Напоминание

"Мои взгляды на воспитание классного коллектива"


Автор: Потапова Светлана Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 1 г. Макарова"
Населённый пункт: город Макаров, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Мои взгляды на воспитание классного коллектива"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Макарова Сахалинской области»

Тема работы «Мои взгляды на воспитание классного коллектива»

Автор: Потапова Светлана Леонидовна, учитель русского языка и литературы.

Макаров, 2017г

Я, Потапова Светлана Леонидовна, работаю в школе уже 20 лет. И все эти годы я

являюсь классным руководителем. На сегодняшний день это уже четвёртый класс, где мне

предоставляется возможность вновь пройти с ребятами этот трудный, но интересный путь,

который свяжет нас на целых семь лет.

Как мы проживём эти годы? Что нас ждёт впереди? Какими станут ребята? О чём они

думают? К чему стремятся? Что для них главное в этой жизни? Все эти и многие другие

вопросы всегда встают передо мной, классным руководителем, на начальном этапе

становления классного коллектива.

Для меня важно, чтобы дети воспитывались в тёплой и дружеской атмосфере, чтобы

они уважали друг друга, любили и почитали своих родителей, умели сочувствовать и

сопереживать, чтобы ощущали моральное достоинство, проявляли гражданскую активность и

гордились своей страной.

Поэтому воспитательная система в моём классе имеет название «Воспитание

гражданско-патриотической личности в процессе творчества и сотрудничества». Целью

воспитательной деятельности является формирование гражданско-патриотического сознания и

нравственной активной позиции учащихся. На первый план выходят следующие задачи

воспитательной деятельности:

-создание комфортной психологической обстановке в классе;

-развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических

ценностей;

-развитие коммуникативной деятельности с помощью самоуправления;

-привлечение родителей и социума к жизнедеятельности класса.

Вот основные направления по гражданско - патриотическому воспитанию:

-формирование гражданской активной позиции;

-воспитание любви к своей Родине;

-формирование чувства ответственности за свои поступки;

-формирование представления о важности и необходимости соблюдения общечеловеческих,

нравственных законов и норм;

-воспитание нравственной личности, духовно богатой, способной строить жизнь, достойную

человека.

Самое главное для меня, чтобы они не были равнодушными и жестокими, чтобы они

были хорошими людьми. Я согласна с мнением К.Д.Ушинского, который говорил: «Если

педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать

его тоже во всех отношениях». А как же это сделать? Я думаю, что у нас, классных

руководителей, есть такие возможности. Мы каждый день общаемся с детьми и их родителями,

учим их, проводим внеклассные мероприятия, организуем встречи с интересными людьми. И

всё это направлено на то, чтобы совместными усилиями воспитать хорошего человека.

« Человек может стать человеком только путём воспитания. Он – то, что делает из него

воспитание»,- об этом ещё говорил И.Кант.

-Какой должна быть воспитательная система класса, чтобы она приводила не только к

всестороннему и гармоничному развитию личности, но и к созданию сплочённого детского

коллектива, в котором каждый ребёнок прежде всего личность - это человек, который может

помочь другому, может понимать чужую беду, не остаться равнодушным, может и главное -

хочет творить, создавать, созидать? Чтобы каждый ребёнок понял, что он сам творец себя, своей

судьбы?

-Как осуществить единство умственного, нравственного и трудового воспитания, то

есть реализовать комплексный подход?

-Каким содержанием наполнить воспитательный процесс , чтобы обеспечить

последовательность и преемственность?

- На что в первую очередь обратить внимание при определении содержания и форм

деятельности?

-В каких видах деятельности ребята могут себя проявить более полно, реализовать своё

«я»?

- Как вовлечь родителей и учителей-предметников, других взрослых в

воспитательный процесс?

Все эти вопросы всегда встают перед планированием воспитательной системы класса. В

нашей школе разработаны программы воспитательной деятельности, по которым мы работаем:

«Сотрудничество семьи и школы», «Досуг и традиции», «Интеллект и образование» «Здоровье

и спорт». А на основании уже собственного педагогического опыта я вношу свои коррективы в

эти программы и выбираю те формы работы, которые, на мой взгляд, являются наиболее

эффективными, которые помогают мне и моим ребятам творчески жить, проявлять свои

способности, самореализоваться.

