ проблемы любви

1.На что способен человек в своём желании отомстить?

2.Что его может остановить?

3.Кого в романе остановила любовь?

4.Любил ли Владимир Машу? Докажите текстом.

5.Любила ли Маша Дубровского?

Как возникла любовь к Дубровскому? Каково было отношение

Маши

в

самом

начале

к

учителю

Дефоржу?

Как

она

отреагировала на известие о том, что Дубровский и Дефорж

одно и тоже лицо? Почему она медлила

с просьбой

о

помощи?

Почему Маша не приняла свободы из рук Дубровского?

Как Пушкин отнесся к решению Маши?

Учащимся для обоснования своего мнения предлагается составить

сжатый пересказ монтажа сцен для выразительного чтения на

тему

2.

Новый гувернёр.(гл 8)-гл 8 от слов « Сей учитель..до ..неожиданным

Основной вид

учебной

деятельности

учащихся,

направленный на

формирование

данного образова-

тельного

результата

Работают с учебником, выделяют

главное. Выполняют простейшие

исследования (выбирать, сравнивать,

сопоставлять), обобщают.

Форма организации

деятельности

учащихся

Групповая,индивидуальная.

Функции/роль,

основные виды

деятельности

учителя на данном

этапе

Выявляет уровень знаний.

Активизирует знания учащихся,

создает проблемную ситуацию.

Методы обучения,

приемы, техники

Технология критического мышления

образом получила она о нём совершенно новое понятие.»

3.

«Маша в него влюбилась» (гл 8) от слов «Кирилла Петрович

вошёл изумлённый до конца главы.

4.

Бал.(10гл

) от начала главы до слов «….барышни насмешливо за

ним примечали»

5.

«Все

любили

молодого

учителя»(

11гл) от слов « Дубровский,

овладев бумагами француза» до слов«…в отсутствие начальника»

6.

« Мне необходимо с вами поговорить»( глава12) до слов « Между

тем француза не находили»

7.

Письмо

(начало14

главы) до слов «Кирилла Петрович был не

один»

и

от

слов

«Марья

Кирилловна

жадно

воспользовалась

позволением удалиться».

8.

«Я всё знаю» глава 15.

9.

«Теперь

поздно»

(18гл) со слов «Обряд был кончен» до конца

главы

ЭТАП

3.Выступление

групп.

Основной вид учебной

деятельности учащихся,

направленный на

формирование данного

образовательного

результата

Распределяют функции и роли в

групповой работе, создают

выступление

Выступления учащихся. От каждой группы выступает

1 человек.

Функции/роль,

основные виды

деятельности учителя на

данном этапе

Устанавливает осознанность

восприятия

,

организует

деятельность по применению

новых знаний.

Методы обучения,

приемы, техники

Технология критического

мышления

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов.

Коррекция

Виды деятельности

учащихся для

проверки полученных

образовательных

результатов

Осуществляют самоконтроль и

корректировку хода работы и

конечного результата

Учащиеся отмечают удачные ответы одноклассников,

оценивают их.

Методы контроля

Самооценка, взаимооценивание

Способы коррекции

Исправление ошибок

Форма организации

деятельности учащихся

Осуществляют самооценку

собственной творческой работе и

работе своих товарищей , и

соотносят цель и результаты,

степень их соответствия.

Функции/роль,

основные виды

деятельности учителя на

данном этапе

Организует деятельность по

Анализу и самоанализу учащихся

Учитель. Ребята, как вы думаете, вопросы, которые мы

сегодня с вами рассматривали, Пушкина волновали?

А вас они волнуют?

Почему они волновали людей в 19 веке, волнуют и в 21

веке?( это нравственные законы жизни, нравственные

проблемы)

А что может произойти с человеком, если он нарушит

эти законы?

Как вы думаете, а Троекурова это волновало?

Заполнение центральной части кластера.

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым

образовательным результатам

Ребята, оцените нашу работу на уроке.

- Понравился или не понравился Вам урок?

- Что показалось сложным?

Продолжите фразу:

Этот урок помог мне понять…

На этом уроке я убедился в том, что…

На уроке мне было …, потому что…

- Сделали ли Вы для себя какие-то выводы? Чему научились?



В раздел образования