Автор: Никифорова Виктория Леонидовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОБУ СОШ №3 р.п. Октябрьский
Населённый пункт: р.п.Чунский
Наименование материала: проектная работа
Тема: "История возникновения спички"
Раздел: полное образование
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя
общеобразовательная школа №3 р.п. Октябрьский
Проект по химии
«Спички»
Выполнил:
обучающийся 7б класса
Мешков Антон
Куратор:
учитель химии
Никифорова Виктория Леонидовна
2016.2017 бный год
ВВЕДЕНИЕ
1.
Направление: «История».
2.
Цель проекта: изучение происхождения, назначения и применения
спичек.
3.
Объект исследования: спички.
4.
Предмет
исследования:
какова
история
возникновения
спичек,
их
типы и применение.
6. Задачи проекта:
- история создания спичек;
- изучить типы спичек;
- исследовать способы их создания;
- смоделировать изделия с использованием спичек;
- сделать выводы по проделанной работе.
7. Методы исследования: изучение специальной литературы, анализ и
обобщение результатов.
8. Гипотеза: я считаю, что каждый ребенок должен знать, что спичка – это
«не только не игрушка», но и предмет, который необходим в нашей жизни,
поэтому желательно каждому знать как она была создана и чем вообще
интересна.
9. Практические результаты:
1. В процессе исследования я узнал историю возникновения спичек.
2. Научился изготавливать спички.
3. Исследование было представлено в классе.
10. Актуальность темы
Спички
в
течение
многих
десятилетий
были
одним
из
важнейших
элементов человеческой жизни, да и сегодня играют не последнюю роль в
нашем повседневном обиходе. Обычно, чиркая спичкой о коробок, мы даже
не
задумываемся
над
тем,
какие
химические
реакции
происходят
в
эту
секунду и сколько изобретательности и сил положили люди, чтобы иметь
такое удобное средство добывания огня. Обыкновенные спички, несомненно,
принадлежат к числу самых удивительных изобретений человеческого ума.
Мне захотелось узнать:
- когда и как возникли спички;
- чем спички опасны;
- чем они интересны;
Поэтому свою исследовательскую работу я посвятил изучению спичек.
Спичка -
палочка
(черенок,
соломка)
из
горючего
материала,
снабжённая на конце зажигательной головкой, служащая для получения
открытого огня.
Первая спичка появилась в начале 9 века. Прежде чем в руках человека
вспыхнула спичка, произошло много событий, каждое из которых внесло
свою лепту на долгом и сложном пути создания спички...
С
незапамятных
времён
огонь
играл
важную
роль
в
развитии
человечества. Древнегреческие философы Платон и его ученик Аристотель
отводили огню особое место. Платон изучал различные природные явления и
передавал свой опыт ученикам во время прогулки по парку среди деревьев,
которые иногда загорались от небесного огня. Представления Платона о мире
сформировались в философскую систему, которая господствовала более двух
тысяч лет. В основе системы мироздания лежали четыре стихии: огонь, вода,
воздух, земля.
Древние учёные рассматривали огонь как некий феномен, но при этом
совершенно исключили его практическое применение.
В греческой мифологии боги ревниво оберегают огонь для себя, они не
торопятся отдать его людям, и более того, всячески этому противостоят.
Могучий Прометей выручает человечество, он похищает огонь с Олимпа и
передаёт его людям.
Первый огонь был добыт человеком примитивным способом - трением
двух
кусочков
дерева,
причём
древесная
пыль
и
опилки
нагревались
настолько сильно, что происходило их самовозгорание.
На смену деревянным палочкам пришло знаменитое огниво. Это очень
простое устройство: куском стали или медным колчеданом ударяли о кремень
тем
-
самым
высекали
искры,
которые
воспламеняли
какое-то
горючее
вещество. Как это не удивительно, но всего лишь чуть более 200 лет назад в
России, да и во всём мире стальное огниво и фитиль были практически
единственными "спичками" человека.
Древние греки и римляне знали ещё один способ добывания огня - при
помощи солнечных лучей, сфокусированных линзой или вогнутым зеркалом.
Великий
древнегреческий
учёный
Архимед
ловко
воспользовался
этим
способом и поджёг, как утверждает легенда, вражеский флот с помощью
громадного зеркала.
После 1700 года было изобретено значительное количество средств для
получения
огня,
наиболее
интересное
из
них
-
зажигательный
аппарат
Дёберайера,
созданный
в
1823
году.
Изобретатель
аппарата
использовал
свойство гремучего газа воспламеняться в присутствии губчатой платины.
Однако это устройство было малопригодным.
Большой шаг вперёд в изготовлении спичек был сделан, когда был
открыт
и
получен
фосфор.
Немецкий
учёный
А.
Ганквитц
догадался
изготовить спички с серным покрытием, зажигающиеся при трении о кусочек
фосфора. Но этот шаг следовало усовершенствовать и сделать спички более
удобными для широкого употребления.
Это
стало
возможным,
когда
знаменитый
французский
химик
К.
Бертолле получил соль хлорат калия KClO3, названную бертолетовой. Его
соотечественник Шансель воспользовался этим открытием и изобрёл в 1805
году так называемые французские зажигательные машины.
Немец Вагеманн использовал в 1806 году изобретение Шанселя, но
добавил
кусочки
асбеста
для
замедления
процесса
горения.
Он
позднее
построил первую фабрику по изготовлению зажигательных устройств.
В 1832 году в Вене появились сухие спички. Их изобрёл Л. Тревани, он
покрыл головку деревянной соломки смесью бертоллетовой соли с серой и
клеем.
И з о б р е т а т е л е м
п е р в ы х
ф о с ф о р н ы х
с п и ч е к
о к а з а л с я
Девятнадцатилетний француз Шарль Сориа.
Долго Шарль держал свое открытие в секрете, но однажды рассказал о
нём своему школьному товарищу. Увидев ярко вспыхнувшую лучину, его
приятель
закричал
на
всю
школу:
"Идите
скорее
сюда,
Сориа
сделал
самозагорающиеся спички!".
Спустя
год
спички
были
вновь
созданы
немецким
химиком
Я.
Каммерером, а в 1836 году - венгром Ирини.
В 1847 г. Шретер открыл красный фосфор (амфорный). Это открытие
использовали шведские ученые и в 1855 году химик Йохан Лундстром. Швед
нанес
красный
фосфор
на
поверхность
наждачной
бумаги
снаружи
небольшой коробочки и добавил тот же самый фосфор в состав головки
спички.
Безопасные
спички
в
этом
же
году
были
представлены
на
Международной выставке в Париже и получили золотую медаль. С этого
момента спичка начала триумфальное шествие по всему миру. Их главная
особенность состояла в том, что они не воспламенялись при трении о любую
твёрдую поверхность. Шведская спичка зажигалась только в том случае, если
её потереть о боковую поверхность коробки, покрытую специальной массой.
Таким
образом,
они
уже
не
приносили
вреда
здоровью
и
легко
зажигались о заранее приготовленную поверхность.
Наконец, в 1889 году Джошуа Пьюси изобрел спичечный коробок,
однако патент на это изобретение был отдан американской компании Diamond
Match Company, которая придумала точно такой же, но с «зажигательной»
поверхностью снаружи (у Пьюси она располагалась внутри коробка).
В Россию фосфорные спички были завезены из Европы в 1836 году и
продавались по рублю серебром за сотню. А первая отечественная фабрика
по производству спичек была построена в Санкт-Петербурге в 1837 году.
Пускай с небольшим опозданием, но все же…
По материалу спичечной палочки спички можно подразделить на
деревянные (изготовленные из мягких пород дерева — осины, липы, тополя,
американской бело сосны и т.п.), картонные и восковые (парафиновые —
изготовленные из хлопчатобумажного жгута, пропитанного парафином).
По методу зажигания - на тёрочные (зажигающиеся при трении о
специальную поверхность - тёрку) и бестёрочные (зажигающиеся при трении
об любую поверхность).
В России наиболее распространёнными являются осиновые тёрочные
спички, составляющие более 99 % выпускаемых спичек. Тёрочные спички
различного типа являются основным массовым видом спичек во всем мире.
Бестёрочные
спички
выпускаются,
в
основном,
в
Англии
и
США
в
ограниченном количестве.
Специальные спички
Помимо обычных (бытовых) спичек изготовляются также специальные:
Штормовые (охотничьи) - горящие на ветру, в сырости и под дождем.
Термические - развивающие при горении более высокую температуру и
дающие при сгорании головки большее количество тепла.
Сигнальные - дающие при горении цветное пламя.
Фотографические -
д а ю щ и е
м г н о в е н н у ю
я р к у ю
в с п ы ш к у,
используемую при фотографировании.
Каминные - на очень длинной палочке, чтобы зажигать камины.
Газовые - чуть более короткие, чтобы зажигать газовые горелки.
Декоративные (подарочные, коллекционные) - ограниченные выпуски
коробков с различными рисунками (подобно почтовым маркам), сами спички
часто
имели
цветную
головку
(розовую,
зелёную).
Выпускались
также
отдельно наборы этикеток размером с коробок.
Хозяйственные - имели, как теперь говорят, «экономичную упаковку».
Спички — это не только средство розжига огня, но и пространство для
творчества,
поэтому
помимо
основного
назначения,
спички
иногда
используются:
-
Вместо
счётных
палочек
для
обучения
детей.
При
этом
головки
спичек срезаются или смываются водой, чтобы не спровоцировать пожар.
- Как условная денежная единица при различных карточных и других
играх.
- Для изготовления спичечных домиков.
- Для жеребьёвки.
- Для различных логических игр, а также игр на аккуратность.
-
Спички,
заточенные
ножом
или
правильно
обломанные,
можно
использовать в качестве зубочисток.
- Спичка, на которую намотана вата, заменяет ватную палочку.
- Спички часто используются как реквизит для фокусов.
- Спичечные коробки используются для хранения мелких предметов.
Например, радиолюбители хранят в них мелкие радиодетали. Иногда
несколько
коробков
склеиваются
так,
чтобы
получилось
хранилище
с
несколькими отделениями в виде миниатюрного комода.
- Коллекционирование спичек, спичечных коробков, этикеток и т. п. —
филумения.
- В играх с детьми.
- Как закладка при чтении книги.
- В пиротехнике.
- Коробок может быть использован как ёмкость для удержания мелких
животных (например, насекомых)
- Для удлинения стержней для ручки.
-
Интересный
факт:
спичка
часто
применяется
как
объект
для
сравнения размера при фотографировании небольших предметов, таких как
современные
радиодетали.
При
этом
предполагается
то,
что
спичку
все
видели, и используется то, что её всегда нетрудно найти для выполнения
фото.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человеческая жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться с ней серьёзно
— смешно. Обращаться несерьёзно — опасно.
Рюноскэ Акутагава
В результате данной исследовательской работы я познакомился с:
1.
историей
создания
спичек
как
источника
тепла,
необходимого
для
поддержания нормальной жизнедеятельности человека;
2.
составом спичек;
3.
видами спичек;
4.
применением спичек;
5.
расширились мои представления о таких простых и знакомых с детства
предметах, как спички;
6.
Я узнал, что спичкам посвящены песни, стихи, картины, сказки (Ганс
Христиан Андерсен «Девочка со спичками»), рассказы (Аркадий и Борис
Стругацкие «Шесть спичек»).
П