"Применение проектных технологий на уроках географии в 5 классе в условиях внедрения ФГОС"
Автор: Гильдебрант Ольга Сергеевна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ "Знаменская СОШ" Населённый пункт: село Знаменка Боградский район Республика Хакасия Наименование материала: статья Тема: "Применение проектных технологий на уроках географии в 5 классе в условиях внедрения ФГОС" Раздел: среднее образование
«Применение проектных технологий на уроках географии в 5 классе в условиях
внедрения ФГОС»
Современная
школа
старается
наполнить
своих
учеников
большим
объёмом
информации,
а
вот
умению
самостоятельно
выявлять
проблему,
находить
необходимые способы её решения, применять на практике полученные теоретические
знания, опираясь на свой жизненный опыт, наши школьники ещё не умеют. Поэтому,
проектные технологии направлены на решение данной проблемы.
Метод проектов, как один из методов обучения учащихся, возник ещё в двадцатые
годы
20
века.
Но
несмотря
на
то,
что
данная
технология
была
разработана
практически
100
лет
назад,
она
становится
очень
актуальной
и
в
современном
информационном обществе.
Итак, что же такое «проектная технология обучения»?
Учебный проект по географии – это совместная учебно-познавательная, игровая или
творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы,
направленная на достижение общего результата по решению конкретной проблемы.
Для
ученика
проект
–
это
возможность
максимально
раскрыть
свой
творческий
потенциал, результатом которого становится найденный способ решения проблемы,
что носит практический характер, и очень значим для самих участников проектной
деятельности.
А для учителя учебный проект – это средство развития, касающееся различных
областей обучения и воспитания.
Проектный метод обучения имеет ряд особенностей:
1.
Наличие проблемы, которую предстоит решить учащимся в ходе работы над
проектом
2.
Проект должен обязательно иметь реально достижимую цель
3.
Воплощением проектной работы должен стать проектный продукт, созданный
автором в процессе работы над проектом
4.
Предварительное
планирование
работы
–
определить
способы
решения
поставленных задач и найти для этого необходимые ресурсы
5.
Проект обязательно должен иметь отчёт о ходе работы, в котором подробно
описываются все этапы работы
6.
Важный момент – публичная защита (презентация результатов работы)
Работа
над
учебным
проектом
предполагает
очень
тесного
сотрудничества
и
взаимодействия учителя и ученика. Ученик должен чувствовать, что проект – это его
работа, его собственное изобретение и тонкость работы учителя заключается в том,
чтобы с уважением относиться к точки зрения каждого ученика, принимающего
участие в работе, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.
Тем не менее, урок географии начинается для учеников только в 5-6 классах, поэтому
пяти-
и
шестиклассники
практически
на
всех
этапах
работы
над
проектом
в
значительной степени нуждаются в обучающей и стимулирующей помощи учителя.
Поэтому, для того, чтобы группа успешно справилась с выполнением задания, среди
учащихся выбираются «генераторы идей» (те, кто придумываю), «эрудиты» (кто
много знает), «критика» (тот, кто всегда сомневается, проверяет и перепроверяет
работу всей группы, кроме того должны быть «лидеры» и «исполнители». Но для
детей данного возраста есть и определённые ограничения – им трудно осуществлять
совместную деятельность на протяжении длительного периода времени, поэтому я на
уроках стараюсь использовать урочные и краткосрочные проектные работы. Всегда
кто-то выполняет основную работу, а кто-то уходит на последний план. Поэтому
наряду в групповыми проектами я пробую силы детей в индивидуальной проектной
работе.
Хорошо выстроенный современный урок будет развивать у учащихся универсальные
учебные
действия
и
приведёт
к
хорошим
предметным,
метапредметным
и
личностным результатам.
