Напоминание

Пояснительная записка


Автор: Стешенко Зарина Джемаловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств ст. Холмской"
Населённый пункт: ст. Холмская, Краснодарского края. Абинского района
Наименование материала: Развивающая программа детей дошкольного возраста
Тема: Пояснительная записка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пояснительная записка. Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников. Поиск новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей, актуализируют внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления. Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность. Основными показателями умственного развития дошкольников являются: усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний. Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, конкретизация). Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности. Актуальность данного вопроса натолкнула меня на разработку программы по развитию логического мышления детей дошкольного возраста. Цель программы – овладении детьми на элементарном уровне приёмами логического мышления. Для того чтобы начать работу по развитию логического мышления у детей, я перед собой поставила следующие задачи: 1. Развитие у дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации). 2. Формирование умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения. 3. Развитие позитивного отношения к школе и себе. 4. Воспитание любви к учению. Программа предназначена для работы с детьми 4-6 лет на 3 года обучения.

Первый год обучения
( возраст детей 4 года) происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие.
Второй год обучения
( возраст 5 лет) происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов.
Третий год обучения
возраст (6 лет) начинает формироваться словесно- логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности .Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.
Сроки реализации программы
– учебный год.
Режим занятий
-2 раза в неделю продолжительностью 30 мин. Количество детей в группе 5-8 человек
Формы и приемы работы:
-игра; -самостоятельная деятельность детей; -игра-путешествие; -рассматривание иллюстраций; -чтение литература;
Структура занятий:
Разминка ( традиционное приветствие ). Закрепление пройденного материала. Основное содержание – изучение нового материала.

Физминутка. Итог урока ( чему научились на уроке?)
Методическое обеспечение программы:
Игры и упражнения на развитие умственных способностей.
Способ проверки результатов работы
: контрольные уроки в конце каждой четверти и 2 диагностики ( промежуточная ( январь) и итоговая ( май)) В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимися содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами.
Индивидуальный подход в проведении занятий дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества. Следующим этапом в своей работе было - создание развивающей среды: доступной, открытой, мобильной и ориентированной на зону ближайшего развития. В классе есть уголок с дидактическими играми на развитие умственных способностей также стенд в помощь родителям. В процессе работы необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Работу по использованию дидактических, игр, как образовательного средства, вводила в несколько этапов: 1. Необходимо было сформировать у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия (логические упражнения, шуточные задачи математического содержания, словесные игры). 2. Необходимо было добиваться, чтобы полученные знания и умения дети могли самостоятельно использовать для решения проблемно-игровых задач.


В раздел образования