"Сенсорное развитие. Знакомство детей с величиной, формой и цветом"
Автор: Чернова Анна Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Колокольчик" Населённый пункт: с. Арбаты, Таштыпский район, Хакасия Наименование материала: статья Тема: "Сенсорное развитие. Знакомство детей с величиной, формой и цветом" Раздел: дошкольное образование
Знакомство детей с величиной, формой и цветом"
Ранний возраст – уникальный период в развитии ребенка, он даёт
безграничные возможности для умственного и физического
совершенствования и формирования основ будущей взрослой личности.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка, формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положение в пространстве, накоплений представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие служит основой для познания мира и является одной из
важных сторон дошкольного развития.
Значение сенсорного развития состоит в том, что оно:
• является основой для интеллектуального развития;
• упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при
взаимодействии с внешним миром;
• развивает наблюдательность;
• готовит к реальной жизни;
• позитивно влияет на эстетическое чувство;
• является основой для развития воображения;
• развивает внимание;
• дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-
познавательной деятельности;
• обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
• обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
• влияет на расширение словарного запаса ребенка;
• влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов
памяти.
Таким образом, основной задачей ознакомления детей с сенсорными
свойствами предметов является обеспечение накопления цветовых
представлений, а так же представлений о форме и величине предметов.
Работа по осуществлению задач сенсорного воспитания ведется в нашем
дошкольном учреждении по «Программе воспитания и обучения в детском
саду от рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы, реализуется в
непосредственно образовательной деятельности, в повседневной жизни, в
игре.
Мы стараемся создавать условия для переноса знаний и представлений детей
в самостоятельные сенсорные игры. Особенно хорошо дети усваивают
сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не только
созерцать, но и активно действовать.
Чтобы познать предмет со всех сторон ребенок использует зрение, слух, вкус,
обоняние, осязание. Только благодаря жизненному опыту наши дети познают
и обогащают представления о мире.
Мы стараемся использовать в своей работе все виды сенсорного воздействия,
чтобы ребенок получил полную информацию о предмете.
Поэтому в непосредственно образовательной деятельности по сенсорному
развитию ставили и решали такие задачи:
• формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах
предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый, величине (круг,
треугольник, квадрат, форме (куб, шар, конус - крыша, кирпичик), количестве
(много, один, различать величину: большой – маленький, узкий – широкий,
высокий – низкий, длинный – короткий;
• создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в
ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим
материалом;
В играх с детьми используем выразительные жесты и предметы-заместители
(«мыло» - кубик; «градусник» - фломастер; и т. д., картинки, замещающие
реальный предмет и языковых знаков в игре и общении.
В практической деятельности и в игре малыш познает свойства предметов
(цвет, форма, величина, фактура, масса, положение в пространстве, строение
и его части).
Например, если ребенок подбирает предметы, или группирует флажки, или
сортирует картинки по цвету и признаку. Это значит, что цвет
воспринимается на уровне отвлечения от всех других признаков и в
мышлении на основе обобщения формируется понятие «цвет».
В своем опыте по сенсорному воспитанию использовала следующие виды
игр:
Игры для сенсорного развития:
• Величина: «Веселые матрешки», «Грибочки по местам», «Рыбалка»,
«Цветная страна» - ковер, «Три медведя», и т. п. Эти игры учат детей
различать, чередовать, группировать предметы по величине.
• Форма: «Найди и назови», «Круглый, квадратный, овальный», «Волшебные
кубики», «Цветная страна» - ковер и т. п. В этих играх дети учатся различать,
группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в
соответствующие для них отверстия.
• Цвет: «Чудо сундучок», «Кто, кто здесь живет» - разноцветные сумочки,
«Бусы для матрешки», «Найди, чей домик», «Городок дорожного движения»,
«Цветная цепочка», «Грибочки по местам», «Мозайка» и т. п. Играя в эти
игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй
башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства,
знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными
соотношениями.
Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться
результата – собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр -
способствовать закреплению качества предметов (величина, форма, цвет).
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой
сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при
определенной системе проведения дидактических игр можно добиться
сенсорного развития детей раннего возраста.
Список литературы:
1. Э.Г. Пилюгина "сенсорные особенности малыша".
2. А.Н Павлова "Знакомство малыша с окружающим миром".
3. К. Белая "Первые шаги". Модель воспитания детей раннего возраста.