Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот.
Автор: Муслимова Фирдия Тукаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СШ №5" Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО-Югра Наименование материала: презентация Тема: Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Раздел: среднее образование
класс
Муслимова Фирдия Тукаевна,
учитель русского языка
и литературы
Тема урока:
Деепричастие как часть речи.
Понятие о деепричастном обороте.
Тип урока:
Урок –исследование
Методы обучения:
•
проблемно – поисковый
•
исследование
•
взаимоконтроля и самоконтроля
•
создания ситуации взаимопомощи
2. Развивать мыслительные операции:
вычленение главного, группировка по признакам,
обобщение
1.
Дать понятие о деепричастии как о части
речи;
уметь находить деепричастие, правильно
ставить знаки препинания при одиночных
деепричастиях и деепричастных оборотах
1.
Дать понятие о деепричастии как о части
речи;
уметь находить деепричастие, правильно
ставить знаки препинания при одиночных
деепричастиях и деепричастных оборотах
Цели
урока:
3. Создать на уроке атмосферу
сотрудничества
Структура урока
7-8 мин.
7-8 мин.
10-11 мин.
10-11 мин.
10 мин.
10 мин.
1
5-6 мин.
5-6 мин.
3 мин.
3 мин.
1
Постановка цели урока. Исследование
Закрепление
материала
Редактирование текста
Рефлексия 3 мин.
Рефлексия 3 мин.
Выводы по уроку
1
2
3
4
5
6
7
Организационный
момент 1-2 мин.
Работа с текстом
Домашнее задание 3 мин.
8
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
У кого-то из вас с утра хорошее настроение, у кого-то, может быть,
немного грустное. Чтобы наш урок прошёл успешно и принёс вам
радость, мы начнём его с улыбки. Улыбнитесь друг другу и, заряженные
хорошим настроением, займите свои места.
Мы закончили большую, сложную тему
«Причастие». В начале разговора о причастии
упоминалась сходная с ним по звучанию часть
речи. О ней мы будем говорить сегодня на уроке.
Мы закончили большую, сложную тему
«Причастие». В начале разговора о причастии
упоминалась сходная с ним по звучанию часть
речи. О ней мы будем говорить сегодня на уроке.
II. Работа с текстом
(текст проецируется на экран)
Бе…жизне…ые туманы дымчато в…сят над водой, отражаясь
т, не зар…бит уснувшей воды, не шелохнёт зелёной хвои.
Стаи перелётных уток, шлёпая крыльями, беспокойно
подыма…тся с воды. А лебеди, изогнув дли..ые шеи, пр…
слуш…ваются к лесному эху.
Какие задания вы можете предложить к данному тексту?
-выписать слова с
пропущенными буквами,
сгруппировав их по видам
орфограмм.
-определить тему, стиль текста, характерные
черты данного стиля;
проверка
выполнения
задания
В
и
с
я
т
,
д
р
е
м
л
е
т
,
з
а
р
я
б
и
т
,
ш
е
л
о
х
н
е
т
,
п
о
д
ы
м
а
ю
т
с
я
,
п
р
и
с
л
у
ш
ив
а
ю
т
с
я
Какими словами автор передает
действие? На какие вопросы они
отвечают? Выпишите их.
Есть еще
слова,
обозначающие
действие?
Отражаясь,
затаившись, шлепая,
изогнув
Что вы можете сказать
об этих словах? В чем
разница между
глаголами и ними?
III. Постановка цели урока
(учащиеся самостоятельно определяют цели урока)
О чем мы будем говорить на уроке?
Как вы понимаете смысл слова
«
деепричастие
»
?
(причастно к
действию)
Вопросы к классу:
(о деепричастии)
Что должны узнать на уроке? Чему научиться?
(выяснить, что такое деепричастие, его особенности,
морфологические признаки и синтаксическую роль. Научиться
находить в тексте деепричастия)
Деепричастие причастно
еще к одной части речи, но
об этом мы поговорим
позже
(добавочное действие)
Д
а
в
а
й
т
е
п
о
с
м
о
т
р
и
м
,
к
а
к
и
м
ж
е
о
б
р
а
з
о
м
о
н
о
п
р
и
ч
а
с
т
н
о
?
Г
л
а
г
о
л
о
б
о
з
н
а
ч
а
е
т
д
е
й
с
т
в
и
е
,
а
д
е
е
п
р
и
ч
а
с
т
и
е
?
В
в
ы
д
е
л
е
н
н
ы
х
с
л
о
в
о
с
о
ч
е
т
а
н
и
я
х
о
п
р
е
д
е
л
и
т
е
,
ка
к
и
м
с
л
о
во
м
в
ы
р
а
ж
е
н
о
о
с
н
о
в
н
о
е
д
е
й
с
т
в
и
е
,
а
ка
к
и
м
д
о
б
а
во
ч
н
о
е
Вывод :
Глагол обозначает основное действие,
деепричастие – добавочное.
Исследовательская работа
Работа в парах (два ученика выполняют работу за компьютером)
Заполните таблицу. Признаки каких частей речи имеет деепричастие?
Вопрос
Признаки
1.От какой части речи
образуются?
2. На какие вопросы
отвечают?
3. Что обозначают?
4. Как изменяются?
5.Категория вида
6. На какой вопрос
отвечают как член
предложения?
7. Являются такими же
членами предложения как
и ...
самопроверка
Выводы
Деепричастие образуется от глагола
1
1
Обозначает добавочное действие
2
2
Так же как и глагол бывает совершенного и
несовершенного вида
3
3
Как и наречие не изменяется
4
4
В предложении является обстоятельством
5
5
Что вы можете сказать о деепричастии?
Разобрать 1и2 предложения из текста по членам предложения.
Определить, какова синтаксическая роль деепричастия. Что вы
можете сказать об обозначении деепричастия на письме?
(один учащийся выполняет работу на интерактивной доске)
Мы задавали вопрос к
деепричастию. Попробуйте
задать вопрос от него.
Что получается?
Может быть
одиночным и с
зависимыми от
него словами
Как называется
деепричастие с
зависимыми от
него словами?
Деепричастный
оборот
Вывод: Одиночные деепричастия и деепричастные обороты на
письме выделяются запятыми.
Ребята, давайте подведём итог всему сказанному выше. Что же
такое деепричастие и деепричастный оборот?
Деепричастие –самостоятельная часть речи, которая
обозначает добавочное действие, бывает совершенного и
несовершенного вида. Деепричастие не изменяется.
В предложении является обстоятельством.
Деепричастный оборот -это деепричастие с зависимыми
словами. Одиночные деепричастия и деепричастные обороты на
письме выделяются запятыми.
1) Выписать одиночные деепричастия;
2) выписать деепричастные обороты;
3) выписать слова, обозначающие основное и добавочное
действие
IV. Закрепление материала
Работа с текстом на основе разноуровневых заданий
Зима!... Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь.
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь.
А.С. Пушкин
В саду листки берез, без шороха
срываясь,
Средь тонких паутин, как бабочки,
блестят
И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,
На блеклую траву беспомощно летят
…
И.А.Бунин
Ручьи, журча и извиваясь,
И меж собой перекликаясь,
В долину гулкую спешат.
И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят.
А.А.Фет
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком
…
С.А.Есенин
Работа по картине И.К.Айвазовского
«Ниагарский водопад»
Ребята, попробуйте,
опираясь на картину
Айвазовского,
подобрать и записать
деепричастия или
предложения с
деепричастиями
гремя
журча
блестя
сверкая
поднимаясь
А теперь познакомимся со
стихотворением Р. Саути
«Лодорский водопад» и
попробуем определить,
сколько предложений в
тексте, с какой целью
используются здесь
деепричастия?
Деепричастия
дорисовывают основное
действие, делают речь
более точной, яркой
Вывод: Предложения с деепричастиями более выразительны,
живописны. Чаще всего они встречаются в текстах художественного
стиля.
V. Редактирование текста
1. Художник, заметив удивительное в окружающем
мире, и рассказал об этом людям.
2. Рассматривая картины, нас покоряет мастерство
художника
.
3. Знакомясь с творчеством Айвазовского и изучив его
биографию, мы открыли для себя много
интересного.
самопроверка
Прочитайте предложения и скажите, правильно ли построены
предложения? Как можно исправить данные грамматические
ошибки?
Подведем итоги нашего урока. Что нового вы
узнали на уроке?
Деепричастие - самостоятельная часть речи, обозначает
добавочное действие
Имеет признаки глагола и наречия. Не изменяется
Бывает совершенного и несовершенного вида
В предложении является обстоятельством
Деепричастие может быть одиночным и с зависимыми
словами
.
На письме выделяются запятыми
Рефлексия
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Я научился…
Продолжите предложения
Домашнее задание
1. п. 26;
2. Упр. 159;
3. Составить текст с использованием деепричастий.
Задания по выбору
Ключи
1.Художник, заметив удивительное в окружающем мире,
рассказал об этом людям.
(деепричастие ошибочно употреблено
в роли сказуемого)
2. Когда мы рассматриваем картины, нас покоряет
мастерство художника.
(действие, выраженное деепричастием,
должно относиться к тому же лицу, к которому относится и
действие, выраженное глаголом-сказуемым)
3. Познакомившись с творчеством Айвазовского и изучив
его биографию, мы открыли для себя много интересного
(ошибка в употреблении видов деепричастий)
Вывод:
необходимо правильно использовать в речи
деепричастия и конструировать предложения с деепричастными
оборотами.
Проверка выполнения задания
1 группа:
орфограмма в приставке – безжизненные, затаившись, прислушиваясь
2 группа:
орфограмма в корне – висят, очертаниями, зарябит
3 группа:
орфограмма в суффиксе – безжизненные, длинные, прислушиваются
4 группа:
орфограмма в окончании – дремлет, подымаются
Тема текста: природа, красота природы
Стиль текста: художественный
Характерные черты стиля: сфера использования – художественная
литература; задача речи – нарисовать картину, изобразить предмет, передать
чувства, которые испытывает автор; высказывание образное, эмоциональное,
выразительное; использованы языковые средства, характерные для этого
стиля – конкретные слова, слова в переносном значении, эмоционально-
оценочная лексика
Вопрос
Признаки
глагол
наречие
1.От какой части речи
образуются?
+
2. На какие вопросы
отвечают?
что делая?
что сделав?
как?
3. Что обозначают?
действие
4. Как изменяются?
не изменяются
5.Категория вида
+
6. На какой вопрос отвечают
как член предложения?
как?
7. Являются такими же
членами предложения как
и ...
+
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!
Р. Саути «Лодорский водопад»