Воспитательная система класса - это организация жизнедеятельности и воспитания

классного коллектива, представляющая собой взаимодействие всех, кто участвует и

способствует развитию личности и коллектива.

Таким образом, в создании и развитии воспитательной системы класса участвуют:

-классный руководитель;

-сами ребята;

- родители;

- педагоги и другие взрослые (социум), которые участвуют в воспитании и жизнедеятельности

класса.

Мне запомнилась фраза В.А.Сухомлинского: «Учиться на Человека надо всю жизнь». Как это

верно сказано. Для меня важно, ни кем они станут по профессии, какую должность они будут

занимать, а какими они будут людьми.

Одним из направлений в воспитательной системе в нашем классе является

самоуправление. Деятельность органов самоуправления в классе направлена на

совершенствование жизни коллектива. Основные направления работы ученического

самоуправления в классе:

-создание комфортной обстановки для совместных коллективных дел;

-обеспечение эмоциональной насыщенности общей деятельности;

-создание атмосферы доброжелательного взаимопонимания и взаимоуважения;

-умение самостоятельно принимать решение, делать выбор, отстаивать своё мнение;

-объективное оценивание себя и одноклассников по участию в делах класса.

Сами ребята придумали девиз класса: «Лучше хорошим делом увлекаться, чем ничем не

заниматься».

Выбран Совет дела, в который вошли самые активные ребята. Раз в месяц проходят

сборы Совета дела с участием классного руководителя (в конце года и родительского комитета),

где обсуждаются дела класса, подводятся итоги мероприятий, отмечается индивидуальное

участие ребят, намечаются дальнейшие мероприятия и их подготовка.

Наши органы самоуправления: классный руководитель, президент класса, Совет дела,

министерство культуры (культмассовое направление), министерство спорта (спортивное

направление), министерство информации (спецкорреспонденты, фотографы, редколлегия),

министерство трудовой деятельности (трудовые бригады, работа вожатых в летних лагерях,

организация трудовых десантов), родительский комитет.

Наша самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах:

-участие в планировании, разработке, проведении дел класса;

-работа в постоянных и временных органах самоуправления;

-выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;

-дежурство в классе, в школе;

- деятельность Совета дела.

Используются разнообразные формы, методы, приёмы обучения и воспитания: смотр

знаний, олимпиады, викторины, классные часы, соревнования, предметные недели,

творческие конкурсы. Это позволяет ребятам реализовать свои возможности, проявить себя,

создаются условия для развития их творческих способностей. Так как ребята уже взрослые, они

сами могут предлагать темы для классных часов, подбирать материал, выбирать любую форму

для мероприятия.

К концу года определяются самые активные ребята в классе,

(ведётся и заполняется таблица «Участие ребят в делах класса»), вручаются карточки

успеха по количеству набранных баллов: «Поднажми», «Догоняй», «Ты – первый (ая)».

Карточки успеха

На традиционном классном празднике «Вот и стали мы на год взрослее» подводятся

итоги внутри класса: отмечаются и ребята, и их родители, которые активно проявили себя в

делах класса и школы. В систему поощрения класса входят: грамоты, дипломы,

благодарственные письма для родителей, «карточки успеха» ( «Ты – первый (ая)»,

« Поднажми», «Догоняй»), присуждаются звания: «Самый активный ученик», «Самый

спортивный ученик». На традиционном школьном празднике «За честь школы» активные ребята

награждаются грамотами, подводятся итоги в номинациях: « Почётный выпускник»,

«Почётный ученик школы», « Душой и сердцем за школу», « Умник или умница школы»,

«Класс года», «Классный руководитель».

Большинство ребят с удовольствие принимают участие во всех мероприятиях, но есть и те,

кто пассивно себя ведёт. Радует то, что они всё равно хоть и редко, но всё же проявляют себя и

не отказываются выполнять разовые поручения.

