Современные педагогические технологии как эффективный ресурс в обеспечении качества образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов
Автор: Гонтарева Инна Валентиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №37 "Колокольчик" Населённый пункт: Тюменская область, г. Сургут Наименование материала: Статья Тема: Современные педагогические технологии как эффективный ресурс в обеспечении качества образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов Раздел: дошкольное образование
Современные
педагогические
технологии
в
дошкольном
образовании
направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
В настоящее время наш педагогический коллектив МБДОУ № 37 «Колокольчик» г.
Сургута
интенсивно
внедряет
в
работу
инновационные
технологии.
Поэтому
основная
задача педагогов
нашего
учреждения –
выбрать
методы
и
формы
организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые
оптимально будут соответствовать поставленной цели развития личности.
Данная
статья
посвящена
вопросу
педагогических
технологиях
как
эффективном ресурсе в обеспечении качества образования в условиях реализации
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
дошкольного
образования. Вспомним, что означает термин «технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,
мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая
технология -
это
совокупность
психолого-педагогических
установок,
определяющих
специальный
набор
и
компоновку
форм,
методов,
способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно -
методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Структура педагогической технологии:
-концептуальная основа (научная база);
-содержательная часть (цели и содержание обучения и воспитания);
-процессуальная
часть
(формы,
методы,
средства,
условия
организации
учебно-
воспитательного процесса, результаты).
Это
инструмент
профессиональной
деятельности
педагога.
Сущность
педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженные этапы
(пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на
каждом
этапе,
позволяя
педагогу
еще
в
процессе
проектирования
предвидеть
промежуточные
и
итоговые
результаты
собственной
профессионально-
педагогической
деятельности.
Педагогическую
технологию
отличают:
конкретность и четкость цели и зада, наличие этапов:
- первичной диагностики;
- отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;
-
использования
совокупности
средств
в
определенной
логике
с
организацией
промежуточной диагностики достижения цели, оценки.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
Концептуальность;
Системность;
Управляемость;
Эффективность;
Воспроизводимость.
Концептуальность -
опора
на
определенную
научную
концепцию,
включающую
философское,
психологическое,
дидактическое
и
социально-
педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость
– возможность
диагностического
целеполагания,
планирования,
проектирования
процесса
обучения,
поэтапной
диагностики,
варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие
в
конкретных
условиях,
должны
быть
эффективными
по
результатам
и
оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта
обучения.
Воспроизводимость
– возможно сть
применения
( п о вт о р е н и я ,
воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е.
технология
как
педагогический
инструмент
должна
быть
гарантированно
эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта,
стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
Концептуальная
часть –
это
научная
база
технологии,
т.е.
психолого-
педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного
материала.
Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности
детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению
процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким
образом,
очевидно: если
некая
система
претендует
на
роль технологии ,
она
должна
соответствовать
всем
перечисленным
выше
требованиям.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства
(дети,
сотрудники,
родители)
ДОУ
осуществляется
на
основе
современных
образовательных технологий.
В
нашем
учреждении,
МБДОУ
№37
г.
Сургута,
в
образовательной
деятельности с воспитанниками используются следующие технологии:
1. Здоровье сберегающие технологии.
2. Технологии проектной деятельности.
3. Технологии исследовательской деятельности.
4. Личностно ориентированные технологии.
5. Социоигровые технологии.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЗАДАЧИ:
1. Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих
сохранению и укреплению здоровья
2. Увеличение резервов здоровья дошкольника
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Пальчиковая гимнастика;
2. Гимнастика для глаз;
3. Дыхательная;
4. Артикуляционная;
5. Музыкально-дыхательные тренинги;
6. Динамические паузы;
7. Релаксация;
8. Арттерапия, сказкотерапия;
9. Двигательная терапия, музыкотерапия;
10. Цвето-звукотерапия, песочная терапия.
ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.
ЗАДАЧА:
1.
Развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение детей
в сферу межличностного взаимодействия.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:
1. Работа в группах, парах;
2. Беседы, дискуссии;
3.Социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования,
метод сравнения, наблюдения.
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАДАЧА:
Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к
исследовательскому типу мышления.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- эвристические беседы;
- коллекционирование;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
-
фиксация
результатов:
наблюдений,
опытов,
экспериментов,
трудовой
деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ЗАДАЧИ:
1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ
2.
Обеспечение
комфортных,
бесконфликтных
и
безопасных
условий
развития
личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к
воспитанникам.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:
1. Игры, спортивные досуги, НОД;
2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность;
3. Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды.
СОЦИОИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ЗАДАЧИ:
1.
Развитие
взаимодействия
«ребенок-ребенок»,
«ребенок-родитель»,
«ребенок-
взрослый» для обеспечения душевного благополучия.
2.
Коррекция
импульсивного,
агрессивного,
демонстративного,
протестного
поведения.
3. Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия
4. Решение задач «социального» закаливания.
5.
Развитие
навыков
полноценного
межличностного
общения,
позволяющего
ребенку понять самого себя.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:
1.
Коллективные
дела,
работа
в
малых
группах
на
НОД,
тренинги
на
умение
договариваться;
2. Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые
игры;
3. Сказкотерапия;
4. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки;
5. Тренинги, само презентации.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция
ребенка
в
воспитательно-образовательном
процессе,
отношение
к
ребенку
со
стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не
рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как
личности.
Технологический
подход,
т.
е.
современные
педагогические
технологии,
гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при
дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог - творец технологии, даже если
имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.
Для
педагога,
научившегося
работать
на
технологическом
уровне,
всегда
будет
главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.
Применение современных педагогических технологий способствует:
-повышению качества образования;
-повышению квалификации воспитателей;
-применению педагогического опыта и его систематизация;
-использованию компьютерных технологий воспитанниками;
-сохранению и укреплению здоровья воспитанников;
-повышению качества обучения и воспитания.
«Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает