"Активизация процесса обучения иностранному языку учащихся 7-8 классов"
Автор: Кислова Марина Дмитриевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ "ООШ п. Туголесский Бор" Населённый пункт: поселок Туголесский Бор, Шатурский район, Московская область Наименование материала: Статья Тема: "Активизация процесса обучения иностранному языку учащихся 7-8 классов" Раздел: среднее образование
МБОУ «ООШ п. Туголесский Бор»
Доклад
для выступления на районном заседании учителей иностранного языка
на тему
«Активизация процесса обучения иностранным языкам
учащихся 7-8 классов»
Подготовила: учитель
английского языка
М. Д. Кислова
2015 г.
Отрывок из диссертации по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по
областям и уровням образования)" для освещения на РМО учителей иностранного
языка темы выступления «Активизация процесса обучения иностранным языкам в 7-
8 классах общеобразовательной школы»
Автор диссертации кандидат педагогических наук Ниязова Айгуль Есенгельдиевна
Оглавление диссертации
Введение.
Глава I. Проблемы активизации процесса обучения учащихся 7-8
классов общеобразовательной школы говорению на английском языке.
1.1. Лингводидактические аспекты активизации процесса обучения говорению на
английском языке учащихся 7-8классов общеобразовательной школы
1.1.1. Характеристика процесса обучения говорению на английском языке учащихся 7-8
классов общеобразовательной школы.
1.1.2. Характеристика «активизации» как лингводидактического феномена.
1.2. Активизация обучающей деятельности учителя иностранного языка.
1.3. Активизация иноязычной учебно-речевой деятельности учащихся 7-8 классов
общеобразовательной школы.
Выводы по главе I
Глава II. Методика обучения говорению на английском языке учащихся 7-8 классов
общеобразовательной школы.
2.1. Модель активизации процесса обучения говорению на английском языке учащихся 7-8
классов общеобразовательной школы.
2.2. Комплекс упражнений-задач для активизации обучающей деятельности учителя
иностранного языка.
2.3. Комплекс упражнений-задач для активизации учебно-речевой деятельности учащихся
7-8 классов общеобразовательной школы при овладении говорением на английском языке.
2.4. Экспериментальная проверка эффективности методики обучения учащихся 7-8
классов общеобразовательной школы говорению на английском языке.
Выводы по главе II
Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Активизация процесса обучения
учащихся седьмых-восьмых классов общеобразовательной школы говорению на
английском языке"
Модернизация современного языкового образования в школе требует поиска эффективных
путей активизации процесса обучения иностранному языку.
В настоящее время стратегической целью является формирование
у школьника совокупности способностей к иноязычному общению на межкультурном
уровне, то есть к адекватному взаимодействию с представителями других культур. В связи
с этим, в центре обучения должен находиться субъект,
личность, овладевающая содержанием обучения, речевой деятельностью
и речевым поведением, характерным для носителя языка (конечно, в школьных условиях,
в ограниченных пределах).
Для того чтобы процесс обучения иностранному языку был эффективным, его следует
активизировать, т.е. сделать активным того, кто учит и того, кто учится.
Термин «активизация» можно интерпретировать с разных сторон:
1) как дидактический принцип активизации деятельности (в нашем
случае обучающей деятельности учителя иностранного языка и учебно-речевой
деятельности учащихся);
2) как метод-(прием), способствующий более эффективному овладению умениями в
речевой деятельности;
3) как метод, базирующийся на определенных принципах, которые составляют его
теоретическую основу, т.е. метод-модель обучения, развиваемый в коммуникативном,
коммуникативно-когнитивном, социокультурном и других направлениях.
Психологические, дидактические, лингводидактические, психолингвистические стороны
активизации обучения изучались многими учеными: А.А. Алхазишвили, Л.П. Аристовой,
А.А. Вербицким, Л.Ш. Гегечкори, И.А. Зимней, Г.А. Китайгородской, А.А. Леонтьевым,
Н.Д. Никандровым, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, исследовавшими возможности
активизации различных систем обучения разновозрастной аудитории различным
предметам, в том числе иностранному языку.
Нас интересуют школьники средней ступени, поскольку этот возраст характеризуется
кризисным этапом в развитии ребенка (падением интереса к учебе и расширению знаний,
дифференцированным отношением к изучению учебных предметов и т.д.) и требует
особого внимания к процессу развития в нем активной, интеллектуальной, творческой
личности.
Результаты проведенного анкетирования учителей английского языка, учащихся 7-8
классов общеобразовательной школы (в условиях, когда иностранный язык изучается
учащимися с 5 класса) и констатирующего среза показывают, что уровень владения
учащихся умениями в говорении на английском языке является низким.
Выявлено много причин, влияющих на слабую успеваемость учащихся в овладении
говорением на английском языке, исходящих как от самих учащихся, так и от
недостаточной подготовленности учителей. Это причины
- организационного характера: недостаток учебного времени, необходимого для
формирования диалогических и монологических умений в говорении;
- профессионального характера: неумение учителей отбирать и организовывать языковой
и речевой материал, эффективные приемы, средства, формы обучения говорению,
необходимые для конкретных условий обучения в общеобразовательной школе;
- учебного характера: недостаточная активность, самостоятельность, внимание, интерес,
целеустремленность учащихся, психологический барьер.
Опираясь на мнение ученых, занимающихся исследованием вопросов
формирования иноязычных речевых навыков и умений, мнение учителей и учащихся
общеобразовательной школы, мы считаем, что необходимо изучить проблемы
активизации иноязычной учебно-речевой деятельности учащихся и создания условий для
реальной межкультурной коммуникации.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется:
- низким уровнем владения учащимися 7-8 классов общеобразовательной
школы иноязычным говорением;
- значением активизации (в широком смысле слова) процесса обучения
говорению школьников в условиях модернизации языкового образования;
- возможностью в результате активизации процесса обучения развивать познавательную,
учебно-речевую, речемыслительную, самостоятельную деятельности учащихся
средствами английского языка.
Объектом исследования данной работы является процесс обучения говорению на
английском языке учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования - методическая модель активизации процесса обучения говорению
на английском языке.
