"Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста".
Автор: Бусаргина Елена Викторовна Должность: педагог- психолог Учебное заведение: МБДОУ №2 Детский сад "Солнышко" Населённый пункт: с.Шира Республика Хакасия Наименование материала: методические советы Тема: "Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста". Раздел: дошкольное образование
развития творческих способностей у детей дошкольного
возраста».
Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо
облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый, сможет
изобразить какой либо предмет.
В процессе проведения занятий заметила, что использование
нетрадиционных техник рисования повысила интерес дошкольников к
рисованию.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность
состоит в том, что они позволяют детям они позволяют детям быстрее
достичь желаемого результата.
Рисование нетрадиционными способами увлекательное, завораживающая
деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Ведь любая
нетрадиционная изобразительная технология даёт возможность ребёнку
выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.
Были поставлены цели и задачи.
Цель:
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
* Сформировать у детей технические навыки рисования.
* Познакомить детей с различными НТР.
* Научить создавать свой неповторимый образ в рисунках по
нетрадиционному рисованию, используя различные техники.
* Развивать воображение и творческие способности.
* Обогащать и расширять художественный опыт детей.
* Побуждать ребёнка экспериментировать.
* Поощрять и поддерживать художественные находки.
* Развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к
созидательной активности.
* Воспитывать положительное отношение ребёнка к сотрудничеству
с взрослым с детьми, к собственной деятельности, её результату.
* Способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его
деятельности интересен другим и ему самому.
Все эти задачи, я смогла себе поставить, лишь после изучения методической
литературы различных авторов: Никитиной А.В. «Н.Т.Р. в детском саду».
Казакова Р.Г. - «Изобразительная деятельность в детском соду». В них я
нашла много интересных идей для решения поставленных задач.
Практическое применение теоретического материала происходила в
совместной деятельности с детьми, в организации образовательной
деятельности, в индивидуальной работе с детьми.
Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей раннего возраста техник:
рисование, пальчиками и ладошками. За тем постепенно вводила новые
техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп), рисование
губкой, рисование по мокрому листу, кляксография. Мною был составлен
следующий план занятий с детьми (приложение 1).
Планируя работу с детьми, темы старалась подбирать с учётом сезона и
календарных праздников. А так же то что детям близко и дорого.
Материалы для работ изготавливались и приобретались с учётом требований
для каждого направления Н.Т.Р. отдельно.
Каждая из Н.Т.Р. описана в (приложении 2 и 3).
Наблюдая за детьми, я заметила, что результат в приобретении знаний и
умений, навыков рисования неплохой – они работают разными материалами
осваивают различные приёмы и способы рисования. Главное в моей работе
чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
Проведя диагностику в начале и в конце учебного года по ИЗО деятельности
на начало года получены следующие результаты:
Высокий уровень 10%
Средний уровень 60%
Низкий уровень 30%
Конец года:
Высокий уровень 20%
Средний уровень 80%
Низкий уровень 0%
Результаты диагностики показали, что данная работа по развитию творческих
способностей детей дошкольного возраста посредствам Н.Т.Р. является
эффективной так – как способствует повышению уровня художественного
мастерства у детей не только в Н.Т.Р. но и в обычных занятиях по ИЗО
деятельности.
Можно сделать следующие выводы.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
* развивает мелкую моторику рук, память, внимание.
* развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
* учит детей работать с разнообразным материалом.
* способствует снятию детских страхов.
* развивает уверенность в своих силах.
* развивает пространственное мышление.
* учит детей свободно выражать свои мысли.
* побуждает детей к творческим поискам, решением.
* развивает чувство композиции, ритма, колорита, световосприятия, чувство
фактурности и объемности.
* во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Заключение:
Н.Т.Р. оказывает положительное влияние на развитие ребёнка, поэтому и
дальше я намерена использовать Н.Т.Р. в своей работе с детьми. Так как дети
моей группы становятся старше, им будет интересно освоить и другие
техники рисования, которые я пока не использовала в работе т.к. они не
соответствовали возрасту детей.