Напоминание

"Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников"


Автор: Бокарева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - д/с №2 "Солнышко"
Населённый пункт: село Красное, Липецкая область
Наименование материала: авторская программа
Тема: "Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Принято Утверждаю

на заседании заведующий МБДОУ ЦРР

педагогического совета детский сад №2 «Солнышко»

Протокол №1 от 29.08.2016 ________Л.В.Чернышова

Приказ № 87 от 31.08.2016

ПРОГРАММА

по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников

«ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Автор: Бокарева Е.Н.

воспитатель высшей категории

МБДОУ ЦРР – детский сад №2

«Солнышко» с.Красное

Пояснительная записка

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любо-

знательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно нахо-

дить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятель-

ность, а наоборот, активно помогать.

Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать

в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах,

установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования,

которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес

к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную

активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспе-

риментирование носит безопасный характер.

Познавательно-исследовательская

деятельность

пронизывает

все

сферы

детской

жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в

реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиаль-

но новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на

переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему

мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные

опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают

любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего

мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, срав-

нивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную

связь, соблюдать правила безопасности.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, была разработана

программа «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста. Веду-

щая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной

возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования есте-

ственно - научных представлений дошкольников.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально орга-

низованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды

деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что

усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных

творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, дей-

ствуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать

добытые кем-то знания в готовом виде. Обучение должно быть «проблемным», т. е.

должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по за-

конам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный

творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что

способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить, что оно

так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает в себя

следующие конкретные этапы:

• выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

• выдвижение гипотезы;

• поиск и предложение возможных вариантов решения;

• сбор материала;

• обобщение полученных данных.

Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая более

глубокие знания по опытно-экспериментальной деятельности.

Актуальность: В современном обществе востребована творческая личность,

способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности,

исследовательской активности.

Цель программы:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, по-

требности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному позна-

нию и размышлению.

Задачи:

1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую

любознательность.

2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация,

сравнение, обобщение);

3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследователь-

ской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, дости-

жении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

4. Активизировать речь и обогащать словарь детей.

5. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть

его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведе-

нии.

6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опы-

тов и экспериментов.

Принципы работы по организации опытно-экспериментальной

деятельности с детьми старшего дошкольного возраста:

Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практи-

чески апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной

психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в

практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и

непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности

педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач,

развития поисково-экспериментальной деятельности дошкольников;

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям при-

менить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных

повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,

обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности

ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее

развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный

комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные

особенности ребенка.

Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных

возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и

детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской дея-

тельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое

путем решения доступных проблемных задач;

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,

способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить

ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,

инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение не-

стандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме

независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной

программы – 5–7 лет – воспитанники старшей и подготовительной к школе

группы детского сада. Срок реализации программы 2 года.

Совместная деятельность воспитателя и детей по опытно - экспериментальной

деятельности проводятся 2 раза в месяц в форме занятий, всего 18 занятий в год.

Диагностика педагогического процесса с целью оптимизации образовательного про-

цесса по формированию умений по опытно-экспериментальной деятельности прово-

дится 2 раза в год в начале и в конце учебного года.

Данная образовательная деятельность направлена на реализацию задач по опытно-экс-

периментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Перспективные планы составлены с учётом требований программы, возрастных осо-

бенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции

образовательных областей:

1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словес-

ных игр;

2. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.

3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым

нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе

экспериментальной деятельности.

4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных при-

родных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познава-

тельно – экспериментальной деятельности: в выдвижении

предположений, в выборе способов проверки, достижении результата, их

интерпретации и применении в деятельности.

5. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по

впечатлениям проведённых занятий, закрепление пройденного материала.

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у

воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений,

формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе

экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

Перспективный план работы опытно-экспериментальной

деятельности детей в старшей группе

Месяц

Тема

Программные задачи

Материалы

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

«Почему песоч-

ные часы называ-

ются

песочными?»

Выявить свойства песка и глины. Разви-

вать мышление. Воспитывать

аккуратность при работе.

Ёмкости с сухим

песком и глиной,

прозрачные

стаканчики,

дощечки, лупа, сито,

ширма, песочные

часы.