Цель настоящего исследования — разработать эффективную методику обучения
говорению на английском языке учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы (имея
в виду, что процесс обучения включает в себя два вида
деятельности: обучающую деятельность учителя и учебно-речевую деятельность
учащихся).
В соответствии с поставленной целью гипотеза исследования была сформулирована
следующим образом: эффективность обучения говорению на английском языке учащихся
7-8 классов общеобразовательной школы возможна в случае: активизации обучающей
деятельности учителя за счет использования кейсового метода как для организации
учебного материала, позволяющего учителю освоить мотивационный, процессуальный,
результативный и рефлексивный аспекты содержания профессиональной подготовки, так
и для освоения приемов управления обучением учащихся иноязычной речи; активизации
учебно-речевой деятельности учащихся за счет использования кейсового метода как для
организации учебного материала, позволяющего учащимся освоить мотивационный,
процессуальный, результативный, рефлексивный аспекты содержания обучения
иноязычному говорению, так и для овладения способами приобретения системных
языковых знаний, речевых навыков и умений. использования в качестве единицы обучения
упражнения-задачи, обеспечивающей учащимся вызов коммуникативно-познавательного
мотива к порождению иноязычного высказывания, выбор языковых, речевых средств и
способов для порождения высказывания, возможность
осуществить самостоятельное высказывание, самоконтроль и самооценку, а учителю —
вызов мотивов к осуществлению обучения, выбор приемов обучения иноязычному
говорению и адекватного учебного материала, возможность самостоятельно планировать,
проводить уроки, осуществлять контроль и оценку учебно-речевой деятельности
учащихся, самоконтроль, самооценку.
В связи с выдвинутой гипотезой необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность активизации процесса обучения иноязычному говорению;
2) определить пути активизации процесса обучения иноязычному говорению;
3) создать методическую систему обучающих активных методов-приемов) обучения,
которые в сочетании с содержанием профессиональной подготовки учителя иностранного
языка и содержанием обучения говорению на английском языке учащихся 7-8 классов
общеобразовательной школы составят модель обучения;
4) разработать принципы активизации процесса обучения иноязычному говорению:
принципы активизации обучающей деятельности учителя и принципы активизации
учебно-речевой деятельности;
5) подготовить материалы для экспериментального обучения будущих учителей
иностранного языка;
6) подготовить материалы для экспериментального обучения говорению на английском
языке (в монологической и диалогической формах) учащихся 7-8 классов
общеобразовательной школы;
7) разработать комплексы упражнений-задач для активизации обучающей деятельности
учителя и учебно-речевой деятельности учащихся, экспериментально проверить их
эффективность.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
1) изучение и анализ литературы в области методики, дидактики, психологии,
психолингвистики по проблеме исследования;
2) анализ методических пособий для обучения будущих учителей иностранного языка и
учебных пособий для обучения учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы
говорению на английском языке;
3) беседы с учителями и учащимися общеобразовательной школы;
4) анкетирование учителей и учащихся общеобразовательной школы;
5) изучение опыта работы учителей общеобразовательной школы в решении проблем
активизации обучения учащихся 7-8 классов говорению на английском языке;
6) изучение опыта преподавателей вуза в решении проблем подготовки будущих учителей
иностранного языка;
5) методический эксперимент (констатирующий, разведывательный, обучающий).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Активизация процесса обучения учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы
говорению на английском языке может быть реализована при обеспечении рационального
взаимодействия главных составляющих данного процесса: деятельности субъектов
(обучающей деятельности учителя и учебно-речевой деятельности учащихся) и объекта
(содержания обучения говорению на английском языке). Представленная в диссертации
модель активизации процесса обучения иноязычному говорению способствует
достижению рационального взаимодействия данных составляющих. Ее основная идея
заключается в обеспечении предварительного освоения учителем содержания
профессиональной подготовки и последующего осуществления им руководства по
освоению учащимися содержания обучения иноязычному говорению. Концептуальными
положениями, лежащими в основе модели, являются принципы активизации обучающей
деятельности учителя и принципы активизации учебно-речевой деятельности учащихся.
Составляющими модели являются эффективные методы: «метод кейсов» -метод
организации содержания профессиональной подготовки учителя и содержания обучения
иноязычному говорению учащихся и выделенных в них аспектов: мотивационного,
процессуального, результативного и рефлексивного, а также методы освоения содержаний:
«мозговой штурм», «дискуссия», «проект».
2. «Метод кейсов», используемый как для организации содержания, так и для его
освоения, предоставляет обучаемым возможность осваивать содержание при решении
большого количества задач: учителем методических, а учащимися - речевых, что
способствует лучшему усвоению учебного материала и подготовке учителя к решению
методических задач в реальных условиях обучения, а учащихся к решению речевых задач
в реальных условиях иноязычного общения. Задачи должны быть представлены в
совокупности, во взаимосвязи, по нарастающей сложности, в стандартной
последовательности, обеспечивающей освоение обучаемыми сначала мотивационного,
затем процессуального, далее результативного и на завершающем
этапе рефлексивного аспектов содержания, и решаться обучаемыми с использованием
различных наглядных и технических средств обучения, вспомогательного учебного
материала и прочего.
3. Для обеспечения освоения учащимися содержания обучения иноязычному говорению
необходимы эффективные активизирующие обучение приемы: «мозговой штурм»,
«дискуссия», «проект», применяемые в обязательной совокупности и последовательности,
а также упражнения-задачи, стимулирующие речевые высказывания, способствующие
запоминанию языковых, речевых средств и способов формирования и формулирования
мысли на английском языке, овладению учащимися способами самоконтроля, самооценки.
Упражнение-задача является единицей обучения, в которой учащимся задается в виде
инструкции конкретное требование совершить мотивированные речевые действия с
определенным языковым, речевым или текстовым материалом, пользуясь различными
опорами для планирования и конструирования самостоятельных высказываний.
