Совершенствование самостоятельной работы студентов как фактор повышения качества обучения
Автор: Шехонина Нина Михайловна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГПОУ "Сыктывкарский торгово-экономический колледж" Населённый пункт: г. Сыктывкар Наименование материала: методическая разработка Тема: Совершенствование самостоятельной работы студентов как фактор повышения качества обучения Раздел: среднее профессиональное
Совершенствование самостоятельной работы студентов как фактор
повышения качества обучения
(
из опыта работы преподавателя ГПОУ
"
Сыктывкарский торгово
-
экономический колледж
")
Самостоятельная работа обучающихся является неотъемлемой
частью обучения
.
В зависимости от того
,
где проявляется
самостоятельность в обучении — на уроке или дома — видоизменяются
формы и методы
.
Цели самостоятельной работы:
−
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и
практических умений студентов
;
−
углубления и расширения теоретических знаний
;
−
формирования умений использовать нормативную
,
правовую
,
справочную документацию и специальную литературу
;
−
развитие познавательных способностей и активности студентов
:
творческой инициативы
,
самостоятельности
,
ответственности и
организованности
;
−
формирования самостоятельности мышления
,
способностей к
саморазвитию
,
самосовершенствованию и самореализации
;
−
развития исследовательских умений
.
Самостоятельная работа — это такой способ учебной работы
,
при
котором
:
1)
студентам предлагаются учебные задания и руководства для их
выполнения
;
2)
работа проводится без непосредственного участия преподавателя
,
но
под его руководством
;
3)
выполнение работы требует от студентов умственного напряжения
.
Организационные основы самостоятельной работы
:
−
самостоятельную работу в колледже
;
−
самостоятельную работу за пределами колледжа
;
Своеобразной формой организации обучения являются внеаудиторные
самостоятельные занятия студентов
.
Они представляют собой
логическое предложение аудиторных занятий
,
проводятся по заданию
преподавателя
,
который инструктирует студентов и устанавливает сроки
выполнения задания
.
Затраты времени на выполнение этой работы
регламентируются рабочим учебным планом
.
Режим работы выбирает
сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных
условий
.
Дидактические цели самостоятельных внеаудиторных занятий
:
1)
закрепление
,
углубление
,
расширение и систематизация занятий
;
2)
Формирование профессиональных умений и навыков
;
3)
формирование умений и навыков самостоятельного умственного
труда
;
4)
мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению
специальности
;
5)
развитие самостоятельности мышления
;
6)
формирование уверенности в своих силах
,
волевых черт характера
,
способности к самоорганизации
;
7)
овладение технологическим учебным инструментом
.
Виды самостоятельной работы
:
−
индивидуальная работа
;
−
групповая работа
.
Виды самостоятельной работы прежде всего определяются исходя из
уровня подготовленности студента
,
его мировоззрения
,
накопленного
опыта
,
знаний и умений по предыдущим учебным дисциплинам и
предметам
.
На начальном этапе обучения можно использовать
следующие виды самостоятельной работы
:
−
работа с новым учебным материалом
.
Цель — доведение нового
материала до обучаемого
.
Учебный материал может преподноситься
по разному
:
в виде учебного текста по теме курса
,
схемы
,
рисунка
,
диаграммы
,
образцов
;
теле
-,
видеофильмов
,
слайдов
,
телекоммуникаций и т
.
п
.
−
учебные задания на осмысление
,
систематизацию учебного материала
,
самоконтроль
,
обобщение и др
.
на последующих этапах обучения студентам могут предлагаться
творческие задания
.
Эту работу чаще всего выполняют более
эффективно сильные студенты
.
К этому виду самостоятельной работы
можно отнести
:
−
компенсаторные рефераты
(
творческие работы
);
−
кейсы
,
деловые игры по модулям дисциплины
;
−
индивидуальные отчеты в ходе учебной практики
;
−
курсовые работы
;
−
комплексную выпускную работу
.
Целостная система организации учебного процесса большую роль в
деле организации самостоятельной работы студентов отводит
инструктивной
,
методической работе со стороны преподавателя
.
Принципы составления руководства — один из узловых вопросов
методики самостоятельной работы
.
При составлении рабочего руководства следует учитывать ряд
факторов
:
возраст студентов
,
специфику учебного предмета
,
особенности использования учебника и других пособий
.
Рабочие руководства составляет сам преподаватель в виде
:
−
рабочей тетради
;
−
инструктивной карты
;
−
программы самостоятельно работы со студентами
.
Любая учебная деятельность должна мотивироваться со стороны
преподавателя
.
Формы мотивации могут быть разные
:
−
зачет по теме
,
разделу
,
изучаемой дисциплине
;
−
освобождение от семинарских занятий
;
−
освобождение от экзамена
;
−
материальное вознаграждение по итогам конкурса творческих работ
.
Научно обоснованное планирование самостоятельной работы
студентов предполагает совместную работу преподавателей различных
дисциплин
.
Так
,
например
,
работа студента может объединить такие
дисциплины
,
как
:
−
информатика — статистика
−
экономическая теория — налоги и налогообложение
−
экономика организации — экономический анализ
−
статистика — бухгалтерский учет и т
.
д
.
Такой подход к организации самостоятельной работы студентов
укрепит и дальше разовьет сотрудничество преподавателей разных
дисциплин и предметно
-
цикловых комиссий
.
Четко и логично
спланированный учебно
-
педагогический процесс позволит добиваться
высоких педагогических результатов в деле подготовки
высококвалифицированного специалиста
,
востребованного нашим
обществом
.