«Эти удивитель-

ные камни»

Познакомить детей с разнообразием кам-

ней, их свойствами, особенностями.

Формировать мыслительные процессы:

умение классифицировать камни по

разным признакам, анализировать

и обобщать свои наблюдения, делать

выводы. Развивать эмоционально-

положительное отношение к познанию

окружающего мира. Воспитывать желание

интересоваться объектами неживой

природы.

Различные камни,

презентация «Мир

удивительных кам-

ней», ящик ощуще-

ний, миски с водой,

лупы, гуашь, кисти,

клеёнка

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Значение воды в

жизни человека»

Определить с помощью опытов состояние

воды. Закрепить знания детей о неживой

природе.

Воспитывать бережное

отношение к воде.

Карточки, бумага для

салфеток,

льдинки, стакан с во-

дой, воронка, снег,

кусочек земли,

глобус, ложка,

пипетка, банка с

водой.

«Путешествие с

капелькой»

Дать понять значимость воды в жизни

человека. Обогащать и уточнять знания де-

тей о воде: прозрачная, без запаха, без

цвета. Продолжать развивать

познавательный интерес к

экспериментальной деятельности,

наблюдательность. Упражнять в

установлении причинно-следственных

связей, используя речь – доказательство.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Магнитофон,

картинка капельки,

ткань, чайные

ложки, цветные

карандаши,

листы тонированной

бумаги.

«Бумажная Фея»

Познакомить детей с некоторыми свой-

ствами бумаги (толстая – тонкая, прочная)

в процессе выполнения с ней различных

действий (сминание, разрывание,

Кукла «Бумажная

Фея», листочки

бумаги различных

видов, ёмкость с

Н

О

Я

Б

Р

Ь

скручивание); с использованием бумаги в

жизни человека. Развивать мышление,

мелкую моторику кистей рук.

Воспиты-

вать любознательность, бережливость.

водой, предметы,

изготовленные

из бумаги.

«Что лучше:

бумага или

ткань?»

Познакомить со свойствами и качеством

бумаги и ткани, учить видеть их сходства и

различия. Учить детей делать умозаключе-

ния и выводы. Развитие логического

мышления.

Воспитывать аккуратность при

работе.

Тряпичная кукла

Иринка, платочки из

бумаги и ткани по

количеству детей,

вещи из ткани и

бумаги.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

«Твёрдый –

мягкий»

Учить детей различать и называть

качества предметов «твердый», «мягкий».

Дать детям первоначальные навыки

экспериментирования; учить детей

различать и называть качества предметов

«твердый», «мягкий». Развитие навыков

экспериментирования.

Вызвать

доброжелательное отношение к лесным

жителям.

Сказочный персонаж

Гном - Гномыч,

письмо, лесная

поляна, корзина с ка-

мешками и ватой, ба-

ночка с водой, под-

нос, чудесный

мешочек.

«Сладкий –

солёный»

Продолжать формировать знания о

свойствах некоторых веществ: соли и

сахаре, сравнивать их между собой,

выделяя и фиксируя сходства и различия

Развивать навыки мыслительной

деятельности, умение анализировать,

выделять причинно – следственные

связи.

Воспитывать аккуратность при ра-

боте.

Картон, лупа, соль,

сахар, вода в

стаканах, чайные

ложки.

Я

Н

В

А

Р

Ь

«Опыт со снегом»

(проводится на

улице)

Активизировать поисковую деятельность

детей, уточнить их представления о

свойствах снега (белый, холодный,

рассыпчатый, мягкий, легкий).

Формировать умение рассуждать: почему

на ладошке растаяла снежинка, а на

рукавичке нет? Почему снег в комнате

тает? Почему на морозе вода превращается

в лед?

Воспитывать творческую личность,

способную понимать и любить окружаю-

щий мир.

«Освобождение

бусинок из

ледяного плена»

Стимулировать самостоятельное

формулирование выводов детьми. Создать

условия для расширения представлений

детей о свойствах льда – тает в тепле.

Развивать желание помочь другим;

мышление при выборе способа

действия. Воспитывать аккуратность в ра-

боте.

Замороженные во

льду бусинки,

баночки с тёплой во-

дой, тарелочки,

тряпочки для

каждого ребёнка.

«Необыкновен-

ный мир

магнитов»

Познакомить с понятиями «магнит»,

«магнитная сила». Сформировать

представление о свойствах магнита.