4. Для обеспечения освоения учителем содержания профессиональной подготовки,
необходимого для качественного обучения учащихся иноязычному говорению также
необходимы эффективные активизирующие обучение приемы: «мозговой штурм»,
«дискуссия», «проект» и упражнения-задачи, обучающие учителя: мотивировать учебную
работу/деятельность учащихся; отбирать и методически организовывать тренировочные
упражнения, аутентичный языковой и речевой материал, наглядные и технические
средства, активные формы и приемы обучения иноязычному говорению; планировать и
проводить уроки; осуществлять контроль, а также упражнения-задачи,
готовящие будущего учителя к самостоятельной аналитической деятельности. Названные
профессиональные способности будущих учителей составят их профессиональную
компетенцию (коммуникативную, коммуникативно-обучающую, психолого-
педагогическую, методическую).
Научная новизна данного исследования заключается:
1) в уточнении понятия «активизация процесса обучения говорению на английском языке»
и определении рационального содержания профессиональной подготовки учителя и
содержания обучения учащихся иноязычному говорению;
2) в разработке методической модели активизации процесса обучения говорению, которая
включает в себя содержание обучения иноязычному говорению учащихся и содержание
профессиональной подготовки учителя, организованные в кейсы, а также активные
приемы освоения названных видов содержания («мозговой штурм», «дискуссия»,
«проект»);
3) в определении:
- принципов активизации обучающей деятельности учителя иностранного языка,
включающих: а) принцип соответствия содержания, приемов, средств, форм обучения
говорению на английском языке учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы целям
обучения; б) принцип проблемного обучения; в) принцип реализации взаимообучения; г)
принцип индивидуализации и дифференциации обучения говорению; д) принцип
оптимизации речевых действий учащихся;
- принципов активизации учебно-речевой деятельности учащихся 7-8 классов,
включающих: а) принцип самостоятельности и самообучения; б) принцип
реализации познавательных способностей и исследовательской деятельности учащихся; в)
принцип обогащения речевого опыта.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем раскрыта
теоретическая сущность активизации процесса обучения говорению на английском языке
учащихся средней школы, заключающаяся в описании концептуальных идей (принципов),
обеспечивающих взаимосвязанное и взаимозависимое функционирование трех
составляющих учебного процесса: учителя, ученика и содержания обучения (в
мотивационном, процессуальном, и результативном и рефлексивном аспектах) и
теоретически обоснованы наиболее эффективные приемы обучения как будущего учителя,
так и учащихся.
Практическая значимость состоит в разработке учебных пособий: учебно-методического
пособия «Сборник упражнений-задач для активизации обучающей деятельности учителя
английского языка», предназначенного для студентов 3-4 курсов педагогических вузов, и
учебного пособия «Сборник упражнений-задач для активизации учебно-речевой
деятельности учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы
при овладении говорением на английском языке».
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались на
заседаниях кафедры методики преподавания иностранных языков РГПУ им. А.И. Герцена,
освещались на Герценовских чтениях (Санкт-Петербург, 2002 г.), на Международной
научно-практической конференции «Образование и наука в современных условиях
развития Казахстана: опыт, проблемы и перспективы» (Уральск, 2002 г.), на
Всероссийских научно-практических конференциях по проблемам педагогики ненасилия
(Санкт-Петербург, 2003, 2004 гг.).
По материалам диссертации опубликовано 5 статей и 2 учебных пособия.
Объем и структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по
главам, заключения и приложений. Объем исследования составляет 180 страниц печатного
текста. Библиография включает 206 наименований.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются гипотеза,
цель, задачи работы, положения, выносимые на защиту, а также определяются ее научная
новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Проблемы активизации процесса обучения учащихся 7-8 классов
общеобразовательной школы говорению на английском языке» раскрывается сущность
понятия «процесс обучения говорению на английском языке»; уточняется понятие
«активизация процесса обучения иноязычному говорению»; рассматриваются
особенности осуществляемой субъектами процесса деятельности (обучающей
деятельности учителя и учебно-речевой деятельности учащихся); определяются пути
активизации процесса обучения иноязычному говорению, а именно, активизации освоения
основных аспектов содержания (мотивационного, процессуального, результативного,
рефлексивного) профессиональной подготовки учителя и содержания обучения говорению
на английском языке учащихся.
Во второй главе «Методика обучения говорению на английском языке учащихся 7-8
классов общеобразовательной школы» описывается модель активизации процесса
обучения иноязычному говорению; представлен комплекс упражнений-задач для
активизации обучающей деятельности учителя иностранного языка и комплекс
упражнений-задач для активизации учебно-речевой деятельности учащихся; излагается
ход и результаты экспериментальной проверки эффективности предлагаемой методики.
В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются выводы.
В приложение включены: анализ условий подготовки будущих учителей иностранного
языка и анализ условий обучения говорению на английском языке учащихся 7-8 классов
общеобразовательной школы, материалы констатирующего, разведывательного
и обучающего экспериментов, данные срезов, образцы ответов учащихся, образцы планов-
конспектов уроков студентов.
Заключение диссертации по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по
областям и уровням образования)", Ниязова, Айгуль Есенгельдиевна
Выводы по главе И.
1. Результаты анкетирования и предэкспериментального среза показали, что учащиеся 7-8
классов общеобразовательной школы не владеют на должном уровне
умениями иноязычного говорения. Было выявлено много причин, влияющих
на успеваемость учащихся, исходящих как от самих учащихся, так и от учителей.
Вследствие этого возникла необходимость организовать специальное
обучение говорению на английском языке учащихся 7-8 классов общеобразовательной
школы.
2. С этой целью была разработана методика, представляющая собой модель активизации
процесса обучения иноязычному говорению. Основной ее идеей является повышение
уровня взаимодействия главных составляющих процесса обучения
(обучающей деятельности учителя, учебно-речевой деятельности учащихся, содержания
обучения говорению). Данная модель реализуется при условии предварительной
подготовки учителя к обучению учащихся иноязычному говорению за счет освоения им
содержания профессиональной подготовки и последующего руководства освоением
учащимися содержания обучения говорению на английском языке.
Концептуальными положениями, лежащими в основе разработанной модели, являются
соотносящиеся между собой: a) принципы активизации обучающей деятельности учителя:
принцип соответствия содержания, приемов, средств, форм обучения говорению учащихся
7-8 классов общеобразовательной школы целям обучения; принцип
проблемного обучения; принцип реализации взаимообучения;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения говорению; принцип
оптимизации речевых действий учащихся; b) принципы активизации учебно-речевой
деятельности учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы:
принцип самостоятельности и самообучения; принцип
реализации познавательных способностей и исследовательской деятельности учащихся;
принцип обогащения речевого опыта. Составляющими модели являются эффективные
методы: «метод кейсов» - метод организации содержания профессиональной подготовки
учителя и содержания обучения иноязычному говорению учащихся и выделенных в них
аспектов: мотивационного, процессуального, результативного, рефлексивного, а также
методы освоения содержаний: «мозговой штурм», дискуссия, проект.
3. С целью обеспечения качественного освоения учителем и учащимися содержания были
разработаны комплексы упражнений-задач, собранных в кейсы. Упражнение-задача
рассматривается как единица обучения учителя и учащихся, которая способствует
постановке перед учителем методических задач, а перед учащимися - речевых.
4. Кейс с упражнениями-задачами для активизации обучающей
деятельности будущих учителей иностранного языка включает четыре группы
упражнений-задач. В первую группу входят упражнения-задачи, способствующие
активизации освоения будущим учителем мотивационного аспекта содержания
профессиональной подготовки и обучающие его: определять программные требования к
уровню владения учащимися 7-8 классов общеобразовательной школы умениями
иноязычного говорения; диагностировать индивидуальные, возрастные особенности,
возможности учащихся; определять цели и задачи уроков; отбирать учебный языковой
и речевой материал.
Вторую группу составляют упражнения-задачи, способствующие активизации
освоения будущими учителями процессуального аспекта содержания профессиональной
подготовки. К ним относятся упражнения-задачи, обучающие учителя рациональному
отбору и организации учебного языкового и речевого материала, данных из содержания
других учебных предметов, упражнений, обучающих учащихся осуществлять
мотивированные, логичные, связные речевые высказывания, активных приемов, средств,
форм обучения говорению.
Третью группу составляют упражнения-задачи, способствующие активизации освоения
будущим учителем результативного аспекта содержания профессиональной подготовки и
обучающие его самостоятельному планированию уроков, самостоятельной разработке и
использованию упражнений, активных приемов, средств, форм обучения говорению,
контрольных тестовых заданий.
В четвертую группу входят упражнения-задачи, способствующие активизации освоения
будущими учителями рефлексивного аспекта содержания профессиональной подготовки,
обучающие учителей контролировать и оценивать собственную обучающую деятельность,
учебно-речевую деятельность учащихся, выявлять эффективность применяемых активных
приемов, средств, форм обучения говорению, языкового и речевого материала.
5. Для обучения учащихся предлагается ряд кейсов по основным изучаемым темам,
каждый из которых включает три группы упражнений-задач: подготовительных, речевых и
контрольных. Первая группа обеспечивает активизацию освоения двух аспектов
содержания обучения говорению: мотивационного и процессуального. В ней предлагаются
упражнения-задачи, направленные на обеспечение учащихся: а) учебно-речевой
ситуацией, содержащей речевую задачу, способствующей вызову коммуникативно-
познавательного мотива говорения и коммуникативного намерения; б) языковыми
и речевыми средствами для осуществления диалогических и
монологических высказываний; в) различными схемами, таблицами, планами,
способствующими обучению учащихся планированию и конструированию высказываний.
Вторая группа (речевых) упражнений-задач, обеспечивает активизацию освоения
результативного аспекта содержания обучения говорению. В данной группе предлагаются
упражнения-задачи, направленные на организацию активных приемов «мозговой штурм»,
дискуссия, проект.
В третью группу входят контрольные упражнения-задачи с тестами, позволяющими
учащимся контролировать и оценивать уровень овладения иноязычным говорением,
языковым и речевым материалом, обеспечивающими освоение рефлексивного аспекта
содержания обучения иноязычному говорению.
6. Проведенное экспериментальное обучение по предлагаемой методике подтвердило
правильность гипотезы исследования. Оно осуществлялось в две серии: в начальной
серии, осуществлялось обучение будущих учителей иностранного языка на
лабораторных занятиях по методике преподавания иностранного языка, в последующей
серии, осуществлялась проверка эффективности обучения иноязычному говорению
учащихся учителями, прошедшими специальную профессиональную подготовку.
Доказательством этого могут служить показатели, достигнутые в овладении учащимися
диалогическими и монологическими умениями иноязычного говорения после
экспериментального обучения. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что
применение предлагаемой методики обучения иноязычному говорению, учитывающей,
что в процессе обучения реализуются два вида деятельности: обучающая (учителя) и
учебно-речевая (учащихся), способствует обеспечению рационального взаимодействия
главных составляющих процесса обучения и позволяет обеспечить качественное обучение
учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы говорению на английском языке.
В настоящей диссертационной работе был исследован один из подходов к решению
проблемы активизации процесса обучения учащихся 7-8 классов общеобразовательной
школы иноязычному говорению за счет повышения эффективности профессиональной
деятельности учителя иностранного языка и учебной деятельности учащихся по
овладению иноязычной речевой деятельностью.
Критический анализ литературы по психологии, психолингвистике, методике и дидактике,
позволил раскрыть сущность активизации процесса обучения иноязычному говорению,
которая заключается в обеспечении рационального взаимодействия главных
составляющих данного процесса (обучающей деятельности учителя, осуществляющей
руководство по обеспечению освоения учащимися содержания обучения иноязычному
говорению, учебно-речевой деятельности учащихся, направленной на освоение
содержания обучения иноязычному говорению, и самого содержания обучения
иноязычному говорению), при котором указанные составляющие оказывают эффективное
развивающее воздействие друг на друга.
