Напоминание

"Комната сказок" в детском саду


Автор: Салимжанова Венера Садырдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа с углубленным изучением английского языка №1319"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Комната сказок" в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

«Школа с углубленным изучением английского языка №1319»

«Комната сказок»

в детском саду

Автор: Салимжанова Венера Садырдиновна

Москва 2017

1

Сказки сопровождают человека в течение всей его жизни.

Ученые

убедительно

доказали,

что

художественно-творческая

деятельность ребенка в различных сферах искусства находится в зависимости

от специфики возрастного развития и в полной мере определяется ею. Особое

значение в связи с этим имеет интегрирование искусства и разнообразных

видов художественной деятельности детей дошкольного возраста.

Художественно-эстетическое

освоение

мира

-

это

проце сс,

представляющий собой диалектическое единство активности, деятельности и

установки на искусство как средство социализации. Искусство, оказывая

сильное воздействие на ребенка, позволяет развивать психические процессы,

необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности.

Спектакль-сказка должен и может говорить зрителям о многом, развивать у

них способность тоньше и глубже чувствовать, сопоставлять, эстетически

оценивать

доступные

их

пониманию

явления

жизни,

человеческие

отношения,

поступки

-

здесь

таятся

огромные

возможности

жанра

сценической сказки в эстетическом воспитании детей. Различные судьбы,

мысли, пластика героев позволяют ребенку пополнить свой ограниченный

жизненный опыт, примеряя на себя события и мысли людей разных эпох,

стран,

людей

разного

возраста,

образовательного

и

культурного

уровня,

социального положения; оживших вещей, животных и растений, волшебных

существ.

Сказки отвечают большинству из этих требований, и именно работа над

красочными,

запоминающимися

спектаклями

способствует

созданию

и

сплочению коллектива.

Важно, что доступность сказки для малышей позволяет набирать опыт

труппе,

пользуясь

доброжелательностью

и

поддержкой

юных

зрителей,

которые всегда сопереживают и стараются помочь героям.

2

Исследователи

неоднократно

обращали

внимание

на

особый

способ познания в художественном творчестве - познание через опыт личного

переживания. Писатель, актер, художник вживаются в своего героя, чтобы

понять его мысли, чувства и верно донести их до читателя и зрителя. Это

явление в психологии описано как эмпатия, считается, что оно сопровождает

каждый творческий процесс.

Работая

с

воображением

ребенка,

мы

позволяем

ему

глубже

понять ситуацию и, мысленно прожив ее, преобразовать в полученный им

опыт.

Следовательно,

мы

достигаем

более

глубокого

познания,

нежели

базируясь только на чувственном восприятии.

Мысль,

заложенная

в

тексте,

воспринимается

ребенком

настолько,

насколько он готов ее осознать. Мы не можем знать наверняка, что думает

другой человек, но можем предположить, основываясь на известных нам

фактах

и

собственных

наблюдениях.

Поэтому,

разбирая

индивидуальные

особенности и поведение героев, дети учатся понимать себя через поступки и

образ

мыслей

другого.

Настоящее,

прочувствованное

и

продуманное

восприятие образа - одна из самых активных форм работы, потому, что при

этом активизируется внутренний, духовный мир ребенка, их чувства и мысли.

Создание

«Комнаты

сказок»

в

детском

саду,

мысль

необычная.

Организация «Комнаты сказок»- сложная, многоплановая и высокотворческая

деятельность всех педагогов.

В

первую

очередь,

необходимо

правильно

подобрать

помещение,

которое будет соответствовать всем необходимым требованиям.

Интерьер

«Комнаты

сказок»

оформляется

с

учетом

современного

дизайна, так как он должен вызывать у детей только положительные эмоции и

оказывать благоприятное воздействие на них.

3

Поверхность стен помещения можно обклеить обоями до уровня роста

детей, обои и краску для стен подобрать теплых, уютных, домашних тонов.

Цветовой

климат

помещения,

немаловажен.

Светопроемы

нужно

оборудовать

регулируемыми

солнцезащитными

устройствами.

В

качестве

солнцезащитных устройств используются жалюзи, рулонные шторы.

Также, незаменимым, элементом в «Комнате сказок», является мягкое

напольное покрытие. На нем дети могут удобно расположиться во время

проведения занятий.

В

зависимости

о

времени

года,

можно

использовать

пейзажные

настенные панно, выполненные на холсте.

Столы для занятий устанавливаются вблизи светонесущих стен при

обязательном левостороннем освещении рабочих мест детей. Стулья должны

быть в комплекте со столом, подбор мебели для детей следует проводить с

учетом антропометрических показателей. В связи с тем, что в «Комнате

сказок» проводятся занятия для разных возрастных групп, рекомендуется

приобретать столы и стулья с регулируемой высотой и занятия проводить по

подгруппам.

Наглядные

учебные

пособия

лучше

хранить

в

помещении,

стараться не подвергать их воздействию солнечных лучей, предохранять от

деформации.

