Автор: Гайдук Наталья Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Международная лингвистическая школа
Населённый пункт: город Владивосток
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме " Комплексный анализ рассказа В.А.Солоухина "Белая трава"".
Раздел: среднее образование
Предмет: литература
Класс: 7
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Технологическая карта изучения темы
Тема
Комплексный анализ рассказа В.А.Солоухина «Белая трава»
Цели
Образовательные: обучить учащихся комплексному анализу текста; рассказать об основных
функциях пейзажа; формировать знания о художественных выразительных средствах и их роли в
произведении; проследить, как с помощью художественных приемов живописи и литературы
изображается пейзаж.
Развивающие: развивать навыки анализа текста, самостоятельной мыслительной деятельности,
мировоззрения, эстетического вкуса, умения учиться и думать, системности мышления, умения выделять
главное из прочитанного, находить нужное в тексте; творческие способности, речь;
Воспитательные: воспитывать любовь к родине, природе, культуру поведения при фронтальной
работе, индивидуальной работе. Формировать позитивную жизненную позицию
Планируемый
результат
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;
совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (понимать содержание, отвечать на вопросы
по тексту). Уметь анализировать языковые и выразительные средства речи.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё
действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме;
договариваться с одноклассниками и учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Основные
понятия
Изобразительно - выразительные средства речи, проблем, пейзаж.
Межпредметные
связи
Литература, русский язык, живопись.
Ресурсы:
основные
дополнительные
Текст рассказа В.А.Солоухина «Белая трава»
Презентация.
Организация
пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.
Технологическая карта урока литературы в 7 классе
по теме « Комплексный анализ рассказа В.А.Солоухина «Белая трава»».
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Этап мотивации
(самоопределения)
к учебной
деятельности.
Включение в деловой ритм.
Чтение эпиграфа (на экране).
Живопись – это поэзия, которую
видят, а поэзия – это живопись,
которую слышат.
Леонардо да Винчи
Проблемный вопрос:
« Картины живописи звучат, или
они безмолвны?»
О чем мы будем вести разговор?
Какие цели поставим?
Готовятся к работе.
Читают эпиграф.
Делают вывод, отвечая на проблемный
вопрос.
Записывают тему урока.
Определять и
формулировать цель, тему
на уроке с помощью
учителя.
Уметь оформлять свои
мысли в устной форме.
2.Актуализация
знаний.
Дает слово группе учеников,
подготовивших презентацию на
тему «Очарованье русского
пейзажа».
Слушают выступление
одноклассников.
Уметь слушать и
понимать речь других.
Осознанное и
произвольное построение
Образ природы в картинах
И. И.Шишкина.
Выяснить, какой предстаёт
природа в его произведениях,
какими средствами создаёт
художник её образ.
речевого высказывания.
3.Формирование
новых знаний.
Эмоциональное
восприятие.
Создает эмоциональный настрой
на слушание и понимание текст.
Обращает внимание учащихся на
то, что пейзаж у художника – это
всегда законченная картина,
отличающаяся многообразием
красок и их оттенков.
Солоухина
часто сравнивают с художником,
бросающим на холст краски
-один мазок за другим.
Чтение эпизода «Но всех больше
украшает наш замкнутый земной
мирок некое высокое растение с
пышными белыми цветами. …»
до слов «…незримые облака
крепкого медвяного аромата.» и
ответы на вопросы:
- Почему автор так подробно
описывает «главную героиню»
( белую траву)?
- Как удается В.А.Солоухину
Слушают выразительное чтение
эпизода, заранее подготовленное
учеником.
Уметь сотрудничать с
учителем и сверстниками.
несколькими словами вызвать в
нашем представлении целую
картину?
- Какое настроение создает это
описание?
4.Этап выявления
места и причины
затруднения.
Задает вопросы о значении и
понимании учащимися
отдельных терминов.
Просит детей определить жанр
данного произведения.
- Назовите некоторые из
известных вам жанров или
придумайте сами название этого
необычного жанра.
Запись на доске: поэтические
зарисовки, эссе, философские
размышления, литературные
этюды, стихотворения в прозе,
дневниковые записи, очерк.
– Попробуем определить тему
этого текста.
– Сформулируем проблему
текста. Вспомним, что такое
проблема? ( Постарайтесь
Определяют жанр, тему, проблему, тип
речи, стиль.
Уметь слушать и
понимать речь других
людей, оформлять свои
мысли в устной и
письменной форме.
сформулировать и записать
проблему либо в форме вопроса,
либо в форме утвердительного
предложения).
- Определите тип речи и стиль.
5. Этап
построения
проекта выхода из
затруднения.
1. Организует совместное
действие детей как внутри одной
группы, так и между группами:
направляет на совместное
выполнение задания:
-предлагает подчеркнуть и
назвать изобразительно-
выразительные средства языка,
описывающие краски и запахи;
(работа с эпизодом «Есть на
нашей реке такие глухие и
укромные места…» до слов
«названия которым здесь у нас
никто не знает.»
1-я группа
- предлагает ответить на
поставленные вопросы:
1. Слова каких частей речи чаще
используют при описании
Работают над поиском изобразительно
- выразительных средств речи. Работа
в группе.
Дети самостоятельно подчёркивают, а
затем выписывают примеры эпитета,
метафоры, сравнения, олицетворения.
Проводят лингвистический
эксперимент, делают выводы.
Уметь работать в парах.
Уметь проводить
лингвистический
эксперимент.
Уметь строить
монологическое
высказывание.
Уметь делать выводы.
Уметь работать с текстом.
природы? Почему?
Когда мы
чаще всего употребляем
прилагательные?
2. Почему при описании коряги
автор использует много
глаголов?
2-я группа
- Почему автор использует
вопросно-ответную форму
изложения? ( Как синтаксические
средства участвуют в раскрытии
основной мысли рассказа:
природа и человек, его
восприятие мира - мира
природного?)
3- группа
Уметь самостоятельно
мыслить и высказывать
свою точку зрения.
Уметь осуществлять
анализ объектов речи.
6. Этап включения
в систему знаний.
Координирует работу в группах,
консультирует учащихся,
испытывающих затруднения при
выполнении заданий.
Обращает внимание на
ритмическую особенность прозы
В.А.Солоухина.
Делают записи в тетради.
Работают самостоятельно.
Уметь ориентировать в
своей системе знаний.
Учить использовать
выразительные средства в
своих творческих работах.
Проверяет итоги работы в
группах.
7. Этап
первичного
закрепления с
проговариванием
во внешней речи.
Предлагает ответить на вопрос:
(Как В.А.Солоухину удалось
научить нас дорожить тем, мимо
чего мы привыкли проходить,
видеть красоту окружающего
мира?)
Составляют монологическую речь.
Уметь совершенствовать
навыки чтения.
8. Этап рефлексии
учебной
деятельности на
уроке.
Просит поделиться
впечатлениями от урока.
Организует рефлексию.
Обобщает сказанное.
Благодарит за работу.
Оценивает ответы.
Используют клише для
рефлексии.
Оценивают свою работу.
Умение давать
самооценку своей работе.
9. Домашнее
задание.
Выполнить одно из двух заданий,
записанных на доске.
1. Перечислите изобразительно-
выразительные средства языка и
дайте определения 4 понятиям.
Приведите примеры. С какой
целью В.Солоухин использует
Записывают задание в дневник.
Подают дневники для оценки учителю.
описание природы
?
Оценка «4».
2. Напишите сочинение -
размышление «О чем меня
заставил задуматься рассказ
В.Солоухина «Белая трава»?
Оценка «5».