С целью достижения активизации процесса обучения иноязычному говорению автором
разработана методика обучения иноязычному говорению, учитывающая, что в процессе
обучения реализуются два вида деятельности: обучающая и учебно-речевая. Данная
методика базируется на идеях коммуникативно-когнитивного подхода к обучению и
осуществляется при условии предварительной подготовки учителя к обучению учащихся
за счет освоения им содержания профессиональной подготовки (в
аспектах: мотивационном, процессуальном, результативном и рефлексивном) и
последующего руководства освоением учащимися содержания обучения иноязычному
говорению (в аспектах: мотивационном, процессуальном, результативном
и рефлексивном). Составляющими разработанной автором методической модели являются
рациональные методы освоения содержания: мозговой штурм», «дискуссия», «проект», а
также «кейсовый метод» организации содержания, освоения содержания и управления
освоением. Концептуальными положениями, лежащими в основе модели, являются
разработанные автором принципы активизации обучающей деятельности учителя и
принципы активизации учебно-речевой деятельности учащихся.
Проведенное теоретическое исследование позволило автору воплотить его идеи в
комплексах упражнений-задач для активизации обучающей деятельности учителя и
учебно-речевой деятельности учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы при
овладении говорением на английском языке. Обучение по разработанным комплексам
прошло экспериментальную проверку.
Экспериментальная проверка разработанных комплексов упражнений-задач, позволяет
говорить
- о возросшем уровне подготовленности будущего учителя к осуществлению
качественного обучения учащихся иноязычному говорению и
владения обучающими умениями: мотивировать учебную работу/ деятельность учащихся;
отбирать и методически организовывать тренировочные упражнения, аутентичный
языковой и речевой материал, наглядные и технические средства, активные формы и
приемы обучения иноязычному говорению; планировать и проводить уроки; осуществлять
контроль и самостоятельную аналитическую деятельность;
- о возросшем уровне сформированности у учащихся умений в иноязычном говорении (в
диалогической и монологической формах), усвоения учащимися языкового и речевого
материала, после того, как обучение осуществил учитель, прошедший профессиональную
подготовку.
Проведенное автором исследование позволяет предложить эффективную методику
обучения иноязычному говорению учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы.
Материалы диссертации, а также выводы, полученные в ходе настоящего исследования,
могут быть использованы в лекционном курсе «Теория и методика обучения иностранным
языкам». Упражнения-задачи, предлагаемые автором в разработанном учебно-
методическом пособии «Сборник упражнений-задач для активизации обучающей
деятельности учителя английского языка», могут быть использованы на лабораторных
занятиях по методике преподавания иностранного языка при обучении студентов
педагогических вузов. Учебное пособие «Сборник упражнений-задач для активизации
учебно-речевой деятельности учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы при
овладении говорением на английском языке» может быть использовано на уроках
английского языка в дополнение к основному учебнику.
Проблематика настоящей диссертационной работы предполагает дальнейшее
исследование вопросов эффективного формирования у учащихся умений в
иноязычном говорении (в диалогической и монологической формах).
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук
Ниязова, Айгуль Есенгельдиевна, 2004 год
1. Абасов З.А. Познавательная активность школьников И Советская педагогика. - 1989.
№7. - С. 40-43.
2. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью: Учебное пособие для
студентов пединститутов по специальности "Иностранный язык". М.: Просвещение, 1988.
— 128 с.
3. Алхазишвили А.А. Психологические основы обучения устной иностранной речи.
Тбилиси: Ганатлеба, 1974. - 160 с.
4. Алхазишвили А.А. Теория и практика обучения устной речи на иностранном языке.
Тбилиси: Ганатлеба, 1984. — 223 с.
5. Аничков И.Е. Общая характеристика активного метода преподавания // Иностранные
языки в школе. 1963. №1. - С. 24-26.
6. Аристова Л.П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1968.- 138 с.
7. Ахутина Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речь,
порождение речевого высказывания // Исследование речевого мышления в
психолингвистике / Отв. ред. Е.Ф. Тарасов. М.: Наука, 1985. - С. 99-116.
8. Аяпова Т.Т. БаВдарламалар. АНылшын, немю жИИне француз тшдер1 5-11 сыныбына.
Алматы, 2000. - 125 с.
9. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). М.:
Педагогика, 1977. - 256 с.
10. Баранов С.П. Сущность процесса обучения: Учебное пособие по спецкурсу для
студентов пединститутов по специальности "Педагогика и методика начального
обучения". М.: Просвещение, 1981. — 143 с.
11. Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы становления
педагогическойкомпетентности учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001.- 132 с.
12. Бим И.JI. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач // Общая
методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. А. А. Леонтьев. М.: Русский
язык, 1991. - С. 99-111.
13. Бим KJI. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и
перспективы. М.: Просвещение, 1988. — 256 с.
14. Вайсбурд M.JI. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на
иностранном языке: Учебное пособие для проведения спецкурса по обучению
иноязычному общению в системе повышения квалификации учителей. Обнинск: Титул,
2001. — 128 с.
15. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при обучении иностранным языкам
// Иностранные языки в школе. 1981. № 2. - С. 41-42.
16. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.:
Высшая школа, 1991. - 207 с.
17. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. А.В.
Петровского. М.: Просвещение, 1973. — 288 с.
18. Выготский JI.C. Мышление и речь (Избранные психологические исследования). М.:
Изд-во НИИ АПН СССР, 1956. - 505 с.
19. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-479 с.
20. Вяткин Л.Г., Олънева А.Б. Развитие познавательной самостоятельности и творческой
активности педагога: Учебное пособие. -Саратов: Научная книга, 2001. 200 с.
21. Галъскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для
учителей. М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
22. Гегечкори JI. Ш. К проблеме интенсификации процесса обучения
взрослых иноязычной речи. Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1975. -299 с.
23. Глухое Б.А., Щукин А.Н. Термины методики преподавания русского языка как
иностранного. М.: Русский язык, 1993. - 370 с.
24. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие. М.: Лабиринт,
2001.-304 с.
25. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-239 с.
26. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960.-300
с.30Данилов М.А., Есипов Б.П.Дидактика. М.: Изд-во НИИ АПН СССР, 1957.-518 с.
27. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика. Искусство овладения
иностранным языком. М.: Педагогика, 1991. — 224 с.
28. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации //
Иностранные языки в школе. 1995. № 4. — С. 3-6.
29. ЪЪЖинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания.
1964. № 6. - С. 26-38.
30. ЪАЖинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. М.: Лабиринт, 1998. - 360 с. 35 .Загвязшскм
В.И. Педагогическое творчество учителя. - М.:1. Педагогика, 1987. 160 с.3б.Загвязшский
В.И. Развитие педагогического творчества учителей. М.: Знание, 1986.-40 с.
31. ЪП.Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном
языке: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. — 159 с.
32. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение,
1991. - 222 с.
33. Ъ9.3имняя И.А. Речевой механизм в схеме порождения речи // Психологические и
психолингвистические проблемы владения и овладения языком: Сб. ст. / Под ред.
А.А. Леонтьева, Т.В. Рябовой. М.: Изд-во МГУ, 1969.-С. 5-13.
34. АА.Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи. М.: Русский язык, 1986.-160 с.
35. Интенсивное обучение иностранным языкам сегодня: Сб. ст. / МГУ им.
М.В. Ломоносова, Центр интенсивного обучения иностранным языкам / Отв. ред.
Г.А.Китайгородская. М.: Изд-во НОЦ "Школа Китайгородской", 1997. - 157 с.
36. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный:
Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1976. — 286 с.
37. Качан И.Т. Самостоятельная работа учащихся старших классов на уроке иностранного
языка: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1977. 15 с.
38. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным
языкам. М.: МГУ, 1986. - 176 с.
39. Колшанский Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностранные
языки в школе. 1985. № 1. - С. 12.
40. Комков И.Ф. Активный метод обучения иностранным языкам в школе. -Минск:
Высшая школа, 1970. 262 с.
41. Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе: Книга для учителя / Сост.
В А Слободчиков. М.: Просвещение, 1986. - 111 с.
42. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории
и практики). Екатеринбург: УГЛУ, 1995. - 84 с.
43. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий. Екатеринбург: УГГГУ, 1999.-147 с.
44. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы
изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. М.: АРКТИ, 2002. - 176 с.
45. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко и др. М.: Политиздат, 1985.-
431 с.
46. Ксенофонтова А.Н. Проблемы речевой деятельности в педагогическом процессе.
Оренбург: ОГПИ, 1995. - 100 с.
47. И.Кузовлев В.П., Лапа Н.М. и др. Английский язык (для 7, 8
классов общеобразовательных учреждений). М.: Просвещение, 2003.- 319 с.
48. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985.-32 с.
49. А.Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961.-
98 с.
50. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей
учащихся // Вопросы психологии. 1984. № 1. - С. 20-26.
51. Пб.Кузовлев В. П. Индивидуализация обучения иноязычной речевой деятельности как
средство созданиякоммуникативной мотивации: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1982.
— 15 с.
52. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления школьников. Л.:
Знание, 1967. - 39 с.
53. JIanudyc Б.А. К теории упражнений по иностранному языку. М.: Высшая школа, 1975. -
84 с.
54. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
55. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М.:
Просвещение, 1982. — 191 с.91 .Лозанов Г. Суггестология и суггестопедия: Автореф. дис. .
док. мед. наук. София, 1970. — 64 с.
56. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
57. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974.
- 240 с.
58. Матюшкин A.M. Психологическая структура и динамика развития познавательной
активности // Вопросы психологии. 1982. № 4. - С. 5-16.
59. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей. М.:
Просвещение, 1977. — 240 с.
60. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.:
Педагогика, 1989. - 224 с.
61. Мильруд Р.П. Основные способы стимулирования речемыслителыюй деятельности II
Иностранные языки в школе. 1996. № 6. -С. 6-12.
62. Мильруд Р.П. Особенности контроля в обучении иноязычному речемышлению //
Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе: Сб. науч. тр. / Сост. В.А.
Слободчиков. М.: Просвещение, 1986. — С. 5-12.
63. Невская В.И. Творческое высказывание на иностранном языке. -Горький: Изд-во
ГПИИЯ, 1974. 180 с.
64. Низамов Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов.
Казань: Изд-во КГУ, 1975. - 301 с.
65. Низамов Р. А. Творческая активность учащихся. Казань: Таткнигиздат, 1971. - 111 с.
66. Никандров Н.Д. Об активизации учебной деятельности // Вестник высшей школы.
1983. №5. - С. 26-31.
67. Никандров Н.Д. Организационные формы и методы обучения в высшей школе //
Проблемы педагогики высшей школы: Материалы к циклу лекций / Под ред. Е.С.
Кузьмина. JL, 1972. - 59 с.
68. Николаева С.Ю. Индивидуализация обучения иностранным языкам. Киев: Выща
школа, 1987. - 140 с.
69. Ниязова А.Е. Сборник упражнений-задач для активизации учебно-речевой
деятельности учащихся 7-8 классовобщеобразовательной школы при овладении
говорением на английском языке. Уральск: Изд-во ЗКГУ им. М.Утемисова, 2004. - 240 с.
70. Ниязова А.Е., Колкова М.К. Сборник упражнений-задач для
активизации обучающей деятельности учителя английского языка. Уральск: Изд-во ЗКГУ
им. М.Утемисова, 2004. - 127 с.
71. Об условиях развития самостоятельности учащихся на уроках: Сб. ст. /, Под ред. Л.П.
Аристовой. Казань: Татарское книжное изд-во, 1960. -140 с.
72. Обучение иностранным языкам: Методическое пособие для преподавателей,
аспирантов и студентов / Отв. ред. М.К. Колкова. СПб.: КАРО, 2003.-320 с.
73. Обучение основам говорения на иностранном языке в средней школе: Межвуз. сб.
науч. тр. / М-во ПросвещенияРСФСР / Отв. ред. О.Г. Вашкова Иркутск: Изд-во ИГПУ,
1985. - 109 с.
