Автор: Салимжанова Венера Садырдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа с углубленным изучением английского языка №1319"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Комната сказок" в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы
«Школа с углубленным изучением английского языка №1319»
«Комната сказок»
в детском саду
Автор: Салимжанова Венера Садырдиновна
Москва 2017
1
Сказки сопровождают человека в течение всей его жизни.
Ученые
убедительно
доказали,
что
художественно-творческая
деятельность ребенка в различных сферах искусства находится в зависимости
от специфики возрастного развития и в полной мере определяется ею. Особое
значение в связи с этим имеет интегрирование искусства и разнообразных
видов художественной деятельности детей дошкольного возраста.
Художественно-эстетическое
освоение
мира
-
это
проце сс,
представляющий собой диалектическое единство активности, деятельности и
установки на искусство как средство социализации. Искусство, оказывая
сильное воздействие на ребенка, позволяет развивать психические процессы,
необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности.
Спектакль-сказка должен и может говорить зрителям о многом, развивать у
них способность тоньше и глубже чувствовать, сопоставлять, эстетически
оценивать
доступные
их
пониманию
явления
жизни,
человеческие
отношения,
поступки
-
здесь
таятся
огромные
возможности
жанра
сценической сказки в эстетическом воспитании детей. Различные судьбы,
мысли, пластика героев позволяют ребенку пополнить свой ограниченный
жизненный опыт, примеряя на себя события и мысли людей разных эпох,
стран,
людей
разного
возраста,
образовательного
и
культурного
уровня,
социального положения; оживших вещей, животных и растений, волшебных
существ.
Сказки отвечают большинству из этих требований, и именно работа над
красочными,
запоминающимися
спектаклями
способствует
созданию
и
сплочению коллектива.
Важно, что доступность сказки для малышей позволяет набирать опыт
труппе,
пользуясь
доброжелательностью
и
поддержкой
юных
зрителей,
которые всегда сопереживают и стараются помочь героям.
2
Исследователи
неоднократно
обращали
внимание
на
особый
способ познания в художественном творчестве - познание через опыт личного
переживания. Писатель, актер, художник вживаются в своего героя, чтобы
понять его мысли, чувства и верно донести их до читателя и зрителя. Это
явление в психологии описано как эмпатия, считается, что оно сопровождает
каждый творческий процесс.
Работая
с
воображением
ребенка,
мы
позволяем
ему
глубже
понять ситуацию и, мысленно прожив ее, преобразовать в полученный им
опыт.
Следовательно,
мы
достигаем
более
глубокого
познания,
нежели
базируясь только на чувственном восприятии.
Мысль,
заложенная
в
тексте,
воспринимается
ребенком
настолько,
насколько он готов ее осознать. Мы не можем знать наверняка, что думает
другой человек, но можем предположить, основываясь на известных нам
фактах
и
собственных
наблюдениях.
Поэтому,
разбирая
индивидуальные
особенности и поведение героев, дети учатся понимать себя через поступки и
образ
мыслей
другого.
Настоящее,
прочувствованное
и
продуманное
восприятие образа - одна из самых активных форм работы, потому, что при
этом активизируется внутренний, духовный мир ребенка, их чувства и мысли.
Создание
«Комнаты
сказок»
в
детском
саду,
мысль
необычная.
Организация «Комнаты сказок»- сложная, многоплановая и высокотворческая
деятельность всех педагогов.
В
первую
очередь,
необходимо
правильно
подобрать
помещение,
которое будет соответствовать всем необходимым требованиям.
Интерьер
«Комнаты
сказок»
оформляется
с
учетом
современного
дизайна, так как он должен вызывать у детей только положительные эмоции и
оказывать благоприятное воздействие на них.
3
Поверхность стен помещения можно обклеить обоями до уровня роста
детей, обои и краску для стен подобрать теплых, уютных, домашних тонов.
Цветовой
климат
помещения,
немаловажен.
Светопроемы
нужно
оборудовать
регулируемыми
солнцезащитными
устройствами.
В
качестве
солнцезащитных устройств используются жалюзи, рулонные шторы.
Также, незаменимым, элементом в «Комнате сказок», является мягкое
напольное покрытие. На нем дети могут удобно расположиться во время
проведения занятий.
В
зависимости
о
времени
года,
можно
использовать
пейзажные
настенные панно, выполненные на холсте.
Столы для занятий устанавливаются вблизи светонесущих стен при
обязательном левостороннем освещении рабочих мест детей. Стулья должны
быть в комплекте со столом, подбор мебели для детей следует проводить с
учетом антропометрических показателей. В связи с тем, что в «Комнате
сказок» проводятся занятия для разных возрастных групп, рекомендуется
приобретать столы и стулья с регулируемой высотой и занятия проводить по
подгруппам.
Наглядные
учебные
пособия
лучше
хранить
в
помещении,
стараться не подвергать их воздействию солнечных лучей, предохранять от
деформации.
