Напоминание

Жизнь на земле


Автор: Иванова Наталья Петровна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №64
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Жизнь на земле
Раздел: среднее образование





Назад





Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная № 64г. Томск

Жизнь на

Земле
Учитель. Иванова Н.П.

Тема урока: Жизнь на Земле.

Цели:
в игровой форме провести закрепление изученного материала; проверить уровень усвоения материала, совершенствовать навыки методов сравнения, анализа, логического мышления.
План.

1.

Организационный момент.
Подготовка к работе.
2.

Вступительное слово учителя.
Ребята, мы с вами изучили, как на нашей планете возникла жизнь и как она развивалась. Давайте вспомним основные темы играя. Я буду называть ряд слов, а ваша задача определить, что здесь лишнее и почему. 1. Ядро, хлоропласты,
трилобит
, цитоплазма. 2. Бактерии,
амеба
, животные, растения, грибы. 3. Инфузория-туфелька, эвглена зеленая,
бактерия,
амеба обыкновенная. 4. Береза,
сосна
, сирень, яблоня. 5. Слепыш,
ласточка
, крот, цокор. 6. Камбала, скат,
португальский военный кораблик
, удильщик. 7. Белая сова, северный олень,
жираф
, песец. (По мере ответов учитель выставляет карточки с названием тем, которые изучили.)
3.Ну а теперь давайте проведём аукцион терминов
. Вы видите на доске карточки. Учащийся выбирает карточку, читает вопрос и отвечает на него.
Вопросы:
1. Перечислите сообщества водной среды обитания. 2. Назовите основные природные зоны. 3. Назовите среды обитания живых организмов. 4. Перечислите основные группы растений. 5. Назовите основные классы животных. 6. Почему грибы выделены в отдельное царство. 7. Что представляют собой бактерии. 8. Почему растения зеленые.
Учитель: -
Когда возникла жизнь на нашей планете? - Где зародилась жизнь на нашей планете? - Какие материки есть на нашей планете?
(расшифруйте эти ребусы)
- На всех ли материках есть жизнь?
4. Давайте совершим путешествие по континентам.
-покажите материки на карте и назовите их. -распределите этих животных на материки, которые они заселяют. -закончите моё предложение: Самый большой материк…
Евразия
Самый маленький и сухой материк…
Австралия
Самый влажный материк…
Южная Америка
Самый жаркий материк…
Африка
Самый холодный материк…
Антарктида
Самый похожий на Евразию по природным зонам материк…
Северная Америка


Учитель:
Ребята, какие природные зоны вы знаете ? -А какие природные зоны зашифрованы в этих ребусах? -Расположите природные зоны, написанные на доске, в соответствии с их размещением на карте с севера на юг 1- тайга 2- степи и саванны 3- тундра 4- пустыня 5- смешанный лес. (3,1,5,2,4) -От чего зависит распределение природных зон на нашей планете?
5.Биологический лабиринт
-Среда обитания живых организмов. -Царства живой природы.
Учитель:.
Все живые организмы, обитающие на нашей планете населяют ту или иную среду обитания. - Какие условия есть в них для жизни организмов? Давайте заполним таблицу на доске. Среда обитания Кислород Вода Температура Свет Наземно- воздушная Водная Почвенная -Какие особенности приобрели организмы разных сред обитания?
6. А теперь игра «Семь бед- один ответ»
Я называю животное- а вы даете ему 7 характеристик, из изученных нами тем. Например,
волк
: -царство животные; -многоклеточный организм; -тип позвоночные; -класс млекопитающие; - наземно-воздушная среда обитания; - зона широколиственных лесов; -распространен на многих материках. ( показ 2 карточек)
7. Сейчас мы проведем небольшую самостоятельную письменную работу по карточкам.
(объяснение выполнения работы: графический диктант, дать характеристику животному).
6. Подведение итогов работы.


Загадки.
1. Не страшна ей стужа, Не страшна метель, Острая вершина, а зовется …(ель) 2. И лист и почки-все врачует, И сок- целебное сырье. Шумит от ветра, если дует, Краса России –ствол её. (берёза) 3. Он в самом омуте живёт, Хозяин глубины, Усы огромные при нём, А глазки чуть видны. (сом) 4. Живет лет 300 или больше, Светолюбивая она, Совсем неприхотливая к почве, Иголки по две-то……(сосна). 4. Идет по улице гора, Быть может это сон, Нет, нет, смеётся детвора, Ведь это просто….(слон). 5. Пока дети- каждый в берете, Повзрослели- шляпы надели. (грибы) 6. Мы- лесные жители, Мудрые строители. Из иголок всей артелью Строим дом себе под елью. (муравьи) 7. Скачет завирушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар и мушка. (лягушка)
Конкурс «Найди ошибку»
Глухари вернулись с юга- Дома очень много дел: Гнёзда нужно свить повыше, Чтобы их медведь не съел. Ананасы собираем Мы с деревьев поскорей, Их склюёт иначе стая Перелётных глухарей.
Живые клетки


Простейшие

Животные

Растения

Царства живой природы

Среда обитания

Природные зоны

Сообщества водной среды
Перечислите сообщества водной среды обитания. Назовите основные природные зоны. Какие среды обитания живых организмов вы знаете? Перечислите основные группы растений. Назовите основные группы животных. Почему грибы выделены в отдельное царство? Что представляют собой бактерии? Почему растения зеленые?


В раздел образования