Автор: Яшкина Лариса Владиславовна Должность: учитель английского языку Учебное заведение: МАОУ "СОШ №2 УИИЯ" Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО Наименование материала: статья Тема: "ТРКМ как средство формирования УУД" Раздел: среднее образование
«Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность»
Б. Шоу
Важной
задачей
современного
образования
является
формирование
универсальных
учебных действий, которые призваны сформировать главное умение школьников - умение
учиться, а также сформировать устойчивую мотивацию к самообразованию, саморазвитию
и самосовершенствованию.
Становится очевидным, что не объём знаний или количество информации является целью
образования, а то, как обучающийся умеет управлять этой информацией: искать, находить
в ней смысл, применять в жизни. Сейчас нужно не присвоение «готового» знания, а
конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
Каждый учитель ищет наиболее эффективные методы и технологии для обучения, которые
давали бы устойчивый и стабильный результат в освоении предмета, стимулировали бы
обучающихся к познавательной активности.
В связи с этим передо мной, как и перед любым учителем стоит проблема:
как научить применять знания, умения и навыки в конкретной ситуации;
как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать,
критически анализировать, делать выводы;
как вовлечь обучающихся в интерактивную деятельность
Решение данной проблемы я вижу в применении технологии развития критического
мышления. Формирование
критического
мышления
в
период
адаптации
ФГОС
приобретает особую актуальность.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) стала неотъемлемым элементом
школьной практики за последние несколько лет. Совсем недавно к ней относились как к
интересной новинке, а сегодня тысячи учителей по всей стране применяют ее на практике.
Практически нет ни одной учебной дисциплины, где бы обучающимся не предлагалось
обобщить
изученный
материал
или
ознакомиться
с
новым
при
помощи
различных
приемов и стратегий данной технологии.
Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных
способностей обучающегося, позволяющих ему учиться самостоятельно.
По
моему
мнению, достоинства
технологии
развития
критического
мышления
по
отношению
к
другим
педагогическим
подходам
и
технологиям
заключается
в
ориентирование
на
развитие
школьника;
использование
современных
методических
приемов, развивающих интеллектуальные, коммуникативные и познавательные умения
обучающегося.
ТРКМ
–
это
технология
организации
учебного
и
воспитательного
процесса,
которая
применима
к
любой
программе
и
любому
предмету.
Она
формирует
культуру
сотрудничества, культуру работы с информацией, развитие критической позиции как по
отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе, формирует «человека
думающего». Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение
которых
позволяет
выстроить
образовательный
процесс
так,
чтобы
обеспечить
самостоятельную
и
сознательную
деятельность
обучающихся
для
достижения
поставленных учебных целей. Эта технология позволяет учителю заменить пассивное
слушание и пересказ на активное участие обучающихся в образовательном процессе и тем
самым повысить эффективность урока.
ТРКМ
является
системой
стратегий
и
методических
приемов,
предназначенных
для
использования в различных видах и формах работы. Она позволяет мне добиваться таких
образовательных результатов как:
умение работать с информацией в разных областях знаний;
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по
отношению к окружающим;
умение
вырабатывать
собственное
мнение
на
основе
осмысления
различного
опыта, идей и представлений;
умение решать проблемы;
способность самостоятельно заниматься своим обучением;
В
основе
технологии
развития
критического
мышления
(ТРКМ)
лежит базовая
модель, состоящая из трёх стадий:
вызов,
осмысление,
рефлексия.
На стадии вызова определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний
по теме. На этой стадии у обучающихся есть возможность, используя свои предыдущие
знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности
н а
д а н н о м
у р о к е .
На стадии осмысления происходит поиск ответов на вопросы, поставленные в начале
урока. Это этап познания, где обучающиеся получают возможность познакомиться с новой
информацией и сравнивать её с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё
понимание.
Стадия рефлексии позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. На данном этапе
происходит
целостное
осмысление,
обобщение
и
усвоение
полученной
информации,
выработка
собственного
отношения
к
изучаемому
материалу,
выявление
еще
непознанного.
Важно отметить, что эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они
должны
присутствовать
на
каждом
уроке,
так
как
это
позволяет
увидеть
сложный
мыслительный
процесс,
который
начинается
с
информации,
а
заканчивается
ее
осмыслением, принятием решения.