Дидактические

и

настольно-печатные

игры

содержать

в

отдельном шкафу. Он устанавливается недалеко от детских столов так, чтобы

дети смогли самостоятельно доставать все необходимое. Стеллажи для игр,

игрушек, разных видов театра - настольный театр картинок, настольный

театр игрушек, картинки на фланелеграфе, театр би-ба-бо, театр теней, театр

кукол, оборудование для игр-драматизаций должны, также, соответствовать

ростовым показателям и быть доступными для детей. Ростовые куклы в

«Комнате сказок», предоставляют возможность полностью действовать от

4

имени персонажа, «вжиться» в образ. Ростовые куклы можно поместить на

рейки и укрепить на стенных крючках. Каждое дошкольное учреждение

располагает огромным выбором детских и взрослых карнавальных костюмов.

Костюмы,

необходимо,

хранить

в

специальных

чехлах

для

одежды,

в

отведенном для театральных реквизитов месте.

В «Комнате сказок» можно создать свою мини-библиотеку. Помимо

детской художественной литературы, указанной в программе, используется

множество других произведений. К подбору этих произведений должны быть

предъявлены

строгие

требования

исходя

из

художественной

ценности

каждого произведения, его тематики, доступности содержания.

Неотъемлемой частью оснащения «Комнаты сказок», являются ТСО

(технические средства обучения).

Строить

работу

в

«Комнате

сказок»

необходимо

исходя

из

сезонности, из различных проявлений природы, календарных праздников, из

того, что детям близко, дорого и интересно, обязательна особая творческая

обстановка,

одухотворенное

состояние

педагогов.

Педагог

должен

учить

детей

чувствовать

красоту,

проектировать

свои

эмоции

и

переживания

в

красках, звуках, пластике тела, побуждать увидеть необычное в обычном.

Даже самый маленький ребенок способен «превратиться» в цветок и

показать, как он растет, почувствовать себя деревом, птицей, ручейком, а

затем узнать себя в музыкальных звуках, красках.

Занятия в «Комнате сказок» можно проводить, как в утренние часы, так

и во второй половине дня.

В индивидуальной работе по театрализованной деятельности можно

использовать метод игротерапии: общение с целью развития сценических

образов,

выразительности

движений,

различные

этюды.

Важной

задачей

индивидуальной

работы

является,

использование

и

обогащение

личного

5

опыта

каждого

ребенка,

учитывая

его

возрастные,

физиологические

особенности восприятия и переработки полученной информации.

Интегрированные

занятия

требуют

от

педагогов

тщательной

подготовки,

подбор

литературы,

материала

к

занятию,

оборудования

для

творческой

деятельности

детей,

музыкальное

сопровождение,

поэтому

воспитателю должен прийти на помощь музыкальный руководитель.

Каждое интегрированное занятие, проведенное в «Комнате сказок»,

требует индивидуальных средств выразительности и творческих находок.

Когда взрослый сам увлечен по-настоящему тем, что делает, тогда

ненавязчиво,

через

игру,

музыку,

изобразительное

творчество,

ребенок

вовлекается в волшебный мир сказки, образов, фантазий. Вся деятельность

сопровождается яркими переживаниями, сюрпризными моментами. Хотелось

бы отметить, что наибольший эффект интегрированные занятия дают, когда

это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой

программе система. Целесообразно разрабатывать систему интегрированных

занятий

параллельно

с

образовательной

программой

дошкольного

учреждения.

Каждое

занятие

несет

нечто

новое,

дает

радость

открытия

в

процессе

сотрудничества,

заинтересовывает

и

интригует

ребенка

своей

нестандартностью и выразительностью.

Эстетичность

работы,

направляемой

руководителем,

заключается

в

осуществлении

целенаправленного

процесса

формирования

ценностного

отношения

воспитанника

к

миру

и

художе ственно-эстетиче ской

деятельности.

Коллектив педагогов должен приложить максимум усилий для

того, чтобы радость творчества объединяла детей, чтобы дети естественно и

непринужденно приобщались к миру прекрасного.

6

Воспитатели

должны

всячески

поддерживать

детскую

веру

в

чудеса, открытость, готовность прийти на помощь и выручить из беды своих

любимых сказочных героев.

Вовлечение

детей

в

разные

формы

и

виды

театрализованной

деятельности

-

действенное

средство

их

интеллектуально-творческого

развития,

обеспечивающее

процессы

социально-культурного

воспитания.

Способствует развитию интереса к искусству и творческой деятельности,

повышению

художественного

уровня

детского

творчества

и

культуры

общения. Созданию творческого микроклимата стимулирующего ребенка к

самопознанию, саморазвитию и самореализации в процессе обучения.

Проблема интегрированных занятий на базе «Комнаты сказок», важна и

современна

как

для

теории,

так

и

для

практики.

Ее

актуальность

продиктована

новыми

социальными

запросами,

предъявляемыми

к

дошкольным образовательным учреждениям.

7



В раздел образования