Напоминание

"Речевой этикет воспитателя ДОУ"


Автор: Толстогузова Ирина Геральдовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с 105
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Речевой этикет воспитателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 105 комбинированного вида

«Улыбка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема: « Речевой этикет воспитателя ДОУ»

Автор: воспитатель

Толстогузова И.Г.

2017г.

Речевой этикет воспитателя ДОУ.

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем всё время

прибивания в детском саду, он организует их игры, он говорит с ними на всех

занятиях, предусмотренных программой, знакомит детей с речью

развивающий потенциал речевой среды в детском воспитательном

учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя

детского сада владение образцовой речью- это показатель его

профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании

своей речи- нравственный и общественный долг каждого будущего педагога.

Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками,

которые потом передаст детям.

Отсутствие культуры речи проявляется, например, в том, что:

-человек неправильно произносит звуки в словах: вместо (што) говорит (что),

вместо (вада) говорит (вода), вместо (смишново) говорит (смешного), т.е.

произносит слова так, как они пишутся;

-неправильно строит словосочетания: например, говорит «оплачиваю за

проезд» (вместо оплачиваю проезд или плачу за проезд), «описываю о

впечатлениях» (вместо описываю впечатления или пишу о впечатлениях);

-придаёт словам не правильный смысл: например, слово сокрушенно

(печально) употребляет в значении «сокрушительно» («сильно»), слову

причудливый (вычурный) придаёт значение «чудесный»;

-неуместно употребляет слова, грамматические формы, интонацию: может

вставить просторечное слово в официальную речь или книжное слово в

интимную; может говорить крикливым или капризным, визгливым тоном,

употреблять снисходительные или грубые интонации в разговоре с детьми,

говорить тихо, быстро и неотчётливо и т. д.

Обладать культурой речи - значит не только понимать значение всех

элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных

типов предложений, интонаций), но и понимать, как принято ими

пользоваться в литературной речи.

Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько

развито у него чувства языка, или языковое чутьё. Высшей культурой речи

называют обладание чувством стиля. Поэтому будущие педагоги должны

иметь хотя бы общее представление о стилях литературного языка, т. е. о том,

что. Люди дифференцируют свою речь в зависимости от того, где, с кем и о

чём они говорят.

Воспитатель обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь

осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создаётся

определённый стиль, т. е. он должен иметь соответствующие знания в

области лингвистики. Это поможет ему и при отборе необходимого

дидактического материала, на котором он будет воспитывать чувство стиля у

детей.

Воспитатель должен быть приобщён и к высшей произносительной культуре

родной речи, т. е. иметь навыки выразительного художественного чтения и

рассказывания.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно, т.

к. она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.

Владение культурой речи- это успех в обществе, авторитет, перспектива,

продвижение по работе. И как не учитель обязан владеть культурой речи.

Ещё в 1968 году в фильме «Доживём до понедельника» имел место эпизод,

посвящённый культуре речи учителя. Был показан диалог молодой

учительницы с коллегой: «Я им говорю: не ложите зеркало на парту , а они

все ложат, ложат и смотрятся в него».

В русском языке для совершенствования культуры речи решающие значение

имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы

выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы:

орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения)- нормы

устной речи; орфографические и пунктуационные - нормы письменной речи;

лексические (словоупотребление), словообразования и синтаксические,

вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной

речи; и стилистические.

В чём же заключаются особенности педагогического общения.

Речь педагога служит образцом, который воспринимает ребёнок и по

которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для

дошкольника речь воспитателя зачастую является единственным образцом

литературной нормы и правильного представления речи вообще. По мнению

признанных мастеров слова ( писатели, общественные деятелей) хорошую

речь характеризуют такие признаки.:

Правильность речи, то есть её соответствие принятым литературного-

языковым нормам. Так, Д.И. Писарев писал: «Неправильное употребление

слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».

Точность речи, то есть её соответствие мыслям говорящего. Так, К. Федин

писал: «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но

прежде всего - требованием смысла».

Ясность речи, то есть её доступность пониманию слушающего. Так,

Квинтилиан, римский учитель красноречия, писал: «Говори так, чтобы тебя

нельзя было не понять».

Логичность речи, то есть соответствие законам логики. Небрежность языка

обуславливается нечёткостью мышления. Так, Н. Г. Чернышевский писал:

«Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и

запутанность выражений свидетельствует о запутанности мысли».

Простота речи, то есть её безыскусственность, естественность, отсутствие

вычурности, «красивостей слога». Так, JI.H. Толстой писал: «Под

напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота

содержания».

Богатство речи, то есть разнообразие используемых в ней языковых средств.

Так, М. Горький писал: «Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно

и

настоятельно требуют большого богатства слов, большого обилия и

разнообразия их».

Сжатость речи, то есть отсутствие в ней лишних слов, ненужных

повторений. Так, М.Горький писал: «Если пишешь многословно - это значит,

что сам плохо понимаешь, что говоришь».

Чистота речи, то есть устранение из неё слов нелитературных, жаргонных,

вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости. Так, В.

Г. Белинский писал: «Употреблять иностранные слова, когда есть

равносильные им русские слова, значит оскорблять и здравый смысл, и

здравый вкус».

Живость речи, то есть отсутствие в ней шаблонов, её выразительность,

образность. Так, Л. Н. Толстой писал: «Язык должен быть живой».

Благозвучие речи, то есть соответствие требованиям приятного для слуха

звучания, подбор слов с учётом их звуковой стороны. Так, А.П.Чехов писал:

«Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю

слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их».

Слова паразиты

Наряду с курением, ленью, привычкой всегда опаздывать и грызть ногти

одной из самой плохой является привычка употреблять в речи слова

паразиты.

Слова- паразиты - это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе

человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой.

Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают её

пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова- паразиты, их не

замечает. А слушатель устаёт, изнемогает. Примеры этих слов

иллюстрированы весёлым стихотворением Э. Мошковской:

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак-

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать.

А жену звали ну...

А соседа звали это...

А его родители-

Видишь ли

И видите ли...

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже...

И дружили они все...

Ну и значит, и вообще.

Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. Но к месту и не

часто. О том, что человек имеет привычку произносить слова - паразиты,

можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он

вставляет практически в каждое предложение.

Слова-паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает

заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Также считается,

что привычка произносить слова паразиты - это удел людей с маленьким

словарным запасом. Но я бы с этим поспорила. Я знаю людей с богатейшим

словарным запасом, имеющим привычку вставлять в свою речь слова-

паразиты.

Особенно часто человек, имеющий в своём активном словаре паразитов,

начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою

речь. В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях

человека - о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-паразитами

являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов

свидетельствует о низкой культуре человека. Мало того, что употребляет

маты, так ещё и в неограниченных количествах, для связки слов. Есть и звуки

паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-

э-э» или «м-м-м» или «а-а-а». эта привычка обычно очень раздражает

слушателей.

В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё».

Это всем известные «ёклмн», «ёпрстЁ, «ёлки-палки», «ё-маё»,

«ёкарныбабай», «Ёшкин кот», «ёперный театр».

Скорее всего, эти слова на «Ё» - цензурный аналог матерного слова на ту же

букву. Значит слова (если таковое есть) не то, а функция та же - слово

используется для связки или для того, чтобы просто-напросто выругаться.

Бывают у людей обращения-паразиты. Некоторые имеют привычку всех

встречных- поперечных называть «Кисой», «Зайкой», «Малышом» и

подобными ласковыми паразитами. Только когда обращается к тебе близкий

или хотя бы хорошо знакомый человек- это одно, а когда первый встречный-

от этого может неприятно покоробить.

Есть интересная теория о том, что слова-паразиты, живущие в лексиконе

человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и выделения

мира. Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает,

что в жизни всё должно быть просто, разумно, даже банально и никаких

сложностей! Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть

людям глаза на правду жизни - это борец за истину, «сами понимаете»- это

Классический пример «маленького» человека- робкого и постоянно перед

вами извиняющегося. «Короче» - человек не расположен к общению, он

любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого

бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

Часто употребляемые слова-паразиты

Как бы

По ходу

Блин

Типа

Это, это самое

На самом деле

Вот, вот так вот, ну вот

Ну, ну ваще

Короче, прикинь короче это самое

То есть

Практически, фактически

По-любому

Жесть, ужас, маза, по - любому, чё

Ни о чём, вобщем (обязательно в одно слово)

Шикарно, отлично, перфектно

Зачёт, отлично, прикольно

Да не вопрос, без проблем

Эээ мммммм эм, нууу- уневерсальная «смазка» для речи, особенно

когда нечего сказать или никак не можешь поймать улетевшую мысль».

И много-много матерных слов……..

Спросите у друзей, какое слово-паразит есть у вас. Или со стороны всегда

лучше видно. Вы удивитесь. Когда вам скажут, что вы часто «нукаете» или

слишком часто употребляете «блин».

Как ещё диагностировать. Что именно это слово-паразит? Легче просто: оно

(слово) тогда теряет свой «паразитарный» статус, когда человек употребляет

его к месту, наделяет его смыслом, и не употребляет многократно. А если

слово употребляется не по смыслу, часто и вы не обращаете внимание на то,

когда его произносите- это ваш словарный «паразит».

Как излечится от словарных паразитов?

Присутствие слов-паразитов в речи лечится. Поэтому, если решите очистить

свой язык от этих странных и никому не нужных гадостей, прописываю вам

несколько методик их лечения. Выберите что-то одно или лечитесь всеми

сразу.

Составьте список личных словечек, распечатайте или напишите их от руки,

повесьте на видное место.

Читайте, читайте и ещё раз читайте! Ничто не развивает лучше речь, чем

чтение качественной литературы!

Можете разработать и внедрить систему штрафов самого себя за слова-

паразиты, проскользнувшие в вашей речи.

Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твёрдой «пятёрки»

с плюсом. Никто ещё не отменял банальную пристройку, когда человек

невольно начинает подражать красивой грамотной речи, а потом и сам всеми

силами стремится говорить только так.



В раздел образования