"Графомоторные навыки старших дошкольников: методы и приемы развития"
Автор: Павлова Надежда Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 96 Населённый пункт: г.Чита, Забайкальский край Наименование материала: статья Тема: "Графомоторные навыки старших дошкольников: методы и приемы развития" Раздел: дошкольное образование
«Графомоторные навыки старших дошкольников: методы и приемы развития»
С каждым поколением человечество немного меняются. Дети отличаются то своих пап,
мам,
дедушек
и
бабушек.
Они
похожи
на
своих
родителей
внешне,
однако
их
психический
процесс
и
развитие
протекают
чуть–чуть
иначе.
Дети
ХХI
века
умеют
обрабатывать большое количество
информации, которую получают не только из книг,
библиотек, от педагогов и родителей, но и из электронной сети Интернет, различных
центров дополнительного образования. У подобного рода прогресса есть и оборотная
сторона – ухудшение физического развития человека, к примеру, ухудшение развития
моторики
рук
у
современных
детей.
Сегодня,
во
времена
развития
и
внедрения
нанотехнологий и Интернета, дети стали двигаться гораздо меньше, чем раньше. Во
многом это связано с тем, что часть работы за людей выполняет бытовая техника. Раньше
многое приходилось делать руками, тем самым улучшая их моторику: вязать, вышивать,
штопать,
стирать и отжимать белье вручную. Нам нужно
было чистить ковры не
пылесосом, а губкой или веником; резать овощи ножом, а теперь эту работу выполняют
кухонные комбайны. Безусловно, все это облегчает работу по дому, но ведет к тому, что
люди становятся физически значительно слабее, чем предыдущее поколение. Не у всех
современных
детей, пришедших в школу, в достаточной мере сформированы такие
важные навыки, как координация,
сенсорика и ловкость. Сегодня дети
очень много
времени проводят за компьютером, вследствие чего руки первоклассников быстро устают
от работы в прописях. Многие дети не справляются со школьными нагрузками, так как
мышцы кистей
и предплечий недостаточно развивались до поступления в школу. У
современных дошкольников и младших школьников присутствует не только повышенная
утомляемость, но и довольно серьезные заболевания, связанные со спазмом мускулатуры
и неумением расслабиться (мышечный гипертонус).
Как же помочь нашим детям? Как успешно подготовить к письму будущего школьника?
Через систематическую, планомерную, основанную за знаниях детской психологии работу
по развитию графомоторных навыков.
Графомоторные навыки включают в себя:
1. Мелкая мускулатура пальцев
- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.
2. Зрительный анализ и синтез
- Упражнения на определение правых и левых частей тела.
- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
- Задания с условиями по выбору нужных направлений.
3. Рисование
- Занятия по штриховке по контуру, обводка.
- Срисовывание геометрических фигур.
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- дорисовывание незаконченных рисунков;
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные
изображения, но с недостающими деталями);
- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии
реальности сюжета и деталей.
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4. Графическая символика
-
Задания
на
развитие
умений
рисовать
узоры,
а
также
на
символизацию
предметов (изображение их с помощью символов).
Чтобы занятия с ребенком
проходили как можно успешнее, важно знать возрастные
особенности
дошкольников.
На
каждом
возрастном
этапе
есть
свои
специфические
психические особенности, и в каждом возрасте у ребенка формируются определенные
навыки. Некоторым из них ему предстоит научиться, а какие-то успешно формируются
сами. Дошкольный период развития
связан с проявлением интереса ребенка к миру
взрослых людей. Это означает, что малышу очень важно, как к предлагаемой деятельности
относится
взрослый.
Ребенок
с
радостью
будет
подражать
взрослому,
выполнять
предложенные упражнения и задания, если увидит, что его наставник сам получает от
процесса удовольствие.
Этапы формирования графомоторных навыков. Возрастные особенности развития
тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:
~ В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит
карандашом,
переворачивает
страницы
книг,
ставит
кубики
друг
на
друга,
складывает в пирамидку.
~
В
возрасте
2-3
лет
малыш
открывает
ящик
и
опрокидывает
его
содержимое,
играет
с
песком
и
глиной
открывает
крышки,
красит
пальцем,
нанизывает
бусы.