Для меня важно, чтобы в классе была хорошая психологическая атмосфера, чтобы

ребята уважали друг друга, умели слушать и слышать мнение своих одноклассников. В

научно-методическом журнале «Классный руководитель» за 2004 год я прочитала статью

Альшаниной Е.И «Психологическое сопровождение воспитательного процесса». Меня

заинтересовала эта работа. Я кое-что применила в своей воспитательной деятельности. Особое

внимание я обратила на «дневник личных достижений». С учётом этой записи я создала

индивидуальные карты успеха учащихся, добавив некоторые данные. Для этого я веду

педагогический мониторинг в течение всего воспитательного процесса. Основными

объектами мониторинга является и учебная деятельность, и психическое развитие ребят, и

творческие способности учеников, и их участие в общественной жизни класса, школы, и

общение в классном коллективе. В карте успеха содержится информация о каждом ученике

(успеваемость, участие в олимпиадах, спортивные достижения, посещение кружков,

факультативов, участие в творческих конкурсах, волонтёрская работа, хобби)

Карта успеха

Виды деятельности

Результат

1. Успеваемость (по четвертям)

2. Органы самоуправления

3. Участие в олимпиадах

4.Участие в творческих конкурсах

5.Посещение кружков, секций, факультативов

6.Спортивные достижения

7. Волонтёрская работа

8.Увлечения, хобби

9. Индивидуальная карточка успеха ( «Ты-

первый(ая)», «Поднажми», «Догоняй» )

Такая систематизированная информация помогает во многом: выявление

индивидуальных способностей учащихся, определение в профессиональной ориентации,

информирование родителей, написание характеристики ученика, представление-

подтверждение участия в творческих конкурсах, личное портфолио ребят. Те ребята, которые

уже определились с профессией, целенаправленно принимают участие в необходимых для них

творческих конкурсах. Показатели, по которым идет отслеживание процессов, существенно

влияющих на ход педагогической деятельности, имеют конкретную технологию снятия

мониторинга (тест, опрос, социометрический выбор, анкетирование, сравнительный анализ (по

годам) и т. д). Такая система работы - большое подспорье в воспитательном процессе. Она

приводит к следующему:

- дает более высокие результаты повышения качества обученности и воспитанности;

- дает возможность работать с каждым учеником индивидуально;

- позволяет систематизировать информацию об учениках класса, о классном коллективе в

целом;

- помогает правильно ставить цели и задачи воспитания;

- помогает правильно выбрать формы проведения различных мероприятий, их коррекцию и

анализ;

-помогает выявить одарённых и талантливых детей.

Классному руководителю, я в этом убеждена, нельзя ограничивать воспитательное

влияние на развитие учащихся рамками классного коллектива. Формируя образ класса, я

предусматриваю участие своих ребят в общешкольных мероприятиях, в совместных делах с

ребятами из других классов, тесную связь с учителями - предметниками (индивидуальные

беседы, консультации по предметам, предметные недели, олимпиады), участие в работе

школьного музея «Память».

Совместной деятельности ребят и взрослых я придаю особое значение. Мы стараемся

найти друзей класса в ближайшем социальном окружении -

в среде родителей учащихся,

руководителей музыкальной школы, спортивных секций, дома культуры, ветеранов войны и

труда.

Ёщё Макаренко утверждал, что «ни один воспитатель не имеет право действовать в

одиночку, на собственный страх и риск и на свою ответственность». Я с этим утверждением

согласна. Я убеждена, что только сообща, вместе с родителями, с педагогическим коллективом,

в общении с другими взрослыми людьми мы сможем воспитать достойных граждан нашей

страны.

За эти годы мы провели интересные встречи и мероприятия, приобрели много друзей и

помощников из разных организаций города: ОКУ «Макаровский пожарный отряд», ОГИБДД

ОВД по «Макаровскому городскому округу», МУ «Редакция газеты «Новая газета», Совет

Ветеранов

войны,

труда

и

правоохранительных

органов,

МУ

«МЦБС

(библиотека),

территориальная

избирательная

комиссия

муниципального

образования

«Макаровский

городской

округ»,

отделение

государственного

казённого

учреждения

«Центр

социальной

поддержки Сахалинской области», отдел культуры, спорта и молодёжной политики,

«Центр

искусства,

культуры

и

досуга»,

ГКУ

Социальный

реабилитационный

центр

для

несовершеннолетних «Огонёк», школьный музей «Память» и другие.

