Автор: Дакирова Капия Сакеновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: город Энгельс Саратовской области
Наименование материала: урок русского языка
Тема: "Понятие о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными"
Раздел: среднее образование
Конспект открытого урока
по русскому языку в 9в классе МОУ «СОШ № 9» г.Энгельса Саратовской
области (с использованием УМК по русскому языку
для 9-го класса С.И.Львовой, В.В.Львова).
Учитель - Дакирова Капия Сакеновна
Тема урока: Понятие о сложноподчиненных предложениях с несколькими
придаточными.
Дата проведения: 28 марта 2011г.
Цели урока:
1.
Дать понятие о сложноподчиненных предложениях с несколькими
придаточными, об их структуре и видах подчинительной связи в них.
Показать роль СПП с несколькими придаточными в тексте.
2.
Отработать навыки анализа СПП с несколькими придаточными ,
сформировать умение распознавать их структуру, определять
использованные виды связи, составлять СПП с несколькими
придаточными на основании предложенных схем.
3. Продолжить работу по развитию мышления, коммуникативной
компетентности об-ся, интереса к языку.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Начинаем работать. У нас урок изучения нового материала. Прошу оставить 2
строчки для записи темы урока, её мы сформулируем чуть позже. Начинаем
урок с анализа предложений.
2.Изучение нового материала
А) Анализ предложений: расставить знаки, найти основы предложений, указать
главные и придаточные предложения, составить схему предложений
1.Где гнутся над омутом лозы
Где летнее солнце печет
Летают и пляшут стрекозы
Веселый ведут хоровод.
(1)Где гнутся над омутом лозы,
(2)Где летнее солнце печет,
(3)Летают и пляшут стрекозы,
Веселый ведут хоровод.
Дополнительные вопросы:
Каково лексическое значение слова «лозы»?
(Лоза, но лозы! Длинный гибкий стебель некоторых кустарников. Виноградная
л. И'вовая л.)
Почему стоит запятая в главном предложении? (предложение осложнено
однородными сказуемыми)
2. Когда бричка была уже на конце деревни Чичиков подозвал к себе первого
мужика который поднявши где-то на дороге толстое бревно тащил его на плече
к себе в избу.
(1)Когда бричка была уже на конце деревни, (2)Чичиков подозвал к себе
первого мужика, (3)который, поднявши где-то на дороге толстое бревно, тащил
его на плече к себе в избу.
Дополнительный вопрос:
Объясни расстановку знаков препинания в 3 предложении? (Предложение
осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным
оборотом: тащил (как?) поднявши где-то на дороге толстое бревно)
3. Мы проходим все комнаты поднимаемся в детскую половину откуда
открывается вид на пруд заглохший цветник где на запущенных клумбах
пасется привязанный на веревке теленок.
(1) Мы проходим все комнаты, поднимаемся в детскую половину, (2)откуда
открывается вид на пруд, заглохший цветник, (3)где на запущенных клумбах
пасется привязанный на веревке теленок.
Б)Опрос по разобранным предложениям:
1)Приходилось ли нам разбирать подобные предложения? Что нового в их
структуре по сравнению с тем, что мы уже знаем о сложноподчиненном
предложении? (Эти предложения с несколькими придаточными)
2) Попробуем сформулировать тему урока. (Понятие о сложноподчиненном
предложении с несколькими придаточными). Запишите тему урока в
оставленные 2 строчки.
СЛАЙД 2.
3)Какова может быть цель нашего урока? Что мы сегодня узнаем? Чему мы
сегодня научимся? (Учитель, дополняя ответы учеников, объявляет цели урока)
В)Слово учителя:
В СПП с несколькими придаточными возможны разные виды подчинительной
связи. Вид связи зависит от того, к чему относятся придаточные предложения
(к главному или придаточному предложению), одного вида эти придаточные
или разных. Попробуем выяснить, какие виды подчинительной связи
используются в проанализированных предложениях.
СЛАЙД 3.
1-й вид связи - соподчинение. Вдумайтесь в термин СОПОДЧИНЕНИЕ,
вспомним слова: СОтрудничество, СОпереживание, СОчувствие, СОкурсник,
приставка СО- содержит значение КАКОЕ? ( “вместе, сообща, совместно”)
Попробуйте определить, в каких предложениях используется соподчинение?
Почему вы так считаете?
(Соподчинение в 1 и 2 предложениях, т.к. в них 2 придаточных подчиняются
одному главному предложению)
Сформулируем определение: что такое соподчинение?
(Соподчинение – подчинение двух или нескольких придаточных одному и
тому же главному предложению)
СЛАЙД 4.
Соподчинение имеет 2 разновидности: однородное и неоднородное. В каком
случае представлено однородное соподчинение, а в каком неоднородное?
Почему вы так считаете?
(В 1 предложении – однородное соподчинение, т.к. придаточные одного вида-
места - относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают
на один и тот же вопрос)
Попробуем провести параллель: придаточные с однородным соподчинением
аналогичны какой синтаксической конструкции? (Однородным членам в
простом предложении)
(Во 2 предложении – неоднородное соподчинение, т.к. придаточные разных
видов – времени и определительное - поясняют разные слова в главном
предложении, к ним ставятся разные вопросы).
СЛАЙД 5.
Другой вид связи, встречающийся в СПП с несколькими придаточными
называется последовательное подчинение. В каком предложении представлено
последовательное подчинение и что представляет собой этот вид
подчинительной связи?
(В 3 предложении - последовательное подчинение,..)
СЛАЙД 6.
