Напоминание

"Жизнь и творчество Н.В.Гоголя"


Автор: Шакирова Роза Муниповна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГБОУ Школа-интернат №89
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Конспект урока в 8 классе
Тема: "Жизнь и творчество Н.В.Гоголя"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока в 8 классе

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя

Цели урока:

1) обучающая: познакомить учащихся с человеческим и творческим обликом

Гоголя.

2) развивающая: развитие аналитического и абстрактного мышления,

способности аргументированно отвечать на вопрос учителя.

3) воспитывающая: воспитание уважительного отношения к истории русской

литературы.

Тип урока: вводный урок

Оборудование: портрет писателя, презентация.

Методы и приемы работы: лекция учителя, аналитическая беседа.

ХОД УРОКА:

I.

Слово учителя

Николай Васильевич Гоголь — одна из ключевых и самых необычных фигур

в литературном процессе девятнадцатого века. Воздействие писателя на

несколько поколений прозаиков оказалось несравненно глубже пушкинского,

хотя своей «школы» и учеников в точном смысле слова у него не было.

Гоголь — это неповторимая писательская индивидуальность. Облик Гоголя

как человека и творца очень сложен, поэтому вот уже на протяжении почти

двух столетий не утихают споры о «феномене Гоголя», «загадке» его

творчества, «тайне» его личности, о направлении и смысле духовного и

художественного развития.

Фигура Гоголя до сих пор вызывает споры исследователей, имеющие не

только академическое, но и общественное и нравственное значение. Его

творчество, воодушевленное жаждой познания сути русского человека, —

живое явление современности. «Загадку личности Гоголя каждый

прикасающийся к нему — «заколдованному месту» русской литературы —

может постигнуть, только оставшись наедине с писателем, не просто

прочитав, но и пережив его книги».

- Что известно из произведений Гоголя? Что понравилось?

(«Ночь перед Рождеством». Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

1. Родина и родители Н.В. Гоголя.

Край, в котором родился Гоголь, был овеян легендами, поверьями,

историческими преданиями, будоражившими воо-бражение. Рядом с

Васильевкой, где жил будущий писатель, располагалась Диканька, к которой

Гоголь приурочил происхождение своих первых повестей («Вечера на

хуторе...»). Здесь, в Диканьке, пока-зывали сорочку казненного Кочубея

(вспомните «Полтаву» Пушкина), здесь, по преданию, находился дуб, возле

которого происходили свидания Мазепы с Матреной. В Кибинцах, имении

родственника Гоголей, находилась большая библиотека, был домашний театр,

для которого отец Гоголя писал комедии, — все это содействовало развитию

литературных интересов буду-щего писателя.

2. Нежинская гимназия высших наук. Сообщение учащегося. Здесь, в

гимназии, проявилась многосторонняя одаренность Гоголя: он учится играть

на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях и как художник-

оформитель, и как актер, особенно ему удаются комические роли, он

пользуется успехом. Кроме этого Гоголь пробует себя в различных

литературных жанрах, его сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не

писан» также пользуется успехом. Однако пока все свои мечты он пока

связывает с государственной деятельностью. Он пока всерьез не думает о

писательстве.

3. Встреча с Пушкиным.

По окончании гимназии Гоголь едет в Петербург, где пишет свои первые

повести, становится известен, входит в круг литераторов, знакомится с

Жуковским, Плетневым, а 20 мая 1831г. у Плетнева он был представлен

Пушкину. Пушкин горячо приветствовал выход в свет «Вечеров на хуторе...»:

«Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без

чопорности. А местами какая поэзия...!» — пишет он. В 1833-34 гг.

отношения Гоголя и Пушкина становятся особенно близкими. Гоголь делится

и обсуждает с поэтом свои твор-ческие планы, пишет статью о Пушкине, где

определяет Пушкина как «поэта национального». Пушкин, в своею очередь,

всячески поддерживал Гоголя, помогал ему в его литературных начинаниях,

подсказывает темы новых работ. Так, известно, что идею «Мертвых душ» и

«Ревизора» подал Гоголю Пушкин.

4. Повесть «Тарас Бульба».

Повесть «Тарас Бульба» — результат серьезного увлечения Н.В. Гоголя

историей. В начале 30-х гг. он был профессором в Петербургском

университете. Занятия историей шли параллельно возникновению

художественных замыслов. В повести речь идет о борьбе Украины с

иноземцами в период создания национальной государственности.

В 1835 г. он написал первый вариант повести, и она вошла в сборник

«Миргород» вместе с другими повестями. Во второй редакции повести

Гоголь подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народов. (См.

«Тарас Бульба», монолог Тараса о любви русского человека к своей земле.)

5. «Ревизор» — великая комедия Гоголя об общественных нравах и о

чиновничьей России. Сообщение учащегося.

Над текстом комедии Гоголь работал 17 лет. «В «Ревизоре» я решился собрать

с одну кучу все дурное в России... все несправедливости, какие делаются в

тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от чело-века

справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». «Автор-ская

исповедь».

6. Отъезд Гоголя за границу. «Мертвые души» - поэма в прозе. Поэма

«Мертвые души» стала главным делом в жизни Гоголя.

7. Возвращение на родину. Творческий кризис. Смерть Гоголя.

Художественное своеобразие Гоголя — в мастерстве языка и создании

художественной детали.

Смерть Гоголя вызвала потрясение в русском обществе. Тысячи людей

участвовали в похоронной процессии. От университетской церкви, где

состоялось отпевание, до места погребения в Донском монастыре его несли

на руках профессора и студенты университета. После революции 1917 г.

останки писателя были перенесены на Новодевичье кладбище. Гоголь оказал

исключительно сильное влияние на русскую литературу. Его называли

основателем «натуральной школы», позднее другой писатель, Ф. М.

Достоевский, скажет о «двух направлениях в русской литературе:

пушкинском и гоголевском».

III. Словарная работа.

Запись в тетрадь понятия «художественная деталь».

Художественная деталь — деталь интерьера, пейзажа, внешности героя,

его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения.

Домашнее задание.

Пересказать биографию Н. В. Гоголя



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники