Автор: Бокарева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - д/с №2 "Солнышко"
Населённый пункт: село Красное, Липецкая область
Наименование материала: авторская программа
Тема: "Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Принято Утверждаю
на заседании заведующий МБДОУ ЦРР
педагогического совета детский сад №2 «Солнышко»
Протокол №1 от 29.08.2016 ________Л.В.Чернышова
Приказ № 87 от 31.08.2016
ПРОГРАММА
по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников
«ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
Автор: Бокарева Е.Н.
воспитатель высшей категории
МБДОУ ЦРР – детский сад №2
«Солнышко» с.Красное
Пояснительная записка
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любо-
знательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно нахо-
дить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятель-
ность, а наоборот, активно помогать.
Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать
в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах,
установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования,
которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес
к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную
активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспе-
риментирование носит безопасный характер.
Познавательно-исследовательская
деятельность
пронизывает
все
сферы
детской
жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в
реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиаль-
но новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на
переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему
мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные
опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают
любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего
мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, срав-
нивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную
связь, соблюдать правила безопасности.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, была разработана
программа «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста. Веду-
щая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной
возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования есте-
ственно - научных представлений дошкольников.
Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально орга-
низованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды
деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что
усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных
творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, дей-
ствуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать
добытые кем-то знания в готовом виде. Обучение должно быть «проблемным», т. е.
должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по за-
конам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный
творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что
способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.
Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить, что оно
так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает в себя
следующие конкретные этапы:
• выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
• выдвижение гипотезы;
• поиск и предложение возможных вариантов решения;
• сбор материала;
• обобщение полученных данных.
Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая более
глубокие знания по опытно-экспериментальной деятельности.
Актуальность: В современном обществе востребована творческая личность,
способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности,
исследовательской активности.
Цель программы:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, по-
требности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному позна-
нию и размышлению.
Задачи:
1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую
любознательность.
2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация,
сравнение, обобщение);
3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследователь-
ской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, дости-
жении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
4. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
5. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть
его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведе-
нии.
6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опы-
тов и экспериментов.
Принципы работы по организации опытно-экспериментальной
деятельности с детьми старшего дошкольного возраста:
Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практи-
чески апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в
практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и
непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности
педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач,
развития поисково-экспериментальной деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям при-
менить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных
повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,
обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности
ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее
развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный
комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные
особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных
возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и
детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской дея-
тельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое
путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,
способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить
ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,
инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение не-
стандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме
независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы – 5–7 лет – воспитанники старшей и подготовительной к школе
группы детского сада. Срок реализации программы 2 года.
Совместная деятельность воспитателя и детей по опытно - экспериментальной
деятельности проводятся 2 раза в месяц в форме занятий, всего 18 занятий в год.
Диагностика педагогического процесса с целью оптимизации образовательного про-
цесса по формированию умений по опытно-экспериментальной деятельности прово-
дится 2 раза в год в начале и в конце учебного года.
Данная образовательная деятельность направлена на реализацию задач по опытно-экс-
периментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Перспективные планы составлены с учётом требований программы, возрастных осо-
бенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции
образовательных областей:
1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словес-
ных игр;
2. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.
3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым
нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе
экспериментальной деятельности.
4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных при-
родных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познава-
тельно – экспериментальной деятельности: в выдвижении
предположений, в выборе способов проверки, достижении результата, их
интерпретации и применении в деятельности.
5. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по
впечатлениям проведённых занятий, закрепление пройденного материала.
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у
воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений,
формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе
экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
Перспективный план работы опытно-экспериментальной
деятельности детей в старшей группе
Месяц
Тема
Программные задачи
Материалы
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
«Почему песоч-
ные часы называ-
ются
песочными?»
Выявить свойства песка и глины. Разви-
вать мышление. Воспитывать
аккуратность при работе.
Ёмкости с сухим
песком и глиной,
прозрачные
стаканчики,
дощечки, лупа, сито,
ширма, песочные
часы.
«Эти удивитель-
ные камни»
Познакомить детей с разнообразием кам-
ней, их свойствами, особенностями.
Формировать мыслительные процессы:
умение классифицировать камни по
разным признакам, анализировать
и обобщать свои наблюдения, делать
выводы. Развивать эмоционально-
положительное отношение к познанию
окружающего мира. Воспитывать желание
интересоваться объектами неживой
природы.
Различные камни,
презентация «Мир
удивительных кам-
ней», ящик ощуще-
ний, миски с водой,
лупы, гуашь, кисти,
клеёнка
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
«Значение воды в
жизни человека»
Определить с помощью опытов состояние
воды. Закрепить знания детей о неживой
природе.
Воспитывать бережное
отношение к воде.
Карточки, бумага для
салфеток,
льдинки, стакан с во-
дой, воронка, снег,
кусочек земли,
глобус, ложка,
пипетка, банка с
водой.
«Путешествие с
капелькой»
Дать понять значимость воды в жизни
человека. Обогащать и уточнять знания де-
тей о воде: прозрачная, без запаха, без
цвета. Продолжать развивать
познавательный интерес к
экспериментальной деятельности,
наблюдательность. Упражнять в
установлении причинно-следственных
связей, используя речь – доказательство.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Магнитофон,
картинка капельки,
ткань, чайные
ложки, цветные
карандаши,
листы тонированной
бумаги.
«Бумажная Фея»
Познакомить детей с некоторыми свой-
ствами бумаги (толстая – тонкая, прочная)
в процессе выполнения с ней различных
действий (сминание, разрывание,
Кукла «Бумажная
Фея», листочки
бумаги различных
видов, ёмкость с
Н
О
Я
Б
Р
Ь
скручивание); с использованием бумаги в
жизни человека. Развивать мышление,
мелкую моторику кистей рук.
Воспиты-
вать любознательность, бережливость.
водой, предметы,
изготовленные
из бумаги.
«Что лучше:
бумага или
ткань?»
Познакомить со свойствами и качеством
бумаги и ткани, учить видеть их сходства и
различия. Учить детей делать умозаключе-
ния и выводы. Развитие логического
мышления.
Воспитывать аккуратность при
работе.
Тряпичная кукла
Иринка, платочки из
бумаги и ткани по
количеству детей,
вещи из ткани и
бумаги.
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
«Твёрдый –
мягкий»
Учить детей различать и называть
качества предметов «твердый», «мягкий».
Дать детям первоначальные навыки
экспериментирования; учить детей
различать и называть качества предметов
«твердый», «мягкий». Развитие навыков
экспериментирования.
Вызвать
доброжелательное отношение к лесным
жителям.
Сказочный персонаж
Гном - Гномыч,
письмо, лесная
поляна, корзина с ка-
мешками и ватой, ба-
ночка с водой, под-
нос, чудесный
мешочек.
«Сладкий –
солёный»
Продолжать формировать знания о
свойствах некоторых веществ: соли и
сахаре, сравнивать их между собой,
выделяя и фиксируя сходства и различия
Развивать навыки мыслительной
деятельности, умение анализировать,
выделять причинно – следственные
связи.
Воспитывать аккуратность при ра-
боте.
Картон, лупа, соль,
сахар, вода в
стаканах, чайные
ложки.
Я
Н
В
А
Р
Ь
«Опыт со снегом»
(проводится на
улице)
Активизировать поисковую деятельность
детей, уточнить их представления о
свойствах снега (белый, холодный,
рассыпчатый, мягкий, легкий).
Формировать умение рассуждать: почему
на ладошке растаяла снежинка, а на
рукавичке нет? Почему снег в комнате
тает? Почему на морозе вода превращается
в лед?
Воспитывать творческую личность,
способную понимать и любить окружаю-
щий мир.
«Освобождение
бусинок из
ледяного плена»
Стимулировать самостоятельное
формулирование выводов детьми. Создать
условия для расширения представлений
детей о свойствах льда – тает в тепле.
Развивать желание помочь другим;
мышление при выборе способа
действия. Воспитывать аккуратность в ра-
боте.
Замороженные во
льду бусинки,
баночки с тёплой во-
дой, тарелочки,
тряпочки для
каждого ребёнка.
«Необыкновен-
ный мир
магнитов»
Познакомить с понятиями «магнит»,
«магнитная сила». Сформировать
представление о свойствах магнита.
Рукавичка с
магнитом внутри,
магниты,
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
Формирование умений приобретать знания
посредством проведения практических
опытов, делать выводы, обобщения.
Развивать у детей интерес и конкретные
представления о магните и его свойствах:
притягивать предметы; а так же через
какие материалы и вещества воздействует
магнитная сила.
Воспитывать навыки
сотрудничества, взаимопомощи.
металлические,
пластмассовые и де-
ревянные предметы,
стакан с водой,
волчок из спички,
картонного кружочка
и воткнутой в спичку
металлической бу-
лавкой.
«Волшебное
стекло»
Учить соблюдать правила безопасности
при обращении с предметами из стекла.
Развивать наблюдательность,
любознательность, смекалку; помочь детям
выявить свойства стекла (прочное, про-
зрачное, гладкое). Воспитывать бережное
отношение к вещам.
Две стеклянные
бутылочки, стакан,
пробка, ванночка с
водой, флаконы от
духов, палочки.
М
А
Р
Т
«Царство ветров»
Познакомить детей с таким природным
явлением, как ветер, его свойствами и
ролью в жизни человека. Развитие умений
детей наблюдать, проводить опыты и
самостоятельно делать выводы. Воспиты-
вать интерес к экспериментальной
деятельности, любовь к природе.
Сосуд с водой, па-
кет, стеклянная
банка, соломинка,
резиновый шар,
веер, сюжетная кар-
тинка «Охрана воз-
духа от загрязне-
ния», веточка с ли-
сточками, аудиоза-
пись шум ветра, ста-
канчики и трубочки
на каждого ребёнка.
«Невидимка-
воздух»
Познакомить со свойствами воздуха,
возможностью воздуха двигать предметы.
Продолжать развивать умение анализиро-
вать и сравнивать, обобщать полученные
знания.
Вызвать желание
экспериментировать и получать
удовольствие от совместного
эксперимента
.
Посылка с
воздушным шаром,
салфетка, книга,
бумажные веера,
деревянный кубик,
прозрачные стаканы,
ванночки с ровным
дном.
А
П
Р
Е
Л
Ь
«Поможем Не-
знайке»
Познакомить с разными способами
очистки воды. Учить фиксировать этапы
эксперимента, делать выводы в соответ-
ствии с результатом эксперимента, обоб-
щать и анализировать их. Воспитывать бе-
режное отношение к воде.
Мультимедийная
презентация, короб-
ка, воронки, магни-
ты, прозрачные ста-
канчики, ситечки,
ватные диски, бинт,
салфетка, картинки.
«Почва - живая
земля»
Уточнение знаний детей о свойствах
почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.
Формировать у детей действия
обследования (восприятия), дающие воз-
можность выявить свойства почвы:
назвать предмет в целом (почва);
при помощи зрительного восприятия
Образцы почвы, две
банки с чистой и
грязной водой,
картинки с изобра-
жениями
почвенных
обитателей.
выявить цвет, состав почвы; при помощи
растирания почвы между пальцами
выявить, какая она на ощупь (мягкая,
вязкая, рыхлая) и т.д.
Воспитание
экологической культуры.
М
А
Й
«Театр теней»
Познакомить с понятиями «света» и
«тени». Вызвать желание
экспериментировать и получать
удовольствие от полученного
эксперимента
.
Воспитывать познаватель-
ный интерес к окружающей действитель-
ности.
настольная лампа,
фонарики, ширма,
фигурки для тенево-
го спектакля, фигур-
ки животных, аль-
бом для фиксации
результатов опытов,
карандаши, шатер-
палатка
«Секреты
бабочки»
Расширять представления детей о
разнообразии бабочек, их строении и при-
способлении в природе. Продолжать разви-
вать у детей навыки
исследовательской деятельности,
почувствовать себя учёными. Формировать
у детей бережное отношение к
бабочкам, учить правильному поведению в
природе.
Макет цветочной
поляны, муляжи
бабочек,
индивидуальные
наборы для опытов.
Перспективный план работы опытно-экспериментальной
деятельности детей в подготовительной к школе группе
Месяц
Тема
Программные задачи
Материалы
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
«Песчаный ко-
нус»
Помочь определить свойства песка.
Закрепить культурно-гигиенические
навыки после игр с песком. Воспитывать
аккуратность при обращении с песком.
