Напоминание

Сценарий развлечения на праздник "Ысыах"


Автор: Изутова Елена Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №8 "Чоппууска"
Населённый пункт: г. Мирный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий развлечения на праздник "Ысыах"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сценарий развлечения на праздник Ысыах (якутский новый год).

Цель:

Сохранение

и

укрепление

физического

и

психического

здоровья

дошкольников, приобщение к традициям и культуре народа - саха.

Место проведения - уличная площадка детского сада.

Участники: Ведущих -2, сказочный персонаж Крокодил, дети 2-х средних

групп.

Оборудование: солнце -2, сделанное из картона или другого материала, одно

целое, одно разрезанное на 7 частей, дорожка для босохождения голубого

цвета 3 м., мягкие круглые модули (кочки), 2 обруча большого размера, 2

корзины и разноцветные мячи 4-х цветов, кольцеброс, стойки.

Ход развлечения.

Вступление ведущего, инструктора по физкультуре:

«Сегодня, необычный день, якутский народ празднует Ысыах! Якутский

Ысыах — самый главный праздник в Якутии, он связан с культом солнечных

божеств,

плодородия.

Между

10

июня

и

25

июня

(дата

каждый

год

утверждается специальным указом) в столице республики Якутия, городе

Якутске.

По якутскому календарю с 22 июня начинался самый длинный день —

первый

день

солнцестояния.

Он

служил

сигналом

к

началу

организационного, ритуального праздника — встреча Нового года - Ысыах .

Это традиционный праздник народа саха, олицетворяющий встречу лета,

пробуждение природы, благословляющий объединение сил и возможностей

народа для созидания, благополучия и

изобилия. Слово Ысыах означает

«изобилие». И мы сегодня все вместе попросим у солнышка благополучия

и изобилия!»

Ведущий -психолог:

«Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

А сороки - Белобоки

Поскакали по полям, закричали Журавлям:

(Выходит крокодил и хватает солнце)

«Горе! Горе! Крокодил Солнце в небе проглотил

Наступила темнота не ходи за ворота! ( всем надо закрыть глазки).

Надо солнышко искать из беды выручать!»

Психолог: «Вот такая темнота настала, когда глазки света не видят. (Дети

определяют темно-светло, закрывая и открывая глаза).

«Вы готовы пойти в поход, и Солнцу нашему помочь?»

Дети: «Да!!!!»

«Испытания нужно пройти для того чтобы Крокодила найти и солнце у него

забрать. (Кусочки разрезанного или разорванного солнца возвращает

Крокодил при каждом испытании).

1- испытание на пытливость ума и сообразительность. Кто больше

отгадок найдет, тот знак особый приобретет».

(Психолог, загадывает загадки детям, из чьей группы больше детей

отгадали загадок, та и получает кусочек солнца).

Загадки.

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

(молния)

***

Крашеное коромысло

Над рекой повисло.

(радуга)

***

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я — …

(Лето)

***

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

(солнце)

***

По небу ходит

Маляр без кистей.

Краской коричневой

Красит людей.

(солнце)

***

Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет.

(кузнечик)

***

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

А он вспорхнул и улетел

(бабочка)

***

Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица.

(земляника)

***

Каждый, думаю, узнает,

Если в поле побывает,

Этот синенький цветок,

Всем известный …

(василек)

***

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(одуванчик)

Второй ведущий-инструктор ведет детей к месту, где

приготовлена заранее дорожка.

2-е испытание.

Психолог: « На пути у нас река не узка, не широка, нам

ее преодолеть, как бы птицей перелететь, чтобы не

попасть в пучину и не замочить «бочину»».

Инструктор показывает и объясняет правила. Дети на

двух

ногах

перепрыгивают

дорожку

имитирующую

реку.

«Кто справился молодец, кто впереди тот удалец и

получает очередной знак».

Если ребенок не смог перепрыгнуть двумя ногами и

попал в реку, становится в конце своей колонны и

вновь

пытается

перепрыгнуть.

Чья

группа

вперед

справилась,

та

и

получает

кусочек

солнца

от

Крокодила.

Психолог:

«3-е

препятствие

тоже

не

легче,

болото

пройти, не поле перейти.

Надо по кочкам двигаться, сильно не торопиться, а то

свалитесь

в

болото,

и

будет

тогда

всем

работа».

Инструктор показывает и объясняет правила.

Дети переходят по круглым модулям, кто оступился и

упал,

остается

в

болоте,

до

своего

освобождения.

Дети

думают,

как

его

вытащить,

чтобы

самим

не

оказаться

там.

На

виду

лежат

веревки,

рейки,

дети

придумывают

способ

спасения попавших в болото, спасают их. Чья

группа быстрее справилась, та и получает

кусочек солнца от крокодила.

Психолог: «4- испытание, на стойкость и выносливость,

если пройдете, ловкость приобретете. Выиграл тот, у кого больше побед, и

получает конверт».

Инструктор объясняет правила состязания.

Петушиный бой (бөтүүктэһии)

На площадке начертить круг. Количество кружочков зависит

от количества играющих. Игроки парами находятся в кругу

лицом друг к другу, принимая положение стойки на одной

ноге, руки сомкнуты скрестно перед грудью. По сигналу

игроки пытаются сбить друг друга за пределы круга, или,

вынуждая встать на обе ноги.

Дети из двух групп становятся напротив друг друга и по

очереди заходят в круг. У кого больше побед, та группа и

получает очередной кусочек солнца от крокодила.

5-е испытание. Психолог: «Вот пришли мы на поляну, а на

ней кто-то пошалил, может Крокодил? Негоже, так вести

себя, бусы

рвать и

по

полю

кидать.

Надо ребята их

собрать и полянку прибрать.

Собери бусы (хоруонкатиһиитэ)

На площадке стоят разноцветные стойки, а на полу лежат

обручи разных цветов. По команде 4 участника, или вся

команда, собирают обручи того же цвета, как и стойка, и

складывают их на стойку.

Победителями считаются те, кто быстро и

правильно

выполнил

задание,

итог

-

получает

значок.

(кусочек

солнца от крокодила).

(

Обручи

и

стойку

можно

заменить

разноцветными

мячиками и корзинами. Мячики высыпаются на полянку,

одна группа собирает, например, красные и желтые в

одну корзину, другая синие и зеленые в другую корзину. Кто без ошибок и

быстрее соберет, тот и выиграл это состязание).

Психолог:

«7-е

состязание,

последнее

наше

испытание,

для

Крокодила

наказание.

Солнце мы освободим, меткостью похитителя сразим. Чья команда больше

колец нанизает, та и конверт получает».

Инструктор объясняет правила состязания Кольцеброс.

Дети бросают кольца на приготовленные палочки.

(Можно заменить также мячиками. Дети по очереди, из

одной

группы,

кидают

мячики

в

свою

корзину

с

определенного расстояния, другая в свою. У кого больше

мячей,

тот

и

получает

последнюю

часть

солнца

от

крокодила).

Инструктор: «Вот и вырвали мы солнышко у Крокодила,

но разорвал он его по частям! У кого, сколько частичек

солнышка? Что необходимо дальше сделать?»

Дети отвечают, что нужно сложить все части.

(Каждая команда собирает, из своих деталей, части солнца. У кого-то

получилось большая часть, у кого-то меньшая).

Психолог:

Что

получилось?

Может

Солнце

такое

дать

силы,

тепло

и

изобилие? (Нет)

Тогда что надо сделать? (объединить все части)

Конечно же! Вы все выручали Солнышко. Каждый

из вас внес свой вклад в общую победу. И друг без

друга не получилось бы у вас победить Крокодила.

Вы

все

победители!

Дети

объединяются

и

складывают вместе все части. Получают Солнце!

Ведущие и ребята встают в круг и приветствуют

солнце.

Инструктор:

«Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Стали пташки щебетать

За букашками летать».

Психолог:

«Ну а дети, больше всех на свете

Рады, что спасли солнце из беды.

И теперь оно смеется и лучами развернется

Всех одарит ярким светом, и энергией зарядит

От плохого, оградит»!

Психолог: Считается, что через солнечные лучи

люди зажигаются энергией и силой. Алгысчыт

(благопожелатель) готовит людей к церемонии

при полной тишине, он, протягивая руки к солнцу,

обращается Уран Айыы Аар Тойону о

ниспослании здорового духа, силы и бодрости.

Лучами восходящего солнца люди очищались от всего греховного, что

накопилось за год.

Заканчивается развлечение хороводом (осуохай).

Литература:

1.

К.Чуковский. Сказки,- М., 1989.

2.

Прокопенко В.И. Игры для учащихся национальной школы коренных

народов Республики Саха (Якутия). Учеб. пособие / Под ред.

Поротова А.Л, Гуляев М.Д. – М., 2005.



В раздел образования