Напоминание

Развитие творческих способностей учащихся 5-8 классов на уроках технологии и в рамках дополнительного образования через проектно-исследовательскую деятельность


Автор: Яшина Анна Валерьевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №184"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская Область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей учащихся 5-8 классов на уроках технологии и в рамках дополнительного образования через проектно-исследовательскую деятельность
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие творческих способностей учащихся 5-8 классов на уроках

технологии и в рамках дополнительного образования через

проектно-исследовательскую деятельность

В стратегии модернизации содержания общего образования указывается, что

целью обучения является развитие у ребенка способности самообучаться, умения

практически применять знания и развитие творческих способностей учащихся. На

развитие

творческих

способностей

учащихся

ориентирует

и

Национальная

доктрина образования Российской Федерации,

положение о разностороннем и

своевременном развитии творческих способностей.

Мое

педагогическое

кредо:

«Чтобы

быть

хорошим

преподавателем,

нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь».

Василий

Осипович Ключевский

Перед школой стоят очень важные задачи: максимальное раскрытие в ученике

его

активного,

деятельного

начала,

развития

индивидуального

творческого

потенциала, воспитания творческой личности.

Известный психолог Выготский Л. С. утверждал, что личность ребенка, а

значит и его способности, формируются в ведущей деятельности. А у школьника

это - учебная деятельность .

Василий Александрович

Сухомлинский писал, что именно через игру

можно раскрыть возможности и

творческие способности ребенка. Именно на

уроках технологии существуют благоприятные условия для развития творческих

способностей

детей,

тем

более,

что

этот

вид

деятельности

приемлем

для

большинства учащихся.

Только в практической деятельности формируются способности том числе и

творческие способности. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые

знания

и

опыт.

На

уроках

технологии

можно

создавать

ситуации,

в

которых

учащиеся учились бы использовать ранее полученные знания в новой ситуации,

учились бы быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.

Школа должна готовить учащихся к жизни. Подготовка к жизни, развитие

самостоятельности должны осуществляться в процессе выполнения учащимися

конкретных дел, то есть проектов.

1

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди

творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен

уметь

анализировать,

вносить

предложения,

отвечать

за

принятые

решения.

Творчество перестает быть уделом единиц. Школа должна прореагировать на эти

изменяющиеся

условия.

Поэтому

развитие

творческих

способностей

учащихся

средствами предмета «Технология» является актуальной темой.

В массовой практике в школе встречаются следующие противоречия, которые

необходимо разрешать:

-между предлагаемым всем учащимся образовательным стандартом образования

и индивидуальной избирательностью ученика к познанию мира.

- между стремлением личности к творчеству, самовыражению и узкими рамками

программных требований

-

между

системой

знаний,

умений

и

навыков,

полученных

учащимися,

и

неспособностью применить их в нестандартной ситуации;

- между ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей

учащихся и традиционными методами и формами, ориентированными на передачу

готовых знаний.

- А также сокращением часов, которое негативно скажется на обучении учащихся,

на выполнении проектных и исследовательских работ

Для устранения противоречий необходимо было сориентировать содержание

учебной программы на творчество.

Очевидно,

что

использование

и

развитие

проектных

и

исследовательских

технологий, способствующих развитию творческих способностей актуально.

Если обратиться к ФГОС в предметной области «Технология», то изучение

технологии должно обеспечить:

развитие

инновационной

творческой

деятельности

обучающихся

в

процессе

решения прикладных учебных задач;

активное

использование

знаний

из

других

учебных

предметов,

и

сформированных универсальных учебных действий;

совершенствование

умений

выполнения

учебно-исследовательской

и

проектной деятельности;

2

формирование представлений о социальных и этических аспектах научно- техни

-

технического прогресса;

овладение

методами

решения

творческих

задач,

моделирования,

конструирования

и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в концепции

долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020

года, поэтому эта деятельность становится все более актуальной в современной

педагогике,

так

как

создаются

условия

для

развития

активной

творческой

личности. Метод проектов позволяет учесть потребности, интересы, склонности,

способности и возможности детей, раскрывает творческий потенциал подростка.

Ведь

в

основе

создания

творческого

проекта

лежит

процесс

творчества

учителя и ученика.

Именно

проектному

методу присущи элементы новизны, приобретения

опыта

творчества,

т.к.

процесс

изготовления

любого

изделия

начинается

с

выполнения эскизов для удовлетворения потребности, выбора вариантов, создание

изделия или оказания услуги, оценка их качества.

И главнейший основополагающий принцип метода проектов – это исходить из

интересов

самого

ребенка,

которые

связанны

с

текущими

практическими

и

духовными нуждами их близких, общества.

Творчество – это

и процесс, и продукт деятельности, это и личностное

качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей.

Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) —

уникальность его результата. Именно этот факт придаёт продуктам творчества

дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Развитие творческих способностей учащихся в проектно-исследовательской

деятельности реализуются, опираясь на следующие принципы:

1) принцип развития мотивации к творческой деятельности;

2) принцип развития умений самообразования и самовоспитания;

3) принцип приоритета творческой деятельности;

3

4) принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных

особенностей учащихся;

5) принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и

творчество учащихся.

Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании

школьников способствует реализации дидактических функций.

При реализации образовательной функции метод

проектов дает возможность

учащимся

увидеть

связи

абстрактных

способов

обработки

материалов

с

возможностями

удовлетворить

определённые

потребности;

позволяет

им

самореализоваться как разработчику проекта и как мастеру

Воспитательная

функция

проектной

деятельности

позволяет

учащимся

реализовать

свои

интересы

и

способности,

приучает

к

ответственности

за

результаты своего труда, формирует убеждение, что успех в любом деле зависит от

личного вклада его самого.

Развивающая функция позволяет учащимся вырабатывать навыки выбора одного

решения из множества альтернативных, осознание всех возможных проблем этого

выбора. А значит гармоничное развитие личностных качеств для активизации

резервных возможностей.

Развитие

творческих

способностей

подростков

нужно

осуществлять

постепенно, в несколько уровней:

Мотивационный уровень - развитие интереса к творческой деятельности, к

выполнению работ

Формирование наглядно-образной творческой деятельности - эта деятельность

является источником возникновения наблюдательности, воображения, фантазии.

Формирование умения видеть прекрасное, перестраиваться при выполнении

творческого задания - при составлении композиций у обучающихся развивается

эстетический и художественный вкус, цветовые сочетания.

Самостоятельное овладение новыми знаниями, умениями и навыками - здесь

подразумевается поисковая деятельность, связанная с нового, оригинального

результата труда.

Развитие эмоциональной сферы - подросток от видения своего собственного

результата получает радость, проявляет душевность.

4

Создание продукта творческой деятельности.

Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская

пословица:

“Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь”.

Учебный проект с точки зрения учащегося –это деятельность, направленная на

решение

интересной

проблемы,

сформулированной

самими

учащимися,

самостоятельно, в группе или самим,

попробовать свои силы, приложить свои

знания, а результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное

прикладное значение и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя

это

дидактическое

средство,

позволяющее

обучать

проектированию,

т.е.

целенаправленной

деятельности

по

нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из

этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Практика

показывает,

что

для

учителя

задача

развитие

творческих

способностей учащихся является сложной. С одной стороны, нужно для каждого

учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к

решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках

программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения

помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в

творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной

программы.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

- в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;

-

образовательный

процесс

строится

в

логике

деятельности,

имеющей

личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика

на свой уровень развития;

-комплексный

подход

к

разработке

учебных

проектов

спо собствует

сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций

ученика;

5

-

глубокое,

осознанное

усвоение

базовых

знаний

обеспечивается

за

счет

универсального их использования в разных ситуациях.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что учение в

процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты.

Проект

органично

вписывается

в

учебный

процесс:

он

может

быть

как

педагогической ситуацией на уроке, может быть в системе уроков, в системе урок +

кружок, либо выполняются во внеурочное время. А могут быть и общешкольным

проектом.

Начнем, естественно, с уроков, поскольку мы имеем дело с методом обучения.

Урок

В

течение

всего

периода

изучения

предмета

школьники

систематически

включаются в индивидуальную или коллективную проектную деятельность. Ведь

каждый урок технологии – это или краткосрочный законченный проект (1 – 2 урока

кулинарии) или какой – то этап творческого проекта, который выполняется под

моим руководством и с моей помощью. Главная моя задача - создать предпосылки

для

успешного

творчества,

чтобы

каждый

жил

этим

проектом,

зажечь

в

них

искорку желания и уверенность в успехе. При этом решаются не только учебные,

но и воспитательные задачи, поскольку между нами формируются

отношения

сотрудничества, свободной дискуссии.

Те м ы раздела

«Художественные

ремесла»

имеют

огромное

поле

для

проектной деятельности. Девочки с удовольствием вышивают крестом и ковровой

иглой, выполняют изделия из лоскута, вяжут и игрушки и одежду для себя или

своих родных.

Темы раздела «Художественные ремесла» могут быть пройдены во время

уроков, а впоследствии собранны во внеурочное время в панно или одеяло, т.е.

могут быть большим групповым изделием. Это единый объект проектирования,

варианты которого обсуждаются в группе, сопровождаются эскизами, схемами,

имеют дизайнерское решение.

Как пример, хочу представить работу, выполненную

девочками

7 класса

на уроках

технологии и во внеурочное время.