Рукавичка с

магнитом внутри,

магниты,

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Формирование умений приобретать знания

посредством проведения практических

опытов, делать выводы, обобщения.

Развивать у детей интерес и конкретные

представления о магните и его свойствах:

притягивать предметы; а так же через

какие материалы и вещества воздействует

магнитная сила.

Воспитывать навыки

сотрудничества, взаимопомощи.

металлические,

пластмассовые и де-

ревянные предметы,

стакан с водой,

волчок из спички,

картонного кружочка

и воткнутой в спичку

металлической бу-

лавкой.

«Волшебное

стекло»

Учить соблюдать правила безопасности

при обращении с предметами из стекла.

Развивать наблюдательность,

любознательность, смекалку; помочь детям

выявить свойства стекла (прочное, про-

зрачное, гладкое). Воспитывать бережное

отношение к вещам.

Две стеклянные

бутылочки, стакан,

пробка, ванночка с

водой, флаконы от

духов, палочки.

М

А

Р

Т

«Царство ветров»

Познакомить детей с таким природным

явлением, как ветер, его свойствами и

ролью в жизни человека. Развитие умений

детей наблюдать, проводить опыты и

самостоятельно делать выводы. Воспиты-

вать интерес к экспериментальной

деятельности, любовь к природе.

Сосуд с водой, па-

кет, стеклянная

банка, соломинка,

резиновый шар,

веер, сюжетная кар-

тинка «Охрана воз-

духа от загрязне-

ния», веточка с ли-

сточками, аудиоза-

пись шум ветра, ста-

канчики и трубочки

на каждого ребёнка.

«Невидимка-

воздух»

Познакомить со свойствами воздуха,

возможностью воздуха двигать предметы.

Продолжать развивать умение анализиро-

вать и сравнивать, обобщать полученные

знания.

Вызвать желание

экспериментировать и получать

удовольствие от совместного

эксперимента

.

Посылка с

воздушным шаром,

салфетка, книга,

бумажные веера,

деревянный кубик,

прозрачные стаканы,

ванночки с ровным

дном.

А

П

Р

Е

Л

Ь

«Поможем Не-

знайке»

Познакомить с разными способами

очистки воды. Учить фиксировать этапы

эксперимента, делать выводы в соответ-

ствии с результатом эксперимента, обоб-

щать и анализировать их. Воспитывать бе-

режное отношение к воде.

Мультимедийная

презентация, короб-

ка, воронки, магни-

ты, прозрачные ста-

канчики, ситечки,

ватные диски, бинт,

салфетка, картинки.

«Почва - живая

земля»

Уточнение знаний детей о свойствах

почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.

Формировать у детей действия

обследования (восприятия), дающие воз-

можность выявить свойства почвы:

назвать предмет в целом (почва);

при помощи зрительного восприятия

Образцы почвы, две

банки с чистой и

грязной водой,

картинки с изобра-

жениями

почвенных

обитателей.

выявить цвет, состав почвы; при помощи

растирания почвы между пальцами

выявить, какая она на ощупь (мягкая,

вязкая, рыхлая) и т.д.

Воспитание

экологической культуры.

М

А

Й

«Театр теней»

Познакомить с понятиями «света» и

«тени». Вызвать желание

экспериментировать и получать

удовольствие от полученного

эксперимента

.

Воспитывать познаватель-

ный интерес к окружающей действитель-

ности.

настольная лампа,

фонарики, ширма,

фигурки для тенево-

го спектакля, фигур-

ки животных, аль-

бом для фиксации

результатов опытов,

карандаши, шатер-

палатка

«Секреты

бабочки»

Расширять представления детей о

разнообразии бабочек, их строении и при-

способлении в природе. Продолжать разви-

вать у детей навыки

исследовательской деятельности,

почувствовать себя учёными. Формировать

у детей бережное отношение к

бабочкам, учить правильному поведению в

природе.

Макет цветочной

поляны, муляжи

бабочек,

индивидуальные

наборы для опытов.

Перспективный план работы опытно-экспериментальной

деятельности детей в подготовительной к школе группе

Месяц

Тема

Программные задачи

Материалы

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

«Песчаный ко-

нус»

Помочь определить свойства песка.

Закрепить культурно-гигиенические

навыки после игр с песком. Воспитывать

аккуратность при обращении с песком.

