Напоминание

Особенности проявления девиантного поведения подростков


Автор: Нечаева Елена Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 36"
Населённый пункт: пгт Новый Уоян
Наименование материала: статья
Тема: Особенности проявления девиантного поведения подростков
Раздел: полное образование





Назад




Особенности проявления девиантного поведения подростков

Одной из особенностей подросткового периода является завершение

формирования характера с заострением некоторых черт и последующих их

сглаживанием. Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются

акцентуации

характера,

представляющие

собой

крайние

варианты

нормального

характера.

В

обычных

условиях

наличие

той

или

иной

акцентуации не всегда заметно окружающим, но проявляется в отклонениях

поведения и не препятствует благоприятной социальной адаптации. Однако

под

влиянием

стрессов,

психотравмирующих

ситуаций,

жизненных

трудностей,

которыми

достаточно

богат

подростковый

возраст,

лица

с

акцентуациями характера могут стать девиантными.

Вопросы акцентуаций характера волновали как отечественных (П.Б.

Ганнумкина,

В.В.

Ковалева,

А.Е

Личко),

так

и

зарубежных

ученых-

психиатров (Э. Кречмера, К.Леонгарда).

Характерологические

особенности

акцентуированных

подростков

лучше всего, на наш взгляд, описаны и объяснены в категориях концепции

характера

петербургского

ученого

А.Е.

Личко,

который

дает

такое

определение акцентуации характера:

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых

отдельные

черты

характера

чрезмерно

усилены,

вследствие

чего

обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода

психогенных воздействий («места наименьшего сопротивления» в структуре

акцентуаций,

так

называемые

«негативные»

свойства

акцентуаций)

при

хорошей и даже повышенной устойчивости к другим («позитивные свойства»

акцентуаций характера) .

Поскольку

акцентуации

характера

граничат

с

соответствующими

видами психопатических расстройств, их типология базируется на детально

разработанной в психиатрии классификации психопатий, отражая, однако и

свойства характера психически здорового человека. Такой типологический

подход, в соответствии с которым допускается переход от клинических типов

психопатий

к

анализу,

«вариантов

нормы»,

критикуется

в

отечественной

психологии,

так

как

за

ним,

по

мнению

С.Л.

Рубинштейна,

скрыто

представление о характере как о конституционально запрограммированной

статичной структуре .

Выделяют две степени акцентуации характера :

-

явная акцентуация (крайний вариант нормы);

-

скрытая акцентуация (обычный вариант нормы).

Явная

акцентуация

отличается

наличием

выраженных

черт

определенного типа характера. Наблюдение за поведением подростка среди

сверстников,

сведения

полученные

от

его

близких,

а

также

результаты

экспериментально-патохарактерологической

оценки

с

помощью

диагностического опросника позволяют распознать этот тип акцентуаций.

Подростки данной категории – это «трудные» подростки.

Скрытая акцентуация отличается тем, что в обычных условиях черты

определенного типа характера выражены слабо или не видны совсем. Даже

при продолжительном наблюдении и детальном знакомстве с биографией

очень

трудно

бывает

составить

четкое

представление

об

определенном

характере.

Однако

черты

этого

типа

ярко

выступают,

порой

совершенно

неожиданно для окружающих, под воздействием некоторых ситуаций или

психических

травм,

(но

только

тех,

которые

предъявляют

повышенные

требования к месту наименьшего сопротивления).

Проявление в подобном случае акцентуированных черт, как правило, не

приводит к заметной дезадаптации или она бывает кратковременной.

Акцентуации характеров большинства типов именно в подростковом

возрасте

оказываются

наиболее

выраженными,

что,

как

правило,

не

препятствует

удовлетворительной

социальной

адаптации.

К

концу

подросткового периода проявления акцентуации могут сгладиться или быть

компенсированы настолько, что, кроме как при особых обстоятельствах, не

выявляться

вовсе.

Явные

же

акцентуации

по

прошествии

подросткового

возраста, могут стать скрытыми. Но подростки с явными акцентуациями

составляют группу «повышенного риска»: они податливы к определенным

пагубным

влияниям

среды

или

психическим

травмам.

В

подростковом

возрасте наиболее частыми нарушениями на фоне акцентуаций характера

бывают

так

называемые

транзиторные

непсихологические

девиации

деликвентность, алкоголизация, наркомания, бродяжничество, суицидальное

поведение.

Смена

обстановки

на

более

благоприятную,

как

правило,

устраняет эти нарушения.

Вопрос о том, что является первопричиной возникновения аномалий

характера,

стали

предметов

споров

ученых

с

первых

шагов

зарождения

учения о психопатиях. В.М. Бехтерев (1886) полагал, что причинами могут

быть как неблагоприятная наследственность, так и тяжелые нравственные

условия,

неправильное

воспитание,

дурной

пример

родителей,

тяжелые

общие заболевания.

На основе систематики формирования психопатий П.Б. Ганнушкина

систематизировала

факторы,

влияющие

на

возникновение

и

развитие

акцентуаций характера у подростков.

Среди

биологических

факторов,

приводящих

к

акцентуациям

характера, выделяют :

1.

Действия

пренатальных,

натальных

и

ранних

постнатальных

вредностей

на

формирующийся

в

раннем

онтогенезе

мозг

(онтогенез

процесс развития индивидуального организма от зачатия до смерти). К таким

вредностям

относят

тяжелые

токсикозы

беременности,

родовые

травмы,

внутриутробные

и

ранние

мозговые

инфекции,

тяжелые

истощающие

соматические (от греч. soma – тело) заболевания.

2.

Неблагоприятная

наследственность,

которая

включает

в

себя

определенный

тип

высшей

нервной

деятельности,

алкоголизм

родителей,

предопределяющий тип акцентуации характера.

