Обобщающий урок по теме "Натуральные числа". Сказка-соревнование.
Автор: Гапеева Татьяна Петровна Должность: учитель математики и информатики Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №2" Населённый пункт: г.Березовский, Кемеровская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Обобщающий урок по теме "Натуральные числа". Сказка-соревнование. Раздел: среднее образование
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»
г. Берёзовский
Автор: учитель математики
Гапеева Татьяна Петровна
2015 год
1
Тема урока: «НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА» (5 класс)
Содержание
Натуральные числа и их сравнение. Сложение, вычитание, умножение и деление натуральных
чисел.
Цель изучения
Закрепить и развить навыки сравнения натуральных чисел, выполнения арифметических
действий с натуральными числами.
Продолжить работу по формированию навыков решения уравнений.
Развитие умений решения текстовых задач.
Развитие умений решения логических задач.
Прогнозируемый результат
Уметь складывать, вычитать, умножать и делить натуральные числа.
Уметь сравнивать натуральные числа.
Уметь решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий.
Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом.
Оборудование
электронное приложение в виде презентации в формате Microsoft Office PowerPoint,
Форма проведения урока
Сказка-соревнование.
Ход урока
1 слайд
… Сегодня у нас необычный урок повторения темы «Натуральные числа», урок-соревнование,
участниками которого будут учащиеся 5а и 5б классов
Необычность урока состоит и в том, что это будет урок-сказка.
2
2 слайд
Звучит песня «В мире много сказок».На слайде проплывают картинки из разных сказок
-Думаю, что вам хорошо известна сказка Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения
Буратино», но я вас познакомлю с математической версией этой сказки.
3 слайд
После первого куплета песни «Бу-ра-ти-но», по щелчку мыши появляются слова:
«Поможем Буратино выпутать-
ся из тех трудных ситуаций, в которые он постоянно попадает»
-Надеюсь, вы поможете Буратино выпутаться из тех трудных ситуаций, в которые он постоянно
попадает.
-Познакомлю вас с правилами состязания.
4 слайд
3
Правила
Соперникам по очереди задаются вопросы. Будьте внимательными, так как некоторые из них адресова-
ны всему классу. В этом случае отвечает та команда, участники которой первыми поднимут руку.
Если команда не может ответить на вопрос или дает неправильный ответ, то право ответа предостав-
ляется соперникам.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
В зависимости от количества набранных баллов, в конце урока соревнующиеся получают оценку.
Таковы условия соревнования.
5 слайд
-Итак, каморка папы Карло…
Слайд с изображением каморки папы Карло. По щелчку мыши появляется первое задание
На слайде изображение очага, перед ним сидят Буратино и Сверчок.
- Сверчок поведал Буратино о том, что в каморке кроется какая-то тайна, и чтобы ее узнать,
надо правильно ответить на вопросы, которые, оказывается, записаны на холсте. Буратино –
мальчик шустрый, но деревянный, поэтому ему нужна ваша помощь.
4
Задание 1
команде 5а класса.
а) 69·27 + 31·27; (отв.: 2700)
б) 20 - х·х = 11; ; (отв.: 3)
в) **** и ***.; (отв.: **** > ***)
команде.5б класса
а) 202·87 - 102·87; (отв.: 8700)
б) у·у-1 =15; (отв.: 3)
в) 32** и 31**.(отв.: 32** > 31**)
/Участники выполняют задание на листочках, сверяют ответы, обсуждают решения. Капитан оглашает результат. Пере -
ход на слайд 18, отмечаются результаты выполнения задания, возврат на слайд 5/
Выполнено первое задание, и вам открывается тайна – за холстом есть потайная дверь.
(по щелчку мыши холст убирается, под ним – закрытая дверь)
. А что за этой дверью – не знает никто. Дверь можно открыть только золотым ключиком, кото-
рый хранится у старой черепахи Тортиллы. Узнав об этом, Буратино решил утром отправиться на
поиски ключика. Внимание!
6 слайд
Задание 2
Задание для 5а класса:
-Буратино лег спать пораньше, в семь часов вечера, предварительно заведя будильник на восемь
часов с тем, чтобы встать утром. Сколько часов он проспал, пока его не разбудил будильник?
Отвечать будет команда5а класса: ( 1час).
5
/После ответа команды переход на слайд 18, отмечаются результаты выполнения задания, возврат на слайд 6/
-Дождавшись утра, Буратино отправился в путь. Дорога предстояла трудная и далекая. На окраи-
не города внимание Буратино привлекла харчевня «Три пескаря».
7 слайд
Проголодавшийся Буратино решил подкрепиться. Войдя в харчевню, он увидел Карабаса Бара-
баса, лису Алису и кота Базилио.
(по щелчку появляется изображение:)
8 слайд
6
На слайде появляется картинка с изображением Карабава-Барабаса, звучит фрагмент песни)
(По щелчку мыши звучание песни прекращается)
«На вертеле готовилось фирменное блюдо – жарилась утка. У Буратино совсем не было денег,
тогда коварный и злой Карабас Барабас предложил ему пойти на сделку. Если Буратино правиль-
но ответит на вопрос, то он его не только накормит, но даст еще 7 золотых монет в придачу. Если
же Буратино неправильно ответит на вопрос, то его кинут в огонь для приготовления очередного
фирменного блюда. Вот какой вопрос задал Карабас Барабас.
(По щелчку мыши на слайде появляется вопрос)
Это вопрос к команде 5бкласса: (1 час).
/После ответа команды переход на слайд 18, отмечаются результаты выполнения задания, переход на слайд 8/
9 слайд
Все обошлось как нельзя лучше. Сытый Буратино с семью золотыми монетами продолжил путь.
За городом Буратино увидел красивую лужайку и посреди нее – маленький домик.
(По щелчку мыши на слайде появляется Мальвина)
В нем жила Мальвина – девочка с голубыми волосами.
(Щелчок мыши, смена изображения)
7
За ее домиком дорога разветвляется на части. Мальвина рассказала Буратино о том, что вдоль
каждой дороги написано уравнение.
Нужно найти корни уравнений и по указателю направлений определить путь, ведущий к пруду
черепахи Тортиллы.
Поможем Буратино справиться с этим трудным заданием.
(Все участники соревнования решают уравнение в тетрадях, а один человек от команды – у доски.) Будьте готовы по-
мочь представителю своей команды.
Задание 3
1) (х + 3) · 7 = 133. Ответ: х = 16.
2) 181 – 8х = 45. Ответ: х = 17.
3) 124 : (х – 14) = 31. Ответ: х = 18.
4) х+2х=6. Ответ: х = 2.
5) 5х+4=24. Ответ: х = 4.
6) (7х-5) : 6=12. Ответ: х = 11
(По щелчку мыши на слайде появляются ответы) /Подведение итогов, переход на слайд 18, отмечаются результаты вы-
полнения задания, возврат на слайд 9/
К пруду Тортилы вел указатель с числом 17,
(По щелчку мыши ответ №2 выделяется)
8
поэтому Буратино пошел по второй дороге.
10 слайд
Оказывается, лиса Алиса и кот Базилио были свидетелями всего происходящего. Они решили за-
манить Буратино в Страну Дураков.
Как вы знаете, лиса Алиса и кот Базилио убедили Буратино зарыть свои 7 монет в землю.
Они ему посоветовали вырыть три ямки, в первую ямку положить х монет, во вторую – на три мо-
неты меньше, чем в первую, а в третью – в два раза больше, чем во вторую.
На карточках
Задание №4 Фамилия,
класс
I
II
III
Уравнение:
составьте к сформулированной задаче краткое условие и уравнение.
9
/
Проверка,
подведение итогов,
переход на слайд 18, отмечаются результаты выполнения задания, возврат на слайд 10/
«Лиса Алиса и кот Базилио обманули Буратино. Они направили на него сыщиков, и он, бросив
свои монеты, бежал из Страны Дураков. Чтобы вернуться на правильный путь, ведущий к пруду,
Буратино пришлось идти через топкое болото.»
11 слайд
«Если вы хотите узнать, чем это путешествие закончилось, вам придется последовать за Бурати-
но по математическим кочкам. Не торопитесь при выполнении вычислений, а то можете соскольз-
нуть с кочки и увязнуть в болоте.»
(Цепочкой, по одному, выходят к доске и записывают ответы.)
10
Если увидели, что предыдущий участник команды допустил ошибку, можете ее исправить.
Ответ: 102; 103.
/Подведение итогов, переход на слайд 18, отмечаются результаты выполнения задания, возврат на слайд 11/
Очередное препятствие преодолено, хотя некоторых оступившихся пришлось вытягивать из бо-
лота.
12 слайд
Наконец-то, Буратино подошел к пруду, в котором живут черепаха Тортилла и много-много зеле-
ных лягушек.
По щелчку мыши звучит Романс черепахи Тортиллы)
13 слайд
Квакушки со всех сторон окружили Буратино и рассказали ему о своей мечте.
11
Надеюсь, вы не забыли способ передвижения ля-
гушки-путешественницы по воздуху!
Ответ: 4 * 58 * 6 * 2 = 2784 утки.
Подведение итогов, переход на слайд 18, отмечаются результаты выполнения задания, возврат на слайд 13/
Благодарные лягушки на кувшинке довезли Буратино до черепахи.
Оказывается, Тортилла отдала золотой ключик Буратино не просто, как рассказал Алексей Тол-
стой, а совсем иначе.
14 слайд
Она вынесла три коробочки: красную, синюю и зе-
леную. На красной коробочке было написано «Здесь лежит золотой ключик», на синей – «Непу-
стая коробочка», на зеленой – «Здесь сидит змея».
По щелчку мыши появляется следующее изображение на слайде
12
Так где же лежит золотой ключик? Кто первым объяснит решение задачи – принесет команде
один балл.
Ответ: в 3 коробочке.
/Подведение итогов, переход на слайд 18, отмечаются результаты выполнения задания, возврат на слайд 15/
15 слайд
16 слайд
С какими результатами каждая команда пришла к концу путешествия?
/Подведение итогов, переход на слайд 18, подсчитываются итоговые результаты, возврат на слайд 16/
Подводятся итоги урока.
-Благодаря вашей помощи Буратино смог открыть потайную дверь.
По щелчку мыши появляется следующее изображение на слайде
13
17 слайд
По щелчку мыши звучит песня «Гимн Знайки…»
За помощь Буратино всем большое спасибо!
Участники победившей команды за урок получают пятерки.
Приложение 1
14
Задание 3
1) (х + 3) · 7 = 133.
1) (х + 3) · 7 = 133.
2) 181 – 8х = 45
2) 181 – 8х = 45
3) 124 : (х – 14) = 31
3) 124 : (х – 14) = 31
4) Х +2х =6;
4) х +2х =6;
5) 5х + 4 = 24;
5) 5х + 4 = 24;
6) (7х – 5) : 6 = 12.
6) (7х – 5) : 6 = 12.
Приложение 2
15
Приложение 3
16
Задание №4 Фамилия, класс
I
II
III
Уравнение:
Задание №4 Фамилия, класс
I
II
III
Уравнение:
Задание №4 Фамилия, класс
I
II
III
Уравнение:
Задание №4 Фамилия, класс
I
II
III
Уравнение:
17