Ёмкость с сухим пес-

ком, емкость с мо-

крым песком, вода,

стаканчики, подно-

сы, лупа, листы бе-

лой бумаги, презен-

тация «Человек и пе-

сок», листы бумаги с

нарисованными кар-

тинками, клеящие

карандаши.

Путешествие-игра

«Приключение

Буратино»

Закрепить знания детей о свойстве дерева

(не тонет в воде). Развивать умение

формулировать проблему, анализировать

ситуацию, планировать эксперимент.

Воспитывать любовь к природе,

стремление заботиться о ней и беречь её.

Различные кусочки

дерева, миски с

водой.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Что выделяют

растения?»

Углубить знания детей о том, что растения

выделяют кислород; понять

необходимость дыхания для растений. Раз-

вивать речь, мышление,

наблюдательность, умение сравнивать и

делать выводы.

Воспитывать бережное

отношение к природе.

Комнатное растение,

ёмкость с водой,

тряпочка, схема

роста растений.

«С водой и без

воды»

Помочь детям выделить факторы внешней

среды, необходимые для роста и

развития растений (вода, свет, тепло).

Развитие речи, любознательности,

мышления. Воспитывать бережное

отношение к воде как основному

природному ресурсу.

Карточки, салфетка,

два стакана, воронка,

кусочек земли,

глобус, ложка, банка

с водой

.

Н

О

Я

«Зачем кошке

шершавый язык?»

Определить строение и значение языка

кошки. Выяснить какой корм любит

кошка. Развивать мышление, речь. Воспи-

тывать заботливое отношение к животным,

желание помогать взрослым по уходу за

ними.

Кусочки наждачной

бумаги, меха,

натёртый грифель

карандаша в

тарелочке,

презентация «Кош-

ка».

Б

Р

Ь

«Вдох – выдох»

Расширить представления детей о воздухе,

способах его обнаружения в зависимости

от его температуры; о времени, в течение

которого человек может находиться без

воздуха. Развивать мыслительные

операции, познавательные интересы.

Воспитывать заботливое отношение к

своему здоровью и здоровью

окружающих.

Воздушные шары,

изображение

человека с

изображением

внутренних органов,

бумага, пух.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

«Живая земля»

Закрепить знания детей о почве; показать

взаимосвязь всего живого на Земле.

Развивать речь, умение делать выводы.

Воспитывать любовь к природе родного

края, к его обитателям.

Письмо, мисочки с

землей, вода, ложеч-

ки, салфетки, лупы,

воронки, ватные дис-

ки, стаканы – по ко-

личеству детей, схе-

мы и карандаши для

обозначения, презен-

тация

«Почва»

«Необычное в

обычном»

Учить детей получать знания о природных

свойствах предметов через эксперименти-

рование. Закрепить знания детей о живот-

ных разных природных зон, о вулкане.

Дать детям возможность почувствовать

красоту природы через удивление. Разви-

вать память, внимание, воображение, логи-

ческое мышление; умение анализировать и

делать выводы.

Воспитывать любовь и бе-

режное отношение к родной земле.

Сундук, закрытый на

замок, игрушка-паук,

ключ, конверт с

письмом, зеркало,

карта с обозначения-

ми мест опасности,

корзина, резиновые

перчатки, таз с за-

грязнённой водой,

вата, марля (бинт),

фильтровальная бу-

мага, воронка, ста-

канчики; макеты

природных зон (пу-

стыня, север, сме-

шанный лес); кув-

шинки, сделанные из

бумаги, тарелочки с

водой (одна на пару

детей); макет вулка-

на, сода, моющая

жидкость, уксус (для

приготовления

лавы); морские ка-

мушки.

«Испытание

магнита»

Познакомить детей с понятием

«магнетизм», с особенностями магнита;

помочь выявить материалы, которые могут

снять магнетичность; показать способ

изготовление самодельных компасов.

Развивать мыслительные операции,

Магнитики,

металлические

предметы, стакан с

водой, дощечка.

Я

Н

В

А

Р

Ь

умение выдвигать гипотезы, делать

выводы, активизировать словарь детей.

Воспитывать навыки сотрудничества,

взаимопомощи.

«Зачем растения

вертятся?»

Показать, что для роста растениям необхо-

дим свет. Развивать наблюдательность –

умение замечать изменения в росте

растений, связывать эти изменения с

условиями, в которых они находятся.

Воспитывать любовь к растениям, желание

ухаживать за ними.

Два горшка с

растениями (лучше

всего герань), набор

картинок с

дикорастущими и

комнатными

растениями,

гербарий

.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

«Сильная газета»

Познакомить детей с новыми свойствами

бумаги: на большую площадь действует

сильное давление. Развивать мышление,

мелкую моторику кистей рук. Воспитывать

умение прислушиваться к мнению

сверстников.

Газеты разных

размеров, предметы

разной тяжести,

ёмкость с водой.

«Почему на небе

разные звёзды?»

Понять зависимость освещённости

предмета от силы источника и

удалённости от него. Вызвать

познавательный интерес к Вселенной. Вос-

питывать уважение к труду

космонавтов.

Настольная лампа,

фонарик, панно с

изображением звёзд

крупных и мелких,

зонт для

дидактической

игры.

М

А

Р

Т

«Что такое термо-

метр»

Познакомить детей с работой термометра,

видами, о значении их применения. Разви-

вать наблюдательность, смекалку, внима-

ние. Научить детей изготовлению термо-

метра для игр. Воспитывать уважение и бе-

режное отношение друг к другу.

Термометры разных

видов, незнайка,

тазы с водой разной

температуры (холод-

ная, горячая), ша-

блон термометра из

картона, нитки крас-

ного и голубого цве-

та, лабораторные

дневники, цветные

карандаши.

«Путешествие в

мир стеклянных

вещей»

Познакомить с производством фарфора;

научить сравнивать свойства стекла и фар-

фора, узнавать стеклянные и

фарфоровые предметы. Развивать

наблюдательность, любознательность,

смекалку. Помочь детям выявить свойства

стекла (прочное, прозрачное, гладкое).

Воспитывать бережное отношение к

вещам.

Стеклянные и

фарфоровые посуды,

стакан, ванночка с

водой, палочки.

«Путешествие в

страну Зазерка-

лье»

Познакомить детей с историей появления

зеркала; закрепить знания о необходимо-

сти этого предмета. Развивать умение на-

блюдать, анализировать, обобщать и срав-

нивать; делать выводы. Расширять пред-

Зеркала, ёмкость с

водой, листы

цветного картона,

кусочки металла,

салфетки, стекло,

А

П

Р

Е

Л

Ь

ставления детей о многообразии окружаю-

щего мира. Активизировать речь детей;

развивать внимание, память. Формировать

умение действовать по правилам. Разви-

вать умение согласовывать собственное

поведение с поведением других детей.

Воспитывать сопереживание, желание по-

мочь, чувство ответственности.

фольга,

металлические пред-

меты (ложки), дере-

вянные ложки, пла-

стилин, стеки, сал-

фетки.

«Почему птицы

летают?»

Формировать реалистические

представления о птицах, расширять знания

детей об особенностях внешнего

вида, повадках птиц. Развивать речь,

логическое мышление. Воспитывать

бережное отношение к птицам.

Перья, презентация

«Птицы», карточки с

изображениями

птиц, бумажные

птицы с разной

величиной крыльев,

картины русских

художников.

М

А

Й

«Легкая

пластмасса»

Помочь определить свойства пластмассы

(гладкая, шероховатая). Развивать речь,

логическое мышление. Воспитывать

заботливое отношение к вещам,

созданным руками человека.

Пластмассовые

ёмкости, предметы

из других

материалов.

«Зачем бабочке

цветная окраска?»

Определить особенности приспособления

бабочек к жизни в окружающем мире.

Развивать связную речь, логическое

мышление. Воспитывать любовь к живой и

неживой природе.

Муляжи бабочек,

карточки с

изображениями ба-

бочек и одной птич-

ки, карточки с

изображениями яр-

ких цветов.

Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной активности

ребёнка

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу

нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного

взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны

осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.

Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском саду

понятия закрепляются в семье в обыденной жизни. Для этого родители

должны быть хорошо осведомлены о содержании работы, проводимой

педагогами, знать программу работы с детьми в каждой возрастной группе,

понимать и принимать активное участие в её реализации. Они сами обязаны

выполнять все требования, предъявляемые к детям, чтобы служить образцом

для подражания: в том возрасте, когда основным способом введения базы

данных в память человека служит запечатление, личный пример является

наиболее эффективным и поэтому ведущим методом обучения. Наконец,

родители должны создавать все условия для максимальной реализации

детьми требований, предъявляемых в детском саду.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях

через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в

необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям,

доказываем, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком как с

равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто

поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое,

самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность

предметов, явлений, действительности.

План работы с родителями

п/п

Задачи

Мероприятия

1

Ознакомление родителей с содержанием

программы развития экспериментальной де-

ятельности.

Родительские собрания:

1. «Экспериментальная деятельность

дошкольников в семье»

2. «Значение детского

экспериментирования в развитии

ребёнка»

3. «Проведение экспериментов

летом»

4. «Растим любознательных»

5. Анкетирование «Выявление отношения

родителей к опытно - экспериментальной

активности детей»

2

Ознакомление родителей с методами и фор-

мами работы по разделу «Детское

экспериментирование».

Консультации для родителей:

1. «Роль семьи в развитии интереса

ребёнка к экспериментальной

деятельности»

2. «Организация детского

экспериментирования в домашних

условиях»

3. «Чего нельзя и что нужно делать для

поддержания интереса детей к

познавательному экспериментированию?»

3. «Игра или экспериментирование»

4. «Значение опытно – экспериментальной

деятельности для психического развития

ребенка»

3

Популяризация исследовательской

активности ребенка - дошкольника

1. Оформление информационного стенда

«Экспериментальная деятельность

дошкольника», «Как организовать в

домашних условиях мини-лабораторию?»

2. Фотовыставка «Мы экспериментируем»

3. Открытые занятия: «Невидимка-воздух»

«Необыкновенный мир магнитов»

«Какими бывают камни?» и т.д.

3. Создание мини-лаборатории.

4

Организация сотрудничества с родителями

1. «Домашние задания» по

экспериментированию для детей и их

родителей.

2. Создание семейного журнала

«Экспериментируем дома»

3. Привлечение родителей к пополнению

коллекции «Разные ткани», «Бумажная

страна».

Методическое обеспечение Программы

1. А.И. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном

образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание» - № 4 2006г. – с.10.

2. А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. –

Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,

2010. – 128с.

3. А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.

Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - С.48

4. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная

деятельность»

5. В.А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений

и экологической культуры детей [Текст]: обзор программ дошкольного

образования. В.А.Зебзеева // Приложение к журналу ―Управление ДОУ‖. –

М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

6. Г.П. Тугушева Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей

среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

7. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

8. И.А. Иванова Естественно - научные наблюдения и эксперименты в

детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

9. И. Э Куликовская, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший

дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - С.80

10. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. Организация опытно - экспериментальной

деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации,

конспекты занятий/авт.-сост.– Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

11. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность

старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. //

«Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с.

12. Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности

дошкольников»

13. Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»

14.Н.А. Короткова Образовательный процесс в группах детей старшего

дошкольного возраста. - ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - С. 208

15. Н.Н. Поддъяков Сенсация: открытие новой ведущей деятельности //

педагогический вестник. - 2010. - №1

16. О. В. Дыбина« Неизведанное рядом: занимательные опыты и

эксперименты для дошкольников».

17. Рыжова Н.А. Наш дом – природа //Дошкольное воспитание. - 2000.-№7. -

с. 2-10. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников

приобретать знания. Ярославль, 2002

18. С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". -

М - 2011. - С.224

19. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5 -6 лет. Практическое

пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж:

ТЦ»Учитель», 2004. - 159 с

Приложение № 1

Месяц

Темы игр-экспериментирований

старшая группа

первая неделя

вторая неделя

третья неделя

четвертая

не-

деля

Октябрь

1. Нюхаем, пробуем,

трогаем, слушаем

2. Почему все зву-

чит?

3. Прозрачная вода

4. Вода прини-

мает форму

Ноябрь

5. Какие предметы

могут плавать?

6. Делаем мыльные

пузыри

7. Подушка из пены

8. Воздух по-

всюду

Декабрь

9. Воздух работает

10. Каждому камеш-

ку свой домик

11. Можно ли менять

форму камня и глины

12. Свет повсю-

ду

Январь

13. Свет и тень

14. Замерзшая вода

15. Тающий лед

16. Разноцвет-

ные шарики

Февраль

17. Таинственные

картинки

18. Все увидим, все

узнаем

19. Песочная страна

20. Где вода?

