Автор: Рукосуева Наталья Анатольевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ № 90 Населённый пункт: Иркутская область, р.п. Чунский Наименование материала: Конспект урока по русскому языку Тема: Типы предложений по эмоциональной окраске Раздел: среднее образование
Тема: «Типы предложений по эмоциональной окраске»
Учитель: Рукосуева Наталья Анатольевна. МБОУ СОШ № 90
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Цель: познакомить с понятием «виды предложений по эмоциональной
окраске»
П.: знать виды предложений по эмоциональной окраске, уметь их
распознавать, правильно пунктуационно их оформлять;
Метапр.: применение приобретенных ЗУН в жизни, способность
использовать язык как средство получений знаний по другим предметам;
Л.: понимание р.яз. как одной из основных ценностей русского народа,
определяющей роли языка в разв. Интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности.
Ход урока
Этапы урока.
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируем
ые УУД
(результат)
1.
Этап.
Мотивация к учебной деятельности.(самоопределение)
1.Нестандартное
начало
Цель:
эмоционально
н а с т р о и т ь
н а
работу,
повторить
все,
ч то
з н а ют
п о
теме
2.
1.Людям хочется верить в
добро,
В сказку, радость, надежду и
чудо.
И не хочется верить во зло,
Понимая, что это худо.
- Ребята, а вы во что верите?
-Во что не верите?
-Мы не хотим верить тому, с
чем не согласны.
2.Я предлагаю вам сыграть в
игру по русскому языку «Верю-не
верю» (приложение 1.)
Учитель раздает у. карточки с
вопросами по теме «Синтаксис и
пунктуация»
С л у ш а ю т
У.
,
отвечают на вопросы.
Проверяют
готовность
к
уроку.
Способность к
самооценке
своих
действий,
п о и с к
и
выделение
необходимой
информации
развитие
мыслительных
операций:
сравнения,
анализа
2.Актуализация
и
фиксирование
индивидуального
затруднения
в
пробном
учебном
действии.
Вхождение в тему
урока
и
создание
у с л о в и й
д л я
осознанного
восприятия
нового материала.
В ы х о д
н а
учебную задачу.
Прочитайте предложения.( на
доске)
Определите тип по цели
высказывания.
1.Скоро придет зима, и природа
уснет под белым, пушистым
покрывалом.(повест.)
2.Зима, приходи поскорее.
(побудительн.)
3.Неужели пришла зима?!
(вопросительное и …
восклицательное)
Выполняют
задание
- оценивать
результаты
своей работы
Систематизиро
вать,
классифициро
вать,
анализировать
, делать
выводы.
- Осмысление
своей
значимости на
уроке.
3.
Выявление места и причины затруднения
Целеполагание.
Научить
ставить
цель,
определять
ее важность.
Почему в третьем предложении
возникла трудность?
Зачем в третьем предложении я
поставила два знака? В чем
особенность этого П.?
Попробуйте разгадать тему
урока.
Определим цели урока.
В этом нам поможет
Умняша.Он сегодня у нас в
гостях .
Он предлагает использовать
глаголы для определения целей:
Понять….
Узнать…
Уметь….
О т в е ч а ю т
н а
вопросы
, выдвигают
с в о и
в е р с и и ,
с о гл а ш а ю т с я
и л и
опровергают
Знакомятся с гостем.
- развитие
операций
мышления:
сравнения,
сопоставления
, анализа,
синтеза и
обобщения.
-развивать
умение
самостоятельн
о
выделять
и
формулироват
ь
познавательну
ю цель;
4.
Этап. Построение проекта выхода из затруднений .
Цель:
дополнить
и
разграничить
типы П.
Умняша предлагает выполнить
несколько заданий, чтобы понять
тему. Прочитать материал на с.73
У. 152, прочитать теорию.
Вывод : Зачем произносим- по
цели выск., как- по эмоц. окраске.
Словарная работа:
восклицательное,
невосклицательное
Выполняют
з а д а н и я ,
д е л а ю т
выводы.
Формирование
исследовательс
ких умений
-развитие
операций
мышления:
сопоставления
, анализа,
Самопроверка,
саморегуляция
5 этап Реализация построенного проекта
Цель:
разграничить
П.
1.У. 153, 154
2.Запишем П.(начало
Выполняют
упражнение устно и у
способность
к
по эм. Окраске и
по ц выск.
синтаксического разбора)
=Неужели этот мальчик обидел
девочку?!( вопросительное,
восклицательное…)
=Девочки не понимали его
поведения.
(повествов.,невосклицательное…)
=Мальчики, никогда не обижайте
девочек!
(побудительное,восклиц….)
Вывод:…
доски.
самооценке
своих
действий,
осознание
стремления
к
новому
сотрудничеств
о
6
этап .
Первичное
закрепление
с
проговариванием
во
внешней
речи;
Сам.
работа
с
самопроверкой по эталону.
Цель:
закрепить
полученные
знания, проверить
.
Определите тип П. по цели
высказывания и по эмоциональной
окраске. С.74, у .156
Самопроверка
Самостоятельно
р а б о т а ю т
с
предлжениями.
Определяют типы
расширение
понятийной
базы
формирование
у
у ч а щ и х с я
умений
7 этап Домашнее задание
Цель:
объяснить
Д/Р
Параграф 30, прочитать теоретич.
Сведения., у 155,выполнить
Записывают
Д/Р,
читают задания
Систематизиру
ют знания
8 этап Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель: рефлексия
Закончи предложение:
Мне было интересно, когда….
Все понятно, могу объяснить....
Легко могу отличить понятия
«типы П. по цели высказывания» и
« типы П. по эмоц. Окраске»
Приложение
№1 « Верю- не верю»
- Синтаксис- это раздел н. о яз., изучающий построение, порядок.
- П.- это раздел н. о яз, изуч., звуки и буквы.
- Словосочетание- это имеет законченную мысль.
-Словосоч. Более точно, чем слово называет предмет, признак, действие.
- Все словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.
- В предложении может не быть грамм основы.
-В предлож. Может не быть сказуемого, подлежащего.