74. Обучение устной речи и чтению в средней школе: Межвуз. сб. науч. тр. / ЛГПИ им.
А.И. Герцена / Отв. ред. С.Ф. Шатилов. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1984.-147 с.
75. Обучение устной речи на иностранном языке в средней школе: Методическое письмо /
Сост. Л.С. Андреевская-Левернстерн, О.Э. Михайлова. М.: Учпедгиз, 1959. - 124 с.
76. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. А.А. Леонтьев.
М.: Русский язык, 1991. — 356 с.
77. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка / Под ред. Б.А.
Серебренникова М.: Наука, 1970. — 604 с.
78. Общение и оптимизация совместной деятельности / Г.М. Андреева, Я. Яноушек и др. /
Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987.-301 с.
79. Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащегося // Педагогика. 1998. № 3. - С.
44-45.
80. Очерки методики обучения устной речи на иностранном языке / В.А. Бухбиндер, Н.Л.
Белоцерковская и др. / Под ред. В.А. Бухбиндер. -Киев: Выща школа, 1980. — 246 с.
81. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению (пособие для
учителей иностранного языка). М.: Просвещение, 1985.-208 с.
82. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Русский язык, 1977.
- 214 с.
83. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царъкова В.Б. Учитель иностранного языка: мастерство и
личность. М.: Просвещение, 1993. — 159 с.
84. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Просвещение, 1995. -
637 с.
85. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. И.А. Каиров. М.: Советская энциклопедия,
1965.-201 с.
86. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982. - 255 с.
87. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность (дидактический анализ процесса и
структуры воспроизведения и творчества). М.: Педагогика, 1972.-184 с.
88. Пидкасистый П.И., Коротяев Б.И. Организация деятельности ученика на уроке. М.:
Знание, 1985. - 79 с.
89. Пидкасистый П.И., Коротяев В.И. Самостоятельная деятельность учащихся в
обучении. М.: Из-во МГПИ, 1978. — 77 с.
90. Полат Е.В. Метод проектов на уроке иностранного языка // Иностранные языки в
школе. 2000. № 2. - С. 3-10.
91. Попова Э. И. Обучение монологическому высказыванию учащихся 6-7 классов средней
общеобразовательной школы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1987.-13 с.
92. Пособие по обучению говорению (для подготовительных факультетов вузов) / Сост.
Д.И. Изаренков, Н.Е. Кухаревич. М.: Русский язык, 1982.-205 с.
93. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-
во КГУ, 1989. - 182 с.
94. Практикум по методике преподавания иностранных языков:
95. Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2103
96. Иностранный язык" / К.И. Саломатов, С.Ф. Шатилов, И.П. Андреева и др. / Под ред.
К.И. Саломатова С.Ф. Шатилова. М.: Просвещение, 1985. - 224 с.
97. Проблемы развития умений иноязычной устной речи: Сб. науч. тр. / Владимир, гос.
пед. ин-т им. П.И. Лебедева-Полянского / Отв. ред. П.Б. Гурвич. Владимир: Б. и., 1982. -
185 с.
98. Программы по иностранному языку 1-11 классы общеобразовательных учреждений.
М.: Просвещение, 1994.
99. Профессиограмма учителя иностранного языка: (Рекомендации) / М-во Просвещения
СССР, М-во Просвещения РСФСР, ЛГПИ им. А.И. Герцена / Сост. С.Ф. Шатилов, К.И.
Саломатов, Е.С. Рабунский. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1977-25 с.
100. Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком:
Сб. ст. / Под ред. А.А.Леонтьева, Т.В. Рябовой. М.: Изд-во МГУ, 1969. - 235 с.
101. Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя. Круглый
стол // Вопросы психологии. — 1990. №1. С. 164-167.
102. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. М.: Педагогика-
Пресс, 2001. - 440 с.
103. Психология и педагогика / Сост. А.А. Радугина. М.: Центр, 1997. — 254 с.
104. Психология. Словарь / Сост. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. М.: ООО "Хэлсон",
1998. - 494 с.
105. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1983. - 448 с.
106. Психолого-педагогические аспекты интенсификации учебной деятельности: Сб. ст. /
МГУ им. М.В. Ломоносова, фак. повышения квалификации преп. вузов / Под ред.
А.В. Петровского, Г.А. Китайгородской. -М.: МГУ, 1983.- 122 с.
107. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (на основе
анализа их самостоятельной учебной деятельности). -М.: Педагогика, 1975. 184 с.
108. Развитие творческой активности школьников / A.M. Матюшкин, И.С. Аверин и др. /
Под ред. A.M. Матюшкина. М: Педагогика, 1991. — 155 с.
109. Рахматуллина Р. С. Личность учителя в психологической регуляции педагогической
деятельности на уроке. Уфа: Гилем, 1999. - 123 с.
110. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. - 596 с.
111. Салистра И.Д. К вопросу о системе уроков иностранного языка // Общая методика
обучения иностранным языкам / Сост. А.А. Леонтьев. М.: Русский язык, 1991.- С. 111-112.
112. Саломатов К.И., Шатилов С.Ф. Некоторые теоретические
вопросы методической подготовки студентов педагогического вуза // Иностранные языки в
школе. 1977. № 5. - С. 77-86.
113. Сергиевич О.П., Васильев Б.Я. Роль действий в процессе и
способах усвоения иноязычной речи // Проблемы активного метода обучения
иностранным языкам: Сб. ст. / Отв. ред. И.Ф. Комков. Минск: Вышэйш. школа, 1970. - С.
15-26.
114. Симеонова И. Создание коммуникативной обстановки на уроке иностранного языка
как один из способов интенсификации обучения иностранной устной речи: Автореф. дис. .
канд. пед. наук . М., 1977. 13 с.
115. Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи: Пособие для учителей. Киев: Рад.
Школа, 1983. - 119 с.
116. Скалкин ВЛ. Обучение монологическому высказыванию. Киев: Рад. Школа, 1983.-
119 с.
117. Скалчинская Н.М. Профессионально-направленное обучение устной речи на старших
курсах языкового вуза: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1985. 16 с.
