Напоминание

Ключ с успеху ученика – в руках учителя


Автор: Лукьяненко Елена Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: Государственное образовательное учреждение города Москвы "Школа №875"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Ключ с успеху ученика – в руках учителя
Раздел: среднее образование





Назад





Ключ с успеху ученика – в руках учителя.
Лукьяненко Е.А. Учитель биологии ГБОУ СОШ № 875 г. Москвы Гений – это 99% труда и 1% таланта. (Народная мудрость) Среди школьных предметов биология занимает особое место. Многие считают ее понятным, доступным, а поэтому легким предметом. Но истинные биологические вундеркинды, «звездочки», победители олимпиад высокого уровня в любой школе – штучный «товар», их единицы. Им интересно изучать то, что в школе не изучают, разбираться в деталях процессов и явлений, доходить до самой сути вещей. Как не потерять среди массы школьников именно тех, кто будет ходить за тобой по пятам, тех кто будет задавать неудобные, иногданелепые вопросы, но и вместе с тобой искать на них ответы? Процесс выявления таких детей основан не только на объективных данных уровня успеваемости школьника, но и наличном опыте, на учительской интуиции.Каждый ребенок от рождения обладает неповторимым набором задатков. Именно из этих задатков родители, учителя, и, конечно же, сам ребенок развивают свой талант. При этом успех зависит не только и не столько от качества самого задатка, сколько от вложенного совместного труда. Мое правило- ни одно «Почему?» не оставлять без ответа,особенно у ребят среднего школьного возраста, даже если вопрос вне моей компетенции. Природная детская любознательность в этом возрасте обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, преобразование неизвестного в известное, влечет творческое порождение образов. Поэтому совместные действия для решения проблемы имеют самый положительный результат. Два года назад неожиданно для меня в7классе образовалась группа любителей-палеонтологов. Моих знаний и умений в этой области оказалось недостаточно, поэтому начали мы с посещения палеонтологического
музея,изучения материалов палеонтологических сайтов и освоения техники работы с ископаемыми остатками. Интерес ребят рос с каждым выходом на раскопки. Поиски окаменелостей мы проводили на отвалах метро. Именно здесь теоретические знания прочно закреплялись, а первая находка окаменелости аммонита была по эмоциональному накалу синонимом слова «счастье» у всех членов группы. Начинали заниматься этой проблемой 5 человек, но только один не просто собрал коллекцию аммонитов и белемнитов, описал её, но и изучил районы Москвы, где близко к поверхности выходят почвенные разрезы с ископаемыми остатками, создал свою карту этих слоёв. Эта работа была представлена и успешно защищена на финальном этапе городского конкурса научно-исследовательских проектов школьников. Уровень притязаний остальных ребят был удовлетворен приобретением опыта полевых работ. Иногда стимулом к исследованию проблемы становиться случайная фраза или общеупотребимое выражение. Однажды на уроке в 8 классе ученица спросила меня «Если в процессе хранения витамины в фруктах и овощах постепенно теряются, то почему зимние сорта яблок становятся вкуснее в процессе хранения?» И эта проблема стала поводом для исследования. Результат исследования был представлен на форуме «Молодые интеллектуалы России», оказавшись в числе призеров. А десятиклассника заинтересовал вопрос, действительно ли у русского народа - генетическая склонность к пьянству, и есть ли такой ген пьянства? Мы вместе с ним переработали целое море литературы и нашли доказательства обратному. Иногда исследования школьников так ихувлекают, что работа усложняется от года к году, и ученик ощущает себяспециалистом по данной проблеме. Одна моя ученица уже третий год занимается изучением чая. Первоначально это были исследования условий выращивания и желание самостоятельно вырастить чайное растение в домашних условиях, затем
изучение сортовых особенностей чая. В прошлом году - мы уже провели исследование на содержание кофеина и танина в наиболее популярных сортах чая. Так, от года к году растет глубина изучения проблемы,мастерство исследователя и авторитет,как специалиста у одноклассников, что так же не маловажно в подростковой среде. Не существует стандартной технологии, которая бы развивала ребенка. Но искреннее детское стремление к познанию, основанное на личном интересе, умноженное на внимание учителя, и вера учителя в своего воспитанника, - раскрывает в ребенке множество возможностей, а подход, основанный на личном интересе, даёт хорошие результаты. Помочь ребенку найти себя, а потом всячески поддерживать его, создать условия, в которых дети могли бы реализоваться – в этом я понимаю свою миссию учителя.
Литература
1. Б.Г.Ананьев. Человек как предмет познания. СПб, Питер: Серия «Мастер психологии», 2003. 2. А.Г Асмолов. Психология личности. М., Изд-во МГУ: 2001. 3. Л.С.Выготский. Педагогическая психология. М., Педагогика–Пресс: 1996. 4. Л.Г.Максимова. Какпомочь одаренным детям. 5. C.В.Марушак. Работа образовательного учреждения с одаренными детьми. 6. Б.М.Теплов.Способности и одаренность. Хрестоматия по возрастной психологии под редакцией Д.И.Фельдмана. М., Институт практической психологии, 1996.


В раздел образования