Март

21. Водяная мельни-

ца

22. Звенящая вода

23. Угадай-ка

24. Ловись,

рыбка, и мала, и

велика

Апрель

25. Фокусы с магни-

тами

26. Солнечные зайчи-

ки

27. Что растворяется

в воде?

28. Что отра-

жается в зерка-

ле?

Май

29. Волшебное сито

30. Цветной песок

31. Игры с песком

32. Фонтанчики

Месяц

Темы игр-экспериментирований

подготовительная группа

первая неделя

вторая неделя

третья неделя

четвертая

неделя

Сентябрь

1. Экскурсия

в детскую ла-

бораторию

Октябрь

2. Какая бывает вода? 3. Вода — рас-

творитель. Очищение

воды

4. Сила тяготения

5. Упрямые

предметы

Ноябрь

6. Волшебные стек-

лышки

7. Почему предметы

движутся?

8. Хитрости инерции

9. Что такое

масса?

Декабрь

10. Воздух

11. Солнце дарит нам

тепло и свет

12. Почему дует ве-

тер?

13. Почему не

тонут кора-

бли?

Январь

14. Путешествие

Капельки

15. Чем можно изме-

рить длину?

16. Всё обо

всём

Февраль

17. Твердая вода. По-

чему не тонут айс-

берги?

18. Откуда взялись

острова?

19. Как происходит

извержение вулкана?

20. Как появ-

ляются горы?

Март

21. Испытание магни-

та

22. О «дрожалке» и

«пищалке»

23. Как сделать звук

громче?

24. Почему

поет пластин-

ка?

Апрель

25. Как образуются

метеоритные крате-

ры?

26. Почему в космос

летают на ракете?

27. Секретные за-

писки

28. Что такое

молния?

Май

29. Почему горит фо-

нарик?

30. Электрический

театр

31. Радуга в небе

32. Забавные

фокусы

Приложение №2

Картотека опытов

№ название опыта

цели и задачи

оборудование

1.

«Свойства воды»

Сравнить свойства воды,

льда, снега, выявить особенности

их взаимодействия;

Выявить процесс испаре-

ния воды, зависимость скорости

испарения от условий (темпера-

тура воздуха, открытая и закры-

тая поверхность воды).

Емкости со снегом,

водой, льдом;

Три мерные одина-

ковые емкости с окрашен-

ной водой.

2.

«Помощница вода»

Использовать знания о по-

вышении уровня воды для реше-

ния познавательной задачи;

Познакомить с силой воды.

Банка с мелкими

легкими предметами на

поверхности, емкость с

водой, стаканчики.

Вертушка, емкость с

водой, алгоритм деятель-

ности.

3.

«Как помочь ослику»

(вода-растворитель)

игровое занятие.

Познакомить со свойствами

некоторых веществ;

Учить делать простейшие

умозаключения.

Емкости с водой;

Мешочек из ткани

(2*3 см) с солью;

Поролоновые губки

2*3 см.

4.

«Фильтрование воды»

Познакомить с процессами

очистки воды разными способа-

ми.

Промокательная бу-

мага, воронка, тряпочка,

речной песок, крахмал,

емкости.

5.

«Ветер в комнате»

(«живая змейка»)

Выявить, как образуется

ветер, что ветер – это поток воз-

духа;

Горячий воздух поднимает-

ся вверх, а холодный - опускает-

ся вниз.

Две свечи;

Змейка (круг, про-

резанный по спирали и

подвешенный на нить).

6.

Прогулки «невидимки»

Дать представление о силе

ветра.

Макет «пустыни»;

Емкости с подкра-

шенной водой («желтое и

красное» моря);

Макеты корабликов

– парусников;

Фен.

7.

«Упрямый воздух»

Обнаружить, что воздух

Шприцы, пипетки,

при сжатии занимает меньше ме-

ста;

Сжатый воздух обладает

силой, может двигать предметы.

емкость с подкрашенной

водой

8.

«Сухой из воды»

Определить, что воздух за-

нимает место.

Емкость с водой,

стакан с прикрепленной

на дне салфеткой;

Деревянные бруски

с флажками, банки (в них

должен свободно входить

брусок с флажком).

9.