Держит
карандаш
пальцем,
копирует
формы
несколькими
чертами. Строит из кубиков.
~ В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает
бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на
ощупь.
~ Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.
Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-
графического
навыка,
формирование
реального
отображения
предметов
и
умение
пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов.
Согласно
представлениям
о
психологической
структуре
графической
деятельности,
данный
навык
формируется
в
тесной
зависимости
от
следующих
факторов:
- зрительного восприятия;
- произвольной графической активности;
- зрительно-моторной координации.
Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов:
грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так
как
требует
довольно
сложной
координации
сенсомоторных
процессов,
оптимальной
концентрации
и
распределения
внимания.
Коррекция
тонкой
координации
движений
ведется в двух направлениях – развитие графомоторных навыков и овладение графической
символизацией. И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других
видах деятельности с детьми. Коррекционная работа по развитию координации движений
начинается
с
крупных
движений
рук
от
плеча:
рисование
в
воздухе
контуров
воображаемых
предметов,
работа
с
мелками,
рисование
на
сыром
и
сухом
песке
и
подобные
упражнения.
Постепенно
движения
становятся
более
мелкими
(от
локтя,
непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение
трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и
многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на
ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).
Ребенок
уже многое умеет, но в чем–то затрудняется, многие виды
деятельности
вызывают в нем желание пробовать, экспериментировать и творить. Характерными для
дошкольного возраста являются продуктивные (изобразительные) виды деятельности:
- рисование;
- конструирование;
- аппликация;
- лепка.
В
ходе
этой
деятельности
ребенок
не
только
сам
изготавливает
какой-то
предмет,
отображая в нем свои
впечатления и восприятие мира, но также развивает моторику,
оттачивает воображение, внимание, память и другие процессы познания. Для развития
моторики
рук
хорошо
использовать
игровые
упражнения,
творческие
занятия
по
изобразительной деятельности,
ручной труд, а также упражнения, направленные на
развитие графических навыков у ребенка. Вот
основные направления в работе над
улучшением крупной и мелкой моторики рук.
Игровые упражнения для развития мелкой моторики рук:
1)
Занятия со спичечными или счетными палочками.
2)
Массаж.
3)
Пальчиковые игры со стихами, физкультминутки для пальчиков.
4)
Пальчиковый и теневой театры.
5)
Игры на развитие тактильного восприятия.
Творческие занятия по изобразительной деятельности, направленные на развитие
мелкой моторики рук:
1) Рисование в нетрадиционных техниках (ладонью, ступней, пальцами рук и ног) с
использованием
самых
разнообразных
изобразительных
средств
(ягода,
краски
собственного приготовления и др.) и инструментов (зубная щетка, ватные палочки и др.)
2) Рисование красками, кисточками и карандашами.
3) Аппликации (обрывания, с использованием природного материала, пластилина).
4) Лепка с использованием различных дополнительных материалов (семена, крупы,
камушки, бусинки и др.)
5) Конструирование из бумаги.
Развитие ребенка в быту, ручной труд:
1) Стирка вручную мелких предметов одежды, влажная уборка квартиры, мытье полов.
2) Помощь родителям при приготовлении пищи, мытье посуды.
3) Одевание, раздевание,
складывание одежды, завязывание шнурков, застегивание
пуговиц.
4) Шитье, вышивка, изготовление бус, вязание, плетение макраме.
5) Изготовление поделок из различных материалов (в том числе природных).
Упражнения, направленные на развитие графических навыков:
1) Работа в тетрадях и прописях.
2) Рисование по трафаретам и линейкам.
3) Ознакомление с разными линиями, пространством листа, клеткой.
4) Выполнение различных штриховых.
5) Рисование карандашами.
При развитии графических навыков педагог ставит перед собой следующие задачи:
- научить ребенка проводить различные линии по образцу, дорисовывать, закрашивать,
копировать,
штриховать,
выполнять
задания
по
речевой
инструкции,
правильно
держать карандаш при письме, учить работать, соблюдая правильную осанку.
Р азвивая графомоторные навыки у детей, мы способствуем развитию всех
высших
психических функций: мышления, памяти, воображения, речи. Делая дорогу наших детей
в большой мир знаний радостной и интересной, мы выпускаем в большой мир успешных
первоклассников!