Автор: Москова Ева Олеговна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10 "Ёлочка"
Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: методическую разрабоку
Тема: коммуникативные танцы и игры, как средство формирования социально-личностных качеств дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Москова Ева Олеговна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №10 «Ёлочка»
ТЕМА:
«Коммуникативные танцы и игры, как средство формирования
социально-личностных качеств дошкольников»
Цель: обеспечить успешную социализацию каждого ребенка в детском
коллективе.
Задачи:
- создать условия для знакомства детей, доверительного общения с другими;
- формированию у детей интереса друг к другу, способствовать запоминанию
имен, внешности других детей (в новом коллективе);
- создать комфортную психологическую атмосферу, обстановку, в которой
дети легко вступают в контакт друг с другом;
- развивать коммуникационные умения детей;
- воспитывать доброжелательные отношения к другим детям, положительное
отношение к дружбе;
- способствовать развитию музыкальности детей.
Актуальность проблемы.
В настоящее время огромное внимание уделяется проблеме социально –
личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из
компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образования.
Формирование отношения ребёнка к себе и к окружающему, выработка им
социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания -
процесс сложный и требует от педагога немалых профессиональных усилий
и эмоциональных затрат.
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю
жизнь.
Положительное формирование социально-личностных качеств во многом
зависит от того, в какой мере ребенком осваивается культура общения и
отношений со сверстниками и окружающими взрослыми.
Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор
формирования личности, один из главных видов деятельности человека,
устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других
людей.
Общение дошкольника со сверстниками и взрослыми формируется
посредством различных методов и приемов. Одним из таких приемов
являются коммуникативные танцы и игры.
Основная цель использования коммуникативных игр – помочь детям войти в
современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся
множеством негативных явлений. Для социального развития детей,
несомненно, необходимо использовать игру.
Во-первых, игра – ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых, она
является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость
общаться со сверстниками или взрослыми.
Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ
самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в
позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг
друга.
Значение коммуникативных игр:
Детское переживание радости со сверстниками в дальнейшем превращается в
жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с
людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных
целей.
Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей
играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического
развития ребенка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной
позиции.
Музыка тесно связана с моторно - мышечными и интонационно –речевыми
ощущениями, и этим она особенно близка к игре. Следовательно,
музыкально- игровая деятельность может быть педагогически направлена на
развитие социальных качеств детей. Педагог может использовать игровой
потенциал музыкальной деятельности для развития навыков общения между
детьми, воспитания у детей доброго отношения друг к другу.
Музыкальные коммуникативные игры – это синтез музыки с речью,
движением, пространственными, тактильными и зрительными ощущениями,
основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в
межличностные отношения, создание условий для свободного и
естественного проявления индивидуальных качеств ребенка. Музыка в этих
играх используется как фактор, организующий игру во времени, ритме,
эмоциональном настрое.
Коммуникативный танец – это несколько несложных танцевальных
движений, включающих элементы невербального общения и импровизации,
направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и
группой. Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной
хореографической подготовки, и, следовательно, он доступен любому
ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности.
Ценность коммуникативных танцев также и в том, что они способствуют
повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в
детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на
жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей
друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные
эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более
способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем
самым, нормализации социального микроклимата в детской группе.
В этих танцах развивается динамическая сторона общения- легкость
вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они также
развивают эмпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности
и выразительности невербальных средств общения. Компоненты
коммуникативного танца просты: шаг, бег, скольжение, подпрыгивание,
кружение. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным
элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторяется много
раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или
повторяющуюся часть. Танец способствует визуальному развитию чувства
формы: различные части иллюстрируют различное движение.
Взаимодействие с другими детьми помогают ребенку ориентироваться в
пространстве и выстраивать интересные геометрические образования:
движения по кругу вперед или боком, параллельные линии, «мельницу»,
квадраты, «змейки».
В процессе музыкально-ритмического обучения дети могут научиться
понимать намерения другого ребенка, узнавать по жестам о его готовности
вступить в контакт, по позе – об эмоциональном настрое. Формируется
динамическая сторона общения – легкость вступления в контакт,
инициативность, готовность к общению, развитие эмпатии и сочувствия к
партнеру. Коммуникативные танцы и игры способствуют развитию
эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
С ростом опыта взаимодействия со сверстниками у детей происходит
накопление знаний о формах поведения, осознаются причины действий,
возможность видеть поведение других детей со стороны. Это приводит к
тому, что содержание формирующихся у дошкольников понятий о чертах и
качествах личности существенно изменяется, и позволяет более глубоко и
правильно оценивать личность в целом.
На занятиях и вне занятий необходимо создать условия для художественного
освоения ребенком окружающей действительности. Ребенок самостоятельно
делает выбор в выполнении задания, использование соответствующих
выразительно-изобразительных средств для воплощения образов, но
одновременно соподчиняет свои желания законам “игрового сообщества”.
В коммуникативных, интонационных, речевых, ритмических играх, этюдах
дети, проявляя свое собственное, личное отношение к окружающим,
превращаются в различных героев, которые могут находиться в различных
настроениях, эмоциональных состояниях. Предлагаются ситуации, выход из
которых должны найти сами дети, широко используются приемы
фантазирования.
Использование коммуникативных игр и танцев открывает у ребенка
возможность видеть и понимать себя, своих друзей и окружающих взрослых,
помогает ребенку сделать первые шаги на пути познания законов
человеческого общения.Умение любить и принимать себя, доброжелательно
относиться к окружающим – факторы, определяющие судьбу ребенка,
дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества,
полнее реализоваться как личность.
Конспект
мастер – класса
для педагогов ДОУ на тему:
«Коммуникативные танцы и игры, как средство формирования
социально-личностных качеств дошкольников»
- Уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер – класс
на тему:
«Коммуникативные
танцы
и
игры,
как средство формирования
социально-личностных качеств дошкольников»
Цель:
повысить уровень
коммуникативной культуры
воспитателей
и
специалистов.
Перед собой ставлю следующие задачи:
Создать положительный эмоциональный настрой;
Вовлечь воспитателей и специалистов в игровое общение с коллегами;
Способствовать сплочению коллектива педагогов;
Формировать положительное отношение к коллегам.
- Что же такое коммуникативные танцы-игры?
В
основном,
это
танцы
с
несложными
движениями,
включающие
элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто
лучше пляшет) и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты,
доступны
для
исполнения
даже
маленьким
детям.
В
этих
танцах,
как
правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.
В
коммуникативных
танцах-играх
(помимо
развития
музыкального
слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.)
могут
быть
эффективно
реализованы
следующие
направления
воспитательной работы:
развитие динамической стороны общения: легкости вступления в
контакт, инициативности, готовности к общению;
развитие
эмпатии,
сочувствия
к
партнеру,
эмоциональности
и
выразительности невербальных средств общения;
развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием
раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного
эмоционального благополучия;
значимости
в
коллективе,
сформированной
положительной
самооценки.
Происхождение коммуникативных танцев связано с фольклором разных
народов. Поэтому многие коммуникативные танцы построены, в основном на
жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие,
открытое
отношение
людей
друг
к
другу,
то
в
целом
они
производят
положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в
танце,
еще
более
способствует
развитию
доброжелательных
отношений
между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской
группе. Известно,
что
в
фольклорной
традиции
нет
разделения
на
исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и
создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным,
поскольку
он
снимает
механизм
оценивания,
раскрепощает
ребенка
и
наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Каждое музыкальное занятие я начинаю с приветствия. Здороваясь друг с
другом дети настраиваются на предстоящую работу, а также в группе
создаётся необходимый психологический заряд, который во многом
обеспечивает эффективность взаимодействия между участниками.
«Солнышко» р.н.м.(«Солнышко ясное…»)-это упражнение способствует
установлению тёплых , доверительных отношений между воспитателем и
ребёнком, вовлекает детей в совместную музыкальную деятельность,
способствовать коммуникации детей друг с другом.
«Здравствуйте, ладошки» М. Картушина
«Мы встречаем друзей вот так»
(Белорусская (русская) народная мелодия «На зеленом лугу», сл.
И.Куркиной)
Музыкальная игра для детей старшего дошкольного возраста
Цель игры: доброжелательно приветствовать партнера, используя для этого
выразительные жесты, пение.
Задачи:
- вызвать положительный эмоциональный отклик ребенка;
- создать ситуацию для формирования доверительных отношений, контакта
со всеми участниками игры;
- упражнять детей в умении выразительно, ритмично и согласованно
выполнять в паре жестовые движения, постепенно ускоряя темп их
выполнения соответственно музыке;
- способствовать развитию умения выполнять танцевальные
пространственные перестроения: встречное движение в двух шеренгах,
прохождение «расческой» (танцевальный рисунок «прочес»);
- способствовать развитию координации движений, навыков ориентирования
относительно себя (право-лево).
Содержание:
На начало игры дети стоят в двух шеренгах. Каждый знает своего «партнера»
(это ребенок, стоящий напротив). Шеренги находятся на расстоянии 4–5
шагов от центральной линии. Дети поют песню игры и одновременно
выполняют соответствующие движения:
Мы помашем рукой – вот так! (машем партнеру правой рукой)
Мы помашем другой – вот так! (машем партнеру левой рукой)
Подойдем друг ко другу – вот так! (четыре шага навстречу партнеру – обе
шеренги сходятся по центральной линии))
И обнимем друг друга – вот так! (обнимаем партнера)
Улыбнемся друг другу – вот так! (улыбаемся и смотрим на улыбку партнера)
Руку другу дадим – вот так! (на слово «вот» каждый подает правую руку
ладонью вверх, на слово «так» - кладет левую руку на правую ладонь
партнера)
И подпрыгнем дружней – вот так! (подпрыгивают одновременно вверх – 1
раз на слово «так»)
Вместе нам веселей – вот так! (на слова «вместе нам веселей» раскачиваем
2 раза сцепленные руки, перекрещивая их и разводя в стороны; на слово
«вот» хлопок с партнером ладонью правой руки, на слово «так» правой рукой
каждый выполняет жест «Во!»)