Технология
развития
критического
мышления
располагает
огромным
арсеналом приёмов
и
стратегий (Верите ли вы…?, «Толстые» и «тонкие» вопросы, Знаю – Хочу узнать – Узнал
(ЗХУ), Шесть шляп, Ромашка вопросов, Кластер, Круги по воде, Фишбоун, Синквейн и т.д.
Необходимо выстроить собственную траекторию и оптимально спланировать свою работу по
использованию
ТРКМ.
Комбинируя
разнообразные
приемы,
стараться
адаптировать
урок
к
конкретному материалу и к конкретному уровню развития обучающихся.
Различные приемы технологии развития критического мышления формируют и
развивают определенные универсальные учебные действия (умения).
Познавательные УУД
Приемы ТРКМ
Общеучебные действия
Пометки на полях, чтение с остановками, “РАФТ”
Логические действия
Кластер, “Ромашка вопросов”, “Синквейн”, «верные -
неверные утверждения», “Кубик”, “Перепутанные
логические цепочки”
Действия постановки и
решения проблемы
Таблица “Знаем – Хотим узнать – Узнали”, “тонкие” и
“толстые” вопросы, “Ассоциации”, “Мозговой штурм”
Знаково-символические
«Кластер», “Карта познания” и др.
Регулятивные УУД
“Таблицы, схемы”, игра “Как вы думаете?”, “Бортовой
журнал” и др.
Коммуникативные УУД
“Корзина идей, понятий”, «Кластер», “Синквейн”,
“Мозговой штурм”, дискуссия, “Карусель”, “Зигзаг”
(взаимообучение) и др.
Каждый
прием
многофункционален,
работает
на
развитие
интеллектуальных
и
личностных
умений,
способствуют
развитию
рефлексивных
способностей,
помогают
овладеть умением учиться самостоятельно.
Предлагаю
некоторые
методы
и
приемы
работы
с
источниками
информации,
которые я использую на своих уроках английского языка.
Приём "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы, что …?"
В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить, как верные
или неверные и обосновать свои решения. На стадии рефлексии можно предложить
ребятам
вернуться
к
утверждениям
и
еще
раз
оценить
их
или
составить
самим
утверждения и обменятся ими для оценки их правильности.
Приём "Верные и неверные утверждения" по тексту «Royal London» (Афанасьва О. В.,
Михеева И. В. English – VI, Unit 9).
True « + »
False « - »
(before
reading)
True « + »
False « - »
(after reading)
1 There are palaces, parks, roads and streets in London
connected with the Crown.
2. Hyde Park is now the home of an open-air theatre which
gives performances of Shakespeare’s plays in summer.
3. Queen Victoria is known for saying “I know I have the
body of a week and feeble woman, but I have the heart and
stomach of a King.
4. The Royal Albert Hall and the Victoria and Albert
Museum are the places that remind us of Queen Victoria
and Prince Albert’s love.
5.
Queen
Elisabeth
II
is
Queen
Victoria’s
great-great-
granddaughter.
6. King Henry VIII had three wives.
7 Queen Victoria never lived in London.
Прием «Круги по воде»
Этот прием является универсальным средством активации знания обучающихся и их
речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать
изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются
слова
(существительные,
глаголы,
прилагательные,
устойчивые
словосочетания)
по
изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и
иметь продолжение дома.
NATURE
LANGUAGE
COUNTRY
N – nice
L – learn
C – Canada
A – amazing
A – abroad
O – occupy
T – tidy
N – necessary
U – United Kingdom
U – unusual
G – grammar
N – New Zealand
R – romantic
U – understand
T – Trinidad
E – exciting
A – answer
R – Russia
G – group
Y – YANAO
E – English
Прием “Ключевые слова”
Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо
известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или
расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать
подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Прием «Кластеры»
применим
как
на
стадии
вызова,
так
и
на
стадии
рефлексии, может быть способом
мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации
информации по итогам прохождения материала. В центре находится ключевое понятие, а
последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В
результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
Прием
«Кластер»
позволяет
не
только
активизировать лексические
единицы
в
речи
обучающихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать
различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.
Предметная
область
не
ограничена,
использование
кластеров
возможно
при
изучении
самых
разнообразных
тем.
Например,
к
вашему
вниманию
представлен
кластер
по
тексту
«Reasons for learning English” (Биболетова М. З., Трубанева Н. Н. Enjoy English – 7, Unit 2
Section 5)
Прием “Корзина идей”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии
урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что
знают обучающиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины,
в которую условно собирается то, что ученики знают по изучаемой теме.
Прием-таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» «5W» - Method
В
ходе
чтения
текста The History of Long Distance Communication (Биболетова М. З.,
Трубанева Н. Н. Enjoy English – 7, Unit 1 Section 9) обучающиеся заполняют следующую
таблицу.
Who?
What?
When?
Where?
Why?
P.H. Shilling
telegraph
1832
Russia
to
communicate
over
long distances
A.G. Bell
telephone
1847
Scotland
to
communicate
over
long distances
the
first
coast-to-
coast line
1915
From
New York
to
San Francisco
to
communicate
over
long distances
the
first
telephone
exchange
1882
Moscow
to
communicate
over
long distances
Суть работы с этой таблицей такова – читая текст, обучающийся делает пометки, создавая
«Скелет» текста. Заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.
Прием “Синквейн”
Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму. В переводе “синквейн”
означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным
правилам.
1 строка – имя (название, личность, предмет, звание…)
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – фраза из 4 слов, которая выражает сущность
5 строка – синоним первого слова, который раскрывает суть этого понятия.
Синквейн может быть предложен, для индивидуальной самостоятельной работы, для
работы в парах, реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на
стадии рефлексии, хотя может быть использован и на стадии вызова.
Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа обучающихся;
3) средства развития творческой выразительности.
Например, изучая тему «England» (Афанасьва О. В., Михеева И. В. English – VI,
Unit 8),
обучающиеся
на
стадии
рефлексии
составляли
синквейны.
К
вашему
вниманию
представлен один из них.
England
Small, beautiful
To travel, to admire, to study
I want to visit
Country
Прием “Лови ошибку”
Учитель
заранее
подготавливает
текст,
содержащий
ошибочную
информацию,
и
предлагает обучающимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
явные, которые достаточно легко выявляются обучающимися, исходя из их личного
опыта и знаний;
скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Обучающиеся
анализируют
предложенный
текст,
пытаются
выявить
ошибки,
аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к
тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Преимущества ТРКМ
Педагоги, работающие с детьми в рамках критического мышления, отмечают следующие
преимущества данной технологии:
o
работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал
участников, значительно расширяется их словарный запас;
o
совместная
работа
способствует
лучшему
пониманию
трудного,
информационно
насыщенного текста;
o
есть возможность повторения, усвоения материала;
o
усиливается
диалог
по
поводу
смысла
текста
(как
перекодировать
текст
для
презентации полученной информации другим участникам процесса);
o
вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
o
появляется
большая
глубина
понимания,
возникает
новая,
еще
более
интересная
мысль;
o
обостряется любознательность, наблюдательность;
o
дети
становятся
более
восприимчивы
к
опыту
других
детей:
совместная
работа
выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за
совместный способ познания;
o
письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;
o
в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания,
а это еще раз работает на понимание;
o
развивает активное слушание;
o
исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;
o
предоставляется
случай
заблистать
в
глазах
одноклассников
и
учителей,
развеять
стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.
Затруднения, которые испытывает педагог, при использовании ТРКМ в работе
o
Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно- урочной системы
очень
сложно
(как
и
другой
любой).
Лучше
урок
сдваивать,
если
есть
такая
возможность.
o
Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у
всех одинакова, не все синхронно могут работать.
o
Технология
не
всегда
эффективна
в
слабых
классах
(как
и
любая
другая,
развивающая).
o
С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить
семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.
o
Неправильное понимание стратегий и методов.
o
Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (работа творческого характера и
работа с большим объёмом информации).
o
В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
o
Сложность в подборе материала (из разных источников).
o
Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии
КМ.
o
Большие моральные, временные и материальные затраты.
В заключении стоит сказать, что технология развития критического мышления очень
хорошо применима на уроках иностранного языка. Данная технология позволяет учителю
давать обучающимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой
темы свободно, без боязни ошибиться, фиксировать все высказывания, а главное «учит
учиться».
Технология
развития
критического
мышления
имеет
большое
количество
положительных черт и ее можно смело внедрять в практику обучения иностранным
языкам.
Список использованной литературы
1.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г.
Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к
мысли - М., 2010.
2.
Загашев И.О., С.И. Заир – Бек Критическое мышление: технология развития:
Пособие для учителя – СПб; Альянс «Дельта», 2003.
3.
С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке:
Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
4.
Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные
технологии.- 2004.- №2.
5.
Коржуев А. Как формировать критическое мышление// Высшее образование в
России.- 2001.- № 5.