Напоминание

Совершенствование самостоятельной работы студентов как фактор повышения качества обучения


Автор: Шехонина Нина Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ "Сыктывкарский торгово-экономический колледж"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Совершенствование самостоятельной работы студентов как фактор повышения качества обучения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Совершенствование самостоятельной работы студентов как фактор повышения качества обучения ( из опыта работы преподавателя ГПОУ " Сыктывкарский торгово - экономический колледж ") Самостоятельная работа обучающихся является неотъемлемой частью обучения . В зависимости от того , где проявляется самостоятельность в обучении — на уроке или дома — видоизменяются формы и методы . Цели самостоятельной работы: − систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов ; − углубления и расширения теоретических знаний ; − формирования умений использовать нормативную , правовую , справочную документацию и специальную литературу ; − развитие познавательных способностей и активности студентов : творческой инициативы , самостоятельности , ответственности и организованности ; − формирования самостоятельности мышления , способностей к саморазвитию , самосовершенствованию и самореализации ; − развития исследовательских умений . Самостоятельная работа — это такой способ учебной работы , при котором : 1) студентам предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения ; 2) работа проводится без непосредственного участия преподавателя , но под его руководством ; 3) выполнение работы требует от студентов умственного напряжения . Организационные основы самостоятельной работы : − самостоятельную работу в колледже ; − самостоятельную работу за пределами колледжа ; Своеобразной формой организации обучения являются внеаудиторные самостоятельные занятия студентов . Они представляют собой
логическое предложение аудиторных занятий , проводятся по заданию преподавателя , который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения задания . Затраты времени на выполнение этой работы регламентируются рабочим учебным планом . Режим работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий . Дидактические цели самостоятельных внеаудиторных занятий : 1) закрепление , углубление , расширение и систематизация занятий ; 2) Формирование профессиональных умений и навыков ; 3) формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда ; 4) мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности ; 5) развитие самостоятельности мышления ; 6) формирование уверенности в своих силах , волевых черт характера , способности к самоорганизации ; 7) овладение технологическим учебным инструментом . Виды самостоятельной работы : − индивидуальная работа ; − групповая работа . Виды самостоятельной работы прежде всего определяются исходя из уровня подготовленности студента , его мировоззрения , накопленного опыта , знаний и умений по предыдущим учебным дисциплинам и предметам . На начальном этапе обучения можно использовать следующие виды самостоятельной работы : − работа с новым учебным материалом . Цель — доведение нового материала до обучаемого . Учебный материал может преподноситься по разному : в виде учебного текста по теме курса , схемы , рисунка , диаграммы , образцов ; теле -, видеофильмов , слайдов , телекоммуникаций и т . п . − учебные задания на осмысление , систематизацию учебного материала , самоконтроль , обобщение и др .
на последующих этапах обучения студентам могут предлагаться творческие задания . Эту работу чаще всего выполняют более эффективно сильные студенты . К этому виду самостоятельной работы можно отнести : − компенсаторные рефераты ( творческие работы ); − кейсы , деловые игры по модулям дисциплины ; − индивидуальные отчеты в ходе учебной практики ; − курсовые работы ; − комплексную выпускную работу . Целостная система организации учебного процесса большую роль в деле организации самостоятельной работы студентов отводит инструктивной , методической работе со стороны преподавателя . Принципы составления руководства — один из узловых вопросов методики самостоятельной работы . При составлении рабочего руководства следует учитывать ряд факторов : возраст студентов , специфику учебного предмета , особенности использования учебника и других пособий . Рабочие руководства составляет сам преподаватель в виде : − рабочей тетради ; − инструктивной карты ; − программы самостоятельно работы со студентами . Любая учебная деятельность должна мотивироваться со стороны преподавателя . Формы мотивации могут быть разные : − зачет по теме , разделу , изучаемой дисциплине ; − освобождение от семинарских занятий ; − освобождение от экзамена ; − материальное вознаграждение по итогам конкурса творческих работ . Научно обоснованное планирование самостоятельной работы студентов предполагает совместную работу преподавателей различных дисциплин . Так , например , работа студента может объединить такие дисциплины , как : − информатика — статистика − экономическая теория — налоги и налогообложение
− экономика организации — экономический анализ − статистика — бухгалтерский учет и т . д . Такой подход к организации самостоятельной работы студентов укрепит и дальше разовьет сотрудничество преподавателей разных дисциплин и предметно - цикловых комиссий . Четко и логично спланированный учебно - педагогический процесс позволит добиваться высоких педагогических результатов в деле подготовки высококвалифицированного специалиста , востребованного нашим обществом .


В раздел образования