Автор: Редкина Елена Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 221"
Населённый пункт: город Заречный Пензенской области
Наименование материала: доклад учащегося на НПК "Шаги в науку"
Тема: Схемы помогают решать задачи
Раздел: среднее образование
Схемы помогают
решать задачи
Котик Алина Андреевна,
ученица 5 «Б» класса
МОУ «СОШ № 221».
Научный руководитель –
Редкина Елена Ивановна
I
городской научно-практический марафон «Шаги в науку»
СЕКЦИЯ МАТЕМАТИКИ
Г. Заречный, 2016
Если
вы
хотите
научиться
плавать
,
то
смело
входите
в
воду
,
а
если
хотите
научиться
решать
задачи
,
то
решайте
их
.
Джордж
Пойа
Гипотеза:
если освоить способы моделирования, то решение текстовых задач
не будет составлять особой трудности.
Объект исследования:
логические задачи факультативного курса.
Предмет исследования:
схематическая запись условия и решения логических задач.
Цель работы:
изучение способов моделирования текстовых задач, позволяющих
упростить их решение.
Если
вы
хотите
научиться
плавать
,
то
смело
входите
в
воду
,
а
если
хотите
научиться
решать
задачи
,
то
решайте
их
.
Джордж
Пойа
Задачи:
1) изучить доступную математическую литературу по
проблеме исследования;
2) рассмотреть различные виды моделирования сюжетных
логических задач;
3) проверить экспериментально выдвинутую гипотезу на
примере двух классов и проанализировать полученные
результаты;
4) создать банк задач для учащихся нашего класса.
Виды моделей:
1) чертеж;
2) график;
3) таблица;
4) диаграмма;
5) дерево возможных вариантов;
6) графы;
7) Круги Эйлера и др.
Метод Прокруста
Задача № 1:
Сумма двух чисел 2013. Одно из них меньше другого на 777.
Найдите эти числа.
Решение:
1) 2013 – 777 = 1236
2) 1236 : 2 = 618
3) 618 + 777 = 1395
Ответ: 1395; 618
Задача № 2:
Сколько различных завтраков, состоящих из одного напитка и
одного вида выпечки можно составить из чая, кофе, булочки,
печенья и вафель?
Дерево возможных вариантов
Ответ: 6 различных завтраков.
Графы
(совокупность точек и отрезков, соединяющих эти точки)
Задача № 3:
При встрече 5 человек обменялись рукопожатиями. Сколько
всего было сделано рукопожатий?
Ответ: 10 рукопожатий.
Табличный способ
Задача № 4:
Тому Сойеру нужно покрасить забор. Он имеет 12 л краски и хочет
отлить из этого количества половину, но у него нет сосуда
вместимостью в 6 л. У него 2 сосуда: один – вместимостью в 8 л, а
другой – вместимостью в 5 л. Каким образом налить 6 л краски в
сосуд на 8 л? Какое наименьшее число переливаний необходимо
при этом сделать?
1 шаг
2 шаг
3 шаг
4 шаг
5 шаг
6 шаг
12 л
12
4
4
9
9
1
1
8 л
-
8
3
3
-
8
6
5 л
-
-
5
-
3
3
5
Ответ: 6 переливаний
Круги Эйлера
(круговые схемы, позволяющие изображать объединение
или пересечение данных условия задачи)
Задача № 6:
Из 40 опрошенных человек 32 любят молоко, 21 – лимонад., а 15 – и
молоко, и лимонад. Сколько человек не любят ни молоко, ни
лимонад?
М-32
Л-21
40
15
17
6
Решение:
1) 32 – 15 = 17
2) 21 – 15 = 6
3) 40 – (17 + 15 + 6) = 2
Ответ: 2 человека
Результаты исследования
1)
количество решенных задач
2) способы решения
С
п
а
с
и
б
о
з
а
в
ни
м
а
н
и
е
!