Ёмкость с сухим пес-
ком, емкость с мо-
крым песком, вода,
стаканчики, подно-
сы, лупа, листы бе-
лой бумаги, презен-
тация «Человек и пе-
сок», листы бумаги с
нарисованными кар-
тинками, клеящие
карандаши.
Путешествие-игра
«Приключение
Буратино»
Закрепить знания детей о свойстве дерева
(не тонет в воде). Развивать умение
формулировать проблему, анализировать
ситуацию, планировать эксперимент.
Воспитывать любовь к природе,
стремление заботиться о ней и беречь её.
Различные кусочки
дерева, миски с
водой.
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
«Что выделяют
растения?»
Углубить знания детей о том, что растения
выделяют кислород; понять
необходимость дыхания для растений. Раз-
вивать речь, мышление,
наблюдательность, умение сравнивать и
делать выводы.
Воспитывать бережное
отношение к природе.
Комнатное растение,
ёмкость с водой,
тряпочка, схема
роста растений.
«С водой и без
воды»
Помочь детям выделить факторы внешней
среды, необходимые для роста и
развития растений (вода, свет, тепло).
Развитие речи, любознательности,
мышления. Воспитывать бережное
отношение к воде как основному
природному ресурсу.
Карточки, салфетка,
два стакана, воронка,
кусочек земли,
глобус, ложка, банка
с водой
.
Н
О
Я
«Зачем кошке
шершавый язык?»
Определить строение и значение языка
кошки. Выяснить какой корм любит
кошка. Развивать мышление, речь. Воспи-
тывать заботливое отношение к животным,
желание помогать взрослым по уходу за
ними.
Кусочки наждачной
бумаги, меха,
натёртый грифель
карандаша в
тарелочке,
презентация «Кош-
ка».
Б
Р
Ь
«Вдох – выдох»
Расширить представления детей о воздухе,
способах его обнаружения в зависимости
от его температуры; о времени, в течение
которого человек может находиться без
воздуха. Развивать мыслительные
операции, познавательные интересы.
Воспитывать заботливое отношение к
своему здоровью и здоровью
окружающих.
Воздушные шары,
изображение
человека с
изображением
внутренних органов,
бумага, пух.
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
«Живая земля»
Закрепить знания детей о почве; показать
взаимосвязь всего живого на Земле.
Развивать речь, умение делать выводы.
Воспитывать любовь к природе родного
края, к его обитателям.
Письмо, мисочки с
землей, вода, ложеч-
ки, салфетки, лупы,
воронки, ватные дис-
ки, стаканы – по ко-
личеству детей, схе-
мы и карандаши для
обозначения, презен-
тация
«Почва»
«Необычное в
обычном»
Учить детей получать знания о природных
свойствах предметов через эксперименти-
рование. Закрепить знания детей о живот-
ных разных природных зон, о вулкане.
Дать детям возможность почувствовать
красоту природы через удивление. Разви-
вать память, внимание, воображение, логи-
ческое мышление; умение анализировать и
делать выводы.
Воспитывать любовь и бе-
режное отношение к родной земле.
Сундук, закрытый на
замок, игрушка-паук,
ключ, конверт с
письмом, зеркало,
карта с обозначения-
ми мест опасности,
корзина, резиновые
перчатки, таз с за-
грязнённой водой,
вата, марля (бинт),
фильтровальная бу-
мага, воронка, ста-
канчики; макеты
природных зон (пу-
стыня, север, сме-
шанный лес); кув-
шинки, сделанные из
бумаги, тарелочки с
водой (одна на пару
детей); макет вулка-
на, сода, моющая
жидкость, уксус (для
приготовления
лавы); морские ка-
мушки.
«Испытание
магнита»
Познакомить детей с понятием
«магнетизм», с особенностями магнита;
помочь выявить материалы, которые могут
снять магнетичность; показать способ
изготовление самодельных компасов.
Развивать мыслительные операции,
Магнитики,
металлические
предметы, стакан с
водой, дощечка.
Я
Н
В
А
Р
Ь
умение выдвигать гипотезы, делать
выводы, активизировать словарь детей.
Воспитывать навыки сотрудничества,
взаимопомощи.
«Зачем растения
вертятся?»
Показать, что для роста растениям необхо-
дим свет. Развивать наблюдательность –
умение замечать изменения в росте
растений, связывать эти изменения с
условиями, в которых они находятся.