Я поняла, что, обучая детей проектной деятельности и применяя полученные ими
навыки
на
своих
уроках,
я
формирую
все
виды
УУД,
добиваясь
предметных,
метапредметных (работа с текстом, с ИКТ и т.д) и личностных результатов у каждого
ребёнка,
так
как
работа
в
группах,
а
затем
рефлексия
(анализ
собственной
деятельности
и
деятельности
других,
полученных
ЗУН)
деятельности
каждого
позволяет охватить всех учащихся в классе – нет таких, кто просто отсиживается. Это
несомненный плюс.
Работаю
я
в
МБОУ
«Знаменская
СОШ»
уже
4
года
учителем
географии.
2015
учебный год в сентябре с 5 классом начался с того, что мы вместе с ними разобрали
виды проектов.
Все проекты можно классифицировать по группам:
1.
По времени выполнения
- краткосрочные (урок, несколько уроков)
- среднесрочные (от недели до месяца во внеурочное время)
- долгосрочные
2. По предметной области
- по одному предмету
- межпредметные
3. По преобладающей деятельности учеников
- Практико-ориентированный (имеет целью решение социальных задач)
-
Информационный
(сбор,
оформление
и
представление
информации
по
определённой учебной теме)
- Исследовательский (проект, требующий проведение эксперимента и анализа
работы)
-
Творческий
(позволяет
учащимся
проявить
себя,
создавая
произведения
любого жанра)
- Ролевой (самый сложный. Учащиеся выбирают для себя литературные или
исторические персонажи, вживаются в них и с их точки зрения пытаются
ответить на проблемные вопросы в дискуссии или монологе)
-
Языковой
(лингвистический)
(направлен
на
формирование
речевых
ЗУН,
изучение фольклора и т.д
-
Культурологический
(направлен
на
изучение
историко-географических,
этнографических, политических особенностей события, процесса и т.д)
- Игровой (направлен на изучение специфических терминов, профессиональное
моделирование в выбранной сфере деятельности)
Существуют различные формы представления проектов учащихся по географии:
- макет географического объекта
- путеводитель
- презентация
- наглядное пособие
- газета, журнал, плакат
- видеофильм и т.д
Выяснила,
что
учащимся
легче
и
интереснее
заниматься
информационными
и
творческими проектами.
Далее мы осваивали этапы работы над проектом:
1.
Постановка проблемы, её анализ, выбор темы проекта
2.
Выдвижения вариантов решения проблемы и планирования деятельности по
реализации проекта (формирование групп, поэтапное планирование работы)
3.
Сбор и структурирование информации
4.
Изготовление и оформление продукта
5.
Выбор
формы
презентации
(электронная
версия,
плакат,
брошюра,
инсценировка,
защита
на
научно-практической
конференции
и
т.д)
и
её
подготовка
6.
Презентация
7.
Рефлексия
Любое исследование начинается тогда, когда перед человеком возникает проблема.
Именно поэтому проектная деятельность учащихся – это одна из наиболее сложных
форм самостоятельной работы.
Современный урок требует, в частности, открытого задания. «Нужно сформулировать
для детей проблему с неизвестным для них и для нас решением. Верхом мастерства
учителя
является
ситуация,
когда
задание
формулируют
сами
ученики»
(А.В.Хуторской)
Наш 5 класс на данный период времени уже представил такие проекты, как:
- Путешественники древности
- Хождение за три моря. Афанасий Никитин
- Семён Дежнёв
- Соседи Солнца. Сатурн
- Динозавры – загадка природы (над конкретно этим проектом мы работаем на
данный момент)
Класс
был
разделён
на
несколько
групп.
Они
сами
выбирали
тематическое
направление для дальнейшей работы. Учащимся мною был предоставлен материал,
но при этом они могли им не ограничиваться, а использовать интернет-ресурсы. Вот
это и есть открытое задание.
При работе над проектом нужно помнить, что продукт создаётся не только для себя,
но и для любого другого человека, которому доверяется столкнуться с проблемой,
решению которой посвящён данный проект.
Метод
проектной
деятельности
помогает
ученику
стать
живым
участником
образовательного процесса, что и отвечает требованиям нового стандарта.
Автор статьи: учитель географии Гильдебрант Ольга Сергеевна