Индивидуально сложно выполнить большой по объему

проект, а группа из нескольких человек способна на эту кропотливую работу.

6

Панно

«Ателье»,

выполненное

в

технике

лоскутной

пластики

также

было

групповым

проектом

при

изучении

раздела

«Свойства

текстильных материалов» и «Художественные

ремесла» темы «основы композиции и законы

восприятия

цвета

при

создании

предметов

декоративно-прикладного искусства»

Экспозиция

«Наша

жизнь»

выполнена

в

технике

вышивки

крестом.

Девочки

продумывали сюжетную линию, подбирали схемы в Интернете,

использовали

готовые

наборы

вышивки,

при

чем

размеры

д.б.

одинаковыми..

А

затем

был

трудоемкий процесс вышивания, и потом все собрали в единое целое.

В процессе работы для развития творческого потенциала создаются на уроке

проблемные ситуации.

Например,

очень

ответственная

операция раскрой. Она

требует не только знаний, умений, но и творчества. Перед девочками ставлю

проблему:

предлагаю

самостоятельно

разложить

выкройку

на

ткани

с

учетом

рисунка, структуры, экономии. При этом активность и в выборе варианта и его

объяснения. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения

задания, т.е. решать проблему.

При изучении раздела «Кулинария» также применяю элементы творчества.

Например,

в

5-ом

классе

даю

учащимся

задание

придумать

свой

рецепт

приготовления бутерброда и т.п. Работа очень увлекает девочек, они испытывают

массу положительных эмоций.

А это развитие познавательного интереса и самостоятельности, уверенности в

своих

силах.

Данный

вид

деятельности

способствует

развитию

творческих

способностей детей. Это очень видно при оформлении бутербродов, девочки самос

тоятельно вносят изменения, проявляют фантазию.

После того, как учащиеся изготовили бутерброды, мы устраиваем в классе

демонстрацию

сделанных

работ,

Я

всегда

задаю

детям

вопрос:

«Есть

ли

7

совершенно одинаковые бутерброды?». Мы их не находим, т.к. каждый созданный

бутерброд

индивидуален, вед в него вложена частичка себя, своего характера,

настроения, желания.

Использую на уроках и игровые ситуации.

Например,

во

время

практической

работы

по

теме

«Снятие

мерок»,

девочки

участвуют в игре «Ателье».

При

опросе

по

свойствам

тканей

можно

использовать

следующую

игровую

ситуацию: ролевая игра «В магазине «Ткани», одна ученица решила сшить себе

изделие (например, юбку), пришла в магазин и ей необходимо подобрать ткань,

учитывая её свойства. В результате происходит диалог (вопрос-ответ), тем самым

ученицы учатся формулировать вопросы, проявляется инициатива.

В

разделе

«Конструирование

и

моделирование»

также

предлагаю

учащимся

придумывать свои варианты моделирования под названием «Моё творчество»:

смоделировать фартук для себя, для мамы, для бабушки, с нагрудником и без, из

однотонной

ткани

и

ткани

с

рисунком,

с

использованием

отделки,

фартук

повседневный и нарядный.

Большое внимание уделяем оформлению проектов. Необходимо поощрять любую

творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.

Внеурочная деятельность

Чем же она привлекательна?

Во – первых, это не традиционная форма - урок.

Во – вторых, ребенок является активным участником педагогического процесса.

В третьих, эти занятия повышают интерес к предмету, способствуют развитию

кругозора,

творческих

способностей,

привитию

навыков

самостоятельной

деятельности. Здесь каждая имеет возможность выбрать себе дело по душе.

В творческом объединении «Мастерица также продолжается работа по созданию

коллективных работ.

8

Например, картина «Подводный мир» выполнена в технике

вязания крючком с элементами вышивки ковровой иглой,

росписи

на

ткани

и

декоративным

оформлением

рамки.

Была представлена на районной, а затем на

городской

выставке декоративно-прикладного творчества и получила

диплом

участника.

Работая

самостоятельно

над

заранее

выбранной темой, подбирая различный материал, ученики

могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе

подростки

учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы

наиболее интересный материал. Выполняя проектные работы, школьники имеют

представление

о

жизненном

цикле

изделия

от

зарождения

замысла

до

его

реализации.

Преимущества метода проектов

Повышение мотивации учащихся при изучении технологии

Значительное повышение интереса учащихся к курсу «Технология»;

Наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы

Простор для творческой и созидательной деятельности

работа с различными источниками информации;

Освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и

тренингах, моделирование ситуации из реальной жизни;

аргументирование защиты своей позиции,

выполнение творческих работ и исследовательских проектов

Значит, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность

творческого развития учащихся.

Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Но важнее

если развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа.

Надо верить в талант и творческие силы каждого воспитанника.

9



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники