Напоминание

Подготовка к ЕГЭ по литературе- путь и средство формирования читающего выпускника.


Автор: Крившенко Лариса Григорьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 54
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Подготовка к ЕГЭ по литературе- путь и средство формирования читающего выпускника.
Раздел: полное образование





Назад





Подготовка к итоговому сочинению по литературе – путь и средство

формирования читающего выпускника.

Крившенко Л.Г.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназия №54
Каждый год, начиная знакомство с новым классом, я задаю детям вопрос: «Была ли у вас в жизни встреча с книгой, читая которую, вы плакали?» И если поднимаются хотя бы 2-3 руки, то готова плакать я, потому что, во-первых, есть ещё читающие ученики, а во-вторых, оттого, что их так мало. Сочинение по литературе как допуск к ЕГЭ – это хорошо или плохо? Хорошо, что вспомнили о великой традиции русской школы (более 200 лет пишется сочинение), однако не учли, что за «годы забвения» дети перестали читать, а учителя (конечно, не все) забыли о великой литературе; а стали подыскивать примеры из книг для аргументации части С экзамена по русскому языку. В сочинении по литературе есть 3 составляющих: ученик, учитель и родители. Их объединять должно одно – книга. Ученику необходимо стать читающим, а не «выискивающим» пример из различных сборников с кратким изложением текста. Учителю тоже надо перестраиваться, восхищаться литературой, передать свое восхищение литературой и любовь к ней детям, а не помогать найти очередной «аргумент». А родитель – пусть поддерживает ученика и понимает учителя. Да, сочинение по литературе нужно. Но… Проводится оно в начале декабря, когда за порогом программы остались и « Тихий Дон» М.А. Шолохова, и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, произведения Д.П. Астафьева, А.И. Солженицына, новейшая русская проза и критика … Можно продолжать этот печальный перечень. С сожалением можно говорить об отсутствии на уроках зарубежной литературы. Как быть? Что делать? Читать и размышлять о прочитанном, и в классе, и дома. Думается, что «спасательным кругом» в этом море проблем с литературой был Год литературы. Жалко, что только 1 год, а не больше. Но и это позволило обществу «потеплеть» в отношении к школьной литературе ,а чтобы стало ещё «теплее» хотелось бы увидеть в учебном плане увеличение часов по этому предмету, хотя бы в 10-11 классах в 1ом полугодии.
К сочинению надо готовить. Начало этого – формирование любви к литературе, к чтению, о формировании читательского кругозора, вкуса и читательской культуры. Ученика читающего и думающего, волнующегося над страницами книг, школа обязана создавать в течение всех лет обучения, а в старших классах оттачивать и совершенствовать все грани детского читательского таланта. Думается, что прошедшее итоговое сочинение позволяет сделать ряд выводов: во-первых, дети стали немного больше читать. Во-вторых, общество повернулось лицом к предмету. Однако есть то, что волнует учителей. Во-первых, не разбужен, не воспитан ученик-читатель. И в этом не только его вина, но и беда. Ученик привык писать «по шаблону», по законам, непонятно кем придуманным. Творческий ученик «закован в рамки» жанра эссе триадой: тезис, доказательство, иллюстрация. Все это «тормозит» творчество, лишает сочинения «изюминки», мешает проявлению личности. Конечно, только введение в ЕГЭ сочинения по литературе не может мотивировать к чтению, но увидеть предмет «литература» поможет. Учитель литературы в современной школе готов к преодолению всех трудностей при подготовке к проведению итогового сочинения по литературе. Учащиеся МБОУ гимназии №54 успешно написали сочинение, показали достаточно широкий литературный кругозор, (опирались на знание более 20 литературных произведении), читательскую культуру, сумели выразить собственное мнение. Надо стремится к тому, чтобы сочинение имело непредсказуемый характер, в этом случаев работу будет включен весь педагогический коллектив, что конечно, дает положительный результат. Дорогу осилит идущий.


В раздел образования