118. Смолкин A.M. Методы активного обучения: Научно-исследовательское пособие. М.:
Высшая школа, 1991. —176 с.
119. Современный философский словарь / Под ред. В.Е Кемерова. -Бишкек: Одиссей; М.,
Екатеринбург: Б. и., 1996. — 602 с.
120. Старков А.П., Диксон P.P., Островский Б.С. Английский язык (3-4 год обучения для 7,
8 классов средней школы). СПб: Специальная литература, 1997. - 346 с.
121. Сухих О.В. Средства обучения иностранным языкам в деятельности учителя и
учащихся. Пятигорск: Изд-воПГЛУ, 2000. — 165 с.
122. Сухобская Г.С. Психологические аспекты проблемного обучения и развитие
познавательной активности взрослых учащихся // Вопросы психологии. 1984. №5. - С. 45-
48.
123. Тамбовкина Т.Ю. Обучение оценочным высказываниям как способ
активизации речемыслительной деятельности учащихся на начальном этапе обучения
немецкому языку: Автореф. дис. . канд. пед. наук М., 1988. — 16с.
124. Творческая направленность деятельности педагога: Сб. науч. тр. /
125. НИИ 00В АПН СССР / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М.: Изд-во НИИ
АПН СССР, 1978. - 102 с.
126. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе /
А.А. Миролюбов, В.В. Краевский, B.C. Цетлин и др. / Под ред. А.Д. Климентенко, А.А.
Миролюбова. М.: Педагогика, 1981. - 456 с.
127. Трубицына О.И. Практические задания по методике преподавания немецкого языка.
СПб.: Изд-во РГПУ, 1997. - 38 с.
128. Унт Н.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. - 192
с.
129. Феофилова В.П. Особенности взаимодействия преподавателя и студентов при
активном методе обучения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1983. 15 с.
130. Философский словарь / Дидье Жюлиа (пер. с фр. Н.В. Андреевой)-М.:
Международные отношения, 2000. 537 с.
131. Философская энциклопедия / Глав. ред. Ф.В. Константинов. М.: Советская
энциклопедия, 1970. - 740 с.
132. Хараш А. У. Цель и объект речевой активности // Планы и модели будущего в речи.
Материалы к обсуждению / Ин-т Психологии им. Д.Н. Узнадзе АПН ГССР. Тбилиси: Изд-
во И-та Психологии, 1970. - С. 41-46.
133. Хелем ТА. Некоторые приемы активизации учебной деятельности учащихся на
уроке // Советская дидактика. 1959. №3. - С. 130-134.
134. Цетлин B.C. Знания, умения, навыки в обучении иностранным языкам // Общая
методика обучения иностранным языкам /Сост. А.А. Леонтьев. М.: Русский язык, 1991. -
С. 38-43.
135. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика,1982. 208 с.
136. Шамова Т.И. Дидактическая система активизации учения школьников // Советская
педагогика. 1979. №3. - С. 11-15.
137. Шамова Т.И. Педагогические основы активизации учения школьников. М.: МГПИ,
1981. - 84 с.
138. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учебное
пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1986.-223 с.
139. Шатилов С.Ф. О создании рациональной методики обучения иностранным языкам в
средней школе // Иностранные языки в школе. 1990. №2. - С. 46-50.
140. Шатилов С.Ф., Хрулева Н.И. Об организации и содержании экспериментально-
опытного обучения немецкому языку в 5 классе на коммуникативно-когнитивной основе //
Иностранные языки в школе 1992. №2.-С. 8-13.
141. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащегося в учебном
процессе: Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
142. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144
с.
143. Якиманская ИС. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.:
Сентябрь, 2000. - 112 с.
144. Якушев М.В. Научно обоснованные критерии анализа и оценки учебника
иностранного языка // Иностранные языки в щколе. 2000. № 1. - С. 16-23.
145. Abbs В., Freebairn I. Blueprint. Intermediate. Madrid, 1993. - 128 p.
146. Altman H. Individualized Foreign Language Instruction I I Individualising the Foreign
Language Classroom: Perspectives for Teachers. -Massachusetts, 1972.-P. 1-17.
147. Brown G., Yule G. Teaching the Spoken Language. N.Y., 1983. - 1621. P
148. Bygate M. Speaking . Oxford, 1993. - 122 p.
149. Canale M. From communicative competence to communicative language pedagogy //
Language and Communication / Edited by J. Richards, R. Schmidt. N.Y., 1983. - P. 2-27.
150. Dobson J. Effective Techniques for English Conversation Groups. -Washington, 1992. 137
p.
151. Doff A. Teach English. A Training Course for Teachers. Glasgow, 1988.-286 p.
152. Evans V., DooleyJ. Enterprise 4. Intermediate. Newbury, 1947. - 184p.
153. Gower R., Walters S. Teaching Practice Handbook. Oxford, 1983. -187 p.
154. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. Harlow, 2001. -370 p.
155. Harmer J. How to Teach English. Harlow, 1998.- 198 p.
156. Harris M., Mower D. World Class. Level 3. Madrid, 1996. - 123 p.
157. Harris M., Mower D. Opportunities. Pre-Intermediate. Madrid, 2000. -128 p.
158. Kurpius W. Developing Teacher Competencies in Interpersonal Transactions // Developing
Teacher Competencies / Edited by J. Weigand. -Englewood Cliffs, 1971. P. 246- 305.
159. Nunan D., Lamb C. The Self-Directed Teacher. Cambridge, 1996.296 p.
160. Littlejohn A., Hicks D. Cambridge English for Schools-3. Melbourne, 1997.- 154 p.
161. Politzer R. Toward Individualization in Foreign Language Teaching // Individualising the
Foreign Language Classroom: Perspectives for Teachers. -Massachusetts, 1972.-P. 53-63.
162. Rivers W., Temperley M. A Practical Guide to the Teaching of English. -N. Y., 1978.-399 p.
163. Swan M., Walter. C. The Cambridge English Course 3. Cambridge, 1993.- 160 p.