Автор: Иванушкина Марина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ центр развития ребёнка - детский сад № 80
Населённый пункт: Одинцово
Наименование материала: открытое занятие
Тема: Не красна изба углами, а красна пирогами
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
центр развития ребенка детский сад №80
Конспект интегрированного занятия
по познавательному развитию в старшей группе
«Не красна изба углами, а красна пирогами»»
Подготовила:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Иванушкина Марина Леонидовна
Одинцово, 2015г.
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
1) познакомить с традициями русской кухни, традициями русского гостеприимства;
2) развивать интерес к устному народному творчеству, пополнять словарный
запас, развивать внимание, наблюдательность;
3) воспитывать уважение к своим традициям.
4) воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, древнюю
культуру.
Подготовительная работа:
Рассматривание иллюстраций; чтение русских народных сказок; заучивание
пословиц и поговорок; беседы о традициях русского народа; разучивание
хороводов, песен, подвижных игр.
Оборудование:
Русские народные костюмы, блюда русской кухни, презентация.
Ход занятия.
Воспитатель: Доброго вам дня! Рада новой встрече с вами. А какими еще словами
можно поприветствовать человека? (Доброго здоровья, приветствую вас, мир
вашему дому, добрый день)
- Все эти приветствия мы можем сказать при встрече, когда входим в чей-то дом. А
когда мы входим в дом, где обедают, ужинают, завтракают, что мы еще говорим?
Приятного аппетита. И я вам всем хочу сказать: «Приятного аппетита!», потому,
что сегодня мы будем говорить о традициях русской кухни, традициях русского
гостеприимства. (Слайд 2)
А, что означает слово «гостеприимство»? (ответы детей - желание и умение
принимать гостей).
Хозяева всегда на Руси дорогих гостей встречали на пороге своего дома с
поклоном, хлебом-солью и говорили:
«Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рады мы гостям, как
добрым вестям! Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!» (приветствие с
поклоном). Издавна русский народ называли «гостеприимным», потому, что они с
уважением, любовью и заботой встречали гостей.
Воспитатель: Хлеб-соль – это одновременно и приветствие, и выражение
радушия, и пожелание гостю добра, и благополучия. “Хлеб-соль кушай, а добрых
людей слушай”. (Слайд 3)
Из русских народных сказок видно, что гостя не полагалось ни о чем
расспрашивать, не накормив его.
А русские пословицы гласят: «Гость в дом – радость в дом», «Хоть не богат, а
гостям рад», «Чем богаты – тем и рады»
«Что есть в печи, все на стол мечи»
«Умел в гости звать, умей и угощать»
«Добрый гость всегда впору»
«Гостю щей не жалей, а погуще лей»
Воспитатель: Как называли хлеб, который пекли к празднику? (Каравай)
(Слайд 4)
Ребенок (берет каравай, обращается к гостям)
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
Г. Лапшина
Ребенок кланяется и ставит каравай на стол.
Отгадайте мою загадку.
Сдобный, пышный ароматный,
У него румяный бок.
Называется, ребята, это чудо… (пирожок (Слайд 5)
Воспитатель: Верно! Ни один русский праздник не обходился без пирогов. А какие
это были пироги! С капустой, луком, яйцами, яблоками, малинкой, рыбой,
курицей. Назывались они: расстегаи, кулебяки, курники. (Слайд 6)
В каких русских сказках упоминаются пироги или изделия из теста?
Дети: «Колобок», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Царевна -
Лягушка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Морозко», «Пойди туда – не
знаю куда, принеси то, не знаю что» и другие. (Слайд 7)
Дети: Пироги пекла с любовью
И старалась я не зря -
Угощайтесь на здоровье
Наши гости и друзья!
Т. Короткина
Песня «К нам гости пришли» (музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен).
Воспитатель: Испекла я Вам пирог,
Положила на порог.
Давайте играть,
Пирог выбирать!
Русская народная подвижная игра «Пирог»
Дети встают в круг, «пирог» сидит в середине. Дети водят хоровод, приговаривая.
Испекли мы пирог,
Положили на порог.
Да этакий он высоконький, Дети поднимают руки вверх
Да этакий он широконький, Разводят руки в стороны.
Да этакий он мягошенький. «Лепят» пирожок руками.
Бери нож, режь да ешь. Все разбегаются в стороны, «пирог»
ловит. Кого поймает, тот становится
«пирогом».
Воспитатель: Отгадайте еще одну мою загадку.
Я - символ солнца румяный,
В любой избе гость желанный.
Бываю толстым и худым,
С начинкой и совсем пустым.
Отгадай, кто я такой,
Оладушек – мой брат родной.
(Блин)
Дети отгадывают. (Слайд 8)
Воспитатель: Верно, ни одно застолье не обходилось без блинов. Ели блины с
маслом, сметаной, медом, вареньем, ягодами, икрой – всего не перечислишь. На
какой праздник специально пекли блины?
Дети: На Масленицу.