Дидактические
и
настольно-печатные
игры
содержать
в
отдельном шкафу. Он устанавливается недалеко от детских столов так, чтобы
дети смогли самостоятельно доставать все необходимое. Стеллажи для игр,
игрушек, разных видов театра - настольный театр картинок, настольный
театр игрушек, картинки на фланелеграфе, театр би-ба-бо, театр теней, театр
кукол, оборудование для игр-драматизаций должны, также, соответствовать
ростовым показателям и быть доступными для детей. Ростовые куклы в
«Комнате сказок», предоставляют возможность полностью действовать от
4
имени персонажа, «вжиться» в образ. Ростовые куклы можно поместить на
рейки и укрепить на стенных крючках. Каждое дошкольное учреждение
располагает огромным выбором детских и взрослых карнавальных костюмов.
Костюмы,
необходимо,
хранить
в
специальных
чехлах
для
одежды,
в
отведенном для театральных реквизитов месте.
В «Комнате сказок» можно создать свою мини-библиотеку. Помимо
детской художественной литературы, указанной в программе, используется
множество других произведений. К подбору этих произведений должны быть
предъявлены
строгие
требования
исходя
из
художественной
ценности
каждого произведения, его тематики, доступности содержания.
Неотъемлемой частью оснащения «Комнаты сказок», являются ТСО
(технические средства обучения).
Строить
работу
в
«Комнате
сказок»
необходимо
исходя
из
сезонности, из различных проявлений природы, календарных праздников, из
того, что детям близко, дорого и интересно, обязательна особая творческая
обстановка,
одухотворенное
состояние
педагогов.
Педагог
должен
учить
детей
чувствовать
красоту,
проектировать
свои
эмоции
и
переживания
в
красках, звуках, пластике тела, побуждать увидеть необычное в обычном.
Даже самый маленький ребенок способен «превратиться» в цветок и
показать, как он растет, почувствовать себя деревом, птицей, ручейком, а
затем узнать себя в музыкальных звуках, красках.
Занятия в «Комнате сказок» можно проводить, как в утренние часы, так
и во второй половине дня.
В индивидуальной работе по театрализованной деятельности можно
использовать метод игротерапии: общение с целью развития сценических
образов,
выразительности
движений,
различные
этюды.
Важной
задачей
индивидуальной
работы
является,
использование
и
обогащение
личного
5
опыта
каждого
ребенка,
учитывая
его
возрастные,
физиологические
особенности восприятия и переработки полученной информации.
Интегрированные
занятия
требуют
от
педагогов
тщательной
подготовки,
подбор
литературы,
материала
к
занятию,
оборудования
для
творческой
деятельности
детей,
музыкальное
сопровождение,
поэтому
воспитателю должен прийти на помощь музыкальный руководитель.
Каждое интегрированное занятие, проведенное в «Комнате сказок»,
требует индивидуальных средств выразительности и творческих находок.
Когда взрослый сам увлечен по-настоящему тем, что делает, тогда
ненавязчиво,
через
игру,
музыку,
изобразительное
творчество,
ребенок
вовлекается в волшебный мир сказки, образов, фантазий. Вся деятельность
сопровождается яркими переживаниями, сюрпризными моментами. Хотелось
бы отметить, что наибольший эффект интегрированные занятия дают, когда
это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой
программе система. Целесообразно разрабатывать систему интегрированных
занятий
параллельно
с
образовательной
программой
дошкольного
учреждения.
Каждое
занятие
несет
нечто
новое,
дает
радость
открытия
в
процессе
сотрудничества,
заинтересовывает
и
интригует
ребенка
своей
нестандартностью и выразительностью.
Эстетичность
работы,
направляемой
руководителем,
заключается
в
осуществлении
целенаправленного
процесса
формирования
ценностного
отношения
воспитанника
к
миру
и
художе ственно-эстетиче ской
деятельности.
Коллектив педагогов должен приложить максимум усилий для
того, чтобы радость творчества объединяла детей, чтобы дети естественно и
непринужденно приобщались к миру прекрасного.
6
Воспитатели
должны
всячески
поддерживать
детскую
веру
в
чудеса, открытость, готовность прийти на помощь и выручить из беды своих
любимых сказочных героев.
Вовлечение
детей
в
разные
формы
и
виды
театрализованной
деятельности
-
действенное
средство
их
интеллектуально-творческого
развития,
обеспечивающее
процессы
социально-культурного
воспитания.
Способствует развитию интереса к искусству и творческой деятельности,
повышению
художественного
уровня
детского
творчества
и
культуры
общения. Созданию творческого микроклимата стимулирующего ребенка к
самопознанию, саморазвитию и самореализации в процессе обучения.
Проблема интегрированных занятий на базе «Комнаты сказок», важна и
современна
как
для
теории,
так
и
для
практики.
Ее
актуальность
продиктована
новыми
социальными
запросами,
предъявляемыми
к
дошкольным образовательным учреждениям.
7