Воспитывать любовь к растениям, желание
ухаживать за ними.
Два горшка с
растениями (лучше
всего герань), набор
картинок с
дикорастущими и
комнатными
растениями,
гербарий
.
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
«Сильная газета»
Познакомить детей с новыми свойствами
бумаги: на большую площадь действует
сильное давление. Развивать мышление,
мелкую моторику кистей рук. Воспитывать
умение прислушиваться к мнению
сверстников.
Газеты разных
размеров, предметы
разной тяжести,
ёмкость с водой.
«Почему на небе
разные звёзды?»
Понять зависимость освещённости
предмета от силы источника и
удалённости от него. Вызвать
познавательный интерес к Вселенной. Вос-
питывать уважение к труду
космонавтов.
Настольная лампа,
фонарик, панно с
изображением звёзд
крупных и мелких,
зонт для
дидактической
игры.
М
А
Р
Т
«Что такое термо-
метр»
Познакомить детей с работой термометра,
видами, о значении их применения. Разви-
вать наблюдательность, смекалку, внима-
ние. Научить детей изготовлению термо-
метра для игр. Воспитывать уважение и бе-
режное отношение друг к другу.
Термометры разных
видов, незнайка,
тазы с водой разной
температуры (холод-
ная, горячая), ша-
блон термометра из
картона, нитки крас-
ного и голубого цве-
та, лабораторные
дневники, цветные
карандаши.
«Путешествие в
мир стеклянных
вещей»
Познакомить с производством фарфора;
научить сравнивать свойства стекла и фар-
фора, узнавать стеклянные и
фарфоровые предметы. Развивать
наблюдательность, любознательность,
смекалку. Помочь детям выявить свойства
стекла (прочное, прозрачное, гладкое).
Воспитывать бережное отношение к
вещам.
Стеклянные и
фарфоровые посуды,
стакан, ванночка с
водой, палочки.
«Путешествие в
страну Зазерка-
лье»
Познакомить детей с историей появления
зеркала; закрепить знания о необходимо-
сти этого предмета. Развивать умение на-
блюдать, анализировать, обобщать и срав-
нивать; делать выводы. Расширять пред-
Зеркала, ёмкость с
водой, листы
цветного картона,
кусочки металла,
салфетки, стекло,
А
П
Р
Е
Л
Ь
ставления детей о многообразии окружаю-
щего мира. Активизировать речь детей;
развивать внимание, память. Формировать
умение действовать по правилам. Разви-
вать умение согласовывать собственное
поведение с поведением других детей.
Воспитывать сопереживание, желание по-
мочь, чувство ответственности.
фольга,
металлические пред-
меты (ложки), дере-
вянные ложки, пла-
стилин, стеки, сал-
фетки.
«Почему птицы
летают?»
Формировать реалистические
представления о птицах, расширять знания
детей об особенностях внешнего
вида, повадках птиц. Развивать речь,
логическое мышление. Воспитывать
бережное отношение к птицам.
Перья, презентация
«Птицы», карточки с
изображениями
птиц, бумажные
птицы с разной
величиной крыльев,
картины русских
художников.
М
А
Й
«Легкая
пластмасса»
Помочь определить свойства пластмассы
(гладкая, шероховатая). Развивать речь,
логическое мышление. Воспитывать
заботливое отношение к вещам,
созданным руками человека.
Пластмассовые
ёмкости, предметы
из других
материалов.
«Зачем бабочке
цветная окраска?»
Определить особенности приспособления
бабочек к жизни в окружающем мире.
Развивать связную речь, логическое
мышление. Воспитывать любовь к живой и
неживой природе.
Муляжи бабочек,
карточки с
изображениями ба-
бочек и одной птич-
ки, карточки с
изображениями яр-
ких цветов.
Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной активности
ребёнка
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу
нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного
взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны
осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.
Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.
Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском саду
понятия закрепляются в семье в обыденной жизни. Для этого родители
должны быть хорошо осведомлены о содержании работы, проводимой
педагогами, знать программу работы с детьми в каждой возрастной группе,
понимать и принимать активное участие в её реализации. Они сами обязаны
выполнять все требования, предъявляемые к детям, чтобы служить образцом
для подражания: в том возрасте, когда основным способом введения базы
данных в память человека служит запечатление, личный пример является
наиболее эффективным и поэтому ведущим методом обучения. Наконец,
родители должны создавать все условия для максимальной реализации
детьми требований, предъявляемых в детском саду.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях
через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в
необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям,
доказываем, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком как с
равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто
поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое,
самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность
предметов, явлений, действительности.