Воспитатель: Правильно! Этот праздник посвящен проводам зимы, встрече весны,
тепла, солнца, блины были символами солнышка.
Напекла я Вам блинов
Аж на сорок пять столов.
Ешьте, не стесняйтесь,
Здоровья набирайтесь.
Н. Маркова
Воспитатель достает из печи и подает детям блюдо с блинами.
Дети исполняют песню «Блины» (в обработке А. Абрамского)
Воспитатель: Про кого на Руси говорили: кормилица, матушка?
Дети: Про корову. (Слайд 9)
Воспитатель: А почему ее так называли?
Дети: Белая водица
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Все, что хочешь делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в нашу кашу,
Творожок на пирожок.
Кушай, миленький дружок!
Л. Уланова (Слайд 10)
Воспитатель: Да, ребята, из молока делали творог, масло, сметану, ряженку.
Молоко добавляли в каши, супы, тесто. Ни одна семья не могла прожить без
коровы. В какой сказке корова помогла бедной сироте?
Дети: В сказке «Крошечка - Хаврошечка». (Слайд 11)
Воспитатель: Ешь да пей,
Гостям налей,
И коту не пожалей.
Воспитатель ставит на стол кувшин с молоком и блюдце перед игрушечным котом.
Воспитатель: Отгадайте мою загадку:
Вкусна, сладка
Глядит из горшка,
Из овощей и круп варится.
На всю Россию славится.
Является пищей нашей
И называется … (кашей)
Дети отгадывают. (Слайд 12)
Воспитатель: Правильно, каша. Это была любимая еда русского народа. Каши
варили всевозможные: из ячменя, гречки, манки, пшена. Варили каши и из
овощей.
Воспитатель: В старину люди в основном жили в деревнях. Каждая семья имела
свой огород, который давал к столу свежие овощи. В каких сказках об этом
упоминается?
Дети: «Репка», «Вершки и корешки», «Сказка о молодильных яблоках и живой
воде», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», «Крошечка-
Хаврошечка».(Слайд 13)
Воспитатель: Какие овощи ели наши предки Вы узнаете, если отгадаете мои
загадки.
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь)
Сильно плачут все вокруг,
Если мама чистит …
(Лук)
Вверху зелено,
Внизу красно.
В землю вросло.
(Свекла)
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке – желтый и соленый.
(Огурец)
Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь. Что это? (Репа)
Лоскуток на лоскутке –
Зеленые заплатки,
Целый день на животе
Нежится на грядке.
(Капуста)
Молодцы, ребята! Вот вам за это корзина с овощами.
Ешьте овощи спелые,
Чтобы щеки были красные,
А не белые. (Слайд 14)
Воспитатель отдает детям корзину с овощами.
Воспитатель: А самым распространенным первым блюдом на Руси – похлёбовом
– были щи. Из чего варят щи? (Ответы детей). (Слайд 15)
Русская пословица гласит: «Ешь щи с мясом, а нет с квасом», «Щи да каша –
пища наша», «Для гостей щей не жалей, погуще налей»
Воспитатель: Выходите молодцы, девицы – гостей повеселите!
Русский хоровод «Земелюшка - чернозем»
Воспитатель: Какими словами часто заканчиваются русские народные сказки?
Дети: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
(Слайд 16)
Воспитатель: Что же пили наши предки?
Дети: Мед, пиво, квас, кисель, компот.
Воспитатель: Распространенным напитком на Руси был кисель. «Где кисель, там
и присел» - гласит русская пословица. (Слайд 17)
Очень любили русские люди квас. Готовили его из хлеба, клубники, клюквы,
черной смородины, вишни, яблок, груш, свеклы и шиповника. (Слайд 18)
Существовали сотни самых различных рецептов медовых напитков: хмельной
мед, мед-липец, мед крепкий, мед клюквенный, мед вишневый. (Слайд 19)
Вот Вам морса кувшин,
Желаю вырасти на целый аршин.
Всем на удивление,
Кушайте на здоровье,
Славьте русское хлебосолье!
Г. Новикова
Воспитатель: Наша встреча подошла к концу. Ребята, а какие традиции русского
гостеприимства вы запомнили? (Гостя встречали с земным поклоном, старались
окружить лаской и заботой, относились к нему с особым почетом и уважением,
угощали самым лучшим, что было в доме.)
Какие блюда русской кухни вы запомнили? (Ответы детей) (Слайд 20)
Я вам, ребятушки, вот что скажу. Русская кухня, хоть и простая, да самая
здоровая. Не забывайте о русских традициях. Однако делу время – потехе час.
Разыгрались, разгулялись, а про угощение и забыли. Самовар стынет. Просим
всех к столу. Откушайте, гости дорогие, моих угощений! По традиционным русским
рецептам они приготовлены. Вот кулебяка с капустой, вот – расстегаи с мясом.
Вот пирог с рыбой. А яблочный пирог особенно удался! (Слайд 21)
Приятного аппетита!