Да, действительно, при последовательном подчинении придаточные части
располагаются цепочкой: придаточное 1 уровня зависит от главной части СПП,
придаточное 2 уровня зависит от придаточного 1 уровня, придаточное 3 уровня
от придаточного 2 уровня и т.д. выстраивается последовательная цепь частей
СПП.
3.Закрепление материала. Тренировочное упражнение: упр.494.
Вариант 1 – предложение 1,3
Вариант 2- предложение 2,4
Запишем предложения, составим их вертикальную схему, вставим
пропущенные буквы, знаки, определим использованный в них вид
подчинительной связи.
1)Если завтра увидите его, то попросите его, чтобы он ко мне заехал на
минутку.
Неоднородное соподчинение: придаточные разных видов: придаточное условия
и придаточное изъяснительное поясняют главное предложение
2)Ранней весной, как только сойдет снег, поле, где была посеяна озимая рожь,
покрывается сочной зеленью.
Неоднородное соподчинение: придаточные разных видов: придаточное времени
и придаточное определительное поясняют разные слова в главном
предложении.
3)Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела?
Однородное соподчинение: придаточные одного вида – придаточные
изъяснительные - относятся к одному и тому же слову в главной части
предложения: Скажи мне (о чем?) …..
4)Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
Последовательное подчинение: придаточное 1 уровня (придаточное
изъяснительное я хочу (что?) ……) зависит от главной части СПП, придаточное
2 уровня (придаточное изъяснительное) зависит от придаточного 1 уровня.
4.Изучение нового материала:
СЛАЙД 7.
Посмотрите на схемы предложений, с которыми мы работали. Какие
предложения «скрываются» за этими схемами?
(1 схема - это предложение с однородным соподчинением, придаточные
относятся к одному слову главной части,
2 схема - неоднородное соподчинение, придаточные относятся к разным словам
главной части,
СЛАЙД 8.
(Это СПП с последовательным подчинением).
СЛАЙД 9.
?
Рассмотрите схемы. Какие возможны комбинации подчинительной связи
в СПП с несколькими придаточными?
(1схема – сочетание неоднородного соподчинение с последовательным
подчинением,
2 и 3схемы – сочетание однородного соподчинения с последовательным
подчинением)
5. Закрепление материала
А)Тренировочное упражнение: упр.495
Найдите в этом упражнении предложения, где используется комбинация
разных видов подчинительной связи.
(Это последнее предложение, в нем используется комбинация разных видов
подчинительной связи: однородное соподчинение двух придаточных уступки
и последовательное подчинение)
Б) Анализ предложений: упражнение 501, задание 1.
(В упражнении даны примеры предложений с придаточными, которые
соединены неповторяющимся союзом «и» и запятая между придаточными не
ставится).
?
При каком виде подчинительной связи возникает подобная пунктограмма?
(При однородном соподчинении)
Выведем пунктуационное правило: Если придаточные предложения с
однородным соподчинением соединены неповторяющимися союзами и, или,
запятая между ними не ставится.
Проведем аналогию: запятая не ставится так же, как и при однородных членах
предложения, связанных неповторяющимся союзом.
Обратим внимание на 2 предложение: сколько придаточных предложений в
нем? (2 придаточных, как и в 1 и 3 предложениях) Что-то необычное вы
заметили в структуре предложения? (Да, в СПП с однородным соподчинением
во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз).
В) Составление предложений по предложенным схемам:
Упражнение 504: 1 ряд-1 схема, 2 ряд – 2 и 3 (по вариантам), 3 ряд – 4 схема
Вывод: Какова практическая ценность материала нашего урока. Для чего вам
может понадобиться знание СПП с несколькими придаточными? Знание их
структуры, умение их строить?
Г)Работа с текстом: упр 509
Чтение текста.
Какова его цель? (Прорекламировать книгу, воздействовать на читателей,
убедить их в полезности данной книги)
Стиль текста: публицистический.
Какова роль СПП с несколькими придаточными в этом тексте?
Как называется использованное автором языковое средство?
(СПП является средством выразительности, автором используется
анафора — единоначатие).
Задание 2.
Задание 3 (на дом, по желанию)
6.Итоги урока.
СЛАЙД 10.
Найдите 3 лишнее предложение:
1)Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то
живое, говорящее, чудесное. (М.Горький.)
2)Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим
светом по листам затрепетало. (А.Фет.)
3)Тот, кто жизнью живет настоящей, кто к поэзии с детства привык, вечно
верует в животворящий, полный разума русский язык. (Н.Заболоцкий.)
(Третье лишнее — 1 предложение, т.к. это СПП с неоднородным
соподчинением, а два других предложения с однородным соподчинением)
СЛАЙД 11.
Найдите 3 лишнее предложение:
1)Я отвечал что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты.
(В.Солоухин.)
2)Если будет вода и в ней не будет ни одной рыбки я не поверю воде.
(М.Пришвин.)
3)Я ушел в каюту где уже все спали и до зари без сна лежал на койке.
(И.Бунин.)
(Третье лишнее — 3 предложение, т.к. в первых двух два придаточных с
однородным соподчинением, в которых запятая перед «и» не ставится, а в 3
предложении придаточное ГДЕ ВСЕ УЖЕ СПАЛИ находится внутри главного
предложения, выделяется с двух сторон запятыми, вторая запятая будет стоять
перед союзом «и»)
Продолжите предложение: Я сегодня на уроке узнал (понял, усвоил) … в виде
СПП с такой схемой.
СЛАЙД 12.
7.Объявление оценок.