Автор: Кабанова Наталья Петровна Должность: учитель обществознания Учебное заведение: ГБОУ СОШ им.Е.М Зеленова Населённый пункт: Самарская обл. п.г.т Новосемейкино Красноярского р. Наименование материала: методическая разработка Тема: Закон суров, но это закон Раздел: полное образование
Автор: Кабанова Наталья Петровна,
учитель ГБОУ СОШ им. Е.М. Зеленова
п.г.т. Новосемейкино
Красноярского района
Самарской области
Закон суров, но это закон?!
Участники:
Ведущие- 2
Исторические персонажи: Ярослав Мудрый, Иван 3, Петр 1.
Команда от классов, которые отвечают на вопросы.
Жюри,
в
составе
которого
учитель
истории
и
студенты
юридических
ВУЗов
из
выпускников школы.
Ведущие:
1-
Веками люди мечтали об идеальном, гармоничном обществе добра и справедливости.
Однако
в
любом
социуме
действует
2
противоположные,
но
закономерные
тенденции- стремление к порядку и стремление к беспорядку.
2-
Что же примиряет эти две противоположности и на чьей стороне будет победа?
Именно
эта
проблема
решалась
на
протяжении
всей
истории
человечества.
Как
только возникло понимание закона, тут же возникло понятие беззакония. Может, эта
проблема неразрешима?
1-
Тогда стоит ли нам этим заниматься? В наше- то время 21 век на дворе между
прочим. Кто дружит с головой - дружит с законом.
2-
Ну, не скажи! Человек и ошибаться может, или «не ведает, что творит»!
Сценка
Сидят подростки, курят, громко разговаривают, шумят, мобильники слушают.
Из окон раздаются голоса недовольных жильцов и требуют прекратить безобразие.
На сцене высвечиваются часы: 23 ч 15 мин
1-
Вот мы и увидели, как легко нарушить закон, даже не думая его нарушать.
2-
Принимая законы, утверждая незыблемость прав человека, любое общество решает
насущную задачу: примирить, порядок и беспорядок.
1-
Нет, нет! Я так не думаю. Порядок не может мириться с беспорядком. Беспорядок
должен быть подчинен порядку. И только так мы достигнем той самой общественной
гармонии.
Сценка вновь оживает
Снова шум, разговоры, хохот. Часы показывают 22 ч 55 мин. Затем 23 ч 00 мин.
Участники сценки подходят к окнам, которые только распахнулись, в них появляются
жильцы, не успев произнести ни слова, они получают по цветку, а подростки мирно
удаляются.
1-
Вот, видишь, это гармония.
2-
Нет, я думаю, это утопия.
Тысячелетиями существуют законы, но не исчезло желание их нарушить. Проблема
осталась, задача та же. Выходит все бесполезно?
2-
Да
нет,
всё
равно
многое
изменилось.
Законы
стали
гуманнее,
наказания
справедливее. Веками создавались универсальная правовая система.
1-
Как же удалось этого достичь?
Ведь в каждом обществе были свои законодатели, их взгляды отличались очень
сильно, так же как отличались эпохи, в которые они жили.
2-
Действительно,
время
диктовало
свои
требования
к
законам
и
общественному
порядку. Сама личность накладывала отпечаток на предлагаемые решения.
1 конкурс.
Исторические персонажи выступают и отвечают на вопросы, которые задают ведущие.
Желательно, чтобы персонажи были одеты в костюмы. Если сложно костюмировать, то
обязательно должна быть деталь, которая бы указывала на героя и эпоху.
1 группа: представляет своего героя.
Ярослав Мудрый – великий князь. Впервые возвел обычай в роли закона. Едва вступив
на престол, составил первый Закон Русский.- Правда Ярослава. Он взял в качестве
названия
кодекса-
Правду,
т.е.
цель
закона-
отыскание
истины,
правильное
и
справедливое
«рассуждение»,
решение
спорных
вопросов.
Преступление
по
Правде
Ярослава определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как « обида».
( На основе этих знаний группа поддержки делает визитку самостоятельно).
Ведущий - Великий княже! А кто охранял порядок на Руси, ведь ни армии ни полиции
ещё не было?
Ярослав Мудрый - Порядок должны соблюдать сами люди, значит все жители, особенно
свободные, смотрят за порядком. Все и будут отвечать перед князем, если случится кому
какая обида.
Ведущий- Великий Княже! Ты уже достаточно просвещенный князь, грамотен, языки
знаешь, а в законе – кровная месть, уже совсем дикий обычай, самосуд.
Ярослав Мудрый- Не то говорите. Обычай сразу, в один день не забудется. К закону
приучать надо. Я постепенно изживать это стану, ограничением круга тех, кто мстить
может. Вот и спрошу вас, отроки разумные, чья месть по закону будет, а чья – убийством
станет?
Игроки отвечают.
Ведущий
-
Великий
княже!
А
зачем
тогда
оставил
ордалий?
Это
очень
жестоко:
испытание огнем, водой, железом.
Ярослав Мудрый - А ежели нету «видоков», да «послухов» я в помощь Бога призываю, да
уповаю на его суд- скорый и правый. Вот и скажите мне, кто и почему просил испытать
его огнем, но не правую руку, а левую? ( Этого просили дружинники, чтоб не повредить
руку, держа оружие)
Ведущий- Спасибо, Князь, за беседу.
Мы поняли главное: « закон суров, но это закон».
2 группа: представляет Ивана 3:
Великий князь Московский Иван 3, государь всея Руси. В 1497 г. вместе с Боярской
Думой
принял
новый
свод
законов
–Судебник.
Это
первый
общероссийский
«великокняжеский»
свод
законов.
Главная
цель
Судебника-
распространение
юрисдикции великого князя на всю территорию единого государства.
Судебник стал прежде всего инструкцией для организации судебного процесса.
Ведущий- Государь! Страна большая теперь, земель много, одного тебя на всю страну не
хватит. Кто еще участвовал в суде?
Иван 3: Земли московские я собирал долго, продолжая дело предков моих преславных,
Орду монгольскую сокрушил с Божьей помощью и силой военной отпугнул Ахматку –
то. Теперь хочу, чтоб закону единому повиновались все жители государства Московского.
А помогать мне будут « лучшие люди». А вот кто они – скажите сами. ( Учащиеся
отвечают, что это представители дворянства и платящего налоги населения).
Ведущий:
Государь!
Именно
твой
Судебник
ввел
впервые
очень
суровую
систему
наказаний, вплоть до смертной казни. Чем вызвана эта жестокость?
Иван 3: Смертью мы карали не всякого лихого человека, а
только «государского
убийцу»,
коромольника,
церковного
татя.
Власть,
государство
и
церковь
святую
защищали.
А вот знаете ли вы, ученые отроки, что я начал дело, которое, к печали моей великой, не
изжили мы и не изжито у вас.
В законе моем сказано « судом не мстити, не дружити никому». Что это значит?
( Учащиеся отвечают что это борьба со взятками, запрет брать посулы ( взятки) сегодня
это борьба с коррупцией)
Ведущие:
Спасибо,
государь,
за
науку.
Мы
поняли
еще
одну
важную
истину
«
Правосудие должно свершиться, хотя бы погиб мир».
(вешают плакат на латыни и перевод)
3 группа: представляет Петра 1:
В период правления Петра 1 велась очень активная законотворческая работа. Петр 1 сам
активно участвовал в разработке законов, многие из них написаны царем или приняты по
его инициативе.
«Надлежит законы писать ясно, чтобы их не перетолковывать», -говорил Петр 1. Но он
сам
составлял
законы
небрежно,
торопливо,
засоряя
правовые
формулировки
многочисленными иностранными, замысловатыми словами.
Ведущий: Ваше Императорское Величество! С вступлением на престол вашего деда -
Михаила Романова закон становился все более суровым, а наказания более жестокими.
Например, в Соборном Уложении Вашего отца смертная казнь упоминается 35 раз, а
кроме того, побои, отрубание рук, ног, обрезание ушей, вырезание языка. К чему такая
жестокость?
Петр 1: Я законы писал, чтобы их соблюдали, а не нарушали. А нарушил- ответ держи.
Законы пишем, объясняем, для чего он нужен.
Государевы люди при поступлении на службу должны обучаться праву. Зако печатается,
объявляется
публично,
вывешивается
у
церквей,
«дабы
неведением
никто
не
отговаривался».
А
вот
теперь
скажите
мне:
Я
первый
создал
такую
службу,
чтоб
наблюдали за соблюдением законов. Кто это?
(Ученики отвечают о том, что это прокурорская и фискальная служба, называют их
функции)
Петр 1: Я все делал во благо отечества и народа своего и того ожидал от слуг своих. А
ежели кто неразумением своим не думал об этом, наказан должен быть и сурово. Я сына
не пощадил! Но это мое право, право государя, казнить или миловать. А вот как в мое
время относились к самоубийцам?
(Учащиеся отвечают так: самоубийцу считали душегубцем, т.к. он губил свою душу. В
эпоху абсолютизма самоубийца считался государственным преступником, т.к. «убивал»
гос. имущество)
Ведущий
№1:
Благодарим
за
беседу
и
науку.
Для
нас
стала
понятна
Ваша
государственная позиция: « Благо народа - высший закон».
Ведущий № 2: Мы проследили, как исторически развивалось правовая система в России.
Обнаружили, что законы становились все жестче, наказания более суровыми. Смертная
казнь применялась по многим преступлениям. Сейчас в нашей стране смертная казнь
отменена.
Ведущий №1: Однако в настоящее время 60% населения за возвращение смертной казни.
А что думают по этому поводу наши герои.
Исторические персонажи высказываются по очереди об отношении к смертной казни в
свое время и сейчас.
Ведущий №2: Мы предлагаем проголосовать и высказать ваше, уважаемые участники,
отношение к смертной казни. Возьмите кружочки разного цвета и опустите их в урны для
голосования.
Зеленые - против.
Черные - за.
Жюри определяет наиболее активных и награждает, пока идет подсчет голосов.
Ведущие №1: Есть латинское изречение «Pro et contra», что означает « За и против».
Взвесив все, законодатель решает, какой закон принять. Обратите внимание на эти
цитаты. Они и сегодня нам могут принести большую пользу.
Ведущий№2: Мы должны усвоить главное « Закон должен быть соблюден в любом
случае, даже если он нас чем-то не устраивает.
Ведущий №1: А теперь объявляем результаты голосования по отношению к смертной
казни.
За –
Против –
(На основе результата и делается вывод).