Напоминание

Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста.


Автор: Рябчикова Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Детский дом - школа № 95"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКОУ «Детский дом-школа №95»

Влияние фольклора на развитие и воспитание детей

дошкольного возраста.

Автор-составитель

Воспитатель: Рябчикова Ирина Анатольевна

Новокузнецк 2017

Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного

возраста.

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании

личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления,

обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым

позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения оскудения русского языка,

исчезают его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства

родителей и детей. Некогда «великий могучий» русский язык терпит изменения,

упрощения.

Поэтому одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через

устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках,

колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формирование у

детей интереса к детскому фольклору; обогащению словарного запаса детей.

Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами

народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства

ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются,

оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.

Народная культура и жизненный опыт передаются изустно из поколения в поколения.

Долгое шлифование их содержания позволяет им стать, по сути, образцами норм

поведения воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Время – показатель их

педагогической значимости.

С помощью фольклора можно увлечь детей, довести до их сознания этические постулаты,

привить любовь к русскому языку.

Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с

рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери». С древнейших

времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями,

попевками, пестушками.

Исследование современных ученых показывают, что колыбельные песни, попевки

вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым

терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем

воздействии произведений устного народного творчества.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания малыша в

дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации в новой обстановке он скучает по

дому, с недоверием относится к незнакомым взрослым и детям.

Поэтому ставятся следующие задачи:

1. С помощью фольклора реализовывать формы общения воспитателя с детьми, помочь

адаптироваться ребенку.

2. Обеспечить своевременное и полноценное психическое развитие детей.

3. Воспитывать и формировать личность ребенка.

4. Развивать разговорную речь детей, обогащать словарь, прививать любовь к фольклору.

В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста использую народное

творчество.

В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она

помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции,

симпатию к воспитателю. Так как многие народные произведения позволяют ставить

любое имя, не изменяя его содержания. Например:

«Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Димочка хороший!

Ванечка пригожий! »

Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки учат

детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки

самообслуживания.

«Ай лады, лады, лады

Не боимся мы воды… »

«Кран, откройся

Нос умойся… »

«Чистая водичка моет Саше личико,

Анечке – ладошки,

А пальчики – Алешке»

Помогает потешка и в процессе кормления:

«Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку… »

«Ай ту-ту-ту-ту

Не вари кашу круту… »

Не всегда дети любят причесываться, заплетать косички, веселее эта процедура проходит

с потешкой: «Расти коса до пояса… »

Эта же потешка призывает детей к послушанию. Использую огромное количество потешек

и попевок при укладывании детей спать: «Вот и звери спят… », «Спи, усни детя

Ванюшенька… »

Попевка: «Баю-баю, баю-бай ты собачка не лай… » Имеет назидательный оттенок, учит

заботиться о других.

Фольклор способен корректировать поведение детей, создать у них хорошее настроение,

воспитывает уважение и любовь к «земле – матушке».

«Топ – топ по земле –

Ведь земля – то наша,

И для нас на ней растут

Пироги и каша. »

С использованием фольклора развиваю двигательную активность детей: «Большие ноги

шли по дороге… », «Скачет зайка маленький около завалинки… »

В потешке «Пальчик – мальчик где ты был… » дети воспринимают мальчика – пальчика

как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих младших братьях.

Фольклор вызывает у детей уважение к старшим, дружелюбие, чувство сопереживания

сверстникам. Так успокаивая плачущего друга ребенок приговаривает: «Не плачь, не

плачь, куплю калач, а будешь плакать куплю худой лапоть… »

Широко использую на практике игры-забавы: «Солнышко-солнышко, загляни в окошечко…

», «Дождик – дождик, полно лить, малых детушек мочить. » и др.

Среди богатства народного эпоса особую фольклорную форму являют собой сказки.

Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки

раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности.

Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных – учат детей ориентироваться среди

предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности.

Создаются предпосылки для вербализации (речевого общения, познавательной

деятельности).

Ребенок приобретает через народные произведения действенный опыт социального

поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам

общественной жизни. Так народный фольклор оказывает воспитывающее влияние на

малыша.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники