Автор: Кравцова Надежда Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Малыш" Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО Наименование материала: конспект НОД Тема: "Главные жители в лесном царстве" Раздел: дошкольное образование
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
«Главные жители в лесном царстве»
для детей средней группы
Составила
:
воспитатель Кравцова Надежда Владимировна,
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Малыш»
муниципального образования город
Ноябрьск, ЯНАО.
Цели: Закрепить представление о названии и об основных частях
растений, знания и представления о диких животных, их приспособлении к
зимним условиям. Дать представление о роли растений в жизни людей и
животных. Продолжать расширять представления о жизни диких животных и
птиц зимой. Воспитывать интерес к жизни диких животных, бережное
отношение к окружающему миру.
Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю в таинственное царство, в лесное
государство. Волшебный, мудрый лес в любое время года полон чудес!
- Хотите туда попасть? (да)
- Путь в лесное царство нелегкий. Вы знаете, как себя в лесу надо вести?
Дети: Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать!
- Дети, вы готовы? (Да)
- Ну что в путь?!
Солнечным морозным днем
Мы с друзьями в лес идем.
По заснеженной тропинке
(нам в сугроб не угодить бы!).
Перепрыгнем овраг,
Пробежим по кочкам.
Ох, и сложно идти по лесным дорожкам!
Мы пришли в зимний лес /ходьба по комнате/
Сколько здесь вокруг чудес! /разводят руками/
Справа – березка в шубке стоит, /руку отводят в сторону и смотрят
Слева елка на нас глядит. /отводят руку и прослеживают
взглядом/
Снежинки в небе кружатся, /движение «фонарики» и смотрят вверх/
На землю красиво ложатся. /кружась, приседают/
Вот и зайка проскакал, / прыжки/
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет! / руки на поясе, наклоны в стороны/
Все мы спрячемся сейчас, / приседают прячась/
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит, / имитируют сон/
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири - / имитируют полет птиц/
Как красивы они!
В лесу красота и покой, /разводят руки в стороны/
Отдохнуть пора, друзья,
Мы присядем на пенек /садятся на стульчики/.
Воспитатель: В лесном царстве много деревьев. Они главные лесные
жители! Что вы знаете о них? Что такое дерево? (дерево - самое большое
растение)
- Ребята, посмотрите (картинки) и скажите, какие деревья растут в лесу?
(береза, осина, рябина, дуб, ель, сосна).
- Назовите части дерева (у всех деревьев есть корни, ствол, ветки, листья -
крона)
Давайте сравним дерево и человека. Ноги – это корни, туловище – ствол,
кора – кожа, руки-ветки, листья – пальчики.
- Какие растения еще растут в лесу? (кустарники) Какие? (черемуха, малина,
орешник, шиповник)
- Чем отличается дерево от кустарника? (у дерева ствол один, у кустарника
много веток; дерево высокое, куст низкий)
- В лесу растет много различных растений. Как вы думаете, растения живые?
(Да) Почему? (они растут, дышат, питаются, спят, у них появляются детки-
побеги). Люди и животные тоже дышат, то есть вдыхают и выдыхают воздух
(покажите).
Вы замечали, что если долго находишься в комнате с закрытым окном,
становится трудно дышать? «Надо проветрить», - говорят взрослые. Дело в
том, что выдыхаем мы «плохой, грязный» воздух. Но людей и животных на
земле очень много, выходит, и «плохого» воздуха должно становиться все
больше и больше. Но этого почему-то это не происходит.
- Куда же девается «плохой» воздух? Оказывается, его вдыхают все растения.
А выдыхают они «живой» воздух, которым и дышат люди и животные.
Называется он кислород .
- Как вы думаете, где кислорода больше: в городе или в лесу?
- Почему в лесу хорошо дышится?
Вот и выходит, что деревья и кусты, цветы и травы нам просто
необходимы. Они наши друзья и помощники .
- Для чего еще человеку лес?
Мы приходим туда, чтобы отдохнуть, насладиться красотой растений,
послушать тихую музыку леса, в лесу можно увидеть много интересного.
- Что еще дает человеку лес? (грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы).
- Что происходит с растениями зимой? (отдыхают, спят)
Растениям, как и всем живым существам, зимой холодно. Как вы помогали
своим друзьям-растениям на своем участке пережить морозы? (укрывали
снегом корни).
- Молодцы, ребята! Снег, как теплое одеяло, укрывает все растения на земле.
В лесу тихо. Снег по пояс.
- Смотрите, ребята, чьи-то следы. Как вы думаете, чьи они? (зайчика)
А где же он сам? Почему мы его не видели? (спрятался в снегу, под кустиком)
- Предлагаю: на одной ножке повернулись и в зайчишек превратились.