План работы с родителями
№
п/п
Задачи
Мероприятия
1
Ознакомление родителей с содержанием
программы развития экспериментальной де-
ятельности.
Родительские собрания:
1. «Экспериментальная деятельность
дошкольников в семье»
2. «Значение детского
экспериментирования в развитии
ребёнка»
3. «Проведение экспериментов
летом»
4. «Растим любознательных»
5. Анкетирование «Выявление отношения
родителей к опытно - экспериментальной
активности детей»
2
Ознакомление родителей с методами и фор-
мами работы по разделу «Детское
экспериментирование».
Консультации для родителей:
1. «Роль семьи в развитии интереса
ребёнка к экспериментальной
деятельности»
2. «Организация детского
экспериментирования в домашних
условиях»
3. «Чего нельзя и что нужно делать для
поддержания интереса детей к
познавательному экспериментированию?»
3. «Игра или экспериментирование»
4. «Значение опытно – экспериментальной
деятельности для психического развития
ребенка»
3
Популяризация исследовательской
активности ребенка - дошкольника
1. Оформление информационного стенда
«Экспериментальная деятельность
дошкольника», «Как организовать в
домашних условиях мини-лабораторию?»
2. Фотовыставка «Мы экспериментируем»
3. Открытые занятия: «Невидимка-воздух»
«Необыкновенный мир магнитов»
«Какими бывают камни?» и т.д.
3. Создание мини-лаборатории.
4
Организация сотрудничества с родителями
1. «Домашние задания» по
экспериментированию для детей и их
родителей.
2. Создание семейного журнала
«Экспериментируем дома»
3. Привлечение родителей к пополнению
коллекции «Разные ткани», «Бумажная
страна».
Методическое обеспечение Программы
1. А.И. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном
образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание» - № 4 2006г. – с.10.
2. А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. –
Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,
2010. – 128с.
3. А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - С.48
4. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная
деятельность»
5. В.А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений
и экологической культуры детей [Текст]: обзор программ дошкольного
образования. В.А.Зебзеева // Приложение к журналу ―Управление ДОУ‖. –
М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
6. Г.П. Тугушева Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
7. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
8. И.А. Иванова Естественно - научные наблюдения и эксперименты в
детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
9. И. Э Куликовская, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший
дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - С.80
10. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. Организация опытно - экспериментальной
деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации,
конспекты занятий/авт.-сост.– Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
11. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность
старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. //
«Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с.
12. Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности
дошкольников»
13. Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»
14.Н.А. Короткова Образовательный процесс в группах детей старшего
дошкольного возраста. - ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - С. 208
15. Н.Н. Поддъяков Сенсация: открытие новой ведущей деятельности //
педагогический вестник. - 2010. - №1
16. О. В. Дыбина« Неизведанное рядом: занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников».
17. Рыжова Н.А. Наш дом – природа //Дошкольное воспитание. - 2000.-№7. -
с. 2-10. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников
приобретать знания. Ярославль, 2002
18. С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". -
М - 2011. - С.224
19. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5 -6 лет. Практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж:
ТЦ»Учитель», 2004. - 159 с
Приложение № 1
Месяц
Темы игр-экспериментирований
старшая группа
первая неделя
вторая неделя
третья неделя
четвертая
не-
деля
Октябрь
1. Нюхаем, пробуем,
трогаем, слушаем
2. Почему все зву-
чит?
3. Прозрачная вода
4. Вода прини-
мает форму
Ноябрь
5. Какие предметы
могут плавать?
6. Делаем мыльные
пузыри
7. Подушка из пены
8. Воздух по-
всюду
Декабрь
9. Воздух работает
10. Каждому камеш-
ку свой домик
11. Можно ли менять
форму камня и глины
12. Свет повсю-
ду
Январь
13. Свет и тень
14. Замерзшая вода
15. Тающий лед
16. Разноцвет-
ные шарики
Февраль
17. Таинственные
картинки
18. Все увидим, все
узнаем
19. Песочная страна
20. Где вода?
