Муниципальное бюджетное общеобразовательное
Учреждение средняя общеобразовательная школа
Гурского сельского поселения
Комсомольского муниципального района
Хабаровского края
Круглый стол
«Твои права».
5класс
Подготовила: Абдрахманова С.В.
1
АННОТАЦИЯ
Не секрет, что нехватка воспитания и культуры поведения подталкивает
подростка к различного рода социальным и психологическим девиациям (от
латинского deviare - «сбиваться в пути»). Например, хорошо воспитанный и
знакомый с нормами поведения школьник понимает, что опаздывать, сбегать с
уроков, грубить в общении не просто плохо, а вообще недопустимо. Если
подрастающему человеку не привить вовремя правила этикета, не дать образцы
социальной культуры в различных жизненных ситуациях, то в дальнейшем
поведение человека грозит перерасти в деликвентное (преступное).
Одной
из
задач
современного
общества
является
нравственное
воспитание
подрастающего
поколения.
Нравственное
воспитание
–
это
процесс,
направленный на целостное формирование и развитие личности ребёнка и
предполагающий становление его отношений к труду, своим обязанностям и
самому
себе,
к
коллективу,
обществу,
к
Родине.
Задача
нравственного
воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества
педагоги превратили в стимулы личности каждого ребёнка, такие как долг,
честь,
совесть,
достоинство.
Воспитание
протекает
главным
образом
в
повседневной
жизни
воспитанника:
он
привыкает
следовать
нравственным
правилам, нормам, принципам и может сам убедиться в их необходимости.
Занятия
по
знакомству
с
нормами
поведения
являются
эффективными
способами развития, как коммуникативных умений подростков, так и развития
их интеллекта, совершенствования психики. Занятия строятся на подключении
элементов
памяти
воспитанников,
наглядности.
Занятия
рассчитаны
на
длительный период усвоения уже понятных и
принятых норм, помогают
создавать, повторять, и закреплять у подростков правильный социальный опыт,
а педагогу – приобрести необходимое представление об уровне нравственных,
интеллектуальных и этических качеств воспитанника.
2
Тема занятия : «Наши права и обязанности» одна из тем цикла внеклассных за-
нятий по правовому воспитанию школьников. Правильное воспитание под-
ростков формирует культуру поведения, умение выполнять правила общежития.
Нравственное развитие происходит благодаря целенаправленному воспитанию,
ознакомлению воспитанника с нормами поведения в общественной жизни, в
процессе общения со взрослыми и сверстниками и усвоение их. Для нравствен-
ного формирования личности важны самостоятельные действия учащегося. В
воспитательном процессе предусматриваются ситуации, в которых каждый вос-
питанник получает возможность сделать самостоятельный выбор. Он должен
научиться правильно поступать, когда за ним не наблюдают, не требуют отчёта.
Форма занятия: круглый стол.
Тип занятия: комбинированный.
Дидактическая
цель: Добиться
осознания
и
осмысления
новой
информации, применить её, проверить уровень усвоения.
Цель:
Обобщить знания воспитанников об основных правах ребёнка;
Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и
обязанностей;
Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.
Оборудование:
Карточки с ситуациями и заданиями.
Компьютер, интерактивная доска.
Кроссворд.
Песни для прослушивания: «Антошка», «Голубой вагон», «Чему учат в
школе».
Анкета для закрепления материала.
Предварительная работа: подготовка Юлии М. и Ивана Ф. (разучивание
стихотворения)
3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.
Приветствие (все встают в круг):
Воспитатель: Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем
необычным способом! Я предлагаю поздороваться всем тем,
- кто родился зимой, летом, весной, осенью,
- кто пришел с хорошим настроением.
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!
Воспитатель:
Мы
собрались,
здесь,
за
круглым
столом
для
серьезного
разговора. Ребята, кто знает, что такое круглый стол?
1. Тему разговора обсуждают все присутствующие
2. Отвечают на вопросы, не перебивая друг друга.
3. Каждый высказывает своё мнение по данной теме.
Воспитатель: Но, сначала, я предлагаю прослушать стихотворение, его вам
расскажут Юля и Ваня. После чего, я задам вопрос, на который вы попытаетесь
ответить.
2.
