Развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте реализации ФГОС ДО
Автор: Устюгова Ирина Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Алёнушка" Населённый пункт: село Бажир, Заларинский район, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: Развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте реализации ФГОС ДО Раздел: дошкольное образование
Развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольных
образовательных учреждений в контексте реализации ФГОС ДО
Устюгова Ирина Юрьевна,
заведующий,
МБДОУ детский сад «Алёнушка»
С
вступлением
в
силу
ФЗ
от
29.12.2012
г.
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
дошкольное
образование
получило
статус
первого
самостоятельного
уровня
общего
образования.
С
одной
стороны,
это
признание
значимости
дошкольного
образования
в
развитии
ребенка,
а
с
другой
–
повышение
требований к дошкольному образованию.
Развитие
современного
общества
диктует
особые
условия
организации
дошкольного
образования,
интенсивное
внедрение
инноваций,
новых
технологий
и
методов
работы
с
детьми.
В
этой
ситуации
особенно
важна
профессиональная
компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие
педагогов.
Нормативно-правовая
база
выдвигает
ряд
требований
к
профессиональной
компетенции педагога ДОО: умение проектировать и корректировать образовательный
процесс
исходя
из
особенностей
и
интересов
воспитанников;
умение
разрабатывать
современные
психолого-педагогические
технологии,
основанные
на
законах
развития
личности и поведения в реальной среде; готовность осваивать и внедрять инновации;
владение информационно-коммуникативными компетенциями. Следует также отметить
такие
новые
требования
к
педагогам
ДОО,
как
владение
подходами
к
образованию
во спитанников
с
о собыми
образовательными
потребно стями,
вл а д е н и е
стандартизированными методами диагностики личностных характеристик и возрастных
особенностей воспитанников.
Современный
специалист
ДОО
должен
быть
не
только
профессионально
компетентным, но и находиться в поиске необходимой информации с целью разрешения
тех
или
иных
профессиональных
проблем,
постоянно
приобретать
дополнительные
знания.
К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика
показывает, что в ряде случаев, формально декларируя переход к новым стандартам,
воспитатель
сохраняет
прежнее
содержание
образовательного
процесса,
механически
применяя технологии нового содержания, что вызывает еще большее эмоциональное
отторжение
нововведений
частью
педагогов.
Ряду
педагогов,
оказалось,
непросто
мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений.
Для обеспечения развития профессиональной компетентности педагогов нами
была выстроена определённая система методической работы с педагогическими кадрами,
которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействия педагогов в детском
саду.
Такая работа направлена на включение педагогов в инновационную деятельность
и осознание её необходимости; информирование педагогов о достижениях современной
педагогической
науки
и
практики
посредством
нормативно-правовых
документов,
программно-методического
и
дидактического
обеспечения;
создание
условий
для
непрерывного развития и саморазвития профессиональной компетентности.
Для решения задач по повышению уровня профессиональной компетенции в
нашем детском саду используются различные формы методической работы, направленные
на развитие компетентности педагогов:
- постоянно действующий обучающий семинар по вопросам введения ФГОС ДО.
Цель: создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов по
внедрению
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования;
-
семинары-практикумы.
На
семинарах
предусматривается
возможность
обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые
позволяют в итоге выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу. На базе
нашего
детского
сада
прошли
районные
семинары
«Планирование
и
организация
педагогического процесса в условиях введения ФГОС ДО» и «Развивающая предметная
среда как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников»;
- педагогические советы «Педагогическое проектирование как ресурс развития
дошкольников в условиях реализации ФГОС», «Качество педагогического планирования
образовательной
работы
в
ДОО»,
«Обновление
системы
образования
ДОО»
и
т.
д.