Март
21. Водяная мельни-
ца
22. Звенящая вода
23. Угадай-ка
24. Ловись,
рыбка, и мала, и
велика
Апрель
25. Фокусы с магни-
тами
26. Солнечные зайчи-
ки
27. Что растворяется
в воде?
28. Что отра-
жается в зерка-
ле?
Май
29. Волшебное сито
30. Цветной песок
31. Игры с песком
32. Фонтанчики
Месяц
Темы игр-экспериментирований
подготовительная группа
первая неделя
вторая неделя
третья неделя
четвертая
неделя
Сентябрь
—
—
—
1. Экскурсия
в детскую ла-
бораторию
Октябрь
2. Какая бывает вода? 3. Вода — рас-
творитель. Очищение
воды
4. Сила тяготения
5. Упрямые
предметы
Ноябрь
6. Волшебные стек-
лышки
7. Почему предметы
движутся?
8. Хитрости инерции
9. Что такое
масса?
Декабрь
10. Воздух
11. Солнце дарит нам
тепло и свет
12. Почему дует ве-
тер?
13. Почему не
тонут кора-
бли?
Январь
—
14. Путешествие
Капельки
15. Чем можно изме-
рить длину?
16. Всё обо
всём
Февраль
17. Твердая вода. По-
чему не тонут айс-
берги?
18. Откуда взялись
острова?
19. Как происходит
извержение вулкана?
20. Как появ-
ляются горы?
Март
21. Испытание магни-
та
22. О «дрожалке» и
«пищалке»
23. Как сделать звук
громче?
24. Почему
поет пластин-
ка?
Апрель
25. Как образуются
метеоритные крате-
ры?
26. Почему в космос
летают на ракете?
27. Секретные за-
писки
28. Что такое
молния?
Май
29. Почему горит фо-
нарик?
30. Электрический
театр
31. Радуга в небе
32. Забавные
фокусы
Приложение №2
Картотека опытов
№ название опыта
цели и задачи
оборудование
1.
«Свойства воды»
Сравнить свойства воды,
льда, снега, выявить особенности
их взаимодействия;
Выявить процесс испаре-
ния воды, зависимость скорости
испарения от условий (темпера-
тура воздуха, открытая и закры-
тая поверхность воды).
Емкости со снегом,
водой, льдом;
Три мерные одина-
ковые емкости с окрашен-
ной водой.
2.
«Помощница вода»
Использовать знания о по-
вышении уровня воды для реше-
ния познавательной задачи;
Познакомить с силой воды.
Банка с мелкими
легкими предметами на
поверхности, емкость с
водой, стаканчики.
Вертушка, емкость с
водой, алгоритм деятель-
ности.
3.
«Как помочь ослику»
(вода-растворитель)
игровое занятие.
Познакомить со свойствами
некоторых веществ;
Учить делать простейшие
умозаключения.
Емкости с водой;
Мешочек из ткани
(2*3 см) с солью;
Поролоновые губки
2*3 см.
4.
«Фильтрование воды»
Познакомить с процессами
очистки воды разными способа-
ми.
Промокательная бу-
мага, воронка, тряпочка,
речной песок, крахмал,
емкости.
5.
«Ветер в комнате»
(«живая змейка»)
Выявить, как образуется
ветер, что ветер – это поток воз-
духа;
Горячий воздух поднимает-
ся вверх, а холодный - опускает-
ся вниз.
Две свечи;
Змейка (круг, про-
резанный по спирали и
подвешенный на нить).
6.
Прогулки «невидимки»
Дать представление о силе
ветра.
Макет «пустыни»;
Емкости с подкра-
шенной водой («желтое и
красное» моря);
Макеты корабликов
– парусников;
Фен.
7.
«Упрямый воздух»
Обнаружить, что воздух
Шприцы, пипетки,
при сжатии занимает меньше ме-
ста;
Сжатый воздух обладает
силой, может двигать предметы.
емкость с подкрашенной
водой
8.
«Сухой из воды»
Определить, что воздух за-
нимает место.
Емкость с водой,
стакан с прикрепленной
на дне салфеткой;
Деревянные бруски
с флажками, банки (в них
должен свободно входить
брусок с флажком).
9.
«Как устроена «волшеб-
ная кладовая»
Дать представление о том,
что почвы бывают разными, име-
ют различные свойства;
подвести к пониманию: по-
чему почву называют «Кладо-
вой»
Образцы почв: пе-
сок, глина, камни;
Емкость с водой;
2 прозрачных сосу-
да;
2 воронки
10
.
«Могут ли животные жить
в Земле»
(как дождевые черви со-
здают почву)
Выяснить, что есть в почве
для жизни живых организмов
(воздух, вода, органические
остатки);
На примере экологической
игры «Дерево и дождевой чер-
вяк», показать роль дождевых
червей в создании почвы
Почва, спиртовка,
металлическая тарелка,
стекло или зеркало, ем-
кость с водой;
Атрибуты к игре
«Дерево и дождевой чер-
вяк»:
-листья деревьев (из карто-
на;
-стаканчики с землей;
-2 шапочки с изображени-
ем дождевого червя;
-2 шапочки с изображени-
ем деревьев.
11.
Рельеф земли.
Родник.
Познакомить с различным
рельефом Земли
Картины с изобра-
жением рельефа Земли;
Бросовый материал,
бумага, клей для изготов-
ления «действующего»
макета «Родник».
12
.
Чтобы почва не болела.
(акция «батарейка»)
Дать представление о том,
что почва может заболеть, разру-
шиться и даже погибнуть, что
может погубить ее;
Воспитывать бережное от-
ношение к природе, желание обе-
регать ее.
Образцы разной
почвы;
Рисунки, листовки в
защиту почвы, Земли;
Использованные ба-
тарейки.
13
.
«Как мы видим»
(и/у «Чьи глаза тебе помо-
гут?»)
Определить реакцию зрачков
на различную степень осве-
щенности
Закрепить знания об особенно-
стях зрения живых организ-
мов.
Картинки с изображе-
нием животных для ре-
шения различных ситу-
аций.
14
.
«Уши-органы слуха»
(и/у «Где звенит колоколь-
чик?»)
Определить значимость распо-
ложения ушей на противопо-
ложных сторонах головы чело-
века;
Развивать слуховое восприятие
детей, ориентируясь на звуча-
ние колокольчика.
Повязка на глаза, музы-
кальный колокольчик.
15
.
«Кожа-орган осязания»
Сравнить температуру воды в
нескольких емкостях;
Определить расположения
«тепловых» и «холодовых»
(воспринимающих тепло и хо-
лод) точек на разных участках
кожи.
Емкости с водой разной
температуры (от холод-
ной до самой теплой);
Металлический стер-
жень, тонкая кисть,
красная и синяя аква-
рельная краска.
16
.
«Как мы чувствуем
запах»
Упражнять детей в различении
пищи по запаху;
Доказать необходимость вдоха
для определения запаха.
Продукты с достаточно
хорошо выраженным
характерным запахом
(черный и белый хлеб,
лук, чеснок, апельсин;
Плотный матерчатый
мешочек, внутри кото-
рого спрятан кусочек
туалетного мыла, фла-
кончик из-под духов,
кожура апельсина и т.д.
17
.
«Садик в бутылке»
(фабрика питания)
Показать, как растение мо-
жет само обеспечивать себя
питанием.
Банка с широким гор-
лом, крышка к ней;
Цветочная земля;
Молодое комнатное
растение.
18
.
«Дом для дождевого чер-
вя»
Показать роль земляного чер-
вяка в природе
Стеклянная банка с ши-
роким горлом;
Земляной червяк;
Плодородный слой поч-
вы;
Сухие листья.
19
.
«Свет-источник жизни»
Показать влияние солнечного
света на рост растений.
4 блюдца;
Вода;
Вата;
Семена льна.
20
.
«Зачем растениям свет?»
Формировать первичные пред-
ставления о фотосинтезе.
Комнатное растение с
широкими зелеными
листьями (герань, фи-
кус);
Кружок пластыря.
21
.
«Отражение лучей»
Познакомить с распростране-
нием и преломлением солнеч-
ного света.
Стакан;
Вода;
Карандаши.
22
.
«Вызови молнию»
Показать, как молния проска-
кивает от облака к громоотво-
ду.
Металлический проти-
вень;
Пластилин;
Целлофановый пакет;
Металлическая вилка.