Целеполагание:
(рассказывают два ученика)
Юля М.:
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Ваня Ф.:
Про вождей и про царей знаем мы с пеленок,
Но главней, нужней, важней для страны - ребенок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!!!
Воспитатель: Как вы понимаете последние слова?
Воспитанники: Каждый ребёнок может надеяться на то, что будет иметь права.
Воспитатель:
Сейчас
мы
с
вами
заполним кроссворд, вспомнив качества,
помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности (кроссворд
на интерактивной доске):
1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к
другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
Воспитанники: п о р я д о ч н о с т ь
2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим.
Воспитанники: с п ра в е д л и в о с т ь
3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.
Воспитанники: р а з у м н о с т ь
4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.
4
Воспитанники: в о с п и т а н н о с т ь
5.
И
тогда
такому
человеку
легко
будет
жить
по
принципу:
«Твои
права
кончаются там, где начинаются ……
Воспитанники: об я з а н н о с т и
1.
П
2.
Р
3.
А
4.В
5.
О
3. Основная часть.
А)
Воспитатель: Наш разговор о том, какие права ребенка вы знаете, как вы их
понимаете.
Воспитатель: Что такое право?
Воспитанники: Право – это норма и правила поведения в обществе.
Воспитатель: Заглянем в толковый словарь Ожегова. Право - это совокупность
установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые
регулируют отношения между людьми.
Воспитатель: Зачем
вообще
нужно
знать
какие-то
права
людям?
Воспитанники: Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в
жизни.
Воспитатель: Как
называется
самый
первый
документ,
который
выдают
родителям при рождении ребёнка?
Воспитанники: Свидетельство о рождении.
Воспитатель: О каком праве он вам напоминает?
Воспитанники: Право на имя.
Воспитатель: Какое право может обозначать сердечко?
Воспитанники: Право на любовь и заботу.
Воспитатель: Что значит забота?
Воспитанники: Тебя любят, за тобой смотрят, ухаживают.
5
Воспитатель: Кто о вас заботится?
Воспитанники: Дома - родители, в школе - все сотрудники школы.
Воспитатель: Что может обозначать домик?
Воспитанники: Право на имущество.
Воспитатель: Можно ли брать чужую вещь без разрешения?
Воспитанники: Нельзя брать чужую вещь без разрешения, это может привести
к плохому последствию.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего я вам показываю закрытый конверт? О
каком праве может идти здесь речь?
Воспитанники: Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать
друг за другом.
Воспитатель: А
о
каком
праве
вам
могут
напомнить
ваши
учебники?
Воспитанники: Право на учебу.
Воспитатель: Вспомним
права
учащихся.
Обратите
внимание
на
интерактивную доску.
ПРАВА УЧАЩИХСЯ
1.Свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений.
2.Равное отношение, понимание со стороны сотрудников школы.
3.Получение бесплатного образования в соответствии с государственными об-
разовательными стандартами.
4.Обучение по индивидуальным учебным планам (в рамках государственных
стандартов).
5.Дополнительная помощь учителя на дополнительных занятиях, предусмот-
ренных графиком работы школы.
6. Участие в управлении школой (через ученические органы) и на представи-
тельство в Совете школы.
7.Получение оценки в соответствии со своими знаниями и умениями.
8.Право знать о поставленных ему оценках, как за устные, так и за письменные
предметы.
9.Право на ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков
по болезни, подтвержденных медицинскими документами.
10.Объем времени на выполнение домашнего задания не должен превышать
50% от аудиторной нагрузки по предмету.
11.Отсутствие домашнего задания на понедельник в классах с 1-го по 4-ый
включительно, а также отсутствие домашнего задания (кроме чтения художе-
ственной литературы) на каникулы для всех учащихся школы.
12.Перевод в другое образовательное учреждение, реализующую образователь-
ную программу соответствующего уровня.
13.Не быть униженным и оскорбленным.
14.Ходатайствовать перед администрацией о проведении дисциплинарного рас-
следования деятельности работников школы нарушающих права ребенка.
15.Проводить митинги и собрания во внеурочное время, по вопросам защиты
своих прав.
6
16.На ознакомление с ходом и содержанием учебного процесса.
