Автор: Исаева Олеся Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №2 Детский сад "Солнышко" Населённый пункт: с.Шира Республика Хакасия Наименование материала: статья Тема: Введение в работу ДОУ инновационной технологии. Раздел: дошкольное образование
Введение в работу ДОУ инновационной технологии: «Портфолио
дошкольника».
Введение
новых
технологий
может
быть
обусловлено
рядом
причин.
Инновационные
технологии
в
дошкольном
образовании
используются
в
первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества
предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей.
Инновации могут проявляться не только в форме новых программ, но и в ряде
других
сфер,
которые
совместно
обеспечивают
гармоничную
работу
дошкольного
учреждения.
Это
и
управленческая
деятельность,
и
работа
с
кадрами, и работа с родителями. В настоящее время я в своей работе в ДОУ
внедряю инновационные технологии. Моя основная задача – выбрать методы и
формы
организации
работы
с
детьми,
инновационные
педагогические
технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития
личности.
Принципиально
важной
стороной
в
педагогической
технологии
является
позиция
ребёнка
в
воспитательном
–
образовательном
процессе,
отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослые в общении с детьми
придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!» Что же означает
сам термин «технология».
Технология
– это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,
мастерстве, искусстве .
К числу современных образовательных технологий можно отнести
:
здоровье сберегающие технологии;
технологии проектной деятельности
технология исследовательской деятельности
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя
игровая технология
Остановимся
подробнее
на
инновационной
технологии
как
портфолио
дошкольника. В наше время большое внимание уделяется развитие ребенка как
личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и
особенностями развития помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою
«изюминку»
способна
технология
«Портфолио».
Исходя
из
опыта
работы,
нужно отметить, что одно из главных условий – это добровольность со стороны
родителей.
Если
ведение
портфолио
сделать
обязательным,
то
оно
будет
зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка для
педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его
создании. Даже отбор материала ребенок должен делать самостоятельно. И если
он не согласен разместить какой- либо материал в папке портфолио, то делать
это
не
нужно.
Ведь
тогда
теряется
индивидуальность
портфолио.
Я хочу предложить такой вариант портфолио, содержание которого в первую
очередь будет интересна родителям, портфолио можно заполнять как в детском
саду,
так
и
дома
и
можно
представлять
как
мини
–
презентацию
на
дне
рождения ребенка. Я предлагаю следующую структуру. Титульный лист, на
котором
содержится
информация
о
ребёнке
(Ф.И.О.
,
дата
рождения),
фиксируется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение
ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и на момент окончания
его ведения.
Раздел 1: «Какой ребенок хороший», который содержит информацию
о личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о
ребенке; размышления воспитателей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в
процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, других детей
на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста «Лесенка»);
психолого-педагогическую характеристику ребенка; «корзину пожеланий», в
содержание которой входят благодарность ребенку — за доброту, щедрость,
хороший
поступок;
благодарственные
письма
родителям
—
за
воспитание
ребенка;
Раздел 2: «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что
ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы
анкет; отзывы воспитателей о ребенке; рассказы детей о ребенке; рассказы
педагогов,
к
которым
ребенок
ходит
на
кружки
и
секции.
Характеристика
психолога, познавательных интересов ребенка; грамоты по номинациям — за
любознательность, умения, инициативу, самостоятельность;
Раздел
3:
«Какой
ребенок
успешный» содержит
информацию
о
творческих
способностях
ребенка
и
включает:
отзыв
родителей
о
ребенке;
рассказ ребенка о своих успехах; творческие работы (рисунки, стихи, проекты);
грамоты; иллюстрации успешности и др.
Таким
образом,
портфолио
(папка
личных
достижений
ребенка)
позволяет
осуществить
индивидуальный
подход
к
каждому
ребенку
и
вручается
при
выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье. Но как бы
там, ни было, портфолио – это показатель творческих успехов. И это главное.
Ведь как важно заметить что – то хорошее, положительное, а не акцентировать
внимание на том, что ещё не можешь, не знаешь, не умеешь. В заключении
хотелось
бы
сказать
словами
Чарльза
Диккенса. Человек
не
может
по-
настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться
другим.
Творите
сами.
Как
нет
детей
без
воображения,
так
нет
и
педагога
без
творческих порывов.
Творческих Вам успехов!
Библиографический список
1.Боровик, В.Г. Создание системы оценки качества дошкольного образования /
В.Г. Боровик // Справ, рук, доколь. учреждения. - 2013. - № 4. - С. 5-7.
2. Гасанова, Р.Х. Преемственность ФГТ и ФГОС в системе дошкольного
образования / Р.Х. Гасанова, С.С. Пичугин . - 2013. - № 2. - С. 71-74.
3.
Портфолио в ДОУ: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина - М.: 2012.