Такие встречи запоминаются ребятам, им интересно общаться с ними, познавать новое. С

некоторыми организациями у нас сложились тёплые и дружеские взаимоотношения, и эти

встречи стали традиционными.

Я считаю, что залогом успешной воспитательной деятельности в классе является

сотрудничество классного руководителя и детей с родителями, ведь семья оказывает

значительное влияние на развитие ребёнка. Ещё В.А.Сухомлинский утверждал: «Семья - это

та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».

Сделать родителей не пассивными наблюдателями, а активными участниками

педагогического процесса - это важная задача для классного руководителя. Поэтому в моём

плане воспитательной деятельности существуют такие направления по осуществлению

взаимодействия с родителями:

-индивидуальная работа с родителями;

-информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и

развития учащихся;

- педагогическое руководство деятельностью родительского комитета в классе;

- оказание информационной и методической помощи и поддержки семьям;

-создание условий для общения и творчества внутри семьи;

-проведение анкетирования родителей и детей;

- рейды в семьи;

- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении классных мероприятий, --

- участие родителей в различных конкурсах;

- совместное подведение итогов с советом дела во внеклассной работе.

Как показывает опыт, формами работы, наиболее популярными у родителей,

являются:

-совместные мероприятия, соревнования и поездки ( традиционными в нашем классе

являются такие праздники, как «Наши милые мамы», «Наши семейные традиции», «Новогодние

представления», «Вот и стали мы на год взрослее», спортивные соревнования «Вперёд,

мальчишки», «Зимние забавы», мини - волейбол, поездки в Южно-Сахалинск);

-консультации учителей-предметников, социального педагога;

-посещение уроков родителями;

-тематические родительские собрания: «Трудный диалог с учёбой или как

помочь своему ребёнку учиться?», «Режим дня и его соблюдение», «Семейное воспитание и

здоровье наших детей», «Семейные праздники и традиции», «Общение родителей и детей как

условие успеха воспитания», «Проблема взаимоотношения родителей и подростков. Авторитет

родителей в воспитании детей в семье»;

-анкетирование детей и родителей;

-проведение бесед, классных часов с участием родителей: «Моя родословная», «Моя

профессия», «Курение и его последствия», «Ответственность за свои поступки», «Здоровый

образ жизни».

- проведение уроков родителями;

- уроки для родителей с участием ребят;

-экскурсии, организованные родителями.

-творческие конкурсы, в которых принимают участия не только дети, но и родители.

Такие формы работы сплачивают семьи, дают возможность общения с детьми,

объединяют их интересы, формируют положительную нравственную оценку семейных

ценностей, воспитывают уважение к нравственному опыту старшего поколения, способствуют

моральному развитию детей, сближают детей и их родителей. На мой взгляд, очень важно

особенно в наше время, чтобы было общее дело, общность интересов. Это необходимое

условие для возникновения полного взаимопонимания детей и их родителей.

Активность моих родителей мне очень помогает, вдохновляет на новые мероприятия.

Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи

социокультурных ценностей, так как младшее поколение на жизненном примере родителей

может убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, человечность, порядочность,

честность. «Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей»,- об

этом ещё писал В.А.Сухомлинский.

В среднем и старшем звене, как правило, наблюдается спад участия родителей в

воспитательном процессе коллектива, но мне повезло: мои родители всегда приходят к нам в

гости и принимают активное участие в наших делах. Сейчас мои ребята являются учениками 10

класса, но нам не сложно собраться с родителями и провести наши совместные мероприятия.

Каждое мероприятие с участием родителей - большая ответственность, переживание, но в

конечном итоге - радость и удовлетворение в работе.

Ребята, конечно, нуждаются в поддержке со стороны неравнодушных взрослых людей.

Мы, классные руководители и родители, способны помочь подросткам поверить в свои силы,

почувствовать в себе скрытые возможности.

Закончить свою работу мне хочется словами В.А.Сухомлинского: «Годы детства - это

прежде всего воспитание сердца». Как это верно сказано. Я убеждена в том, что все вместе: и

учителя, и дети, и родители,- можем в тесном сотрудничестве воспитать достойных людей.



В раздел образования