Напоминание

"Главные жители в лесном царстве"


Автор: Кравцова Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Малыш"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Главные жители в лесном царстве"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект непосредственно образовательной деятельности «Главные жители в лесном царстве» для детей средней группы Составила : воспитатель Кравцова Надежда Владимировна, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Малыш» муниципального образования город Ноябрьск, ЯНАО. Цели: Закрепить представление о названии и об основных частях растений, знания и представления о диких животных, их приспособлении к зимним условиям. Дать представление о роли растений в жизни людей и животных. Продолжать расширять представления о жизни диких животных и птиц зимой. Воспитывать интерес к жизни диких животных, бережное отношение к окружающему миру. Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю в таинственное царство, в лесное государство. Волшебный, мудрый лес в любое время года полон чудес! - Хотите туда попасть? (да) - Путь в лесное царство нелегкий. Вы знаете, как себя в лесу надо вести? Дети: Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать! - Дети, вы готовы? (Да) - Ну что в путь?! Солнечным морозным днем Мы с друзьями в лес идем. По заснеженной тропинке (нам в сугроб не угодить бы!). Перепрыгнем овраг, Пробежим по кочкам. Ох, и сложно идти по лесным дорожкам! Мы пришли в зимний лес /ходьба по комнате/ Сколько здесь вокруг чудес! /разводят руками/ Справа – березка в шубке стоит, /руку отводят в сторону и смотрят Слева елка на нас глядит. /отводят руку и прослеживают взглядом/ Снежинки в небе кружатся, /движение «фонарики» и смотрят вверх/ На землю красиво ложатся. /кружась, приседают/ Вот и зайка проскакал, / прыжки/ От лисы он убежал. Это серый волк рыщет, Он себе добычу ищет! / руки на поясе, наклоны в стороны/ Все мы спрячемся сейчас, / приседают прячась/
Не найдет тогда он нас! Лишь медведь в берлоге спит, / имитируют сон/ Так всю зиму и проспит. Пролетают снегири - / имитируют полет птиц/ Как красивы они! В лесу красота и покой, /разводят руки в стороны/ Отдохнуть пора, друзья, Мы присядем на пенек /садятся на стульчики/. Воспитатель: В лесном царстве много деревьев. Они главные лесные жители! Что вы знаете о них? Что такое дерево? (дерево - самое большое растение) - Ребята, посмотрите (картинки) и скажите, какие деревья растут в лесу? (береза, осина, рябина, дуб, ель, сосна). - Назовите части дерева (у всех деревьев есть корни, ствол, ветки, листья - крона) Давайте сравним дерево и человека. Ноги – это корни, туловище – ствол, кора – кожа, руки-ветки, листья – пальчики. - Какие растения еще растут в лесу? (кустарники) Какие? (черемуха, малина, орешник, шиповник) - Чем отличается дерево от кустарника? (у дерева ствол один, у кустарника много веток; дерево высокое, куст низкий) - В лесу растет много различных растений. Как вы думаете, растения живые? (Да) Почему? (они растут, дышат, питаются, спят, у них появляются детки- побеги). Люди и животные тоже дышат, то есть вдыхают и выдыхают воздух (покажите). Вы замечали, что если долго находишься в комнате с закрытым окном, становится трудно дышать? «Надо проветрить», - говорят взрослые. Дело в том, что выдыхаем мы «плохой, грязный» воздух. Но людей и животных на земле очень много, выходит, и «плохого» воздуха должно становиться все больше и больше. Но этого почему-то это не происходит. - Куда же девается «плохой» воздух? Оказывается, его вдыхают все растения. А выдыхают они «живой» воздух, которым и дышат люди и животные. Называется он
кислород
. - Как вы думаете, где кислорода больше: в городе или в лесу? - Почему в лесу хорошо дышится?
Вот и выходит, что деревья и кусты, цветы и травы нам просто

необходимы. Они наши друзья и помощники
. - Для чего еще человеку лес? Мы приходим туда, чтобы отдохнуть, насладиться красотой растений, послушать тихую музыку леса, в лесу можно увидеть много интересного. - Что еще дает человеку лес? (грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы). - Что происходит с растениями зимой? (отдыхают, спят) Растениям, как и всем живым существам, зимой холодно. Как вы помогали своим друзьям-растениям на своем участке пережить морозы? (укрывали снегом корни).
- Молодцы, ребята! Снег, как теплое одеяло, укрывает все растения на земле. В лесу тихо. Снег по пояс. - Смотрите, ребята, чьи-то следы. Как вы думаете, чьи они? (зайчика) А где же он сам? Почему мы его не видели? (спрятался в снегу, под кустиком) - Предлагаю: на одной ножке повернулись и в зайчишек превратились.
Физкультминутка «Зайка»
Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью) Зайка корм себе искал (мелкие подскоки сразу на двух ногах). Вдруг у зайки на макушке поднялись, как стрелки, «ушки» Шорох тихий раздается: кто-то по лесу крадется (пугливо оглядывается) Заяц путает следы, убегает от беды. Прыгнул в бок и обернулся (скачет, бежит по кругу и «петляет», Затем на двух ногах - большой прыжок в сторону). И под кустиком свернулся, словно беленький клубок- Чтоб никто найти не смог (свернулся в клубок)
Картина «Зайцы в лесу» (рассматривание, беседа)
-Спрятался косой за стогом сена, на задние лапки встал. Голодно зайцу зимой. Чем питается заяц зимой? (сено, кора да мелкие ветки осины да ивы – вот и вся еда). Вдруг насторожился заяц! - Что помогло зайцу заметить опасность? (большие, чуткие уши) - От кого спрятался зайчик? (от лисы) - Нелегко лисе поймать косого. - Что еще помогает зайцу спасаться от врагов? (белого цвета шуба). -Что помогает зайцу быстро бегать и далеко прыгать? Задние ноги сильные и длинные, намного длиннее передних, поэтому следы задних ног впереди передних оказались. Бежит заяц, петляет. Прыгнет вокруг себя и по своим же следам обратно убежит. - Убежал косой, но не останется лиса без обеда. Она под снегом мышей отыскивает. Что ей помогает это делать? Слух у нее хороший и нюх отменный. Они-то и помогают ей отыскивать под снегом мышей. «Мышкует лиса» - говорят люди. А уж если совсем холодно и голодно рыжей, то хоть и боится она человека, а пойдет в деревню кур да уток воровать. - А почему невидно медведя и ежа? (они спят) Где спит медведь? (в берлоге) Где спит еж? (в норе) - Посмотрите, на снегу лежит еловая шишка. Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз? Как вы думаете, кто это? (белочка) Почему мы ее не увидели? (спряталась в дупле) Чем питается белочка зимой? (ягодами, грибами, орешками, семенами шишек, которые хранит в кладовой) Что помогает белочке пережить холодную зиму? (теплая серого цвета шуба, хвост, которым она укрывается) Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
- А кто еще живет в лесу? (птицы) Зимой им очень трудно. Почему? Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей и сильные морозы. В такую погоду много птиц погибает от голода. - Посмотрите, птичка сидит. Она очень замерзла. Представьте, что у вас в руках маленькая беспомощная птичка. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте ее, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птичку, подышите на нее, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птичке доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птичка радостно взлетела, улыбнитесь ей и не грустите, она обязательно к нам прилетит. - Ребята, какие птицы к нам прилетают на участок? Отгадайте загадки (синицы, воробьи, вороны, снегирь, дятел) - Как вы помогаете птицам пережить зимнюю стужу? (повесили кормушку, кладут корм)
Д.и. «Птички на кормушке»
- Что любит синичка? (зерно, семечки, несоленое сало) - Что любит воробей? (крошки хлеба, зерно, семечки) - Что любит снегирь? (ягоды рябины) - Чем питается дятел? (семенами хвойных деревьев) -Ворону мы можем угостить и хлебом, и зерном, и даже мясом – она всеядная. - Как называются птицы, которые живут зимой рядом с нами? (зимующие) -
Чтобы птицам оказывать помощь, нужно знать некоторые правила.

Какие?
1. Очистить кормушку от снега и старого корма. 2. класть крошки белого хлеба (не куски хлеба) 3. Знать, чем питаются птицы (семенами различных растений, семечками подсолнуха, тыквы, ягодами рябины, орехами) 4. Корм класть ежедневно. Воспитатель: - Какие вы сегодня молодцы! Помогли всем жителям волшебного леса! - Каким? (растениям, животным и птицам) - И что же – мы еще в лесу? (да!) Нужно возвращаться! Мы на миг закроем глазки… Открываем – мы уже не в сказке. В детский сад нам всем пора! До свиданья, детвора! Ребенок: Лес дремучий, до свиданья. Ты расти на радость людям! Мы дружить с тобою будем. Добрый лес, могучий лес. Полон сказок и чудес!


В раздел образования