Далее дети проходят левым плечом мимо партнера на противоположную
сторону (меняются линиями-шеренгами как в танцевальном рисунке
«расческа», «прочес»). Выполнив 4 шага, они разворачиваются снова лицом к
партнеру. Игра повторяется, но уже в более быстром темпе (музыкальное
сопровождение и пение каждый раз ускоряются).
Парные танцы и танцы со сменой партнёра способствуют «расширению»
открытости по отношению к партнёру, умению чувствовать и принимать его.
Главная задача: Воспитывать доброжелательное отношение между детьми.
Развивать положительные эмоции. Развивать нормализацию социального
микроклимата в детском коллективе.
«Танец Дружбы» («Руку правую вперёд…»)
«Поссорились- помирились»»
«Потанцуй со мной дружок»
«Шёл козёл по лесу»
« Ну и до свидания»
Коммуникативные танцы и игры можно использовать в самых разнообразных
формах работы с детьми: на музыкальных занятиях, в качестве
физкультминуток, в праздниках, развлечениях и т. д., так как разучивание
танцев не занимает много времени, ведь движения просты в исполнении и
повторяются несколько раз (но обязательно уже с новым партнером).
«РУЧЕЕК» С ПЛАТОЧКОМ
Задачи: развитие слухового внимания, чувства ритма, умения слышать
музыкальные
фразы,
ориентировки
в
пространстве.
Воспитание
коммуникативных навыков — умение выбрать партнера.
Реквизит: яркий платочек.
Вступление — дети становятся в пары по центру зала, соединенные руки
поднимают вверх. У Ведущего (у которого нет пары) в руках платочек.
Ведущий становится сзади всех.
Ведущий
начинает
игру
в
«Ручеек»
—
проходит
между
парами
и
выбирает себе пару, передавая платочек тому, кто остался без пары. Эти
движения повторяются до конца музыкальной части.
Отыгрыш — перестраиваются в круг (дети расходятся направо и налево)
Затем идут по кругу за ведущим, у которого в руках платочек, закручивая
спираль.
Поворачиваются в другую сторону и раскручивают спираль, становясь
снова в круг.
Отыгрыш — ведущий передает вправо по кругу платочек (из правой
руки в правую руку соседа, стоящего справа, мягко, с легким поклоном). Тот,
кто передал платочек, спокойным шагом выходит из круга и идет на место.
Так
происходит
передача
платочка
по
кругу
(на
каждый
счет),
и
дети
постепенно
расходятся
на
места.
Тот,
у
кого
после
окончания
музыки
останется
в
руках
платочек
—
победитель,
который
получает
приз
или
становится Ведущим при повторении игры.
«Ручеек»
Дети выстраиваются парами в колонну, взявшись за руку с партнером,
лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встает напротив всей
колонны
и
начинает
движение
вглубь
ручейка.
Первая
пара
пропускает
идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама
проходит через воротца идущей вглубь ручейка пары и т. д.
Ведущая пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу
шеренги, становясь ее завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на
месте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает
движение вглубь ручейка.
Движение повторяется до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на
своем месте, дожидаясь, когда все остальные придут на свои места. Затем
начинается следующая фигура.
«СВЕТИТ МЕСЯЦ»
Задачи:
- развитие чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы;
- формирование навыков исполнения приставного шага вправо и влево;
- воспитание коммуникативных навыков.
И. п. Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу и держатся за руки в
положении «лодочка».
1-2 такты — 4 приставных шага вправо с притопом в конце фразы.
3-4 такты — то же влево.
5-7 такты — обмен хлопками с партнером на сильные доли мелодии.
8 такт — дети внешнего круга машут партнеру рукой и переходят к
другому партнеру по линии танца.
Танец повторяется несколько раз (можно повторять до тех пор, пока
партнеры снова не встретятся с парой, с которой начинали этот танец.
Танцы с участием родителей:
Чтобы родители не были пассивными слушателями и гостями привлекаем их
к исполнению общих танцев с детьми. Все присутствующие являются
участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма
существенным, поскольку он снимает механизм оценивания , раскрепощает
ребенка и наделяет смыслом сам процесс при участия в танце-игре.
«Вперёд 4 шага», «Лавата», « У жирафа пятна, пятна», «Буги- вуги», «Вперёд
четыре шага», «Мы пойдём сейчас налево»
В несложных, но веселых и подвижных танцевальных играх дети получают
радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них
получается, от возможности себя выразить, проявить; все это дает
прекрасный эффект в развитии детей и не нуждается в каких-то
дополнительных рекомендациях.
Проведенная работа убеждает в эффективности использования
коммуникативных танцев, игр для формирования социально – личностных
качеств дошкольников.