17.Право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред
его здоровью, нравственному и духовному развитию.
18.На условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.
19.Быть выслушанным сотрудниками школы.
20.Получить защиту в случае унижения (физического, морального).
21.Учащиеся имеют право на отдых в перерывах между уроками, в каникуляр-
ное время.
22.Учащиеся имеют право на отдельные кабины в туалетах, с предметами
туалетного обихода и гигиены.
23.Учащиеся имеют право на закрытую раздевалку.
24.На личную собственность, личную неприкосновенность
25.На получение медицинской помощи
26.Участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях.
27.Право обращаться к уполномоченному по правам участников образователь-
ного процесса.
Воспитатель:
Посмотрите,
вы
все
такие
разные,
но
каждому
из
вас
принадлежат одинаковые права.
Б)
Воспитатель: Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек
имеет, не только права, но и обязанности.
Воспитатель: Что такое обязанности?
Воспитанники: Обязанности – это круг действий, возложенных на кого-то и
обязательных для выполнения.
Воспитатель: Какая самая главная обязанность у вас в семье?
Воспитанники: Помогать родителям.
Воспитатель: А у вашего папы?
Воспитанники: Работать, содержать семью, воспитывать детей.
Воспитатель: У кого больше всего обязанностей?
Воспитанники: У родителей.
Воспитатель: А какие обязанности существуют у учеников?
Воспитанники: Учиться, выполнять правила поведения в школе.
Воспитатель: А откуда вы это знаете?
Воспитанники: Изустава школы.
Воспитатель:
Вспомним
обязанности
школьника!
Посмотрите
на
интерактивную доску.
ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ
1.Приходить в школу за 10-15 минут до начала занятий.
2.Переобувать сменную обувь.
3.Выполнять домашнее задание.
4.Приносить на занятия все необходимые принадлежности.
7
5.Запрещается курить, употреблять наркотики и алкогольные напитки в школе и
на ее территории.
6.Нельзя приносить в школу ножи, спички, газовые баллоны, огнеопасные ве-
щества.
7.Нельзя жевать жевательную резинку, пользоваться плеерами и средствами мо-
бильной связи на уроках.
8.Запрещается употреблять непристойные выражения и жесты.
9.Нельзя ходить в столовую в верхней одежде, с рюкзаками и ранцами.
10.Бережно относиться к школьному имуществу.
11.Нельзя нарушать устав школы.
12.Уважать сотрудников школы и родителей.
13.Уважать права других, толерантно относиться к критическим замечаниям,
уметь признавать и исправлять свои ошибки.
14.Принимать участие в мероприятиях по благоустройству школы, школьной
территории.
15.Уважать право собственности.
16.Нельзя без разрешения классного руководителя или дежурного администра-
тора уходить из школы в урочное время.
17.В случае пропуска занятий, учащийся должен предъявить педагогам записку
от родителей. В случае пропуска занятий более трех дней, учащиеся обязаны
предоставить справку из поликлиники.
18.Соблюдать правила техники безопасности.
19.Обучающие не освоившие образовательную программу предварительного
уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образова-
ния.
Воспитатель: Вместес общими для всех учащихся правами и обязанностями
существуют свои школьные права и обязанности, которые указаны в Уставе на-
шей школы (работа с интерактивной доской).
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ
1.Серьезно относиться к учебе, показывать наилучшие результаты.
2.Выполнять устные и письменные распоряжения администрации, сотрудников
школы.
3.Уважать учителей их опыт и знания.
4.Уважать ценности, приоритеты, традиции школы.
5.Уважать человеческое достоинство и права других учеников.
6.Систематически работать над расширением своего кругозора.
7.Не допускается употребление нецензурных выражений, брани.
8.Запрещается причинять вред школьному имуществу, библиотечному фонду,
интерьеру, фасаду школы.
9.Запрещается без разрешения брать как школьное, так и личное имущество
других учеников. Уважение права собственности.
10.Запрещается курение, распитие спиртных напитков и употребление наркоти-
ческих веществ.
8
11.Запрещается применение физической силы для выяснения отношений.
12.Запрещается открывать и входить в хозяйственные помещения, открывать
электрические шкафы.
Воспитатель: Какое же поведение должно быть на занятиях в школе? Посмот-
рим на доску.
ПОВЕДЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ
(Поведение учащихся до начала, в перерывах и после окончания занятий)
1.Учащийся должен приходить на урок с первым звонком, не опаздывать.
2.К началу занятий ученик должен подготовить все необходимое. Приготовить
заранее сделанное домашнее задание.
3.Когда педагог входит в класс, ученики встают, приветствуя педагога (кроме
мастерских и кабинета ИВТ).
4.Во время занятий нельзя шуметь, отвлекаться, отвлекать других, выкрикивать,
ходить по классу.
5.На поставленный вопрос педагога, нужно поднять руку и после этого дать от-
вет.
6.Во время урока, ученик может задать вопрос учителю, если он не понял мате-
риал во время объяснения (предварительно подняв руку).
7.Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен
попросить разрешения педагога.
8.Во время урока нельзя пользоваться мобильными телефонами, плеерами.
9.Время перемены – личное время каждого учащегося.
10.Во время перемены нельзя толкаться, бегать, кричать, драться, употреблять
нецензурную речь.
11.Нельзя раскрывать окна сидеть на подоконниках.
12.Запрещается предпринимать какие либо действия, которые могут привести к
травме.
13.Запрещается курить в школе.
Воспитатель: Всё это мы знаем и выполняем. А теперь вспомним обязанности
дежурного по классу (работа с интерактивной доской).
ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО ПО КЛАССУ
В обязанности дежурного входит:
помощь педагогу в подготовке к следующему уроку;
после окончания учебного дня ученики приводят кабинет в порядок;
учащиеся проводят посильную уборку помещения (поливают цветы, вы-
тирают с доски).
Воспитатель: Мы дежурим в школе и в интернате , а знаем ли мы обязанности
дежурного класса? Повторим? (работа с интерактивной доской)
ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО КЛАССА
9
1.Учащиеся дежурного класса впускают учащихся в школу, проверяют наличие
сменной обуви.
2.Помогают одеваться и раздеваться учащимся младших классов;
3.Следят за порядком в раздевалках.
4.Обеспечивают чистоту и порядок на закрепленных за ними участках школы.
5.Дежурные по столовой помогают обслуживающему персоналу накрывать сто-
лы, убирать посуду со столов, расставляют на место стулья.
6.На переменах следят за чистотой и порядком на этаже, в случае необходимо-
сти докладывают о нарушениях дежурному учителю по этажу.
7.Дежурные должны находиться на своих постах. Покидать пост можно только
на время урока.
8.Когда дежурство заканчивается, ответственный дежурный должен проверить
посты и сообщить дежурному учителю.
Воспитатель:
А как же должны вести себя учащиеся в столовой. Повторим
(работа с интерактивной доской).
ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В СТОЛОВОЙ
1.Нельзя заходить в столовую в верхней одежде;
2.Перед приемом пищи следует вымыть руки.
3.Нельзя разговаривать во время еды.
4.Выносить еду из столовой запрещается.
5.После принятия пищи дежурные убирают посуду, ставят на место стулья.
6.Учащиеся должны уважительно относиться к работникам столовой.
Воспитатель: Молодцы! А теперь обратите внимание на столы, перед вами ле-
жат памятки с рекомендациями к внешнему виду, прочитайте их. Я думаю, что
все воспитанники нашего класса выполняют эти правила. Эти памятки вы мо-
жете взять себе.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВНЕШНЕМУ ВИДУ
1.В школу учащиеся должны приходить чистыми и опрятными.
2.Спортивный костюм предназначен только для занятий физической культурой.
3.В школе все ходят в сменной обуви.
4.В верхней одежде ходить по школе не разрешается.
5.На торжественные мероприятия учащиеся должны приходить в праздничном
виде.
6.На школьные вечера учащиеся должны приходить в праздничном виде.
4.
Закрепление.
Анализ ситуаций:
Воспитатель:
Мы
повторили
права
и
обязанности.
А
умеем
ли
мы
их
различать?
(Каждая
группа
получает
ситуацию,
которую
необходимо
проанализировать и проиграть перед слушателями).
1 ситуация:
10
Командир: - Алёша, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой
доску, полей цветы.
Алёша:
-
Ванька,
не
имеешь
права!
Конвенцией
ребенка
запрещен
труд
ребенка!
2 ситуация:
Серёжа: - Вика, Я мыл-мыл доску, а ты ее разрисовала!
Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!
3 ситуация:
Светлана
Александровна: - Ваня, ты уже который понедельник не готов к
математике!
Ваня: - Вчера было воскресенье. Я имею право на отдых!
4 ситуация:
Первоклассник (обращаясь к учителю): - Меня обидел ваш ученик, вот этот.
Учитель: - Успокойся, не плачь. Расскажи в чем дело.
Первоклассник: - Он поставил мне подножку.
Рома: - А он не имеет право унижать мое достоинство, показывая мне рожицы.
Воспитатель: А
теперь,
я
предлагаю
выполнить
такие
задания: (делю
воспитанников на 2 группы, по 5 человек). Прежде чем выполнить задание
почитайте внимательно, а затем, обсудив в группе, выберете того, кто даст
правильный ответ.
Задание группе № 1: Выбери предложения, в которых говорится о правах.
- Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.
-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.
-Каждое воскресенье Серёжа убирает свою комнату.
-После того, как ребята закончат 9 классов, они пойдут учиться дальше.
-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.
Задание группе № 2: Определи, что является обязанностью школьника.
-Школьник обязан выполнять все требования учителя.
-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию.
-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе.
- Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе.
-Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданиями.
А теперь я предлагаю прослушать детские песенки и определить о каких
правах можно говорить.
Музыкальная минутка
«Антошка»- право на труд.
11
«Голубой вагон»- право на отдых.
«Чему учат в школе»- право на образование.
5.
Заключительная часть.
Воспитатель: О чём сегодня говорили на занятии?
Воспитанники: О правах и обязанностях.
Воспитатель: Что такое права?
Воспитанники: Права – это нормы и правила, которые регулируют отношения
между людьми.
Воспитатель: Что такое обязанности?
Воспитанники: Обязанности
–
это
выполнение
норм
и
правил,
которые
регулируют отношения между людьми.
Воспитатель: Чем отличаются права и обязанности?
Воспитанники: Права должны знать, а обязанности должны выполнять.
Воспитатель: Предлагаю проверить ваши знания, заполнив анкету (каждому
воспитаннику раздается анкета).
АНКЕТА
Фамилия_ _______________________
1.
Как ты считаешь, существуют ли у тебя обязанности перед школой?
12
А) Да, существуют.
Б) Затрудняюсь ответить.
В) Не существуют.
2.
Разрешено ли нам нарушать права других людей?
А) Да, конечно разрешено.
Б) Разрешено только в редких случаях.
В) Абсолютно запрещено.
3.
Кем были созданы права человека?
А) Народом.
Б) Государственной властью.
В) Сотрудниками милиции.
4.
Как
вы
считаете,
каждый
ли
ребенок
имеет
право
жить
и
воспитываться в семье?
А) Нет, это право имеют только те дети, которые любят и уважают своих
родителей.
Б) Это право доступно для каждого ребенка.
В) Ни один ребенок не имеет такого права.
5.
Как вы считаете, соблюдение дисциплины в школе – это …
А) Право учащихся.
Б) Обязанность учащихся.
В) Ни то и не другое.
Воспитатель: Наше занятие закончилось. И чтобы вам было легче решить
многие проблемы, чтобы вы больше знали о законах нашей жизни, помните та-
кие слова – обращение к каждому:
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте
!
Воспитатель: Спасибо за работу на занятии.
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема занятия : «Наши права и обязанности»
Форма занятия: круглый стол.
Тип занятия: комбинированный.
Дидактическая цель: Добиться осознания и осмысления новой информации,
применить её, проверить уровень усвоения.
Цель:
Обобщить знания воспитанников об основных правах ребёнка;
Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и
обязанностей;
Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.
Тема, которую я затронула на данном занятии, злободневна. Воспитанникам
необходимо знать права и обязанности учащихся, чтобы выполнять нормы
поведения в обществе. Знания у подростков есть, но многие их них не могут
применять их в повседневной жизни. Занятие строилось с учётом возрастных и
психологических
особенностей
детей.
Интерес
у
ребят
уже
был,
с
начала
занятия
и
моей
целью
стало
этот
интерес
поддержать,
соблюдая
технологическую цепочку данного типа занятия. Решению поставленных задач
способствовали
разнообразные
методы
и
приёмы:
словесные,
игровые
и
практические. Данные методы и приёмы очень действенны и эффективны в
работе с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья. Занятие
прошло
в
оптимальном
темпе.
Прослеживалась
логическая
связь
между
этапами. Занятие начала с приветствия, затем предложила начать серьёзный
разговор
за
круглым
столом,
объяснила,
что
это
такое.
Воспитанники
прослушали выступление одноклассников и подготовились ответить на вопрос.
С помощью работы над кроссвордом определили тему занятия. Актуализация
знаний и формирование представлений выполнялись по степени нарастающей
сложности, что было обусловлено планом содержания занятия. Использовала
разные
формы
организации
деятельности
воспитанников:
индивидуальную,
групповую, коллективную. Мыслительная деятельность проявлялась в умении
правильно
найти
ответ
на
поставленный
вопрос,
высказать
своё
мнение,
выслушать одноклассников. Были включены в занятие такие задания: работа с
интерактивной доской, работа с карточками, работа в группах, прослушивание
песен. Финальным аккордом
была анкета, воспитанники ещё раз проверили
свои знания по данной теме. Проекция на будущее прозвучала в стихотворной
форме, обращением к каждому. Занятие носило воспитывающий характер. О
воспитательном
результате
свидетельствуют
отношения
воспитанников
в
коллективе.
На
занятии
ребятам
было
интересно,
они
чувствовали
себя
комфортно.
Были
активны,
свободно
выражали
свои
мысли,
чувства,
участвовали в обсуждении данной темы. Осуществлялся индивидуальный и
дифференцированный
подход
к
воспитанникам
в
процессе
занятия.
Тема
раскрыта,
задачи
реализованы.
Занятие
способствовало
умственному,
нравственному и духовному развитию воспитанников.
14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Устав школы.
2.
Конституция Российской Федерации. ООО «Издательство «Айрис –
пресс»», 113184, Москва, ул. Б.Полянка, д. 50,
3.
Конвенция по правам ребёнка.
4.
2012 издательский дом «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля
«Открытый урок».
15
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.
Аннотация……………………………………………………………………..2
2.
Введение…………………………………………………….............................3
3.
Основная часть………………………………………………………………..6
4.
Заключение…………………………………………………………………..16
5.
Список литературы………………………………………………………….17
16
Приложение 1
(кроссворд)
1.
П
2.
Р
3.
А
4.В
5.
О
17
Приложение 2
ПРАВА УЧАЩИХСЯ
1.Свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений.
2.Равное отношение, понимание со стороны сотрудников школы.
3.Получение бесплатного образования в соответствии с государственными об-
разовательными стандартами.
4.Обучение по индивидуальным учебным планам (в рамках государственных
стандартов).
5.Дополнительная помощь учителя на дополнительных занятиях, предусмот-
ренных графиком работы школы.
6. Участие в управлении школой (через ученические органы) и на представи-
тельство в Совете школы.
7.Получение оценки в соответствии со своими знаниями и умениями.
8.Право знать о поставленных ему оценках, как за устные, так и за письменные
предметы.
9.Право на ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков
по болезни, подтвержденных медицинскими документами.
10.Объем времени на выполнение домашнего задания не должен превышать
50% от аудиторной нагрузки по предмету.
11.Отсутствие домашнего задания на понедельник в классах с 1-го по 4-ый
включительно, а также отсутствие домашнего задания (кроме чтения художе-
ственной литературы) на каникулы для всех учащихся школы.
12.Перевод в другое образовательное учреждение, реализующую образователь-
ную программу соответствующего уровня.
13.Не быть униженным и оскорбленным.
14.Ходатайствовать перед администрацией о проведении дисциплинарного рас-
следования деятельности работников школы нарушающих права ребенка.
15.Проводить митинги и собрания во внеурочное время, по вопросам защиты
своих прав.
16.На ознакомление с ходом и содержанием учебного процесса.
17.Право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред
его здоровью, нравственному и духовному развитию.
18.На условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.
19.Быть выслушанным сотрудниками школы.
20.Получить защиту в случае унижения (физического, морального).
21.Учащиеся имеют право на отдых в перерывах между уроками, в каникуляр-
ное время.
22.Учащиеся имеют право на отдельные кабины в туалетах, с предметами
туалетного обихода и гигиены.23.Учащиеся имеют право на закрытую раздевал-
ку.
24.На личную собственность, личную неприкосновенность
25.На получение медицинской помощи
26.Участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях.
18
Приложение 3
ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ
1.Приходить в школу за 10-15 минут до начала занятий.
2.Переобувать сменную обувь.
3.Выполнять домашнее задание.
4.Приносить на занятия все необходимые принадлежности.
5.Запрещается курить, употреблять наркотики и алкогольные напитки в школе и
на ее территории.
6.Нельзя приносить в школу ножи, спички, газовые баллоны, огнеопасные ве-
щества.
7.Нельзя жевать жевательную резинку, пользоваться плеерами и средствами мо-
бильной связи на уроках.
8.Запрещается употреблять непристойные выражения и жесты.
9.Нельзя ходить в столовую в верхней одежде, с рюкзаками и ранцами.
10.Бережно относиться к школьному имуществу.
11.Нельзя нарушать устав школы.
12.Уважать сотрудников школы и родителей.
13.Уважать права других, толерантно относиться к критическим замечаниям,
уметь признавать и исправлять свои ошибки.
14.Принимать участие в мероприятиях по благоустройству школы, школьной
территории.
15.Уважать право собственности.
16.Нельзя без разрешения классного руководителя или дежурного администра-
тора уходить из школы в урочное время.
17.В случае пропуска занятий, учащийся должен предъявить педагогам записку
от родителей. В случае пропуска занятий более трех дней, учащиеся обязаны
предоставить справку из поликлиники.
18.Соблюдать правила техники безопасности.
19.Обучающие не освоившие образовательную программу предварительного
уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образова-
ния.
19
Приложение 4
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ
1.Серьезно относиться к учебе, показывать наилучшие результаты.
2.Выполнять устные и письменные распоряжения администрации, сотруд-
ников школы.
3.Уважать учителей их опыт и знания.
4.Уважать ценности, приоритеты, традиции школы.
5.Уважать человеческое достоинство и права других учеников.
6.Систематически работать над расширением своего кругозора.
7.Не допускается употребление нецензурных выражений, брани.
8.Запрещается причинять вред школьному имуществу, библиотечному фон-
ду, интерьеру, фасаду школы.
9.Запрещается без разрешения брать как школьное, так и личное имуще-
ство других учеников. Уважение права собственности.
10.Запрещается курение, распитие спиртных напитков и употребление нар-
котических веществ.
11.Запрещается применение физической силы для выяснения отношений.
12.Запрещается
открывать
и
входить
в
хозяйственные
помещения,
открывать электрические шкафы.
20
Приложение 5
ПОВЕДЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ
(Поведение учащихся до начала, в перерывах и после окончания занятий)
1.Учащийся должен приходить на урок с первым звонком, не опаздывать.
2.К началу занятий ученик должен подготовить все необходимое. Пригото-
вить заранее сделанное домашнее задание.
3.Когда педагог входит в класс, ученики встают, приветствуя педагога (кроме
мастерских и кабинета ИВТ).
4.Во время занятий нельзя шуметь, отвлекаться, отвлекать других, выкрики-
вать, ходить по классу.
5.На поставленный вопрос педагога, нужно поднять руку и после этого дать
ответ.
6.Во время урока, ученик может задать вопрос учителю, если он не понял
материал во время объяснения (предварительно подняв руку).
7.Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он дол-
жен попросить разрешения педагога.
8.Во время урока нельзя пользоваться мобильными телефонами, плеерами.
9.Время перемены – личное время каждого учащегося.
10.Во время перемены нельзя толкаться, бегать, кричать, драться, употреб-
лять нецензурную речь.
11.Нельзя раскрывать окна сидеть на подоконниках.
12.Запрещается предпринимать какие либо действия, которые могут приве-
сти к травме.
13.Запрещается курить в школе.
21
Приложение 6
ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО ПО КЛАССУ
В обязанности дежурного входит:
помощь педагогу в подготовке к следующему уроку;
после окончания учебного дня ученики приводят кабинет в порядок;
учащиеся проводят посильную уборку помещения (поливают цветы,
вытирают с доски).
22
Приложение 7
ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО КЛАССА
1.Учащиеся дежурного класса впускают учащихся в школу, проверяют на-
личие сменной обуви.
2.Помогают одеваться и раздеваться учащимся младших классов;
3.Следят за порядком в раздевалках.
4.Обеспечивают чистоту и порядок на закрепленных за ними участках шко-
лы.
5.Дежурные по столовой помогают обслуживающему персоналу накрывать
столы, убирать посуду со столов, расставляют на место стулья.
6.На переменах следят за чистотой и порядком на этаже, в случае необходи-
мости докладывают о нарушениях дежурному учителю по этажу.
7.Дежурные должны находиться на своих постах. Покидать пост можно
только на время урока.
8.Когда дежурство заканчивается, ответственный дежурный должен прове-
рить посты и сообщить дежурному учителю.
23
Приложение 8
ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В СТОЛОВОЙ
1.Нельзя заходить в столовую в верхней одежде;
2.Перед приемом пищи следует вымыть руки.
3.Нельзя разговаривать во время еды.
4.Выносить еду из столовой запрещается.
5.После принятия пищи дежурные убирают посуду, ставят на место стулья.
6.Учащиеся должны уважительно относиться к работникам столовой.
24
Приложение 9
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВНЕШНЕМУ ВИДУ
1.В школу учащиеся должны приходить чистыми и опрятными.
2.Спортивный костюм предназначен только для занятий физической культу-
рой.
3.В школе все ходят в сменной обуви.
4.В верхней одежде ходить по школе не разрешается.
5.На торжественные мероприятия учащиеся должны приходить в празднич-
ном виде.
6.На школьные вечера учащиеся должны приходить в праздничном виде.
25
Приложение 10
1 ситуация:
Командир: - Алёша, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой
доску, полей цветы.
Алёша:
-
Ванька,
не
имеешь
права!
Конвенцией
ребенка
запрещен
труд
ребенка!
2 ситуация:
Серёжа: - Вика, Я мыл-мыл доску, а ты ее разрисовала!
Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!
3 ситуация:
Светлана
Александровна: - Ваня, ты уже который понедельник не готов к
математике!
Ваня: - Вчера было воскресенье. Я имею право на отдых!
4 ситуация:
Первоклассник (обращаясь к учителю): - Меня обидел ваш ученик, вот этот.
Учитель: - Успокойся, не плачь. Расскажи в чем дело.
Первоклассник: - Он поставил мне подножку.
Рома: - А он не имеет право унижать мое достоинство, показывая мне рожицы.
26
Приложение 11
Задание группе № 1: Выбери предложения, в которых говорится о правах.
- Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.
-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.
-Каждое воскресенье Серёжа убирает свою комнату.
-После того, как ребята закончат 9 классов, они пойдут учиться дальше.
-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.
Задание группе № 2: Определи, что является обязанностью школьника.
-Школьник обязан выполнять все требования учителя.
-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию.
-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе.
- Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе.
-Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.
27
Приложение 12
АНКЕТА
Фамилия_ _______________________
6.
Как ты считаешь, существуют ли у тебя обязанности перед школой?
А) Да, существуют.
Б) Затрудняюсь ответить.
В) Не существуют.
7.
Разрешено ли нам нарушать права других людей?
А) Да, конечно разрешено.
Б) Разрешено только в редких случаях.
В) Абсолютно запрещено.
8.
Кем были созданы права человека?
А) Народом.
Б) Государственной властью.
В) Сотрудниками милиции.
9.
Как
вы
считаете,
каждый
ли
ребенок
имеет
право
жить
и
воспитываться в семье?
А) Нет, это право имеют только те дети, которые любят и уважают своих
родителей.
Б) Это право доступно для каждого ребенка.
В) Ни один ребенок не имеет такого права.
10.
Как вы считаете, соблюдение дисциплины в школе – это …
А) Право учащихся.
Б) Обязанность учащихся.
В) Ни то и не другое.
28