Физкультминутка «Зайка»
Зайка по лесу скакал,
(руки перед грудью)
Зайка корм себе искал
(мелкие подскоки сразу на двух ногах).
Вдруг у зайки на макушке поднялись, как стрелки, «ушки»
Шорох тихий раздается: кто-то по лесу крадется
(пугливо оглядывается)
Заяц путает следы, убегает от беды.
Прыгнул в бок и обернулся
(скачет, бежит по кругу и «петляет»,
Затем на двух ногах - большой прыжок в сторону).
И под кустиком свернулся, словно беленький клубок-
Чтоб никто найти не смог (свернулся в клубок)
Картина «Зайцы в лесу» (рассматривание, беседа)
-Спрятался косой за стогом сена, на задние лапки встал. Голодно зайцу
зимой. Чем питается заяц зимой? (сено, кора да мелкие ветки осины да ивы –
вот и вся еда). Вдруг насторожился заяц!
- Что помогло зайцу заметить опасность? (большие, чуткие уши)
- От кого спрятался зайчик? (от лисы)
- Нелегко лисе поймать косого.
- Что еще помогает зайцу спасаться от врагов? (белого цвета шуба).
-Что помогает зайцу быстро бегать и далеко прыгать? Задние ноги сильные и
длинные, намного длиннее передних, поэтому следы задних ног впереди
передних оказались. Бежит заяц, петляет. Прыгнет вокруг себя и по своим же
следам обратно убежит.
- Убежал косой, но не останется лиса без обеда. Она под снегом мышей
отыскивает. Что ей помогает это делать? Слух у нее хороший и нюх
отменный. Они-то и помогают ей отыскивать под снегом мышей. «Мышкует
лиса» - говорят люди. А уж если совсем холодно и голодно рыжей, то хоть и
боится она человека, а пойдет в деревню кур да уток воровать.
- А почему невидно медведя и ежа? (они спят) Где спит медведь? (в берлоге)
Где спит еж? (в норе)
- Посмотрите, на снегу лежит еловая шишка. Кто на ветке шишки грыз и
бросал объедки вниз? Как вы думаете, кто это? (белочка) Почему мы ее не
увидели? (спряталась в дупле) Чем питается белочка зимой? (ягодами,
грибами, орешками, семенами шишек, которые хранит в кладовой) Что
помогает белочке пережить холодную зиму? (теплая серого цвета шуба,
хвост, которым она укрывается) Как называются животные, которые живут в
лесу? (дикие)
- А кто еще живет в лесу? (птицы) Зимой им очень трудно. Почему?
Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей и сильные
морозы. В такую погоду много птиц погибает от голода.
- Посмотрите, птичка сидит. Она очень замерзла. Представьте, что у вас в
руках маленькая беспомощная птичка. Вытяните руки ладонями вверх. А
теперь согрейте ее, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте
в них птичку, подышите на нее, согревая своим ровным, спокойным
дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птичке доброту своего
сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птичка
радостно взлетела, улыбнитесь ей и не грустите, она обязательно к нам
прилетит.
- Ребята, какие птицы к нам прилетают на участок? Отгадайте загадки
(синицы, воробьи, вороны, снегирь, дятел)
- Как вы помогаете птицам пережить зимнюю стужу? (повесили кормушку,
кладут корм)
Д.и. «Птички на кормушке»
- Что любит синичка? (зерно, семечки, несоленое сало)
- Что любит воробей? (крошки хлеба, зерно, семечки)
- Что любит снегирь? (ягоды рябины)
- Чем питается дятел? (семенами хвойных деревьев)
-Ворону мы можем угостить и хлебом, и зерном, и даже мясом – она
всеядная.
- Как называются птицы, которые живут зимой рядом с нами? (зимующие)
- Чтобы птицам оказывать помощь, нужно знать некоторые правила.
Какие?
1. Очистить кормушку от снега и старого корма.
2. класть крошки белого хлеба (не куски хлеба)
3. Знать, чем питаются птицы (семенами различных растений, семечками
подсолнуха, тыквы, ягодами рябины, орехами)
4. Корм класть ежедневно.
Воспитатель:
- Какие вы сегодня молодцы! Помогли всем жителям волшебного леса!
- Каким? (растениям, животным и птицам)
- И что же – мы еще в лесу? (да!)
Нужно возвращаться!
Мы на миг закроем глазки…
Открываем – мы уже не в сказке.
В детский сад нам всем пора!
До свиданья, детвора!
Ребенок: Лес дремучий, до свиданья.
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, могучий лес.
Полон сказок и чудес!