3.

Органические повреждения головного мозга, т.е. черепно-мозговые

травмы, мозговые инфекции и т.п.

4.

«Пубертатный кризис», обусловленный неравномерностью развития

сердечно-сосудистой

и

костно0мышечной

системы,

отягощенный

физическим самочувствием, повышенной активностью эндокринной системы

и

уже

упоминавшейся

среди

предпосылок

девиантного

поведения

«гормональной бурей».

К социально-психологическим факторам следует отнести :

1.

Нарушения воспитания подростка в семье. Влияние семейной среды

на формирование личности является наиболее важным в силу того, что семья

служит основным общественным институтом социализации личности.

2.

Школьная дезадаптация. В подростковом возрасте падает интерес к

учебе

в

силу

изменения

ведущего

вида

деятельности

(согласно

теории

возрастной периодизации Д.Б. Эльконина).В психологии предпринимались

попытки выделения специфических школьных трудностей. С точки зрения

одного

из

исследователей

этой

проблемы

Д.

Скотта,

«…характер

дезадаптации ребенка в школе можно определить по форме дезаптированного

поведения,

а

именно:

по

депрессивому

состояния,

по

проявлениям

тревожности и враждебности по отношению к взрослым и сверстникам, по

степени

эмоционального

напряжения,

по

отклонениям

в

физическом,

умственном и сексуальном развитии, а также по проявлениям асоциальности

под влиянием неблагоприятных условий среды».

3.

Подростковый

кризис.

В

12-14

лет

в

психологическом

развитии

наступает

переломный

момент

«подростковый

кризис».

Это

пик

«переходного

периода

от

детства

к

взрослости».

Согласно

Э.

Эриксону,

происходит кризис идентичности – распад детского «я» и начало синтеза

нового

взрослого

«я».

В

этот

период

процессу

познания

самого

себя

придается все подавляющее значение. Именно этот процесс, а не факторы

окружающей среды, рассматриваются как первоисточник всех трудностей и

всех нарушений у подростков. У них развивается самосознание, стремление к

самоутверждению; их не устраивает отношение к себе как к детям, что

приводит к аффективным вспышкам и конфликтам, которые могут быть как

межличностными, так и внутри личностными.

4.

Психическую

травму.

Психосоциальную

дезадаптацию

могут

вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различными

психотравмирующими

обстоятельствами

(конфликты

с

родителями,

друзьями,

учителями,

неконтролируемое

эмоциональное

состояние,

вызванное влюбленностью, переживанием семейных разладов и т.п.).

Таким образом, причинами изменения личности подростка являются

социальные и биологические факторы, которые действуют не изолированно, а

тесно взаимодействуют.

В

специальной

литературе

описаны

две

классификации

типов

акценуаций характеров – первая предложена К. Леонгардом, а вторая А.Е.

Личко. У названных ученых классификационные группы отличаются своими

наименованиями, но в их содержании много общего. В классификации К.

Леонгарда отсутствуют довольно распространенные в подростковом возрасте

неустойчивый и конформный типы, а также астено-невратический тип, а в

классификации

А.Е.

Личко

дистимический,

застревающий,

оба

они

в

подростковом возрасте практически не встречаются .

В

классификации

акцентуаций

характеров

у

подростков,

которую

предложил

А.Е.

Личко,

выделяют

следующие

типы:

гипертивный,

циклоидный,

лабильный,

астеноневротиче ский,

с е н с и т и в н ы й ,

психастениче ский,

шизоидный,

истероидный,

н еу с т о й ч и в ы й ,

эпилептоидный,

конформный.

При

дальнейшем

изложении

большинство

вышеперечисленных

понятий

будут

нами

использоваться,

мы

не

останавливаемся здесь на их содержательном раскрытии, так как по ходу

дальнейшего изучения там, где это необходимо, будем обращать внимание на

отдельные особо важные особенности того или иного типа.

У

подростков

кроме

«чистых»

наблюдаются

и

смешанные

типы

характеров. Иногда их формирование (тоже) определяется генетическими

факторами, возможно и условиями развития в раннем детстве. К такого рода

темпам относятся: конформно-гипертивный, сочетания лабильного типа с

циклоидным, астено-невротическим и сенситивным; астено-невротического

типа с сенситивным и психоастеническим; шизоидного типа с сенситивным,

психастеническим,

эпилептоидным

и

истероидным;

истероидного

типа

с

эпилептоидным. Такие сочетания носят название промежуточных типов.

Именно

акцентуации

характера,

по

мнению

А.Е.

Личко,

делают

подростковый

возраст

«трудным».

А

поэтому

очень

уместен

вопрос

о

распространенности того или иного типа акцентуации среди подростков. И

здесь наблюдается интересная закономерность, отмеченная И.А. Горьковой.

Если в 1985 году акцентуации характера фиксировались у 52-62% социально-

адаптированных

подростков

(данные

Н.Л.

Иванова),

то

в

1989

году

акцентуации отмечались у 97% подростков, а в 1996 году – у 96%.

Таким

образом,

акцентуации

стали

характерной

особенностью

подросткового возраста.

По

различным

данным

исследования

А.А.

Вдовиченко,

А.А.

Реана

наиболее

часто

девиантное

поведение

встречается

среди

подростков

с

акцентуациями неустойчивого, эпилептоидного, шизоидного и гипертивного

типов.

Среди

смешанных

типов

часто

встречаются

эпилептоидно-

неустойчивый .

Таким

образом,

в

динамике

акцентуаций

можно

говорить

о

таком

феномене, как заострение в подростковом возрасте черт акцентуированного

характера и возникновение на этом фоне девиаций поведения. В связи с этим

остро встает вопрос о профилактике девиантного поведения у подростков.



В раздел образования