Напоминание

Современные педагогические технологии как эффективный ресурс в обеспечении качества образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов


Автор: Гонтарева Инна Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №37 "Колокольчик"
Населённый пункт: Тюменская область, г. Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Современные педагогические технологии как эффективный ресурс в обеспечении качества образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов
Раздел: дошкольное образование





Назад





ХМАО ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГОРОД СУРГУТ

МБДОУ №37 «КОЛОКОЛЬЧИК»

ВОСПИТАТЕЛЬ: ГОНТАРЕВА ИННА ВАЛЕНТИНОВНА

СТАТЬЯ

Современные педагогические технологии как

эффективный ресурс в обеспечении качества

образования в условиях реализации

федеральных государственных

образовательных стандартов.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. В настоящее время наш педагогический коллектив МБДОУ № 37 «Колокольчик» г. Сургута интенсивно внедряет в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов нашего учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально будут соответствовать поставленной цели развития личности. Данная статья посвящена вопросу педагогических технологиях как эффективном ресурсе в обеспечении качества образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Вспомним, что означает термин «технология». Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв). Структура педагогической технологии: -концептуальная основа (научная база); -содержательная часть (цели и содержание обучения и воспитания); -процессуальная часть (формы, методы, средства, условия организации учебно- воспитательного процесса, результаты). Это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженные этапы (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально- педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и зада, наличие этапов: - первичной диагностики; - отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;
- использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, оценки. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Основные требования (критерии) педагогической технологии:  Концептуальность;  Системность;  Управляемость;  Эффективность;  Воспроизводимость.
Концептуальность
- опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально- педагогическое обоснование достижения образовательных целей.


Системность
– технология должна обладать всеми признаками системы: - логикой процесса, - взаимосвязью его частей, - целостностью.


Управляемость


возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.


Эффективность –
современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.


Воспроизводимость


возможно сть применения ( п о вт о р е н и я , воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:  Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого- педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
 Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.  Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса. Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль
технологии
, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям. Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий. В нашем учреждении, МБДОУ №37 г. Сургута, в образовательной деятельности с воспитанниками используются следующие технологии: 1. Здоровье сберегающие технологии. 2. Технологии проектной деятельности. 3. Технологии исследовательской деятельности. 4. Личностно ориентированные технологии. 5. Социоигровые технологии.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЗАДАЧИ: 1. Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья 2. Увеличение резервов здоровья дошкольника ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ 1. Пальчиковая гимнастика; 2. Гимнастика для глаз; 3. Дыхательная; 4. Артикуляционная; 5. Музыкально-дыхательные тренинги; 6. Динамические паузы;
7. Релаксация; 8. Арттерапия, сказкотерапия; 9. Двигательная терапия, музыкотерапия; 10. Цвето-звукотерапия, песочная терапия.
ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.
ЗАДАЧА: 1. Развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение детей в сферу межличностного взаимодействия. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ: 1. Работа в группах, парах; 2. Беседы, дискуссии; 3.Социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения.
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАДАЧА: Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. ФОРМЫ РАБОТЫ: - эвристические беседы; - коллекционирование; - постановка и решение вопросов проблемного характера; - наблюдения; - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); - опыты; - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; - подражание голосам и звукам природы; - использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; - трудовые поручения, действия.
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ЗАДАЧИ: 1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ 2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ: 1. Игры, спортивные досуги, НОД; 2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность; 3. Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды.
СОЦИОИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ЗАДАЧИ: 1. Развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок- взрослый» для обеспечения душевного благополучия. 2. Коррекция импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного поведения. 3. Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия 4. Решение задач «социального» закаливания. 5. Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ: 1. Коллективные дела, работа в малых группах на НОД, тренинги на умение договариваться; 2. Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры; 3. Сказкотерапия; 4. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки;
5. Тренинги, само презентации. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности. Технологический подход, т. е. современные педагогические технологии, гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии. Применение современных педагогических технологий способствует: -повышению качества образования; -повышению квалификации воспитателей; -применению педагогического опыта и его систематизация; -использованию компьютерных технологий воспитанниками; -сохранению и укреплению здоровья воспитанников; -повышению качества обучения и воспитания.
«Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает

усовершенствоваться другим» (Чарльз Диккес)


В раздел образования