«Как устроена «волшеб-

ная кладовая»

Дать представление о том,

что почвы бывают разными, име-

ют различные свойства;

подвести к пониманию: по-

чему почву называют «Кладо-

вой»

Образцы почв: пе-

сок, глина, камни;

Емкость с водой;

2 прозрачных сосу-

да;

2 воронки

10

.

«Могут ли животные жить

в Земле»

(как дождевые черви со-

здают почву)

Выяснить, что есть в почве

для жизни живых организмов

(воздух, вода, органические

остатки);

На примере экологической

игры «Дерево и дождевой чер-

вяк», показать роль дождевых

червей в создании почвы

Почва, спиртовка,

металлическая тарелка,

стекло или зеркало, ем-

кость с водой;

Атрибуты к игре

«Дерево и дождевой чер-

вяк»:

-листья деревьев (из карто-

на;

-стаканчики с землей;

-2 шапочки с изображени-

ем дождевого червя;

-2 шапочки с изображени-

ем деревьев.

11.

Рельеф земли.

Родник.

Познакомить с различным

рельефом Земли

Картины с изобра-

жением рельефа Земли;

Бросовый материал,

бумага, клей для изготов-

ления «действующего»

макета «Родник».

12

.

Чтобы почва не болела.

(акция «батарейка»)

Дать представление о том,

что почва может заболеть, разру-

шиться и даже погибнуть, что

может погубить ее;

Воспитывать бережное от-

ношение к природе, желание обе-

регать ее.

Образцы разной

почвы;

Рисунки, листовки в

защиту почвы, Земли;

Использованные ба-

тарейки.

13

.

«Как мы видим»

(и/у «Чьи глаза тебе помо-

гут?»)

Определить реакцию зрачков

на различную степень осве-

щенности

Закрепить знания об особенно-

стях зрения живых организ-

мов.

Картинки с изображе-

нием животных для ре-

шения различных ситу-

аций.

14

.

«Уши-органы слуха»

(и/у «Где звенит колоколь-

чик?»)

Определить значимость распо-

ложения ушей на противопо-

ложных сторонах головы чело-

века;

Развивать слуховое восприятие

детей, ориентируясь на звуча-

ние колокольчика.

Повязка на глаза, музы-

кальный колокольчик.

15

.

«Кожа-орган осязания»

Сравнить температуру воды в

нескольких емкостях;

Определить расположения

«тепловых» и «холодовых»

(воспринимающих тепло и хо-

лод) точек на разных участках

кожи.

Емкости с водой разной

температуры (от холод-

ной до самой теплой);

Металлический стер-

жень, тонкая кисть,

красная и синяя аква-

рельная краска.

16

.

«Как мы чувствуем

запах»

Упражнять детей в различении

пищи по запаху;

Доказать необходимость вдоха

для определения запаха.

Продукты с достаточно

хорошо выраженным

характерным запахом

(черный и белый хлеб,

лук, чеснок, апельсин;

Плотный матерчатый

мешочек, внутри кото-

рого спрятан кусочек

туалетного мыла, фла-

кончик из-под духов,

кожура апельсина и т.д.

17

.

«Садик в бутылке»

(фабрика питания)

Показать, как растение мо-

жет само обеспечивать себя

питанием.

Банка с широким гор-

лом, крышка к ней;

Цветочная земля;

Молодое комнатное

растение.

18

.

«Дом для дождевого чер-

вя»

Показать роль земляного чер-

вяка в природе

Стеклянная банка с ши-

роким горлом;

Земляной червяк;

Плодородный слой поч-

вы;

Сухие листья.

19

.

«Свет-источник жизни»

Показать влияние солнечного

света на рост растений.

4 блюдца;

Вода;

Вата;

Семена льна.

20

.

«Зачем растениям свет?»

Формировать первичные пред-

ставления о фотосинтезе.

Комнатное растение с

широкими зелеными

листьями (герань, фи-

кус);

Кружок пластыря.

21

.

«Отражение лучей»

Познакомить с распростране-

нием и преломлением солнеч-

ного света.

Стакан;

Вода;

Карандаши.

22

.

«Вызови молнию»

Показать, как молния проска-

кивает от облака к громоотво-

ду.

Металлический проти-

вень;

Пластилин;

Целлофановый пакет;

Металлическая вилка.



В раздел образования