Применение таких методов проведения педсоветов, как дискуссии, аукционы, круглые
столы, педагогические гостиные, обеспечивают откровенный обмен мнениями, помогают
сплачивать коллектив, наращивать творческий потенциал каждого педагога;
- индивидуальные и групповые консультации с целью оказания методической
помощи
педагогам
по
вопросам
организации
образовательного
процесса
в
ДОУ:
«Комплексное
сопровождение
ребенка
в
условиях
ФГОС»
«Профессиональная
компетентность
воспитателя»,
«Педагогическое
мастерство
–
высший
уровень
педагогической деятельности» и т. д. Такие консультации расширяют кругозор педагогов,
помогают преодолеть трудности в работе, знакомят с инновационными материалами и
литературой, делают работу творческой;
-
мастер-классы
«Организация
игровой
деятельности
детей
дошкольного
возраста»,
«Организация
предметно-развивающей
среды
в
ДОО»
повышают
профессиональную
компетентность
педагогов,
знакомят
с
педагогическим
опытом,
системой
работы,
авторскими
находками
и
всем
тем,
что
помогло
педагогу
достичь
наилучших результатов, развивают творческие способности;
-
проведение
открытых
мероприятий
по
обмену
опытом
педагогической
деятельности с педагогами района. В октябре провели открытое районное мероприятие по
организации педагогического процесса в условиях введения ФГОС ДО;
-
педагогические
чтения.
С
целью
освоения
и
накопления
психолого-
педагогических знаний в сфере развития системы дошкольного образования, научных и
практических инноваций в дошкольной педагогике и детской психологии участвовали в
районных педагогических чтениях «Инновационный потенциал воспитателя как условие
повышения
качества
образования
в
рамках
внедрения
ФГОС
ДО»,
«Развитие
образовательных
учреждений
в
условиях
введения
ФГОС
нового
поколения:
опыт,
проблемы, перспективы», «Реализация ФГОС в образовательных учреждениях района»;
- деловые игры. Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность,
совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем. Такие игры как
«Проектирование
в
ДОО»
помогают
педагогам
усвоить
технологию
проведения
о б р а з о в а т е л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и
и
о б р а з о в а т е л ь н ы х
м е р о п р и я т и й ;
- прохождение курсов повышения квалификации для всех категорий
педагогических
работников
с
целью
развития
профессиональной
компетентности
педагогов
для
создания
условий
реализации
основной
образовательной
программы
в
соответствии
с
ФГОС
ДО.
Все
педагоги
детского
сада
прошли
курсы
повышения
квалификации по темам: «Современные стратегии реализации дошкольного образования»,
«Инновационная деятельность в ДОУ: введение и реализация ФГОС ДО»;
- банк педагогических идей - это рациональный способ коллективного решения
проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе в ДОО;
- организация деятельности Творческой группы. Каждый член группы сначала
самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обмениваются мнениями, спорят,
предлагают
свои
варианты.
Важно,
чтобы
все
это
реализовалось
в
практике
работы
каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие
методы
и
приемы.
Если
обнаруживается
какой-то
пробел
в
понимании
знаний
или
умениях педагога, то идет совместное изучение дополнительной литературы. Творческой
группой составлены рабочие образовательные программы, конспекты непосредственно
образовательной
деятельности.
Созданы
электронные
образовательные
ресурсы:
презентации
по безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, диких и
домашних животных, видеоролик «Жизнь замечательных детей».
- участие педагогов в районных методических объединениях и семинарах для
выявления, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта,
обмен положительным опытом работы среди педагогов района;
-
участие
педагогов
в
конкурсах
профессионального
мастерства,
в
районном
конкурсе «Воспитатель года-2015» заняли 1 место;
- смотры-конкурсы. Для проверки профессиональных знаний, умений, навыков,
педагогической эрудиции у нас ежегодно проходят конкурсы готовности групп к новому
учебному году, на лучшее новогоднее оформление групп, зимних построек из снега;
-
самообразование
педагогов
-
расширение
и
углубление
знаний,
совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений.
Также
используем
и
такие
формы
и
методы,
как
коллективное
решение
проблемных ситуаций и групповые дискуссии.
Разработали
требования
к
содержанию
портфолио
педагогов.
Наличие
такого
информационного банка способствует росту интеллектуального потенциала, стимулирует
педагога к осуществлению инновационной деятельности, учит презентации своей работы.
Разнообразные
формы
методической
работы
обеспечивают
индивидуально-
дифференцированный
подход
к
каждому
педагогу,
помогают
им
найти
себя
в
самостоятельном проведении какого-либо мероприятия, творчески проявить себя в деле.
Таким
образом,
основным
источником
профессиональной
компетентности
педагога являются обучение и опыт. Профессиональная компетентность характеризуется
постоянным
стремлением
к
совершенствованию,
приобретению
все
новых
знаний
и
умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является
готовность
к
постоянному
повышению
своей
квалификации,
профессиональному
развитию.
Не
развивающийся
педагог
никогда
не
воспитает
творческую
созидательную
личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть
необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества
дошкольного образования в целом.