Подготовка к ЕГЭ по литературе- путь и средство формирования читающего выпускника.
Автор: Крившенко Лариса Григорьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ гимназия № 54 Населённый пункт: город Краснодар Наименование материала: статья Тема: Подготовка к ЕГЭ по литературе- путь и средство формирования читающего выпускника. Раздел: полное образование
Подготовка к итоговому сочинению по литературе – путь и средство
формирования читающего выпускника.
Крившенко Л.Г.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназия №54
Каждый год, начиная знакомство с новым классом, я задаю детям
вопрос: «Была ли у вас
в жизни встреча с книгой, читая которую, вы
плакали?» И если поднимаются хотя бы 2-3 руки, то готова плакать я, потому
что, во-первых, есть ещё читающие ученики, а во-вторых, оттого, что их так
мало. Сочинение по литературе как допуск к ЕГЭ – это хорошо или плохо?
Хорошо, что вспомнили о великой традиции русской школы (более 200 лет
пишется сочинение), однако не учли, что за «годы забвения» дети перестали
читать, а учителя (конечно, не все) забыли о великой литературе; а стали
подыскивать
примеры
из
книг
для
аргументации
части
С
экзамена
по
русскому языку.
В сочинении по литературе есть 3 составляющих: ученик, учитель и
родители. Их объединять должно одно – книга. Ученику необходимо стать
читающим,
а
не
«выискивающим»
пример
из
различных
сборников
с
кратким
изложением
текста.
Учителю
тоже
надо
перестраиваться,
восхищаться литературой, передать свое восхищение литературой и любовь к
ней детям, а не помогать найти очередной «аргумент». А родитель – пусть
поддерживает ученика и понимает учителя.
Да, сочинение по литературе нужно. Но… Проводится оно в начале
декабря,
когда за порогом программы остались и « Тихий Дон» М.А.
Шолохова,
и
«Мастер
и
Маргарита»
М.А.
Булгакова,
произведения
Д.П.
Астафьева, А.И. Солженицына, новейшая русская проза и критика … Можно
продолжать этот печальный перечень. С сожалением можно говорить об
отсутствии на уроках зарубежной литературы.
Как быть? Что делать? Читать и размышлять о прочитанном, и в классе,
и
дома.
Думается,
что
«спасательным
кругом»
в
этом
море
проблем
с
литературой был Год литературы. Жалко, что только 1 год, а не больше. Но и
это позволило обществу «потеплеть» в отношении к школьной литературе ,а
чтобы стало ещё «теплее» хотелось бы увидеть в учебном плане увеличение
часов по этому предмету, хотя бы в 10-11 классах в 1ом полугодии.
К сочинению надо готовить. Начало этого – формирование любви к
литературе, к чтению,
о формировании читательского кругозора, вкуса и
читательской культуры.
Ученика читающего и думающего, волнующегося
над страницами книг, школа обязана создавать в течение всех лет обучения, а
в
старших
классах
оттачивать
и
совершенствовать
все
грани
детского
читательского таланта.
Думается, что прошедшее итоговое сочинение позволяет сделать ряд
выводов:
во-первых,
дети
стали
немного
больше
читать.
Во-вторых,
общество повернулось лицом к предмету.
Однако есть то, что волнует учителей. Во-первых, не разбужен, не
воспитан ученик-читатель. И в этом не только его вина, но и беда. Ученик
привык писать «по шаблону», по законам, непонятно кем придуманным.
Творческий
ученик
«закован
в
рамки»
жанра
эссе
триадой:
тезис,
доказательство, иллюстрация.
Все это «тормозит» творчество, лишает сочинения «изюминки», мешает
проявлению личности.
Конечно, только введение в ЕГЭ сочинения по литературе не может
мотивировать к чтению, но увидеть предмет «литература» поможет. Учитель
литературы в современной школе готов к преодолению всех трудностей при
подготовке
к
проведению
итогового
сочинения
по
литературе.
Учащиеся
МБОУ гимназии №54 успешно написали сочинение, показали достаточно
широкий
литературный
кругозор,
(опирались
на
знание
более
20
литературных
произведении),
читательскую
культуру,
сумели
выразить
собственное мнение.
Надо стремится к тому, чтобы сочинение имело непредсказуемый
характер,
в
этом
случаев
работу
будет
включен
весь
педагогический
коллектив, что конечно, дает положительный результат.
Дорогу осилит идущий.