Напоминание

"Лечение менингококковой инфекции"


Автор: Мечетная Ольга Евгеньевна
Должность: преподаватель инфекционных болезней
Учебное заведение: ГБПОУ МО "МОМК №4"
Населённый пункт: г. Пушкино Московской области
Наименование материала: Методическая разработка практического занятия
Тема: "Лечение менингококковой инфекции"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГБПОУ МО « МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4»

Методическая разработка

практического занятия для преподавателя

ПМ.02 Лечебная деятельность

МДК.02.01 Лечение пациентов терапевтического профиля

Раздел: Лечение пациентов инфекционного профиля

тема: Лечение менингококковой инфекции

специальность 31.02.01 Лечебное дело

Подготовила преподаватель :

Мечетная Ольга Евгеньевна

2017г

Пояснительная записка .

Методическая разработка практического занятия на тему:

«

Лечение

менингококковой

инфекции»

рассчитана

на

освоение

учебной

программы

профессионального модуля ПМ.02 Лечебная деятельность в рамках специальности 31.02.01

Лечебная

деятельность

в

соответствии

требованиям

Государственного

образовательного

стандарта СПО 3 поколения ( приказ Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014г

№ 514).

Практическое занятие рассчитано на 4часа, форма преподавания – практическая на базе

доклинического кабинета колледжа .

Разработка практического занятия включает: план практического занятия с

хронокартой , алгоритмы манипуляций (приложение № 4), контролирующий материал в виде

тестовых заданий (приложение №1 ) и ситуационных задач (приложение № 3).

Содержание темы основывается на знаниях, полученные студентами на

общепрофессиональных дисциплинах , профессиональных модулей: анатомия и физиология

человека, основы иммунологии и вирусологии, основы патологии, ПМ.01 Диагностическая

деятельность

:

Диагностика

инфекционных

заболеваний

с

курсом

ВИЧ-

инфекции

и

эпидемиологии.

В

результате

освоения

темы

студент

должен

овладеть

профессиональными

и

общими

компетенциями по виду помощи «Лечебная деятельность»:

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных

возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за

пациентом.

ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его

окружению.

ПК 2.8. Оформлять медицинскую документацию.

Общие:

ОК.1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.3 - Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и

нести за них ответственность.

ОК.4 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой

для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального

и личностного развития.

ОК.5 - Использовать информационно-коммуникационные технологии

в профессиональной деятельности.

ОК.9 - Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной

деятельности.

Актуальность темы.

Менингококковая инфекция (МИ) в настоящее время является одной из актуальных проблем

современного

здравоохранения.

На

долю

МИ

приходится

до

60%

всех

менингитов

инфекционной природы, а смертность составляет 6 % от всей инфекционной патологии в РФ,

т.е актуальность этой инфекции характеризуется не её распространенностью, а тяжестью

течения

и

довольно

высокой

летальностью.

Менингококковая

инфекция

острое

антропонозное

инфекционное

заболевание,

вызываемое

бактериями

рода

Neisseria

менингококками и проявляющееся спорадической и вспышечной заболеваемостью у лиц

молодого возраста. Клинически оно характеризуется широким диапазоном проявлений: – от

локализованных

форм

бессимптомного

менингококкового

носительства

-

до

генерализованных форм: менингита, менингоэнцефалита, менингококцемии.

К

другим

критериям

актуальности

МИ

относятся:

повсеместное

распространение;

склонность к резервированию особенно в детских и других организованных коллективах;

сложность

клинической

диагностики

локализованных

форм

заболевания;

большое

число

«здоровых» носителей..

План практического занятия

Тема: Лечение менингококковой инфекции и ее осложнений

Вид занятия: практическое

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Место проведения: кабинет доклинической практики

Цель занятия: овладение навыками диагностики и

оказания догоспитальной

помощи при выявлении менингококковой инфекции.

Задачи:

- обучение раннему распознаванию менингококковой инфекции при осмотре

больного, дифференциальной диагностике с другими инфекционными и особенно

неинфекционными

заболеваниями,

протекающими

со

сходной

симптоматикой,

на

основе их ведущих синдромов, обучение выбору оптимальных методов лабораторного

и

инструментального

обследования

для

подтверждения

или

отмены

диагноза

заболевания;

-

обучение

оказанию

медицинской

помощи

на

догоспитальном

этапе

с

последующим направлением в инфекционный стационар больных с менингококковой

инфекции

- обучение своевременному распознаванию инфекционно-токсического шока,

острой почечной недостаточности, отека мозга, оказанию экстренной медицинской

помощи на догоспитальном и госпитальном этапах и определение тактики оказания

дальнейшей медицинской помощи при менингококковой инфекции.

Студент должен знать :

-эпидемиологию, классификацию, клинику различных форм менингококковой

инфекции;

-осложнения менингококковой инфекции;

-оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе.

- стандарты лечения менингококковой инфекции

- методы контроля состояния пациента и эффективности лечения

Студент должен уметь:

-оценить выраженность клинических симптомов, сроки развития сыпи, характер,

место локализации сыпи,

-выяснить признаки ИТШ, уметь определить степень ИТШ,

-назначить и провести лечение с учетом клиники менингококкемии и степени ИТШ,

фонового состояния.

- организовать специализированный сестринский уход за пациентом

Методическая цель:

- стимулировать познавательный процесс, используя активные методы обучения;

-активизация

процесса

обучения

за

счет

комплексного

применения

различных

технологий:

информационные технологии

групповые технологии

технология проблемного обучения

Межпредметные связи:

Анатомия и физиология человека

Латинский язык

Фармакология

Основы микробиологии и иммунологии

Основы патологии

ПМ. 01 Диагностическая деятельность

ПМ.02 Лечебная деятельность

Оснащение

занятия:

комплект

медицинских

документов,

предметы

ухода,

лекарственные препараты, медицинский инструментарий.

методические пособия,

таблицы.

Содержание занятия:

п/п

Название

этапа

Описание этапа

Методическое

обоснование

Время

этапа

1

Оргмомент

Отмечаются отсутствующие и внешний вид

Создание рабо-

5 мин

студентов и аудитории, сообщение темы, цели с

мотивацией, план проведения занятия

чей атмосферы,

формирование

познавательного

интереса к учеб-

ной деятельнос-

ти по данной те-

ме, мотивация

студентов.

2

Проверка

исходного

уровня

знаний.

1) Проверка исходных знаний : студентам

предлагается тестовый контроль – 3 варианта.

(приложение 1)

2) Подведение итогов контроля: уделяется

внимание на допущенные ошибки, даются

рекомендации и пояснения тем , кто допустил

ошибки. Отмечаются лучшие работы.

Выявление и

коррекция

исходных знаний

.

20 мин

3

Практическ

ая часть

1)подготовка студентов к самостоятельной

работе: проведение инструктажа по выпол-

нению заданий.

Под руководством преподавателя отработка

навыков по сбору эпиданамнеза, объектив-

ному обследованию инфекционного

больного, выявлению экзантем, энантем

различного характера их оценка, выявление

менингеальных знаков.

Совместный разбор со студентами

методической разработки по оказанию

неотложной медицинской помощи на

догоспитальном и госпитальном этапах при

менингококковой инфекции.

2)самостоятельная работа студентов:

Студенты работают в мини-группах по 2

человека. Манипуляции отрабатываются поэта

пно. (приложение №3)

-

отработка методов выявления менингеальных

знаков

- чтение результатов анализа ликвора в норме и

при менингитах различной этиологии.

-отработка манипуляций:

1.взятие СМЖ для бакисследования,

2. взятие крови для бакисследования,

3.взятие слизи из носоглотки для

бакисследования,

4 взятие экссудата кожных петехий

3)подведение итогов самостоятельной работы

Студенты оцениваются по пятибальной системе

4)Решение ситуационных задач (приложение5)

Студенты работают в мини-группах, оценивают

ся по пятибальной системе.

Задание выполнено без ошибок- 5 баллов.

Выполнено и незначительными замечаниями и

дополнениями -4 балла.

Выполнено с ошибками-3 балла.

Формирование

познавательного

интереса к дан-

ной теме,побуж-

дение к самосто

ятельной деяте-

льности,помощь

в осмыслении

действий.

Приобретение

практического

опыта. Формиро

вание ОК и ПК.

Проблемный,

частично-поиско

вый метод

активного обуче

ния

40мин

40мин

40мин

Не выполнено или выполнено с ошибками-2

балла.

4

Итоговый

контроль

Выполнение контрольного задания:

индивидуальное задание для каждого студента.

Заполнение таблицы по менингококковой инфек

ции. ( приложение 2)

Реализация обра

зовательных и

развивающих це

лей, систематиза

ция полученных

теоретических и

практических

знаний.

15мин

5

Подведе-

ние итогов

занятия

Проведение рефлексии (приложение 4)

Стимулирование

у студентов инте

реса к учебе и ее

результатам

15 мин

6

Задание на

дом

1.Лекционный материал

2.Учебник А.К. Белоусова стр:162-168

3.Самостоятельная работа: составить таблицу

дифференциальной диагностики

менингококковой инфекции: менингококкцемии

и гипертоксической формы гриппа

5 мин

Приложение № 1 Исходный тестовый контроль

Тестовый контроль :

Вариант№1

Выберите один правильный ответ

1.Наиболее информативным методом диагностики менингококцемии является:

1.бактериологическое исследование носоглоточной слизи

2.бактериологическое исследование ликвора

3.бактериологическое исследование крови

4.общий анализ крови

5.клинический анализ спинномозговой жидкости

2.Препаратом выбора для лечения менингококкового менингита является:

1.ампицилин

2.бензилпенициллин

3.ампиокс

4.клафоран

5.эритромицин

3.Наиболее типичная экзантема при менингококцемии:

1.обильная , пятнистая, яркая

2.обильная петехиальная

3.геморрагическая, звездчатая, со склонностью к некротизации

4.розеолезно-папулезная

5.пустулезно-геморрагическая

Выберите все правильные ответы

4.Формы менингококковой инфекции:

1.менингококкносительство

2.острый назофарингит

3.менингококковый сепсис

4.менингит

5.менингоэнцефалит

5.В результате генерализации менингококковой инфекции развивается:

1.бактериемия

2.диссеминация возбудителя в различные органы

3.эндотоксинемия

4.повышение иммунного статуса

5.регионарный лимфаденит

Приложение №1 Исходный тестовый контроль

Тестовый контроль :

Вариант №2

Выберите один правильный ответ

1.Основным компонентом патогенетической терапии при менингококковом менингите является:

1.дезинтоксикация

2.введение сыворотки

3.бактериофагия

4.вакцинотерапия

5.пенициллинотерапия

2.Возбудитель менингококковой инфекции относится у роду:

1.Bordetella

2 Neisseria

3 Klebsiella

4 Proteus

5 Corynebacterium

3.Для менингококковой инфекции характерны:

1.эпидемии

2.пандемии

3.спорадические случаи

4.эндемии

5.экзотические случаи

Выберите все правильные ответы

4.Для острого менингококкового назофарингита характерны:

1.катаральные явления

2.гиперемия и зернистость задней стенки глотки

3.бледность лица, головная боль

4.отек шейной клетчатки

5.повышение температуры тела

5.Менингококковый сепсис проявляется:

1.острым началом, высокой лихорадкой

2.экзантемой с 1-х суток заболевания

3.кровоизлияниями в слизистые оболочки и кровотечениями

4.гепатолиенальным синдромом

5.менингеальным синдромом с 1-х суток заболевания

Приложение №1 Исходный тестовый контроль

Тестовый контроль :

Вариант №3

Выберите один правильный ответ

1.Менингит- это воспаление:

1.мозговых оболочек

2.вещества мозга

3.ядер черепно-мозговых нервов

4.вегетативной нервной системы

5.миелиновых оболочек

2.К редким формам менингококковой инфекции относят:

1.менингококкносительство

2.менингококковый назофарингит

3.менингококковый менингит

4.менингококковый артрит

5.смешанная форма

3.Препаратом выбора в лечении больных молниеносной формы

менингококкцемии является :

1.пенициллин

2.ампициллирн

3.амоксициллин

4.левомицетин

5.терациклин

Выберите все правильные ответы

4.Менингококковомуменингиту свойственно:

1.психические нарушения, парезы, параличи

2.резкая головная боль, рвота без тошноты

3.гиперестезии, мышечный гипертонус

4.постепенное начало, субфебрильная лихорадка

5.острое начало, высокая температура тела

5.Возможные осложнения менингококковой инфекции:

1.инфекционно-токсический шок

2.отек головного мозга

3.ложный круп

4.острая надпочечниковая недостаточность

5.дискинезия желчных путей

Приложение № 2 Лечение менингококковой инфекции

Заполните таблицу по менингококковой инфекции.

Вопрос

Ответ

1.Дайте определение менингококковой

инфекции.

2.Назовите возбудителя менингококковой

инфекции.

3.Кто является источником заражения?

4.Каков путь заражения?

5. Перечислите основные клинико-

морфологические формы менингококковой

инфекции.

6 Варианты сыпи при менингококковой

инфекции.

7 Что такое менингококкцемия?

8 Перечислите основные клинические

симптомы при менингококкцемии.

9 Осложнения при менингококковой инфек

ции.

10 Что такое синдром Уотерхауза-

Фридериксена?

11.Принципы лечения МИ.

12.Мероприятия в очаге МИ.

13. Методы диагностики МИ.

Приложение № 3 Лечение менингококковой инфекции

Задача 1

К больному К., 23 лет, была вызвана скорая помощь на 2-й день болезни. Заболел

остро,

температура

тела

поднялась

до

40

С,

сильная

головная

боль,

слабость,

тошнота, однократная рвота. На следующий день состояние ухудшилось, на коже

заметил обильную сыпь. При осмотре: в сознании, но адинамичен, вял, бледный. На

коже, в основном нижних конечностей, обильная звездчатая геморрагическая сыпь,

единичные элементы располагаются на лице, туловище, местами сливаются, имеются

некрозы. Одышка – ЧДД 36 в мин. Тоны сердца глухие, пульс нитевидный, 104

уд./мин. АД 60/0 мм рт.ст. Язык сухой, обложен, живот мягкий, безболезненный,

печень, селезенка не пальпируются, не мочится. Менингеальных симптомов нет.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

3. Определите тактику фельдшера.

4. Составьте план обследования и лечения в стационаре.

5. Осуществите контроль эффективности лечения и состояния пациента.

6. Продемонстрируйте технику посева слизи из носоглотки на менингококк.

Задача 2

Фельдшер скорой помощи был вызван к больному Щ., 18 лет, с жалобами на

сильную

головную

боль,

озноб,

рвоту,

температуру

39,9

С.

Болен

2-й

день.

Заболевание

началось

остро

с

повышения

температуры

тела

до

39,2

С,

была

повторная

рвота,

не

связанная

с

приемом

пищи,

не

приносящая

облегчения.

Объективно: состояние довольно тяжелое, кожа без сыпи. Зев – небольшая гиперемия

дужек, миндалин. В легких без изменений. Пульс 104 уд/мин, АД 140/70. Диурез в

норме. Отмечается ригидность затылочных мышц, симптом Кернига положительный.

Из эпиданамнеза: был в контакте с больным менингококковой инфекцией.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи

3. Определите тактику фельдшера.

4.Составьте план обследования и лечения пациента

5.Перечислите возможные осложнения.

6.Продемонстрируйте технику взятия крови на бактериологическое исследование

Задача 3

К больному С., 25 лет, была вызвана скорая помощь на 2-й день болезни. Заболел

остро,

температура

тела

поднялась

до

40

С,

сильная

головная

боль,

слабость,

тошнота, однократная рвота. На следующий день состояние ухудшилось, на коже

з а м е т и л

о б и л ь н у ю

с ы п ь .

При осмотре: в сознании, но адинамичен, вял, бледный. На коже, в основном нижних

конечностей,

обильная

звездчатая

геморрагическая

сыпь,

единичные

элементы

располагаются на лице, туловище, местами сливаются, имеются некрозы. Одышка –

ЧДД 36 в мин. Тоны сердца глухие, пульс нитевидный, 104 уд./мин. АД 60/0 мм рт.ст.

Язык

сухой,

обложен,

живот

мягкий,

безболезненный,

печень,

селезенка

не

пальпируются, не мочится. Менингиальных симптомов нет.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

3. Определите тактику фельдшера.

4. Составьте план обследования и лечения в стационаре.

5. Осуществите контроль эффективности лечения и состояния пациента.

3. Продемонстрируйте технику взятия крови из вены на биохимический анализ

ЗАДАЧА 4.

Ребенок 5 лет поступил в инфекционную больницу в первые сутки заболевания.

Заболел остро в 10 часов утра, когда повысилась температура до 39,5 С, появились

резкая головная боль, многократная рвота. Доставлен фельдшером «скорой помощи».

В контакте с инфекционными больным и не был. На приеме: состояние тяжелое.

Температура 39,5 С. Периодически беспокоится, плачет. Отмечает сильную головную

боль. Кожные покровы чистые, бледные. Тоны сердца приглушены, ритмичные. Пульс

–148

в

минуту.

Дыхание

в

легких

везикулярное.

Отмечается

ригидность

мышц

затылка, симптом Кернига положительный с обеих сторон.

ВОПРОСЫ:

1.Поставьте предварительный диагноз и обоснуйте его.

2.Какое обследование необходимо назначить?

3.Назначьте лечение данному больному.

4.Какие профилактические мероприятия необходимо провести в очаге?

5.Организуйте специализированный сестринский уход за пациентом

6.Продемонстррируйте технику определения менингеальных симптомов.

ЗАДАЧА 5.

Девочка 6 мес. заболела остро 6 часов назад, когда повысилась температура до 38,5 С,

появилось беспокойство, которое периодически сменялось вялостью. Однократная

рвота. Затем появилась на животе, бедрах, ягодицах геморрагическая сыпь, которая

имела

тенденцию

к

распространению.

Фельдшером

«скорой

помощи»

была

доставлена в стационар. При поступлении: состояние крайне тяжелое, температура

38,8 С. Кожные покровы бледные, акроцианоз. Конечности холодные. На ягодицах,

бедрах, животе геморрагические звездчатые элементы, некоторые до 5 см в диаметре

с некрозом в центре. АД 50/20 мм. рт. ст. Тоны сердца глухие. Тахикардия. В легких

хрипов

нет.

Отмечается

выбухание

и

пульсация

большого

родничка.

Сознание

спутанное.

ВОПРОСЫ:

1.Поставьте диагноз при поступлении и обоснуйте его.

2.Какое лечение должен провести фельдшер «скорой помощи» на догоспитальном

этапе?

3.Назначьте лечение и обследование данному больному на стационарном этапе.

4.С

какими

заболеваниями

нужно

проводить

дифференциальную

диагностику?

Заполните экстренное извещение в СЭС.

5. Организуйте специализированный сестринский уход за пациентом

6.Продемонстрируйте технику в/в капельного вливания лекарственных средств.

Приложение № 4 Практические манипуляции по теме

Взятие крови для бактериологического исследования.

Цель: диагностическая

Оснащение: стерильные:- лоток, шприц на 10 мл, иглу для венепункции, пробирку с ватной пробкой ,

ватные шарики; -70% спирт, штатив для пробирок, лоток для сброса, венозный жгут, валик, клеенку,

салфетку, емкость с дезраствором, бланки направлений, стеклограф.

ЭТАПЫ

ПРИМЕЧАНИЕ

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ

1. Установить доверительные отношения с

пациентом, объяснить цель и ход процедуры

2. Вымыть и осушить руки, надеть маску,

перчатки.

Соблюдаются меры безопасности

медсестры.

3.Собрать шприц, надеть иглу, выпустить

воздух из шприца, положить шприц в

стерильный лоток.

4.Подложить под локоть пациента клеенку,

валик.

Для максимального разгибания локтевого

сустава.

5.Наложить салфетку на плечо.

6.Наложить венозный жгут выше локтевого

сгиба на плечо.

Жгут не должен при завязывании ущемлять

кожу руки, а при венепункции его концы не

должны попасть на обработанное спиртом

поле.

7.Попросить пациента несколько раз сжать и

разжать кулак, затем сжать клак.

8.Пропальпировать вену.

9.Обработать кожу локтевого сгиба спиртом

двукратно.

10.Зафиксировать вену левой рукой.

11.Пропунктировать вену, оттянуть поршень на

себя.

12.Набрать кровь с помощью шприца или

самотеком 10- 15 мл.

13.Приложить ватный тампон со спиртом к

месту укола.

14.Снять жгут с плеча.

15Извлечь иглу из вены.

16.Прижать тампон, согнуть руку в локтевом

сгибе на 5-7 минут.

Ватный тампон на месте пункции сдавливает

вену и способствует остановке кровотечения

после инъекции.

17.Поместить кровь во флакон с 50 мл жидкого

0,1%питательного агара с рН 7,4 или в пробир-

ку с 7-10 мл полужидкого агара.

18.Пронумеровать пробирку, поместить её в

штатив.

19.Установить штатив в металлический

контейнер ( пенал, бикс).

20.Оформить направление в баклабораторию.

21.Отправить кровь в лабораторию с

нарочным.

22.Взять тампон у пациента, поместить его

в емкость с дезраствором.

23.Провести дезинфекцию использованного

инструментария и оснащения.

24.Снять маску, перчатки, вымыть и

просушить руки.

Взятие СМЖ для бакисследования

Цель: диагностическая

Оснащение: стерильные:- лоток, иглу для спинномозговой пункции, ватные шарики,

3-5 пробирок с питательной средой, пинцет, салфетки, шприц на 5 мл;

-70% спирт, штатив для пробирок, йодонат, лоток для сброса, емкость с

дезраствором, бланки направлений, стеклограф, бланки направлений, грелку или

суику –термос.

Выполнение процедуры:

-установить доверительные отношения с пациентом

-объяснить цель и ход процедуры

-вымыть и осушить руки

-надеть перчатки и маску

-взять 2-3 мл ликвора из спинномозгового канала с соблюдением правил асептики

(манипуляция врачебная)

- поместить 1 мл СМЖ в сухую стерильную пробирку для бактериологического

исследования

-внести 0,5 мл СМЖ в стерильную пробирку с 0,5 мл 0,1 % полужидкого агара ( среда

обогощения)

-поставить пробирки в штатив

-закрыть пробирки ватно-марлевыми пробками

-пронумеровать пробирки

-оформить направление в баклабораторию

-отправить пробирки в в лабораторию без промедления

-провести дезинфекцию иглы, шприца, лотка

-снять маску и перчатки

- вымыть и осушить руки

Взятие мазка из носоглотки на менигококк

Цель: диагностическая

Оснащение: стерильные пробирки с тампоном, лоток, шпатель, две теплые чашки

Петри с питательной средой или средой обогащения;

-теплую грелку, штатив для пробирок, лоток для сброса, бланки направлений, ручку,

стеклограф, емкость с дезраствором.

Выполнение процедуры:

-установить доверительные отношения с пациентом

-объяснить цель и ход процедуры

-вымыть и осушить руки

-надеть перчатки и маску

-усадить удобно пациента лицом к свету

-взять правой рукой стерильный ватный тампон

-изогнуть проволоку тампона о край пробирки под углом 135

о

-взять стерильный шпатель левой рукой

-попросить пациента широко открыть рот

-зафиксировать язык, надавив шпателем на корень языка

-завести тампон концом вверх за мягкое небо в носоглотку правой рукой

-провести 2-3 раза по задней стенке носоглотки сверху вниз

- извлечь тампон , не касаясь щек, языка, зубов

-поместить шпатель в лоток для сброса

- провести посев слизи штрихами тампоном по первой чашке Петри с питательной

средой, а затем на второй чашке , втирая слизь в поверхность питательной среды,

поворачивая тампон всеми сторонами.

-пронумеровать чашки

-оформить направление в лабораторию

-отправить материал в лабораторию на теплой грелке как можно быстрее

--провести дезинфекцию шпателя и лотка

-снять маску и перчатки

- вымыть и осушить руки

Взятие экссудата кожных петехий:

Цель: диагностическая

Оснащение: стерильные: лоток, ватные тампоны, бак. Петлю, шприц с тонкой иглой,

физиологический раствор, предметные стекла, пробирку.

- лоток для сброса, бланки направлений, ручку, стеклограф, емкость с дезраствором,

штатив для пробирок, круглые резинки, конверт, спички.

Выполнение процедуры:

-установить доверительные отношения с пациентом

-объяснить цель и ход процедуры

-вымыть и осушить руки

-надеть маску и перчатки

-взять экссудат в центре петехий с помощью прокаленной и остуженной

бактериальной петли или с помощью шприца с тонкой иглой, предварительно набрав

0,1-0,2 мл физраствора

-поместить материал в стерильную пробирку

-взять мазки-отпечатки, проведя скарификацию петехий стерильной бак. петлей,

прикладывая несколькими местами стерильное предметное стекло

-изолировать мазок-отпечаток между предметными стеклами с помощью спичек и

круглой резинки

-поместить бакпетли , шприц с иглой в лоток для сброса

-закрыть пробирку пробкой, пронумеровать стекла и пробирку

-поместить стекла в конверт

-оформить направление

-отправить пробы в баклабораторию немедленно

-провести дезинфекцию бакпетель, шприца, иглы, лотка

-снять маску и перчатки

- вымыть и осушить руки

Приложение №5 Лечение менингококковой инфекции

Проведение рефлексии:

1. ) клинико-лабораторные критерии диагностики менингококкового менингита

2.) осложнения менингококковой инфекции

3.) клинические формы менингококковой инфекции

4.) объем неотложной помощи на догоспитальном этапе

5.) ликворологические критерии менингококкового менингита

6.)основные клинические проявления менингококкцемии

7.) локализованные формы менингококковой инфекции, их значение



В раздел образования