Автор: Стешенко Зарина Джемаловна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств ст. Холмской" Населённый пункт: ст. Холмская, Краснодарского края. Абинского района Наименование материала: Развивающая программа детей дошкольного возраста Тема: Пояснительная записка Раздел: дошкольное образование
Пояснительная записка.
Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие
в современном обществе, предполагают обновление содержания образования
детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников. Поиск
новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных
способностей, актуализируют внимание ученых и педагогов-практиков к
процессам развития логического мышления. Развитое логическое мышление
позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире,
продуктивно и результативно осуществлять деятельность.
Основными показателями умственного развития дошкольников являются:
усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого
мышления и овладение способами познавательной деятельности,
необходимыми для приобретения новых знаний.
Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это
социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. В
процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные
приемы или операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения,
конкретизация).
Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в
оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов
логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность
умственных логически достоверных действий или операций мышления,
связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими
согласовать наличные знания с целью описания и преобразования
объективной действительности.
Актуальность данного вопроса натолкнула меня на разработку
программы по развитию логического мышления детей дошкольного возраста.
Цель программы – овладении детьми на элементарном уровне приёмами
логического мышления.
Для того чтобы начать работу по развитию логического мышления у
детей, я перед собой поставила следующие задачи:
1. Развитие у дошкольников логических приемов (анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации).
2. Формирование умения понимать и прослеживать причинно —
следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.
3. Развитие позитивного отношения к школе и себе.
4. Воспитание любви к учению.
Программа предназначена для работы с детьми 4-6 лет на 3 года обучения.
Первый год обучения ( возраст детей 4 года) происходит формирование
наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у
малыша происходят через действие.
Второй год обучения ( возраст 5 лет) происходит закладка элементов
наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи
образов.
Третий год обучения возраст (6 лет) начинает формироваться словесно-
логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать
словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно
рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать,
находить частное и общее, устанавливать простые закономерности .Все виды
мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов
мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения
материала, внимание, успеваемость в принципе.
Сроки реализации программы – учебный год.
Режим занятий -2 раза в неделю продолжительностью 30 мин. Количество
детей в группе 5-8 человек
Формы и приемы работы:
-игра;
-самостоятельная деятельность детей;
-игра-путешествие;
-рассматривание иллюстраций;
-чтение литература;
Структура занятий:
Разминка ( традиционное приветствие ).
Закрепление пройденного материала.
Основное содержание – изучение нового материала.
Физминутка.
Итог урока ( чему научились на уроке?)
Методическое обеспечение программы:
Игры и упражнения на развитие умственных способностей.
Способ проверки результатов работы : контрольные уроки в конце каждой
четверти и 2 диагностики ( промежуточная ( январь) и итоговая ( май))
В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения
можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать
логические отношения в окружающей действительности.
Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов,
приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного
развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и
упражнений с последовательно развивающимися содержанием, с
дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами.
Индивидуальный подход в проведении занятий дает возможность не
только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их
интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей
работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания,
предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят,
воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.
Следующим этапом в своей работе было - создание развивающей среды:
доступной, открытой, мобильной и ориентированной на зону ближайшего
развития. В классе есть уголок с дидактическими играми на развитие
умственных способностей также стенд в помощь родителям.
В процессе работы необходимо научить ребенка решать проблемные
ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому
заключению. Решение логических задач развивает способность выделять
существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Работу по использованию дидактических, игр, как образовательного
средства, вводила в несколько этапов:
1. Необходимо было сформировать у детей игровые умения, учить правилам
игры, способам взаимодействия (логические упражнения, шуточные задачи
математического содержания, словесные игры).
2. Необходимо было добиваться, чтобы полученные знания и умения дети
могли самостоятельно использовать для решения проблемно-игровых задач.