Напоминание

Организация досуга студентов КГТТ, как фактора формирования стрессоустойчивого поведения


Автор: Яковлева Наталья Валерьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГКПОУ КОГТТ
Населённый пункт: г. Кемерово Кемеровской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Организация досуга студентов КГТТ, как фактора формирования стрессоустойчивого поведения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Организация досуга студентов КГТТ,

как фактора формирования стрессоустойчивого поведения.

Яковлева

Н

.

В

.

ГКОУ СПО «Кемеровскийгорнотехнический техникум»

Тема досуга молодежи давно интересует людей, работающих в образовании.

Предполагается,

что

формы

проведения

досуга,

являются

объектом

относительно

«свободного

выбора»,

который

совершается

без

всякого

принуждения, поэтому по предпочитаемым человеком видам отдыха можно

судить о его потребностях и личностных чертах и свойствах.

Горно-техничекий техникум готовит специалистов среднего звена для угольной

отрасли,

работающих

непосредственно

в

шахтах

и

на

открытых

угольных

разработках. По исследованиям стрессогенности профессий (прогноз развития

профессиональных стрессов и их степень определялась по частоте сердечных

приступов и других заболеваний, в частности алкоголизма, а также участия в

ДТП и т.п.)

на первое место по степени риска развития стресса вышли шахтеры,

чей ежедневный труд сопряжен с опасностью для жизни и здоровья. Сейчас,

под

досугом

принято

понимать

любую

совокупность

личностных

занятий,

выполняющих

функцию

восстановления

физических

и

психических

сил

в

свободное от работы время. В связи с этим, вопрос повседневного досуга в

студенческой среде особенно актуален для педагогического коллектива КГТТ.

Умение

организовать

свой

досуг

сейчас,

поможет

грамотно

использовать

свободное время в будущем.

Кроме того, «досуг – это творческая деятельность, благодаря которой человек

восстанавливает

и

развивает

в

себе

те

умения

и

способности,

которые

невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности». Сейчас, когда

повсеместно пропагандируется культура потребления уже готовых продуктов,

и

всё

меньше

возникает

потребность

создания

чего-то

нового,

общество

нуждается

в

восстановлении

творческого

потенциала

и

заинтересовано

в

эффективном

использовании

свободного

времени

студентов,

где

досуг

становится

сферой,

в

которой

происходит

самореализация

творческого

и

духовного потенциала молодежи.

Говоря о досуге, как способе восстановления физических и психических сил,

нельзя обойти понятие «хобби», так как оно является важной составляющей

частью

досуга.

Специалисты

отмечают,

что

хобби

способно

играть

весьма

важную роль в развитие личности. Когда человек занят любимым делом, это

помогает проявить свою индивидуальность, забыться на время от повседневной

суматохи.

Когда человек создает что-нибудь новое, ему удается ощущать себя подлинным

творцом, ведь конечный результат его работы находится только в зависимости

от

его

воображения.

Самой

главной

ценностью

какого-то

увлечения

стоит

считать возможность в один момент переключиться. От повседневных проблем

человек

перефокусирует

свое

внимания

на

занятие,

которое

вызывает

множество позитивных эмоций. Надо делать то, что нравится, что полезно для

здоровья.

Нами

было

проведено

исследование

досуга

студентов-превокурсников

Кемеровского

горно-технического

техникума

с

целью

выяснить,

как

организуют свой досуг студенты КГТТ, а также рассмотреть отношения

студентов к техникуму, как к месту проведения своего досуга.

Исследование проводилось методом анкетирования. Репрезентативная база

из 312 студентов-первокурсников очного отделения.

Наиболее предпочитаемыми видами досуга по результатам данного

опроса (График 1.) студенты указали:

«Просто отдыхаю дома, сплю» – 43%, общение с друзьями – 38%, просмотр

кинофильмов – 35%, интернет (соц.сети, он-лайн игры и др.) – 33%.

График 1.

Не смотря на то, что 65% студентов (График 2.) указали, что хобби занимаются

для того, чтобы интересно провести время, а 38%, чтобы узнать больше нового,

но лишь 16% учащихся (График 1.) имеют сами увлечения и хобби.

График 2.

В техникуме созданы досуговые студенческие объединения разных

направлений. Но, не смотря на жанровое разнообразие и хорошее качество

0%

5%

10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45%

Просто отдыхаю дома, сплю

Читаю

Занимаюсь домашними делами (готовлю, …

Имею хобби, увлечения

Смотрю фильмы

Слушаю музыку

Играю в компьютерные игры

Провожу время в Интернете (социальные …

Хожу в кафе и т.п.

Хожу в кинотеатры

Хожу в ночные клубы

Хожу по магазинам

Общаюсь с друзьями

Весело провожу время, употребляя …

Занимаюсь саморазвитием, …

Занимаюсь творчеством

Посещаю театры, музеи, выставки

Занимаюсь спортом/экстримом/туризмом

0.00%

10.00%

20.00%

30.00%

40.00%

50.00%

60.00%

70.00%

Узнать больше нового

«Убить» время

Интересно провести время

Познакомиться с новыми людьми

Пообщаться с друзьями

проводимых мероприятий, лишь 12% первокурсников принимают в них

непосредственное участие.

В связи с этим, хочется отметить (График 3.), что более 60% студентов

«проводят досуг» в Интернете, посвящая этому более трёх часов в день, из них

26,5% могут просидеть за компьютером всю ночь. Лишь 1,2% студентов

посвящают этому занятию менее часа.

График 3.

Основные причины, по которым студенты не имеют хобби и не посещают

досуговые творческие объединения по месту учебы (График 4.): отсутствие

интереса (48%

учащихся), большая нагрузка в техникуме (30%

учащихся),

отдаленность от места жительства (21% учащихся).

График 4.

Проведенное исследование позволяет нам сделать некоторые выводы:

1.20%

34.80%

33.70%

26.50%

менее часа

1-2 часа

3 - 5 часов

более 5 часов, часто

сижу всю ночь.

0.00%

10.00%

20.00%

30.00%

40.00%

50.00%

60.00%

Большая нагрузка в техникуме

Предлагаемое не соответствует моему

представлению об этой деятельности

Для моего возраста не предлагается подходящих

видов деятельности

Мне не нравится компания, которая туда ходит

Мои друзья занимаются другими вещами, и я

хочу быть с ними

Деятельность происходит далеко от места

жительства, по причине проблем с транспортом

не могу принимать участия

Не удалось найти информацию об

интересующих меня видах деятельности

Отсутствует интерес

-

в

процессе

реализации

своих

потребностей

в

сфере

досуга

студенты

сталкиваются

с

такими

проблемами,

как

недостаток

свободного

времени

(связанный с нагрузкой

в техникуме

и удаленностью места жительства от

учебного заведения) и отсутствие интересов;

- существующие в настоящее время способы организации досуга в техникуме

не исчерпывают потребностей, которые предъявляют студенты;

- не смотря на то, что студенты декларируют понимание «пользы хобби»,

большая часть студентов увлечений и хобби не имеют.

Хотелось бы отметить, что хобби-терапия в последнее время становится все

более распространенным способом лечения от многих недугов, способствует

снижению нервного напряжения, снятию стресса и улучшению эмоционального

состояния.

Для

того

чтобы

удовлетворить потребности

студентов,

охватывающие

разные сферы деятельности, в техникуме созданы объединения: СВД "Твори

добро",

школа

актива

"Лидер",

студенческое

научно-исследовательское

общество, военно-патриотический клуб «Россичъ», актив музея «Хранители

времени», три команды КВН, литературная студия «Горный родник», студии

дизайна,

вокала,

хореографии,

актерского

мастерства,

спортивные

секции,

тренажерный зал. Введена дисциплина «Психология» в общеобразовательном

цикле

учебного

плана

в

разделе

«Предлагаемые

ОО».

В

ходе

изучения

дисциплины,

проводится

урок-конференция

«Безопасные

способы

снятия

стресса».

Кроме

того,

администрацией

техникума

предложена

инициатива

создания дополнительных кружков и объединений по интересам.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники